Электропоезд ЭР200 - призрак рижского "Сапсана"

CC BY 3.0 / Морозов Л.Н. / Электропоезд ЭР200 на ремонтной позиции в депо
Электропоезд ЭР200 на ремонтной позиции в депо - Sputnik Латвия
Подписаться
Если бы не желание во всем отмежеваться от России, вполне возможно, сейчас по российским железным дорогам бегали бы не немецкие "Сапсаны", а рижские высокоскоростные поезда

РИГА, 6 фев — Sputnik, Дмитрий Ермолаев. "Поезд оправляется. Прибытие в Ригу через четыре часа. Пограничный контроль осуществляется на перроне", — вещает из репродуктора мелодичный голос в составе "Москва — Рига". Ровно по расписанию, в шесть утра скоростной поезд производства Рижского вагоностроительного завода стартует с Рижского вокзала в Москве. Чтобы ровно в девять утра, с учетом часовой разницы во времени, быть в Риге.

Такие же поезда "Рижской вагонки", как называли Рижский вагоностроительный завод (РВЗ), курсируют по маршрутам "Москва — Санкт-Петербург", "Москва — Нижний Новгород", "Москва — Казань". РВЗ загружен заказами полностью и бьется за дополнительные — в Китае и Средней Азии.

Латыши мечтают о получении высшего технического образования, чтобы работать на РВЗ и получать там солидную зарплату, а приобретают "билет в один конец" в Западную Европу.

Но, чу! Откройте глаза. Вы всего лишь забрели в музей железнодорожной техники на Рижском вокзале в Москве. А перед вами некогда легендарный, ныне запорошенный снегом ЭР200 производства Рижского вагоностроительного завода и Рижского электромашиностроительного завода.

© Foto : Дмитрий ЕрмолаевЭлектропоезд ЭР200, музей железнодорожной техники на Рижском вокзале в Москве
Электропоезд ЭР200, музей железнодорожной техники на Рижском вокзале в Москве - Sputnik Латвия
Электропоезд ЭР200, музей железнодорожной техники на Рижском вокзале в Москве

Электропоезд ЭР200, флагман советского проекта высокоскоростных дорог, в свое время опередил возможности железнодорожной инфраструктуры СССР. Задуманный еще в шестидесятые годы проект организации высокоскоростного движения, под который и был создан ЭР200, с 2009 года реализуется в России. Но уже на базе немецких "Сапсанов".

И это при том, что ЭР200 эксплуатировали до последнего, показывая на нем скорости, с которыми сейчас по российским железным дорогам носятся "Сапсаны". Так, в августе 2006 года ЭР200 осуществил поездку по маршруту Санкт-Петербург — Москва за 3 часа 55 минут. То есть за то время, за которое сейчас в штатном режиме пассажиры добираются из Петербурга в Москву на "Сапсанах".

Значит, если бы технологическая база РВЗ не была разрушена после 1991 года, если бы в кооперации с Россией ЭР200 и далее производился, если бы на его базе была создана более совершенная модель, то сейчас не немецкие "Сапсаны" бегали бы по российским дорогам, а рижские высокоскоростные поезда.

Ностальгия по проекту ЭР200 в России жила еще много лет. Его изображение было и на билетах РЖД, и на упаковках продаваемого в поездах сахара.

© Post of the Soviet Union Original uploader was Михаил ФетисовПочтовая марка СССР с изображением скоростного электропоезда ЭР 200, 1982 год
Почтовая марка СССР с изображением скоростного электропоезда ЭР 200, 1982 год - Sputnik Латвия
Почтовая марка СССР с изображением скоростного электропоезда ЭР 200, 1982 год

Так насколько был обречен проект ЭР200? Неужели его нельзя было сохранить?

Можно, но только в кооперации с Россией. И, учитывая жившую еще десятилетия в России ностальгию по ЭР200, даже в нищие девяностые Москва бы нашла деньги на развитие проекта.

Электричка в Риге - Sputnik Латвия
Начата процедура банкротства Рижского вагоностроительного завода

Если бы… если бы не общий фон отношений между Россией и Латвией. Вспомним это избитое, но верное клише, воплощением которого являлась как проблема , так и ликвидации школьного образования на русском.

А что сейчас? Директор Марис Балтиньш в интервью газете Diena посетовал, что во многих школах родители хотят, чтобы основным предметом был английский, так как они связывают будущее своих детей с работой за границей.

Так может, лучше было сохранить высокотехнологическое производство ?

CC BY-SA 3.0 / Морозов Л.Н. / Скоростной электропоезд ЭР200 первого выпуска
Скоростной электропоезд ЭР200 первого выпуска - Sputnik Латвия
Скоростной электропоезд ЭР200 первого выпуска

Справка: ЭР200 — первый советский скоростной электропоезд. Выпускался Рижским вагоностроительным заводом, который строил его совместно с Рижским электромашиностроительным заводом при участии ряда научных институтов. Эксплуатационная скорость — 200 км/ч. Предназначался для маршрута Ленинград Москва. Регулярная эксплуатация электропоезда началась 1 марта 1984 года.

Последний рейс в штатном режиме из Санкт-Петербурга в Москву поезд совершил 20 февраля 2009 года. За время эксплуатации поездами ЭР200 было совершено почти три тысячи рейсов и перевезено 1,3 миллиона пассажиров. А 28 февраля 2009 года поезд отправился в последний рейс с пассажирами с Московского вокзала Санкт-Петербурга до станции Любань, где состоялась торжественная встреча двух поколений скоростных поездов — ЭР200 и "Сапсан".

CC BY 3.0 / Морозов Л.Н. / Электропоезда ЭР200
Электропоезда ЭР200 - Sputnik Латвия
Электропоезда ЭР200
Лента новостей
0