Терминал СПГ Independence в Клайпеде (Литва), 24 октября 2014 г.

Литва пока не знает, что делать дальше со своим СПГ-терминалом

40360
(обновлено 14:45 30.03.2018)
Консалтинговая компания Poyry Management Consulting подготовила первичный анализ перспектив судна-хранилища СПГ, который показал, что Литве судно потребуется и после 2024 года, когда завершится договор аренды с норвежской Hoegh LNG

РИГА, 28 мар — Sputnik. Иностранные эксперты, исследовав рынок СПГ в Балтии, пришли к выводу, что Литве и после 2024 года понадобится СПГ-терминал в Клайпеде, и представили три альтернативных варианта действий: выкупить судно или арендовать еще на 10 или на 20 лет, однако решения пока не принято, передает l24.lt.

Неофициальные источники утверждают, что судно, скорее всего, будет выкуплено, однако официально правительство пока не раскрывает, какой путь изберет.

"Пока преждевременно комментировать, подтверждать, что выкупим, пока нет решения. Решение правительства должно быть принято в этом году… Да, есть три варианта", — заявил премьер Литвы Саулюс Сквернялис.

В свою очередь, министр энергетики Жигимантас Вайчюнас заявил, что вскоре планируется подготовить план того, как этот вопрос будет представлен правительству.

За аренду судна-газохранилища контролируемое государством предприятие Klaipedos nafta платит ежегодно примерно по 60 миллионов евро. Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось.

После этого Литва предложила Латвии и Эстонии заключить соглашение, охватывающее объекты во всех трех странах — плавучий терминал СПГ в Клайпеде, будущий эстонский терминал для перевалки сжиженного газа и газохранилище в Инчукалнсе, — и совместно добиваться финансирования от Евросоюза.

Однако в конце лета 2017 года правительство Латвии решило запросить дополнительные данные по соглашению, что в Литве расценили как негативную реакцию и затягивание процесса. Советник премьера Литвы по внешней политике Дейвидас Матуленис после этого заявил, что Литва попробует договориться только с Эстонией по соглашению об общем рынке СПГ. Однако эстонский премьер Юри Ратас еще в июне заявлял, что арендованный Литвой для порта Клайпеда плавучий терминал — это "быстрое решение", которое было принято для диверсификации поставок газа, и напомнил, что согласно заказанному Еврокомиссией исследованию наилучшим местом расположения регионального терминала СПГ является побережье Финского залива. Финляндия отказалась от его строительства, поэтому альтернативой являются эстонские Мууга или Палдиски.

В итоге ни Латвия, ни Литва, ни Эстония не получили денег от Евросоюза на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ, и все бремя по содержанию терминала лежит на Литве. Все потребители газа в 2017 году заплатили около 88,5 миллиона евро налога на содержание терминала.

Литва ищет способы сокращения расходов на содержание терминала СПГ на фоне сокращения потребления газа в стране и роста груза по содержанию терминала, особенно это касается крупнейших потребителей, таких, например, как завод удобрений Achema.

Ранее Sputnik Латвия сообщал, что с целью минимизации затрат на содержание терминала Литва даже продает часть объемов СПГ не литовским или латвийским потребителям, а Великобритании, пользуясь скачками цен на рынке.

40360
Теги:
терминал СПГ в Клайпеде, СПГ, газ, Саулюс Сквернялис, Литва, Энергетические ресурсы, Энергетика, Энергетический рынок
По теме
Экс-посол: Литва обманула Латвию по поводу терминала СПГ
Российский "Газпром" "задавил" СПГ в Литве
Еврокомиссия отказалась спонсировать СПГ-проекты в Балтии
Австрия отказывается менять российский газ на СПГ из США по желанию ЕК
Комментарии
Загрузка...