Электрическая подстанция

С началом работы БелАЭС торговля электроэнергией Балтии с РФ выросла в 3,5 раза

810
(обновлено 17:09 10.02.2021)
Литва считает, что электроэнергия с БелАЭС поступает в страну через Россию и Латвию, которые начали торговые операции после того, как Литва закрыла коммерческий переток на границе с Беларусью

РИГА, 10 фев — Sputnik. С января, когда БелАЭС начала коммерческое производство электроэнергии, торговля стран Балтии с Россией выросла в 3,5 раза, заявил представитель литовского оператора энергопередающей системы Litgrid Гедрюс Радвила, передает 15min.lt.

"С января мы видим, что с началом в Беларуси испытательной коммерческой эксплуатации и экспорта электроэнергии - а это значит, что система стала избыточная - торговля с континентальной Россией выросла в 3,5 раза", - заявил он.

По словам Радвилы, в зависимости от пропускной мощности смычки Россия - Латвия в 2021 году импорт из континентальной России - а в то же время и из Беларуси - может увеличиться до 7,1 тераватт-часа, хотя в прошлом году он составил 1,3 тераватт-часа.

Радвила обращает внимание на то, что с началом работы БелАЭС значительно выросла пропускная способность латвийско-российской перемычки. По данным Litgrid, среднее использование перемычки для коммерческой торговли до запуска БелАЭС составляло около 20%, а в ноябре-декабре прошлого года, когда станция работала в пробном режиме, этот показатель вырос до 37,5%, когда первый блок БелАЭС начал работать на полную мощность – почти на 80%.

Представляя схему попадания электроэнергии с БелАЭС в Прибалтику, Радвила подчеркнул, что эта электроэнергия фактически закупается в Латвии, она попадает через латвийско-российскую перемычку. По его словам, контракты на поставку заключаются с российскими продавцами, однако часть предусмотренного в них количества может быть с БелАЭС, когда российские электростанции не могут обеспечить достаточных потоков электроэнергии.

Радвила сделал вывод, что БелАЭС производит электроэнергию, которая непосредственно попадает в литовскую систему, поскольку на белорусско-российской перемычке отмечаются очень небольшие ее потоки.

В свою очередь, председатель Государственной службы регулирования в сфере энергетики Ренатас Поцюс подчеркнул, что утвержденная Латвией и Эстонией методика торговли с третьими странами не обеспечивает того, чтобы произведенная в Беларуси электроэнергия не попала в страны Балтии.

"Применяемая методика не эффективна с третьими странами. Произведенная в Беларуси электроэнергия попадает в страны Балтии - цель политического соглашения не достигнута", - заявил Поцюс.

Литва после запуска станции прекратила торговлю электроэнергией с соседней республикой. Во исполнение закона о бойкоте электроэнергии с БелАЭС компания Litgrid установила 3 ноября нулевую пропускную способность для коммерческого потока электроэнергии из Беларуси, сообщил оператор. В Litgrid сообщили, что в страны Балтии теперь не импортируется электроэнергия ни из Беларуси, ни из России, за исключением Калининградской области, с которой Литва продолжает торговлю. При этом физически соединяющие Литву и Беларусь сети до сих пор передают электроэнергию.

Изначально страны Балтии договорились о методике торговли электроэнергией стран Балтии с третьими странами – ее должны были начать использовать после запуска БелАЭС. Базовым принципом методики является требование к России, имеющей межсетевое соединение с Беларусью, предоставлять подтверждение того, что электроэнергия, поставляемая ею в Прибалтику, не производится белорусской стороной.

Латвия и Эстония ее утвердили, а Литва нет.

Латвия начала торговать с Россией 5 ноября.

810
Теги:
электроэнергия, БелАЭС, Литва
По теме
Литва закупила электроэнергию с БелАЭС на 4 млн евро
Сто процентов мощности: первый энергоблок БелАЭС заработал в полную силу
Латыши все еще торгуют: Литва готовит новый план бойкота электроэнергии с БелАЭС
Путают физику с коммерцией: Литва заподозрила Латвию в закупках электроэнергии с БелАЭС
Строительные каски

Украинские нелегалы в Латвии: без свежих ПЦР-тестов и карантина

2209
(обновлено 12:37 15.04.2021)
Нелегалы с Украины чаще всего работают в странах Балтии курьерами и на стройках; попасть им туда помогают проводники - плата за услуги обычно составляет 250 евро

РИГА, 14 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. Несмотря на жесткий карантин в странах Балтии, разговоры о полном локдауне и третьей волне COVID-19, еженедельно в Латвию, Литву и Эстонию приезжают нелегалы с Украины. Они не только не предъявляют ПЦР-тесты местным властям, но и не соблюдают карантин. Об этом Sputnik рассказал проводник, который организует регулярные поездки с Украины. Эту же информацию Sputnik подтвердили в одной из украинских общественных организаций и два предпринимателя, к которым с целью трудоустройства регулярно обращаются работники с Украины. Все собеседники издания согласились говорить только на условиях анонимности.

Главное – проехать Польшу

Информации о том, когда с Украины выходит микроавтобус в страны Балтии, в свободном доступе нет. Нелегалы прячутся – вся связь через профильные telegram-каналы и закрытые мессенджеры в соцсетях.

"До пандемии микроавтобус ходил дважды в неделю – строго по расписанию. Мы садились во Львове, а конечной точкой был Таллин. Тогда дорога занимала не больше суток. Сейчас – четверо. Во-первых, тогда действовал безвиз. Сейчас все поменялось. Евросоюз от нас отгородился. И теперь, чтобы попасть в Балтию, нужно иметь вескую причину – разрешение на работу, на проживание или болезнь близкого родственника", - рассказывает украинский проводник.

Поэтому дорога и стала занимать четверо суток – нужно проскочить Польшу, заранее подготовив документы всем пассажирам. А вот дальше уже проще – Литву и Латвию микроавтобус проходит по сельским дорогам, на которых нет постов. Именно потому, что маршрут так сильно петляет, время в пути сильно растянулось.

"Самый сложный участок для нас Польша. Конечно, связи на границе есть, но без правильных бумаг границу все равно не проскочишь. Поэтому оформляем кому липовое разрешение на работу, кому смерть родственника – иначе можно "потерять пассажира", а это не только деньги, это удар по репутации. И берем не так много – 250 евро с человека. Но бывает, хоть и редко, что у человека все в порядке с документами, тогда пассажир платит только за доставку - 110 евро. Но таких все меньше", - говорит собеседник.

Сейчас по дорогам Балтии от Львова до Таллина ходит микроавтобус, который перевозит по восемь пассажиров.

"Мы так долго добираемся до конечной точки не только потому, что едем кругами, но и потому, что большинство пассажиров заранее договариваются о работе, маршрут строим так, чтобы их высадить в нужном им населенном пункте. Вначале проезжаем Литву, потом Латвию и Эстонию. В Таллине останавливаемся рядом с автобусным вокзалом", - поясняет он.

Хоть таксистом, хоть курьером

Во всех трех балтийских республиках сейчас действует жесткий карантин – в той же Латвии передвигаться в одной машине представителям двух домохозяйств (семей) нельзя, но при этом микроавтобус, в котором вместе с водителем едут девять человек, спокойно проезжает территорию стран.

Пассажиров не пересаживают после каждой границы на местный транспорт, чтобы не бросаться в глаза, нелегалы-украинцы свободно едут на микроавтобусе с украинскими государственными номерами. Проводник объясняет это тем, что к Украине в странах Балтии очень хорошее отношение и представители властей готовы верить едва ли не на слово. А вопрос о взятках и "прикормленных" пограничниках или полицейских ловко игнорирует - переводит разговор в другое русло.

"Зимой многие ехали на стройки домов и ремонты квартир – особенно в Литве и Латвии. Бизнесмены и простые люди в пандемию так обнищали, что ни о каких разрешительных документах уже не думают – рискуют, хотят сэкономить. Тем более что у строителей и ремонтников минимальный контакт с местным населением. Но есть и такие, кто постоянно выходит в люди, и местные жители, сталкиваясь с нашими, об этом даже не догадываются. Это чаще происходит в Эстонии – они устраиваются таксистами и курьерами в службы доставки", - уверяет собеседник.

Рестораны и кафе закрыты, жители стали активно заказывать готовую еду, вот тут и пригодились нелегалы. Как говорит проводник, местные жители устраиваются курьерами, получают аккаунты, а дальше их сдают украинским нелегалам. Условие – 75% от выручки берет себе владелец аккаунта с европейским паспортом в кармане, и только 25% достается гражданину Украины. Ну а клиенты ни о чем не догадываются: заказ еды и оплата происходит через приложения, а в пожелании часто говорится, что пакет можно оставить у двери – остается только нажать на кнопку звонка. Но даже если курьер передает пакет из рук в руки, ему достаточно поздороваться на местном языке – акцент проглатывается, а лицо скрыто маской, без которой сейчас курьеры не работают.

Так же как и таксисты – заказ через приложение, дороги узнают по навигатору, оплата чаще всего производится безналичным способом. В условиях пандемии пассажиры не стремятся садиться на переднее сиденье, где обычно имеется визитная карточка водителя с его фотографией. Да и нелегал все равно в маске.

Карантин? Не слышали

"ПЦР-тесты наши пассажиры делают (свежие результаты демонстрируют на границе с Польшей – ред.), но в разных городах Украины – мы едем из Львова, а люди съезжаются отовсюду – страна у нас большая, поэтому, когда доезжаем до Литвы, а уж тем более до Латвии, справки превращаются в обычные бумажки, тесты устаревают. Но никто же официально в Латвии не остается – иначе пришлось бы и свежие ПЦР-тесты иметь, и на карантине 10 дней сидеть. Но кто наших будет кормить так долго? Они же зарабатывать деньги едут, а не тратить их", - говорит проводник.

На Украину микроавтобус идет по такой же схеме – через мессенджеры и социальные сети заранее набирается восемь желающих вернуться на родину, и почти сразу после прибытия в Таллин микроавтобус отправляется обратно - едет по городам и селам каждой из трех стран. У многих нелегалов к этому времени уже просрочен тот самый безвиз, но поляки смотрят на это не так строго. Плюс помогают связи и нужные бумаги – за это и берут деньги проводники.

Sputnik обратился к ряду предпринимателей в Латвии и Эстонии, и они подтвердили, что "украинский трудовой десант" и вправду регулярно приезжает в страны Балтии. Нелегалы через проверенных людей выходят на работодателей и договариваются о трудоустройстве. А иногда, не скрываясь, приходят в офисы и предлагают свои услуги.

Собеседники уточнили, что украинцев легко принимают на стройки и ремонтные работы. Причем полная оплата идет только после второго построенного или отремонтированного объекта – до этого лишь частичные выплаты на еду и ночлег. Работодатель всегда должен нелегалам за первый объект, придерживая и контролируя бригаду.

Также сейчас спросом пользуются разнорабочие и трактористы на сельхозработы. Работодатели уже сами начали интересоваться у людей, связанных с украинской диаспорой, нет ли у них желающих заработать. Об этом рассказали в одной из украинских общественных организаций в Латвии.

Об официальном трудоустройстве речи не идет. А значит, до глубокой осени рабочие руки по минимальным расценкам будут очень востребованы.

Что касается таксистов и курьеров – это уже почти "элита" среди украинских нелегалов. Такие попытки трудоустроиться корреспонденту Sputnik подтвердили. Так же как и сам факт работы нелегалов в этой сфере.

Предприниматели в странах Балтии все чаще думают не о бумагах и официальном трудоустройстве наемных работников, а о том, как бы выжить в условиях затянувшейся пандемии. И готовы идти на любые риски, когда из-за странной политики властей могут в любой момент потерять все, что построили за годы независимости.

2209
Теги:
коронавирус, гастарбайтеры, Украина
По теме
Толпы безработных и мертвая бизнес-среда: бизнесмен о ситуации в Латвии и ЕС
Украинцы не справляются: тонны клубники гниют на полях Латвии
Ужасные ошибки правительства Латвии в период пандемии: какие решения не стоило принимать
COVID не помеха: в Латвию приехали тысячи гастарбайтеров
Ампулы с вакциной Спутник V

Русскоязычные Клайпеды доверяют "Спутнику V" и не хотят AstraZeneca

2687
(обновлено 12:58 14.04.2021)
Ни один русскоязычный житель Клайпеды не хотел бы привиться вакциной AstraZeneca, доступной в странах ЕС

РИГА, 14 апр – Sputnik. Опрос среди русскоязычных Клайпеды показал, что больше половины из них хотели бы привиться от COVID-19 российской вакциной "Спутник V", сообщает Sputnik Литва

В Клайпеде живет одна из самых больших русскоязычных общин Литвы, по данным переписи 2011 года, около 20% жителей города - русские.

Ассоциация "Русскоговорящая Клайпеда" (Rusakalbė Klaipėda) провела опрос среди жителей города, чтобы выяснить, какая вакцина от коронавируса из используемых в странах ЕС вызывает у них наибольшее доверие.

Исследование проводилось среди жителей, использующих русских как язык повседневного общения. В опросе принял участие 431 человек. Из них более 80 процентов проживают в Клайпеде.

В список вакцин, которые предлагалось оценить, вошли препараты Pfizer/BioNTech, Moderna, Johnson & Johnson, AstraZeneca, "Спутник V" и Sinopharm. При желании респонденты могли указать, что не доверяют ни одной из этих вакцин.

Несмотря на то что китайская вакцина Sinopharm и российский препарат "Спутник V" пока не одобрены Европейским агентством лекарственных средств (EMA), они были включены в этот список, поскольку некоторые страны ЕС прививают ими своих жителей уже сейчас. Вакцина Johnson & Johnson была включена, поскольку европейский регулятор одобрил ее применение в ЕС.

Опрос показал, что 54,4% русскоговорящих клайпедчан больше всего доверяют вакцине "Спутник V". Еще 30,3% опрошенных сообщили, что не доверяют ни одной из представленных вакцин.

"Симпатии оставшихся распределились между производителями вакцин Pfizer/BioNTech, Moderna и Johnson & Johnson. Примечательно, что не нашлось ни одного респондента, который указал бы, что наибольшее доверие вызывает китайская вакцина Sinopharm или британо-шведская AstraZeneca. Таким образом, эти производители остались не у дел. По крайней мере, в понимании русскоговорящих жителей Клайпеды – они их приговорили", – сообщила ассоциация на своей странице в Facebook.

Отмечается, что 12,3% респондентов больше всего доверяют Pfizer/BioNTech, 1,6 процента – вакцине Moderna, а у 1,4% наибольшее доверие вызывает американский препарат Johnson & Johnson.

В Литве с начала ноября до конца апреля действует второй карантин. Власти сняли ограничения на передвижения между муниципалитетами, однако торговые центры, как обещали ранее, не открыли.

По последним данным, в Литве выявлено более 227,8 тысячи случаев коронавируса, более 3,7 тысячи человек скончались.

 

2687
Теги:
вакцина, Клайпеда, Литва
По теме
В Евросоюзе изучают новый побочный эффект вакцины AstraZeneca
Жители Вильнюса отказываются от вакцины AstraZeneca
Павлютс: наше отношение к "Спутнику V" последовательное
Когда в ЕС откажутся от амбиций? Врач призвал дать людям "Спутник V"
Латвийские пожарно-спасательные службы проводят акцию, чтобы привлечь внимание к проблемам финансирования

Время обновлять автопарк: пожарная цистерна загорелась по дороге на пожар

0
(обновлено 12:53 15.04.2021)
В Латвии необходимо срочно заменить 202 пожарные автоцистерны, выпущенные в семидесятых годах прошлого века

РИГА, 15 апр — Sputnik. Возгорание моторного отсека почти сорокалетней автоцистерны ЗИЛ вынудило Государственную пожарно-спасательную службу (ГПСС) вновь бить тревогу из-за устаревшего автопарка, сообщает Latvijas Radio.

Пожарная автоцистерна, выпущенная в 1982 году, загорелась, когда пожарные ехали на вызов на тушение пожара в Даукстскую волость Гулбенского края. Причиной возгорания стала старая проводка.

Представитель ГПСС Агрита Витола утверждает, что из-за недостаточного количества транспортных средств и устаревшего автопарка невозможно проводить спасательные работы на должном уровне.

"Самая большая проблема – нехватка автоцистерн. Это автомобиль который должен быть оборудован всем необходимым – от средств для тушения до средств для проведения спасательных работ", - отметила Витола.

По ее словам, возраст примерно 40% использующихся в Латвии автоцистерн превышает 20 лет, а средний возраст этой техники составляет 22,4 года. При этом в нормативных актах ГПСС говорится, что целесообразный срок использования грузовых автомобилей – 10 лет.

К тому же старые машины, выпущенные в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века, потребляют значительно больше горючего. На них нельзя установить все необходимое оборудование, например гидравлические инструменты и другую технику, которая используется при проведении спасательных работ во время дорожно-транспортных происшествий.

В ближайшие годы необходимо срочно заменить 202 пожарные автоцистерны. В противном случае отдельные посты ГПСС не смогут выезжать на вызовы.

Пожарные не впервые обращают внимание на то, насколько устарела их техника. Еще в 2019 году профсоюз сотрудников внутренних дел поставил у кабмина три старых пожарных автомобиля ЗИЛ. Тогда к пожарным вышли премьер-министр Кришьянис Кариньш и глава МВД Сандис Гиргенс, которые согласились с тем, что технику пора обновлять.

0
Теги:
ГПСС, Латвия
По теме
Латвийские пожарные ездят на ретроавтомобилях
Им не хватает денег: зачем пожарные пригнали к кабмину советские ЗИЛы
МВД Латвии просит 10 миллионов евро на новую технику для пожарных
Кувалдой и добрым словом: латвийские пожарные до сих пор ездят на ЗИЛах