Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Удовицкий: Латвия оказалась перед угрозой полной потери транзита российского угля

© Sputnik / Sergey MelkonovПеревалка угля в Рижском порту
Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
Подписаться
Бизнесмен Игорь Удовицкий стращает Литву примером Латвии, которая потеряла большую часть транзита российского угля из-за снижения цен

РИГА, 28 апр — Sputnik. Латвия оказалась перед угрозой полной потери транзита российского угля из-за снижения цен на него в Европе и транзитного грузопотока вообще. Литовский порт Клайпеда, в отличие от соседей, обеспечивает транзит белорусских удобрений, поэтому ситуация в секторе стабильная, написал бизнесмен Игорь Удовицкий.

"Цена на российский энергетический уголь в Европе (FOB Рига) упала до $44,17 за тонну. Это ниже уровня безубыточности большинства российских угольных компаний с учетом стоимости доставки угля до Риги. Латвия оказалась перед угрозой полной потери российского угольного транзита и, как следствие, перед перспективой практически полной потери транзитного грузопотока вообще. Что это для Латвии? Потеря тысяч рабочих мест в портах Риги и Вентспилса, а также на латвийской железной дороге, недополучение огромных средств в бюджет..." – написал он на своей странице в Facebook.

Он отметил, что Литва, в отличие от Латвии, обеспечена белорусским калийным транзитом, благодаря которому стабильно "получает сотни миллионов евро вливаний в экономику".

Удовицкий на протяжении нескольких лет находится в противостоянии с литовскими властями, которые, по его мнению, воздействуют на свободный рынок и мешают конкуренции путем оказания содействия оператору-монополисту LG Cargo. Контролируемая им компания Gargzdu gelezinkelis, которая оказывает услуги маневрирования в Клайпедском порту и несколько лет не может получить разрешения на перевозку грузов по Литве, подала три жалобы на литовские ведомства в Еврокомиссию.

В самой Литве подконтрольное Удовицкому предприятие Biriu kroviniu terminalas (BKT) судится с государством по поводу предусмотренных для компании ограничений на расширение в Клайпедском порту.

Литовская железная дорога - Sputnik Латвия
Литва мешает нарастить транзит белорусских удобрений: компании идут в суд и ЕК

Терминал насыпных грузов BKT на 70% принадлежит Удовицкому, еще 30% принадлежит "Беларуськалию". BKT хочет приобрести акции компании Nemuno terminalas, которая на 100% принадлежит Игорю и Ольге Удовицким и действует на сопредельной BKT территории. В связи с тем, что BKT планирует нарастить перевалку белорусских удобрений с 10,5 миллиона до 15–16 миллионов тонн в год, терминалу требуется расширение, этим Удовицкий и объясняет необходимость покупки Nemuno terminalas.

В литовском правительстве имеются определенные опасения по поводу роста влияния Беларуси в Клайпедском порту. Вопрос о планах Biriu kroviniu termnalas приобрести акции компании Nemuno terminalas рассматривался на закрытом заседании кабмина в сентябре 2019 года. Решение по этому вопросу является конфиденциальным, однако, по данным литовских СМИ, правительство не стало блокировать покупку, но поручило комиссии, проверяющей сделки стратегических объектов, установить дополнительные "страхующие условия" с учетом рисков, названных Департаментом госбезопасности.

В середине октября в BKT заявили, что правительство поручило комиссии установить условия для инвестиций – они должны достигать почти 70 миллионов евро.

По мнению BKT, условия комиссии противоречат законодательству Литвы и Евросоюза, а также международным обязательствам страны и невыполнимы. Кроме того, дискриминировав акционера BKT – белорусского инвестора, комиссия нарушила литовско-белорусский договор о поощрении и защите инвестиций, считают в BKT.

В этой связи компания в ноябре прошлого года подала жалобу в Вильнюсский окружной административный суд, однако он отказался ее принимать. Решение суда первой инстанции BKT обжаловал в Главном административном суде Литвы, который ее удовлетворил. Теперь суд первой инстанции должен вновь рассмотреть жалобу BKT.

Лента новостей
0