Экс-министр сообщения Матисс: мы знаем, кто не подготовил инфраструктуру для поездов

© SputnikНовый электропоезд производства чешского завода Škoda Vagonka в Риге
Новый электропоезд производства чешского завода Škoda Vagonka в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 29.01.2024
Подписаться
Экс-глава Минсообщения считает, что злого умысла в действиях представителей Pasažieru vilciens или Минсообщения при закупке новых электропоездов и вводе их в эксплуатацию не было - скорее всего, это просто халатность
РИГА, 29 янв — Sputnik. Сейчас самое главное – восстановить нормальное движение пассажирских поездов, а виновные в проблемах уже видны. Об основных причинах сложностей с вводом новых поездов в интервью Neatkarīgā рассказал бывший министр сообщения Анрийс Матисс.
- По каким причинам новые поезда не функционируют?
- С самими поездами проблем нет. Проблемы возникли с инфраструктурой – контактной сетью. Возможно, существует проблема с квалификацией работников – они что-то сделать не умеют или делают неправильно. Может, есть и проблемы с самими поездами, но странно, что Эстония заказала шесть таких же поездов, они уже куплены, и в этом году их поставят, они купят еще десять, но не слышно, чтобы возникли подобные долгосрочные проблемы. Возможно, поезда не были полностью проверены, опробованы на нашей инфраструктуре, на сетях, на путях, их слишком рано выпустили для обслуживания пассажиров, не проверив должным образом.
- Может ли быть так, что в спецификации закупки поездов не указано, что в Латвии все еще действуют старые стандарты советских времен и вертикальные системы подачи на линиях электропоездов в соответствии со стандартами EN Латвия не реконструировала?
- Нет, не думаю, что все настолько плохо. В Литве и Эстонии тоже были эти старые стандарты. Тогда бы и там поезда не ходили. Скорее всего, контактная сеть не обновлялась уже 50-60 лет. На отдельных участках она износилась, где-то, возможно, изменились допуски по советским стандартам. Со старыми поездами проще – там есть два ключа, лом и молоток, с помощью которых можно починить поезд, а у новых механизм тонкий, не так-то просто его починить, если что-то не работает. Там нужна точность. Нельзя так просто запустить по старой инфраструктуре новые и современные поезда.
Церемония подписания договора с чешским предприятием Skoda Vagonka и латвийским Pasažieru vilciens - Sputnik Латвия, 1920, 26.01.2024
Когда к перрону приходит старый поезд вместо Škoda, латвийцы встречают его криками "Ура!"
На мой взгляд, основная проблема в том, что АО Pasažieru vilciens сосредоточилось на новых поездах, а не на всем остальном. Платформы – это тоже настоящая стыдоба. Деньги для этого дали несколько лет назад, а строить начали только прошлой осенью. Сейчас люди ходят по недостроенным платформам, поскальзываются и падают на прибитые доски.
Однако основная причина в том, что инфраструктура не адаптирована. Об этом никто не подумал – ни Минсообщения, ни АО Pasažieru vilciens. Им казалось: поставим новые поезда на старые пути, и все заработает. Деньги на все это – и на платформы, и на контактную сеть, и на все прочее – предусматривались из фондов Евросоюза. Но с освоением денег что-то пошло не так. К сожалению, эти проекты не были реализованы.
- Может ли это означать, что деньги растрачены и ничего для восстановления железнодорожной инфраструктуры не сделано?
- Я не думаю, что деньги растрачены. Они просто не освоены. Они потеряны. Условия Евросоюза предусматривали, что их нужно было освоить к ноябрю-декабрю прошлого года.
Деньги на платформы потеряны – из 40 платформ построено примерно шесть или семь. Деньги на новые поезда также поступили из фондов ЕС предыдущего периода. Они тоже наверняка уже утеряны, так как поезда не поставлены и в эксплуатацию не введены. Возможно, деньги уже переведены в другие программы. В результате латвийским налогоплательщикам придется все это оплачивать из госбюджета.
- Виновных в убытках, похоже, не будет – окажется, что ни Минсообщения, ни правление предприятия реальной ответственности не несут. Некоторых чиновников уволят, и на этом все закончится?
- Госсекретаря Минсообщения могли уволить по другим причинам. Мы этого не знаем. Сейчас самое простое – искать виновных. Сейчас это модно - уволить правление. Конечно, правление не смотрело на контактную сеть и ширину колеи, но им следовало взглянуть на общую картину: выполнена ли "домашняя работа" по вводу в эксплуатацию новых поездов.
Ответственности следует требовать от Минсообщения, ведь все эти проекты ЕС находятся под контролем министерства, в том числе включая реконструкцию платформ, контактных сетей и всей остальной инфраструктуры. Конечно же, ответственность лежит и на правлении АО Pasažieru vilciens, которое выполняет ежедневную работу. Правление не должно каждый день проверять, все ли работает. Правление предприятий выполняет повседневную работу. Но министерство и правление должны были это видеть и знать. Будет трудно ввести современные поезда, пока все остальное не будет приведено в порядок.
В Эстонии тоже вначале были проблемы, но их быстро устранили, и на начало 2022 года ходили 99,97% поездов. В течение года отмененных рейсов было очень мало. А в Латвии каждый день какой-то рейс отменяют, иногда даже несколько. Поезд, который провозглашен основой транспортной системы, самым безопасным видом транспорта в снег и дождь, теперь, к сожалению, доверие потерял. В других странах поезд по-прежнему остается самым стабильным способом передвижения. Многие, например, в Рижском регионе хотели бы поехать на работу на поезде, а не на личном автомобиле. Но на поезд уже нельзя полагаться – он может внезапно остановиться. Бесполезной стала и система оповещения. Какая бабушка будет читать в "Твиттере", пойдет поезд или нет?
Это же полный абсурд. Не отрицаю, что у поездов могут быть технические проблемы, но самое страшное то, что не выполнена "домашняя работа", которую должны были проделать министерство сообщения, АО Pasažieru vilciens и ГАО Latvijas dzelzceļš.
- Кто из бывших министров транспорта должен нести за это наибольшую ответственность?
- Закупки проводились и в основном организовывались, когда Минсообщения руководил Талис Линкайтис. Многие тогда приезжали на завод фотографироваться и радовались, какие красивые поезда строятся. Всю домашнюю работу, инфраструктурные проекты, нужно было выполнить во время предыдущего созыва парламента и полномочий Линкайтиса.
Эстонский дизельный поезд швейцарской компании Stadler и латвийский дизель производства RVR - Sputnik Латвия, 1920, 15.01.2024
Vivi отказалась выпускать на линии старые электрички вместо сломавшихся Škoda
Больше внимания уделялось поездам и их внешнему виду, меньше – задачам, которые нужно выполнить дома. Не было бы счастья, да несчастье помогло – если бы не военные действия России на Украине, новые поезда были бы поставлены на два года раньше, а за это время вообще ничего бы не было сделано. Нельзя сосредоточиться только на чем-то одном, нужно посмотреть, будет ли работать этот подвижной состав. Прежде всего, необходимо было построить новые, современные платформы, привести в порядок контактные сети на нужных участках, заменить их. Деньги на все это были.
- Если бы вы сейчас были министром сообщения, как бы вы действовали, чтобы выйти из этого кризиса?
- Во-первых, нужно возобновить движение поездов. Если новые поезда не могут работать с этой инфраструктурой, нужно вернуть старые, чтобы люди могли добираться на работу, в медицинские учреждения и так далее.
Во-вторых, провести точные замеры инфраструктуры контактных сетей, напряжения, платформ и начать эксплуатацию новых поездов только тогда, когда все будет в порядке.
Прозвучал весьма забавный аргумент – провода леденеют. А что, разве при старых поездах они льдом не покрывались? У нас что – не было зимы? Старые поезда ходили 50 лет, и такого, чтобы они зимой останавливались, не было. Конечно, если во время грозы падающие деревья разорвали сеть, — это другое дело.
А еще в сети появилось объявление о том, что "из-за сильного снегопада поезда могут задерживаться". Зимой в Латвии снег идет всегда. Тогда почему старые поезда не опаздывали?
- Не следует ли все же привлечь к ответственности Талиса Линкайтиса и правление АО Pasažieru vilciens?
- Наверное, эту ответственность с них потребуют, может быть, даже иск о возмещении ущерба. Но самое смешное, что штраф в 500 евро в день несоразмерен сумме этого контракта. Во-первых, контракт отложен на два года и стоит 257 миллионов. Если эти поезда не ходят, должен быть соответствующий штраф, а не всего лишь 500 евро в день.
Во-вторых, необходимо добиваться ответственности должностных лиц, допустивших данные ошибки, в том числе и, возможно, неверные данные в спецификации о том, что подключение к контактной сети составляет не пять или десять сантиметров, как это предусмотрено стандартом, а полметра. Надо проанализировать и другие вопросы – кто курировал контракт, кто – технические моменты. Соответственно, следует поинтересоваться в технической инспекции железной дороги, почему она пустила в эксплуатацию и передала для пассажирских перевозок неработающие поезда, которые при -20 градусах могут остановиться посреди леса. Кто это допустил? Это не входит в обязанности министерства, этим занимается специальная инспекция. А еще есть другие вопросы, о которых никто не говорит, например, сигнализация и безопасность движения. Пару лет назад разразился скандал по поводу того, что в этих поездах установлены системы связи российского производства, обеспечивающие эту безопасность. Вопрос: а как они работают? Одно дело – сидеть в поезде в лесу, но могут случиться и гораздо более серьезные аварии.
Требуется комплексная оценка. Аудит – это хорошо, но он займет несколько месяцев. А пассажиры ждут, когда будет восстановлено движение поездов!
- Кто должен проводить это расследование – правоохранительные органы, специальная комиссия, утвержденная министерством?
- Министерство же не может само себя расследовать. Это могут быть какие-то специалисты правоохранительных органов, эксперты, может быть, приглашенные технические эксперты из других стран ЕС.
Затем правоохранительные органы смогут оценить ответственность каждого отдельного должностного лица. Напомним, что одно правление АО Pasažieru vilciens уже осуждено за закупку, приговор вступил в законную силу. Также следует оценить неосвоенные деньги ЕС, что приводит к потерям государственного бюджета.
- Есть ли основания подозревать злонамеренные действия или бездействие?
- Не думаю. Это, скорее, связано с незнанием, халатностью, неисполнением своих обязанностей на всех уровнях. Не думаю, что там может быть что-то вредоносное. И не верю, что поставщик – Škoda Vagonka – пошел на какой-то злой умысел, это все же серьезная компания.
Лента новостей
0