Латвия начала строить Rail Baltica не с того конца: ЕС не даст больше денег

© Sputnik / Sergey MelkonovРекламный флаг Rail Baltica
Рекламный флаг Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 19.03.2024
Подписаться
До 2030 года на деньги европейских налогоплательщиков должна быть построена основная железнодорожная линия Rail Baltica, но на другие пожелания Латвии Европа денег не даст, заявил депутат Европарламента Андрис Америкс
РИГА, 19 мар — Sputnik. Проект Rail Baltica, как горячую картошку, перебрасывают из одного кабинета в другой, его обсуждают в СМИ, но, как подчеркивает Америкс, политики не хотят говорить о самом главном. "Могу с полной ответственностью сказать, что ни на этот, ни на некоторые другие проекты аналогичного масштаба в Европе дополнительных денег не будет", — сказал политик.
Политик напомнил, что Rail Baltica – не единственный проект, застрявший из-за высокой стоимости. Незакончен горный тоннель, мост через ущелье и другие важные проекты по всей Европе, и всем приходится учитывать, что денег может не хватить. Америкс считает: если министр сообщения не справится, кому-то в Латвии, например, премьер-министру придется взять на себя ответственность и признать, что реализовать все фантазии не удастся.
"Я думаю, что была допущена большая ошибка. Я не знаю, кто в этом виноват, предыдущее правительство или кто-то другой, но на данный момент мы не думаем о строительстве главной линии, мы говорим о той части, которая идет у железнодорожного вокзала, к аэропорту, что-то там копаемся в Пардаугаве. Что об этом говорит Еврокомиссия, в заседаниях которой принимаю участие и я? Налогоплательщики готовы заплатить 12 миллиардов евро за строительство железной дороги, соединяющей страны Балтии с Европой. Это важно. Чтобы обеспечить как гражданскую, так и военную мобильность", — сказал Америкс.
При этом планы, которые не относятся к основной линии, на европейское финансирование могут не рассчитывать. "Поймите, если вы пойдете куда-нибудь пообедать, вы сможете заказать дорогое вино или выпить воды. А мы хотим выпить самое дорогое шампанское — чтобы Rail Baltica пресекала Ригу, чтобы можно было доехать до аэропорта и обратно. Этот счет никто нам не оплатит. Мы начали с другого конца – начали строить железнодорожный вокзал в Риге, денег хватит на три опоры моста, и – все.
Такая же проблема существует и в Литве, где трасса ведет через Каунас, а еще есть некий аппендикс, соединяющий Каунас с Вильнюсом. А правильнее было бы построить основную трассу, а затем уже добавлять излишества", — сказал евродепутат.
Америкс подчеркнул, что Rail Baltica является вопросом национальной безопасности, и важно, что в случае необходимости ее можно использовать и для оказания военной помощи, но и с этой точки зрения путь к аэропорту не приоритет. "В Брюсселе говорят, что приоритетом является завершение строительства к 2031 году. Мы не против, если вы потом построите что-то дополнительно, но за это придется платить из своего кармана", — отметил он.
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 01.03.2024
Шлесерс: Rail Baltica обанкротит Латвию, от проекта надо отказаться
Проект Rail Baltica предусматривает создание железнодорожной линии европейского стандарта колеи от Таллина до литовско-польской границы, чтобы страны Балтии могли быть связаны с другими европейскими странами по железной дороге с максимальной скоростью движения поездов 240 километров в час.
Rail Baltica включена в Европейскую транспортную сеть (TEN-T), транспортные коридоры которой должны быть введены в эксплуатацию к 2030 году, и страны, в которых реализуются проекты TEN-T, взяли на себя такие обязательства. В то же время ясно, что для завершения проекта до 2030 года предусмотренного в настоящее время финансирования не хватит.
Изначально стоимость строительства латвийского участка Rail Baltica оценивалась примерно в 2 млрд евро. Прошлой осенью уже появились новые данные: железнодорожный проект может стоить в четыре раза дороже – уже около 8 млрд. При этом Rail Baltica запаздывает по многим позициям: и с проектированием, и с отчуждением земли, и с разработкой строительных проектов.
Рижский участок магистрали, проходящий через Центральный железнодорожный вокзал и рижский аэропорт, в настоящее время является наиболее сложным в том числе с точки зрения времени, поскольку расторгнут договор с его проектировщиком, испанской компанией IDOM, а это может задержать строительство еще на два года.
На этом фоне руководство совместного предприятия стран Балтии RB Rail разрабатывает различные сценарии, какие участки проекта можно вычеркнуть на первом этапе реализации. В ходе дискуссии предлагаются варианты, согласно которым к 2030 году будет построена только линия, которая со стороны Эстонии через Саласпилс уходит на Иецаву и дальше в Литву. А соединение с Ригой предлагается создавать уже потом — за счет отдельной железной дороги. Практически все эти сценарии предусматривают отказ от строительства нового железнодорожного моста в Риге.
Лента новостей
0