Как повлияет на Латвию полный разрыв экономических связей с РФ

© Sputnik / Sergey MelkonovПустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию
Пустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию - Sputnik Латвия, 1920, 24.03.2024
Подписаться
Перспектива запрета транзита с Россией и Беларусью вызывает опасения, что это негативно скажется на сборе налогов и показателях безработицы
РИГА, 24 мар — Sputnik. Политики осторожно относятся к жестким решениям в транзитной сфере и надеются на действенность санкций ЕС. Экономисты же говорят, что в последние годы влияние России на латвийскую экономику идет на спад, сообщает Латвийское радио.
Российское зерно в Лиепайском порту - Sputnik Латвия, 1920, 31.01.2024
Латвия не запретит транзит зерна из РФ
В последнее время все чаще слышатся призывы общественности к политикам быстрее принять решения, которые положат конец любым бизнес-отношениям с Россией, отсечь сделки как ножом, в том числе — запретить грузоперевозки. Но каков вклад этого еще сохраняющегося сотрудничества в экономику Латвии? Экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш указал, что влияние России на нее снижается. Если в 2015 году по железной дороге перевозилось 50 млн тонн грузов в Россию, то в прошлом году — лишь 15 млн тонн. И в текущем году объемы продолжают сокращаться:
"Сейчас внутренний валовой продукт Латвии будет выше 40 млрд евро, бюджет у нас 15-16 миллиардов, и вклад сотрудничества с Россией в экономику — порядка 400-600 миллионов, сейчас менее 2% ВВП. С одной стороны, это большое число, с другой — если мы разложим по последним показателям, не так уж много".
Данные Банка Латвии тоже показывают, что за семь лет, до 2021 года, транзит между РФ с Беларусью и странами Балтии упал на 60%. Тенденция не меняется: так, только за последний год объем грузоперевалки в Вентспилсском порту упал на треть.
Мартиньш Аболиньш считает, что запрет транзита станет политическим решением. Бизнес с РФ сокращается год от года, он уже не долгосрочный, нужно переориентироваться на другие рынки. У всего, по словам экономиста, есть своя цена — ситуация на Украине уже отразилась в формате инфляции, но, по его словам, стоит надеяться, что не обойдется дорого в других форматах, и есть еще вопрос безопасности, пояснил он.
Как отрыв деловых связей с Россией отразится на занятости? В Латвии трудоустроено порядка 800 тысяч человек, и такое решение скажется на 20 тысячах, считает Аболиньш. В том числе в отрасли транзита, железнодорожных перевозок и ряде других сфер.
Контейнерный терминал в Рижском порту - Sputnik Латвия, 1920, 31.10.2023
Транзит
Теперь подсчитайте, сколько это стоило: транзит украинского зерна не спасет порты Латвии
Безработица вырастет, это будет болезненно — но в других отраслях не хватает рабочих рук, поэтому, возможно, людям не слишком трудно будет найти другие рабочие места. Но остается вопрос, будут ли находиться эти новые безработные в тех регионах, где ощущается дефицит рабочей силы. Второй вопрос — о квалификации и зарплатах.
Министр благосостояния Улдис Аугулис (СЗК) признал, что подсчетов возможных убытков от закрытия транзита пока нет:

"Можем ли мы сами в одиночку их обобщить — тот еще вопрос. Скорее всего, это возможно сделать вместе со Службой госдоходов, Минэкономики, всем нужно оценивать все вместе, на каждую отрасль есть влияние. Я не ясновидящий, который пытается угадать, сколько это может быть".

Ранее в интервью Латвийскому радио министр признал, что ему неизвестно, сколько людей занято в транзитной отрасли. Но в любом случае, по его мнению, хуже будет, если Латвия будет действовать несогласованно с ЕС. Если же запрет будет-таки введен — потребуется переходный период, время для переориентации на другие рынки:
"Будет единственная возможность — это получить поддержку, чтобы предприниматели здесь продолжили работать, чтобы трудоустраивали наше население, чтобы у нашего государства были доходы".
Аугулис считает, что необходимо участие ЕС в решении этого вопроса.
Нужно взвесить, и что будет с налоговыми поступлениями, если окажутся приняты столь жесткие решения. Министр финансов Арвилс Ашераденс ("Новое Единство") уже выразил опасения, будут ли налоговые сборы выполнены в запланированном размере, инфляция ведь снижается. Минфин уже подготовил сниженный прогноз экономического роста: вместо ожидавшихся ранее 2,4% ВВП увеличится на 1,4%. В условиях, когда экономика приближается к дефляции, если транзит остановится — можно оказаться в больших минусах, опасаются в министерстве.
Лента новостей
0