Чем докажете: почему суды Латвии не ценят экспертов

© Pixabay / OpenRoadPRМолоток судьи
Молоток судьи - Sputnik Латвия
Подписаться
Настоящего эксперта поддельными документами не обмануть. А вот в латвийских судах чересчур часто обманываться рады

РИГА, 26 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Ассоциация независимых экспертов Латвии, отмечающая в этом году свое 23-летие, не перестает удивляться, насколько в судах республики в некоторых случаях предвзято относятся к заключениям наших экспертов и специалистов.

О проблеме рассказал корреспонденту Sputnik Юлиус Аншин - председатель правления Ассоциации независимых экспертов Латвии и Международной федерации независимых экспертов. Первая организация занимается делами, связанными собственно с Латвией, а вторая – делами любых других стран. Причем, работы по международной линии с каждым годом все больше. Между прочим, за все эти годы через ассоциацию и федерацию прошли десятки тысяч разных дел, и, судя по всему, работы в обозримом будущем меньше не станет.

Учитель биологии определяет невменяемость

"Мы видим четкую тенденцию по той самой международной линии. Да, самых разных проблем валом и в Латвии, но во многих других странах Европы они и вовсе обострены, особенно, когда речь заходит о ювенальной юстиции – если в ее жернова попадают наши соотечественники, живущие в Германии, Англии или Норвегии", - рассказывает Юлиус Аншин.

© Sputnik / IGOR MEIDENПредседатель правления Ассоциации независимых экспертов Латвии и Международной федерации независимых экспертов Юлиус Аншин
Чем докажете: почему суды Латвии не ценят экспертов - Sputnik Латвия
Председатель правления Ассоциации независимых экспертов Латвии и Международной федерации независимых экспертов Юлиус Аншин

По его словам, на Западе многие эксперты как от огня бегут от любых дел, связанных с ювенальной юстицией: когда из вполне благополучных семей, преимущественно – мигрантов, забирают детей. Нередко представители социальных служб и судьи утверждают, будто детей забирают из семей, где родители с психическими отклонениями. Тогда те самые родители, а чаще – правозащитники, которые, видя явную несправедливость, решают помочь - и обращаются к представителям Международной федерации независимых экспертов.

"В Германии или Норвегии психолого-психиатрические экспертизы тамошние специалисты проводить опасаются, поскольку могут навлечь на себя гнев целой системы, в которой связаны друг с другом и социальные службы, и полиция, и суды, и многие другие. Упомянутые эксперты, лишь занявшись таким делом, скорее всего, уже на следующий день лишатся возможности работать.

В свою очередь мы в Латвии проводим такие психолого-психиатрические экспертизы успешно, и занимаются этим действительно авторитетные специалисты. А на том же Западе часто вообще до абсурда доходит, например, если говорить о Германии. Был один случай, когда в угоду системе ювенальной юстиции судебную экспертизу в области психиатрии произвел учитель биологии. Оказывается, в Германии такое вполне возможно", - замечает Юлиус Аншин.

Независимая экспертиза и зависимые судьи

За границей к заключениям латвийских экспертов относятся с большим уважением - в Англии, Германии, Франции, Австрии, Польше, Эстонии, даже - в России, где, казалось бы, и своих авторитетных специалистов немало. Зато в Латвии то и дело возникают проблемы.

Вор - Sputnik Латвия
Воровство и вождение в нетрезвом состоянии: итоги года в приговорах суда
"Сейчас тут непростая ситуация, когда речь заходит о независимой экспертизе. Часто в суде еле сдерживаешься, чтобы не сказать: ведь важно смотреть экспертное заключение по сути, а не то, кто сделал – независимый специалист или представитель госведомства.

Иногда в судах задают вопросы, так сказать, около экспертные, но не касающейся собственно заключения и его смысла. Например, "сколько стоила экспертиза?" или "…а какие курсы закончил эксперт-криминалист?" Тогда мы отвечаем, что наш эксперт-криминалист закончил, скажем, Волгоградскую высшую следственную школу. Вы-то, конечно, господин судья (или адвокат заинтересованной стороны, против которой выдвинуты доказательства), считаете это курсами. А это четыре года обучения по одной из лучших в мире систем подготовки специалистов, которую принимают и уважают в большинстве развитых стран. Однако здешние судьи считают двухмесячные криминалистические курсы в Швеции более весомыми. Увы, и такое в Латвии бывает, что уж поделать, - говорит Юлиус Аншин.

"У нас есть очень серьезный эксперт из Нарвы, так он в Латвию не хочет приезжать на суды. Он эксперт высшей квалификации, окончил упомянутую Волгоградскую следственную школу, потом работал много лет в криминалистическом центре МВД Эстонии. При этом латвийские судьи именно из-за того, что он учился в России, считают, будто его заключения ничего из себя не представляют. Латвия в этом отношении страна уникальная даже по прибалтийским меркам", - отмечает эксперт.

Лучше просто отвернуться

Юлиус Аншин вспомнил и другие случаи, связанные с работой латвийских судов. Однажды независимую экспертизу делали итальянские специалисты по передовым мировым методикам, однако в латвийском суде это признали недействительным, мол, неграмотно все выполнено. А все потому, что в заключении эксперта присутствовали иллюстративные таблицы.

Наручные часы - Sputnik Латвия
Время - деньги: суд вынес приговор за хранение часов за 500 тысяч евро
На иллюстративных таблицах наглядно видны образцы исследований – самых разных, например, почерковедческих. На одной таблице, грубо говоря, изображается оригинальная подпись конкретного человека, на другой, что рядом, – подделка, где наглядно показаны, например, сходства и различия каждой буквы. По таблицам даже необразованному человеку видно: что сходится, а что – нет. И экспертное заключение с таблицами намного более точное и понятное – в том числе для последующего использования в судопроизводстве.

"К примеру, в России и в других серьезных странах такие таблицы вообще обязательны в заключении эксперта, но только не в Латвии. Случайно ли в Латвии таблицы не нужны в экспертных заключениях? Может, это тоже доказывает насколько у нас коррумпированная и порочная судебная система? Или, может, представители нынешних государственных ведомств, отказавшись от богатейшего опыта СССР, России, да и других развитых стран, своим не обзавелись и попросту не умеют такие таблицы составлять? Полагаю, что ответы на оба вопроса очевидны", - говорит Аншин.

Факты - упрямая вещь, даже если их специально не замечать

Рыболовная сеть на заборе - Sputnik Латвия
Рижский суд оштрафовал браконьера почти на 200 тысяч евро
За многие годы работы в ассоциации и федерации объединились профессионалы самого высокого уровня – каких в нынешней Латвии попросту не готовят: утрачены учебные базы, разбрелись специалисты. К тому же важно понимать, что и в советские-то годы лучших специалистов, например, в области криминалистики, готовили в вузах на территории России, где конкурсный отбор был исключительно строгий. И стоит ли говорить, что современная система обучения специалистов в Латвии, которых для получения определенных навыков в лучшем случае отправляют на двухмесячные курсы постажироваться за границу, ну очень уступает "старой советской" криминалистической школе.

Вот, скажем, в нынешней Латвии не обучают специалистов, которые могут проводить экспертизу по определению давности документов. А в Международной федерации один такой есть.

Много и лингвистических, и текстологических (в том числе и автороведческих: по принадлежности конкретному автору) экспертиз. Когда важно определить, что означает то или иное выражение в написанном. Может, в нем скрытая угроза и оскорбление? И эксперты доказывают это, обращаясь в том числе к профессиональным филологам. Плюс к тому определяется: является ли тот или иной человек автором конкретного письма.

Часто важно делать и почерковедческие экспертизы, а также технические экспертизы документов, когда надо установить, что в текст, написанный довольно давно, позже вставили целые куски – о том, о чем раньше там даже речи не шло. А вдобавок, еще и печать в документе "липовую" ставили – не соответствующую оригиналу. Это комплексные и очень непростые экспертизы, которые в Латвии способны делать лишь единицы, и так уж получилось, что эти люди вовсе не из государственных ведомств, а значит, судьи нередко ставят под сомнение их профессионализм. У последних все по принципу: если я в чем-то не разбираюсь и факта не понимаю, то его просто не существует.

И тем не менее, людей, которые обращаются к экспертам, меньше не становится, и без дела специалисты не сидят ни дня – и уж точно скучать им, работая в Латвии, явно не приходится.

"Кроме того, хочется напомнить Латвии, что во всех истинно демократических государствах наличествуют независимые эксперты, мнение которых является весомым", - подчеркивает Юлиус Аншин.

Лента новостей
0