Флаги Эстонии, Латвии и Литвы. Архивное фото

Признание независимости Латвии, Эстонии и Литвы. Хроника событий

4579
(обновлено 17:04 07.09.2016)
Госсовет СССР 25 лет назад признал независимость республик Прибалтики.

РИГА, 6 сен — Sputnik. Двадцать пять лет назад СССР признал независимость трех прибалтийских республик — Латвии, Литвы и Эстонии.

Признание независимости было первым решением открывшегося 6 сентября 1991 года в Кремле заседания вновь образованного Государственного совета — высшего органа управления страной.

Осознанное стремление

Процесс распада СССР начался в конце 1980-х годов. Прибалтийские республики раньше других союзных республик стали проявлять осознанное стремление к выходу из СССР. К 1988 году это стремление вылилось в массовые движения, ставившие своей целью восстановление независимости Латвии, Литвы и Эстонии путем выхода из Союза на основании того, что они были включены в состав СССР в 1940 году по советско-германскому договору 1939 года.

Раньше всех заявила о себе Эстония Декларацией о суверенитете от 16 ноября 1988 года. Латвия и Литва начали с принятия законов об экономической самостоятельности (закон Латвийской ССР от 27 июля 1989 года) и о государственном языке (указ Верховного Совета Литовской ССР от 25 января 1989 года).

Постоянный представитель Совета Министров Латвии Я.Я.Петерс на V внеочередном съезде народных депутатов СССР
© Sputnik / Александр Макаров
Постоянный представитель Совета Министров Латвии Я.Я.Петерс на V внеочередном съезде народных депутатов СССР

В Декларации Верховного Совета Латвийской ССР о государственном суверенитете Латвии от 28 июля 1989 года, в Акте о восстановлении Литовского государства 11 марта 1990 года, в Декларации о суверенитете Эстонии от 16 ноября 1988 года однозначно говорилось о том, что эти республики считают себя продолжателями буржуазных республик, существовавшими на их территориях до установления советской власти, и что они намерены строить отношения с Советским Союзом на основе межгосударственных договоров.

Порядок выхода

2-10 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял ряд законов, касающихся отношений "республики — центр", в частности Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" от 3 апреля.

Закон предусматривал проведение в республике, заявившей о выходе, референдума (не ранее, чем через шесть месяцев после принятия такого решения), а также установление переходного периода, не превышающего пяти лет, в течение которого должны были быть решены такие вопросы как судьба объектов общесоюзной собственности на территории республики, ее финансово-кредитные и имущественные отношения с другими республиками и т.д.

Одновременно Закон СССР "Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР" от 2 апреля устанавливал уголовную ответственность за публичные призывы к насильственному нарушению единства территории Союза ССР.

В этом контексте состоялись первые контакты руководства РСФСР и прибалтийских республик.

В июле 1990 года в Юрмале на встрече руководителей прибалтийских республик и РСФСР, в которой участвовал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, было решено незамедлительно начать подготовку двусторонних переговоров для выработки "исходных политико-правовых договоров, а также договоров об экономических, научно-технических, торговых, социальных, межнациональных, культурных и других отношений", соглашений по вопросам гражданства. Это было открытым выражением поддержки России Латвии, Литвы и Эстонии и вызовом союзному Центру.

Несиловое решение

В январе 1991 года частями Прибалтийского военного округа были взяты ряд правительственных зданий и узлов связи в Риге и Вильнюсе. В эти дни Верховный Совет РСФСР сделал заявление, в котором призвал союзное руководство гарантировать неприменение силы при решении возникающих проблем и в кратчайшие сроки начать переговоры с законными представителями прибалтийских республик для поиска выхода из кризиса.

Сразу после событий в Вильнюсе 13 января 1991 года председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин прилетел в Таллин. Там были подписаны Договоры с Латвией, Литвой и Эстонией, согласно которым Россия признала республики Прибалтики независимыми государствами.

15 января было опубликовано заявление руководителей четырех республик — Латвии, Литвы, России и Эстонии, согласно которым стороны признавали государственный суверенитет друг друга и выражали готовность "оказать конкретную поддержку и помощь друг другу в случае возникновения угрозы их суверенитету".

Окончательно вопрос о взаимоотношениях республик Прибалтики с СССР был решен в августе-сентябре 1991 года. Прибалтийские республики воспользовались августовскими событиями в Москве для заявления о своей полной государственной независимости.

Опрос

При Союзе в Латвии жилось лучше?
  • Некорректно сравнивать - время другое
    16.2% (79)
  • Да, ЕС - не лучшая альтернатива
    47.0% (229)
  • Нет, со свободой ничто не сравнится
    10.7% (52)
  • Везде свои плюсы и минусы
    26.1% (127)
Проголосовали: 107
20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонии принял Постановление о независимости Эстонской республики, 21 августа Верховный совет Латвии принял Конституционный закон Латвийской республики "О Государственном статусе Латвийской республики".

Поддержка Москвы

Эти шаги балтийских республик были поддержаны руководством России. В августе 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин издал указы, в которых признавалась государственная независимость прибалтийских республик, а президент СССР призывался провести переговоры для урегулирования межгосударственных отношений между СССР и этими республиками.

В конце августа с заявлением о готовности установить дипломатические отношения с балтийскими республиками выступило Европейское Сообщество.

2 сентября 1991 года президент США Джордж Буш заявил о готовности Соединенных Штатов установить дипломатические отношения с республиками Прибалтики.

Признание независимости Эстонии, Латвии и Литвы со стороны президента СССР Михаила Горбачева последовало 6 сентября 1991 года и было оформлено постановлением Государственного Совета СССР, созданного 5 сентября для решения вопросов, затрагивающих общие интересы республик.

4579
Тема:
Январские баррикады (34)
По теме
Зарплатные радости: на что хватало получки при Союзе и сейчас
Back in the USSR
Андрей Яхимович: мы переоценили себя в восьмидесятые
Важные знания из пионерского детства. Тест Sputnik
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд

Президент Эстонии посоветовала жителям Латвии скорее вакцинироваться

106
Прибывшая с визитом в Ригу президент Эстонии Керсти Кальюлайд обратилась к латвийцам со словами поддержки и просьбой скорее пройти вакцинацию, чтобы остановить пандемию

РИГА, 3 мар — Sputnik. Президент Эстонии Керсти Кальюлайд, прибывшая в Латвию с визитом, после встречи с президентом Латвии Эгилсом Левитсом выступила с обращением, в котором заявила, что единственный вариант справиться с пандемией коронавируса - это своевременная вакцинация всего населения, пишет Mixnews.lv.

По ее словам, на встрече с Левитсом они обсуждали план, как можно добиться больших темпов вакцинации. Кальюлайд считает, что если есть возможность привиться от COVID-19, то это нужно непременно сделать каждому.

Однако, стоит отметить, что, несмотря на лидирующее место Эстонии среди стран Балтии по количеству случаев COVID-19, не все эстонцы настроены на вакцинацию.

Также Кальюлайд выразила соболезнования латвийцам, кто потерял родных, близких, друзей из-за эпидемии, и добавила, что даже в трудные времена не стоит сдаваться.

"Хочу выразить соболезнования всем родственникам погибших латвийцев. История связала нас вместе. Даже в трудные времена мы не сдаемся", – подчеркнула Кальюлайд.

Напомним, на прошлой неделе в Эстонии ужесточили ограничения в связи с ускоряющимся распространением коронавирусной инфекции в стране. Как сказал премьер-министр Эстонии Каи Каллас, новые меры разработаны с учетом всех рекомендаций ученых. Из-за прироста заболевших требуется немедленно разгрузить больницы, чтобы появилась возможность принимать новых пациентов, а также продолжать плановое лечение.

С 1 марта очное обучение в школах осталось только у учеников 1-4-х классов, остальные классы перешли на дистанционное обучение, удаленно учатся и ученики профессиональных учебных заведений, прикладных вузов и университетов.

С 3 марта во всех местах скопления людей действует ограничение заполняемости помещения на 25 процентов. Все спортивные соревнования проходят без зрителей.

Также с 3 марта отменены публичные богослужения и другие религиозные обряды, публичные собрания и мероприятия. В случае же, если все перечисленные мероприятия проходят вне помещений,  допускается участие не более 10 человек.

Закрыты казино, ночные клубы, детские комнаты, музеи и выставки. Парикмахерские, бани и спа продолжат работать, но в отношении них будет действовать ряд ограничений.

106
Теги:
вакцина, коронавирус, Эгилс Левитс, Керсти Кальюлайд, Эстония
По теме
Латвийцам при поездках в Эстонию будет нужен тест на COVID-19, но не всем
Глава airBaltic пожаловался, что Эстония и Литва не помогли ей в кризис
Эстония призвала Латвию вместе разработать "паспорт вакцинации"
Самолет Airbus A220-300 авиакомпании airBaltic

Лишают прибыли и рушат бизнес: эксперт опасается, что Рига не будет центром авиаперевозок

165
(обновлено 12:28 03.03.2021)
Рига может перестать быть центром авиаперевозок в Балтии из-за ограничений, установленных правительством Латвии, считает эксперт Марис Городцов

РИГА, 3 мар — Sputnik. Президент Латвийской ассоциации туристических агентов и операторов Владислав Корягин уже высказывал мнение относительно ограничений авиаперелетов в Латвии. Он отмечал, что гордость Латвии и всего Балтийского региона - национальный авиаперевозчик аirBaltic потеряет свое лидерство на рынке, и пальму первенства захватят соседние страны. Причем, как указывал Корягин, конкурентное преимущество аirBaltic теряет с каждым днем.

Теперь об аналогичных опасениях заявил директор Агентства гражданской авиации (АГА) Марис Городцов. Более того, он назвал прямого конкурента Риги в сложившейся ситуации - это Вильнюс, сообщает Mixnews.lv.

По словам Городцова, Латвия является одной из тех стран, которые больше всего пострадали из-за снижения интенсивности авиаперевозок во время пандемии COVID-19. На сегодняшний день число пассажиров сократилось более чем на 90%.

"Бывают дни, когда в Латвию прибывают только 150 пассажиров. Это два самолета", - заявил Городцов.

Он отметил, что авиаперевозки в Европейском регионе катастрофически упали за время пандемии. Но ситуация в отдельно взятой Латвии намного хуже. Страна, которая является одним из 41 государства - члена Европейской организации по безопасности аэронавигации Eurocontrol, сейчас занимает восьмое место по размеру падения пассажирских перевозок в сфере воздушного транспорта.

Поэтому Литва, которая прошлым летом более терпимо относилась к воздушным перевозкам, чем Латвия, может отобрать пальму первенства у Риги, которая в отношении авиаперевозок была первой в Балтии, следовательно, Вильнюс способен стать новым балтийским центром авиационного сообщения.

Городцов подчеркнул, что таким образом ограничения авиаперевозок лишают латвийский бизнес прибыли и ухудшают ситуацию для рижского аэропорта. Эксперт считает, что Латвия должна смотреть на то, что делают ее ближайшие соседи, и "действовать разумно, чтобы не потерять свои завоеванные позиции ни сейчас, ни в будущем".

Более того, директор АГА указал на то, что если пассажир приобрел билет на рейс airBaltic, а потом оказалось, что лететь этим рейсом нельзя из-за ограничений, то авиакомпания вынуждена переводить его на рейсы конкурентов, что совершенно очевидно не идет на пользу национальному перевозчику.

Единственные две страны, с которыми сейчас налажено более-менее регулярное воздушное сообщение, это Амстердам и Вильнюс, отмечает Городцов. Несколько раз в неделю есть возможность улететь в Париж, Франкфурт, Хельсинки. Однако в Великобританию, где проживает много латвийских граждан, улететь нельзя вообще, согласно запрету правительства.

Между тем, как отметил Городцов, сухопутные границы более доступны для передвижения. Так где тогда справедливость?

На машине или пешком?

Напомним, что президент Латвийской ассоциации туристических агентов и операторов Владислав Корягин также указывал на то, что пока воздушные пути закрыты, COVID-19 успешно пробирается в страну через сухопутные границы. И здесь у вируса куда больше возможностей, поскольку Латвия на земле не имеет тех методов эпидемиологического контроля, которые есть в авиационной индустрии.

Ранее Sputnik Латвия сообщал, что airBaltic в январе 2021 года выполнила 900 рейсов, тогда как за аналогичный период прошлого года – 4529. За месяц было перевезено 44,4 тысячи пассажиров, что на 86% меньше, чем за январь 2020-го, когда авиакомпания перевезла 311 тысяч пассажиров.

Исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс прогнозирует, что перевозчик будет терять по 3,5 миллиона евро в неделю, пока в Европе не будет проведена широкая вакцинация против коронавируса.

С разрешения Еврокомиссии правительство Латвии уже дотировало национальную авиакомпанию на сумму в размере 250 миллионов евро и списало 37 миллионов евро ее долгов. Деньги должны быть возвращены путем продажи акций в течение следующих пяти - семи лет. Продажа акций состоится после того, как авиакомпания станет прибыльной.

165
Теги:
авиаперелет, Рига, Латвия
По теме
Сценарии могут быть и хуже: Линкайтс о новом транше airBaltic и споре с ЕК
Глава airBaltic пожаловался, что Эстония и Литва не помогли ей в кризис
Число пассажиров airBaltic упало в семь раз, но компания увеличила долю рынка
Петербургский нефтяной терминал

Цена и долгосрочность: российские портовики приняли бензин из Беларуси не просто так

9
(обновлено 11:21 03.03.2021)
Для "Петербургского нефтяного терминала" интересно привлечение существенного объема белорусских нефтепродуктов, однако выгодно это будет, если совпадет несколько условий: долгосрочность, постоянство, цена, рассказал Михаил Скигин

РИГА, 3 мар — Sputnik. "Петербургский нефтяной терминал" в текущем году рассчитывает перевалить 810 тысяч тонн белорусских нефтепродуктов, с другими терминалами на российской Балтике "ПНТ" будет конкурировать за белорусский объем за счет ставок и гибкого подхода к приему различных продуктов, рассказал совладелец "ПНТ" Михаил Скигин в интервью газете "Коммерсант".

"По условиям межправительственного соглашения в 2021 году ПНТ ожидает принять 680 тысяч тонн мазута и 130 тысяч тонн масла с белорусских НПЗ", - заявил Скигин.

По его словам, основные конкуренты "ПНТ" – Высоцк, Усть-Луга, Приморск, с терминалами на Балтике за белорусские нефтепродукты "ПНТ" будет бороться за счет гибкого подхода и готовности переваливать различные виды продуктов. Сейчас терминал готов переваливать больше 20 видов нефтепродуктов: кроме традиционных мазута, дизтоплива и авиакеросина это различные грейды СМТ (судовое маловязкое топливо), ДГК (дистилляты газового конденсата) и ОНТ (остатки нефтяные тяжелые).

"С точки зрения технологии — это сложно. Четыре продукта достаточно просто разложить по мощностям, а 20 требуют очень сложной логистики: какой продукт в какую трубу попадает, в какой резервуар, на какой танкер. Все должно работать как швейцарские часы, чтобы продукты не перемешивались", - рассказал Скигин.

По его словам, для терминала интересно привлечение существенного объема белорусских нефтепродуктов, однако выгодно это будет, если совпадет несколько условий: долгосрочность, постоянство, цена.

Ранее стало известно, что белорусская "Новая нефтяная компания" уже выставила на торги 788 тысяч тонн топочного мазута производства Мозырского НПЗ с поставкой в марте - декабре на условиях FOB в терминале "ПНТ" в порту Санкт-Петербурга. Они должны состояться 10 марта. Согласно данным торгов, первая отгрузка запланирована на апрель в размере 97,2 тысячи тонн.

Россия и Беларусь в середине февраля подписали межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через морские порты РФ. Срок действия договора – три года с возможностью автоматической пролонгации.

За три года предполагается поставить 2,9 миллиона тонн мазута с Мозырского НПЗ и 0,96 миллиона тонн нефтепродуктовых масел с Новополоцкого НПЗ через порт Санкт-Петербург. Порт Усть-Луга перевалит 4,3 миллиона тонн бензина с Мозырского НПЗ, 0,4 миллиона тонн газойля с Мозырского НПЗ и 1,3 миллиона тонн — с Новополоцкого НПЗ. До портов нефтепродукты будут доставляться железнодорожным транспортом.

Российские стивидоры, трейдеры и перевозчики обеспечили белорусским компаниям скидки, чтобы прийти к паритету с условиями, которые сейчас предлагает Прибалтика.

9
Теги:
грузоперевозки, нефтепродукты, Россия
По теме
Носович рассказал, как страны Балтии будут пытаться компенсировать катастрофу с транзитом
Условия не хуже, чем в Прибалтике: РФ и Беларусь подпишут соглашение по перевалке грузов
Литва отреагировала на разворот белорусского транзита в Россию
РФ уравняла цены с Прибалтикой: договор на перевалку белорусского бензина подписан