Сбор голубики

Выживет ли экономика Эстонии без гастарбайтеров

365
(обновлено 09:49 07.04.2020)
Сельское хозяйство, строительство и металлургическая промышленность Эстонии волнуются не только из-за коронавируса, но и из-за связанной с ним грядущей потери иностранных рабочих

РИГА, 6 апр — Sputnik. Решение правительства Эстонии остановить прием иностранной рабочей силы и отправить на родину оставшихся без работы гастарбайтеров беспокоит предпринимателей, которые опасаются, что отсутствие квалифицированных рабочих и сезонных работников еще больше усугубит экономический кризис в стране, пишет Postimees.

"Когда у украинцев кончится регистрация для кратковременной работы и они будут вынуждены уехать, мы окажемся в большой беде. Ни одного быстрого решения не видно", - говорит член правления сельскохозяйственного предприятия Väätsa Agro Ленно Линк.

Сейчас на предприятии работают четырнадцать украинцев. У шестерых из них регистрация для краткосрочной работы закончится в ближайшие четыре месяца. Предприятие рассчитывало, что в ближайшее время к ним присоединятся еще двое работников, но те не попали в Эстонию из-за введенного в конце марта чрезвычайного положения.

Когда рабочих рук станет меньше, у фермы, которая за год нанимает примерно сто сезонных рабочих, возникнет проблема: кто и как быстро заполнит рабочие места.

"У нас неделю висело объявление о поиске работников на животноводческую ферму, и по нему был один звонок – это была Касса по безработице, которая интересовалась, как у нас дела с поиском работников", - рассказывает Линк.

Из-за пандемии в Эстонии выросло количество безработных: если в конце февраля в стране были зарегистрированы 36 тысяч 681 безработный, то в конце марта – уже 40 тысяч 910. Понятно, что возникает вопрос - почему не предложить работу местным жителям? По словам Линка, этому мешают три обстоятельства: пособие по безработице по крайней мере пару месяцев будет держать людей вне рынка труда, уровень зарплат в деревне не привлекает горожан, а вскоре сельскохозяйственным предприятиям придется еще снизить зарплаты, чтобы сократить расходы.

По подсчетам Палаты сельского хозяйства и торговли, для начавшихся в апреле весенних работ фермам понадобится около 2 тысяч иностранных сезонных рабочих. С Палатой связались 75 фирм, на которых должны были приступить к работе около 400 преимущественно украинских работников. Еще до начала мая на этих фермах закончится разрешение на работу почти у ста человек.

Пострадают также строительство и промышленность, которые в последние три месяца подали больше всего ходатайств о регистрации краткосрочной иностранной рабочей силы. Сейчас в строительстве насчитывается примерно 3,5—5 тысяч гастарбайтеров или примерно 10—15% от всех строительных рабочих. Изменения могут серьезно затронуть 300—500 строительных фирм, сказал председатель правления Союза строительных предприятий Каупо Колсар.

По его словам, оставшийся без работы работник гостиницы или ресторана не сможет заменить, к примеру, квалифицированного сварщика, поэтому план правительства заполнить освободившиеся после гастарбайтеров места жителями Эстонии в строительном секторе не сработает.

Машиностроительная и металлургическая промышленности, составляющие большую часть эстонской обрабатывающей промышленности, не привлекательны для эстонцев в плане карьеры. Многие обученные в Эстонии специалисты уехали работать в Скандинавию, и почти 30% работников в секторе – иностранцы.

"Многие руководители вложились и стали искать эстонцев на работу, но пришли к результату, что их можно разве что перекупить у другой фирмы", - рассказывает исполнительный директор Союза машиностроительных предприятий Трийн Плоомпуу.

По ее словам, сохранение промышленности должно иметь ключевое значение.

"Когда кризис кончится, будет важно, какой будет стартовая позиция при начале выполнения новых заказов. Без квалифицированной рабочей силы не обойтись. Если правительство до сих пор не интересовалось тем, как идут дела у машинностроительной промышленности, то с помощью одних только лозунгов невозможно управлять предприятиями, занятыми в глобальном бизнесе", - сказала Плоомпуу.

365
Теги:
Эстония
Тема:
Коронавирус наступает (815)
По теме
Украинские гастарбайтеры меняют страны Балтии на более привлекательные
Латвийские "гастарбайтеры" не могут попасть на работу в Эстонии
Оставшиеся в Финляндии эстонцы работают по 12 часов в день
Коров доить надо: в Эстонии просят пустить гастарбайтеров на поля
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий

Уломали: Польша откроет границы со странами Балтии

154
(обновлено 14:15 05.06.2020)
Премьер-министру Литвы удалось добиться большего, чем троим главам МИД стран Балтии, - Польша согласилась распахнуть свои границы

РИГА, 5 июн – Sputnik. Страны Балтии и Польша восстановят свободное перемещение для граждан на следующей неделе, сообщает Sputnik Литва.

Как рассказал на своей странице в Facebook премьер Литвы Саулюс Сквернялис, сегодня он провел переговоры по видеосвязи со своим польским коллегой Матеушем Моравецким. Глава литовского правительства заявил, что есть две важные и хорошие новости.

"Во-первых, мы договорились восстановить свободное передвижение людей между странами Балтии и Польшей на следующей неделе. Это в срочном порядке будет согласовано ответственными министерствами государств", - написал он.

Вторая новость, по словам Сквернялиса, заключается в том, что Моравецкий подтвердил поддержку Польшей позиции Литвы в отношении закупок электроэнергии с БелАЭС (Литва, напомним, выступает категорически против как самой АЭС, так и закупок у нее).

В начале этой недели министры иностранных дел Литвы, Латвии, Эстонии и Польши обсуждали возможность открытия границ на встрече в Таллине, однако тогда глава польского внешнеполитического ведомства Яцек Чапутович не поддержал предложение своих балтийских коллег. При этом дипломат не исключил, что в течение некоторого времени может быть принято решение об открытии границ для туристов.

Сами страны Балтии еще в середине мая разрешили свободное перемещение для своих граждан, свободный въезд разрешен также европейцам, в странах которых уровень заражения не превышает 15 случаев на 100 тысяч человек. Польша в этот список входит.

 

154
Теги:
Матеуш Моравецкий, Саулюс Сквернялис, Польша, Литва
По теме
Носович объяснил, почему Балтия торопит Польшу и Финляндию открыть границы
Польшу хотят присоединить к "балтийскому пузырю"
Страны Балтии не убедили Польшу распахнуть для них границы
Эксперт объяснила отказ Польши открыть границы для жителей Балтии
Таллинский порт

Жителям Таллина предложат пересесть на морское такси

53
(обновлено 11:39 05.06.2020)
В хорошую погоду можно будет путешествовать между несколькими районами Таллина морем, но в дождь и шторм поездки не состоятся

РИГА, 5 июн — Sputnik. Несколько прибрежных районов эстонской столицы предложено соединить с помощью морского такси, сообщает EER.

Начиная с субботы, 6 июня, судно Gundel будет ходить между портом Пирита, Таллинским пассажирским портом и Летной гаванью. На автомобиле без пробок этот путь по берегу Таллинского залива можно проехать примерно за двадцать минут.

Сначала поездки будут совершаться по субботам и воскресеньям два раза в день в обоих направлениях. Если будет спрос, количество рейсов увеличат. В дождливую и штормовую погоду поездки не состоятся.

Капитан судна Марко Албоя сказал в интервью в эфире передачи "Утро доброе!" на Радио 4, что в хорошую погоду из Летной гавани до Пирита на морском такси можно добраться за 10-15 минут.

"Во второй половине лета мы хотим предложить людям отказаться от машин и добираться до работы по морю. Рано утром будем отправляться из Пирита в город и вечером обратно. Люди смогут взять с собой велосипед или доехать до Пирита на электросамокатах", - сказал капитан Албоя.

В Риге также неоднократно обсуждалась возможность создания водного такси, которое соединило бы микрорайон Болдерая с центром города.

На фоне пандемии жители европейских городов пересели на велосипеды и электроскутеры, чтобы не пользоваться общественным транспортом, однако эксперты предупреждают, что это ненадолго, и скоро на дороги вернутся автомобили, а вместе с ними - и пробки.

53
Теги:
Таллин, Эстония
По теме
Главный архитектор Риги предлагает пересесть на водный транспорт
Рижская дума согласна пересадить горожан на лодки и катера
Водный транспорт в Риге - роскошь или необходимость
Частная компания готова запустить паром от Болдераи до Вантового моста

За углем из Прибалтики уведут удобрения: новый терминал в Усть-Луге заработает в июне

27
(обновлено 16:06 05.06.2020)
Новый терминал "Ультрамар" уже в этом году планирует перевалить 3-4 миллиона тонн сыпучих грузов, с весны 2021-го пропускная его способность вырастет до 12 миллионов тонн в год

РИГА, 5 июн – Sputnik. Новый промышленно–логистический комплекс "Ультрамар" в конце июня примет первые составы с удобрениями, в июле ожидается погрузка первого судна, рассказал директор по развитию компании Виктор Гешеле порталу dp.ru.

"Золотой рельс” к системе РЖД проложили в мае. С 26 по 29 июня придут первые составы с удобрениями. (…) Проект в активной фазе реализации: продолжается строительство складов для накопления судовых партий минеральных удобрений. Также ждем партию контейнеров из Китая, в которых будут накапливаться сыпучие грузы", – рассказал Гешеле.

По его словам, отгрузка первой партии груза на судно запланирована на июль. "Рассчитываем за год отправить 3–4 миллиона тонн сыпучих грузов. В полную силу терминал заработает с весны 2021–го, пропускная способность вырастет до 12 миллионов тонн в год", – сообщил о планах Гешеле.

Он отметил, что пандемия внесла корректировки в строительство, но не изменила его сроки. "Теплая зима повлияла сильнее: из–за отсутствия льда сместились сроки строительства причальной стенки. Сейчас стройка вернулась в график", – сказал он.

Общие инвестиции оценивают более чем в 30 миллиардов рублей. Из них 80% — кредитные вложения Сбербанка, остальные 20% — собственные средства учредителей ООО "Ультрамар".

Контракты с будущими грузоотправителями "Ультрамар" подписал в этом году на Петербургском экономическом форуме. В их числе "ФосАгро" с объемом перевалки 5-6 миллионов тонн в год, "Уралхим" – 2–2,5 миллиона тонн, "Акрон" – 1,2–1,5 миллиона тонн. С "Уралкалием" подписан меморандум на 3 миллиона тонн.

Помимо удобрений, в Вистинском планируется переваливать и другие виды грузов, "Ультрамар" подписал соглашение с горно-металлургическим холдингом "Металлоинвест" о строительстве специализированного терминала по перевалке железорудных окатышей и горячебрикетированного железа. Это те объемы, которые компания переводит из Клайпеды и украинского порта Южный.

По оценкам компании "Ультрамар", вложения в проект окупятся в течение пяти-шести лет.

Будущий тариф на перевалку для грузовладельцев в компании "Ультрамар" не называют, но обещают, что он окажется ниже, чем в портах Прибалтики.

27
Теги:
грузоперевозки, Россия
По теме
В РФ готовятся изменить закон: "Уралхиму" и "Уралкалию" будет удобнее уйти из Латвии
Тарифы ниже, чем в Прибалтике: Усть-Луга готовится забрать 5 млн тонн удобрений
Удобрения разрешат хранить у моря: на российской Балтике хотят грузы из Латвии
У РФ была задача вести жесткую борьбу с Прибалтикой: как изменились грузопотоки