Латвийская пресса

Латвии тоже надо избавиться от православной церкви: о чем писали латышские СМИ

1999
(обновлено 12:49 02.02.2019)
Латвия должна поступить так же, как Украина, прогнав Московскую православную церковь

Есть ли у нас план? Латвия развивается по стратегии, которая на поверку является ложью на долгую перспективу.

Зачем Латвии сталинская церковь

Алексейс Григорьевс в Latvijas Avīze пишет, что православная церковь на Украине стала самостоятельной и независимой от Москвы с помощью Константинопольского патриархата. Московские священнослужители так на это рассердились, что решили прервать всяческие связи с Константинополем. Может показаться, что к Латвии это совсем не относится, пишет автор. Но это не так.

На сайте Латвийской православной церкви можно задать вопрос. Автор поинтересовался — могут ли латвийские верующие идти к Святой вечерне в Стамбуле, Анталье или Северной Греции? Отец Ейтихий ответил: в Турции этого делать нельзя, а в Афоне — только в монастырях Московского патриархата.

Таким образом мне, продолжает Григорьевс, латвийскому православному, не ввиду религиозных, а из-за политических причин, Москва диктует, в какую православную церковь я могу входить, а в какую нет.

Хотим ли мы этого или нет, но Латвийская православная церковь вовлечена в церковный конфликт. Москва в этой споре неизбежно будет проигравшей, уверен автор, так как хочет убедить православных, что греки неправильно трактуют написанное на греческом же самими греками. У этих законов даже название греческое — канон. Фактически суть конфликта — является ли для Киева матерью-церковью Москва или Константинополь? Неужели Москва, появившаяся несколько сотен лет спустя после крещения Киева? Тем более, что крещение пришло именно из Константинополя. И почему Латвии надо вовлекаться в конфликт, тем более, выступая на стороне Москвы?

Этого не произошло бы, выводит автор, если бы в начале 90-х прошлого века, когда Латвия восстановила свою независимость, и власть решила вернуть церкви ее имущество, больше бы думали, с кем мы имеем дело. Являлась ли церковь, существовавшая в Латвии тогда той самой церковью, у которой в 1940 году оккупационная власть конфисковала имущество?

В 1940 году Латвийская православная церковь существовала под юрисдикцией Константинополя. Еще в 1921 году российский патриарх Тихон предоставил латвийской церкви независимость, так как видел, что творится с церковью в России, и не хотел, чтобы это происходило и с людьми, которым повезло вырваться на свободу. Оккупационная же власть фактически ликвидировала независимую православную церковь Латвии.

Что касается русской православной церкви, то, как пишет автор, она была создана Сталиным в 1943 году, он и придумал ей новое название. Между церковью, бывшей прежде и созданной Сталиным нет преемственности, считают многие, она нелегитимна. И Латвия, получается, связана с созданной Сталиным церковью и с авантюрами Русского мира.

Во время церковной реституции отец Алексей Зотов, депутат Верховного совета Латвии, обещал, что латвийская церковь будет полностью независима от Москвы, за исключением канонов и духовной связи. "Мы ему поверили, — Ппшет Григорьевс. - Теперь мы видим, что были слишком доверчивы".

Нельзя ли вернуться к этому вопросу? - завершает автор. - Восстановить, насколько это возможно, церковь митрополита Августина, действительно независимую, имеющую связь с настоящей Церковью-Матерью и Вселенским патриархатом в Константинополе, так, как это сделала Эстония? Быть может Латвийская православная церковь переступит наконец страницу своей советской истории и перейдет под крыло Константинополя?

"Я православный, но не могу больше заставить себя идти в сталинскую церковь. Мы ведь сейчас свободны", - пишет Григорьевс.

Долгосрочная стратегия лжи

Заместитель главного редактора Neatkarīgā Rīta Avīze Юрис Пайдерс вспомнил о любопытном документе с пафосным названием — "Стратегия долгосрочного развития Латвии 2010-2030", появившемся на свет в кризисном 2009 году, дабы дать жителям надежду.

То есть, когда-нибудь кризис кончится, и уже к 2030 голу латвийцы станут счастливчиками, живущими в благополучной стране. Тогда политиков не удивили несуразности и сказки, которые записаны в государственную стратегию. Например, что "в Латвии не прогнозируют слишком серьезного отставания сельских территорий". Что в стране будут созданы многофункциональные центры для родителей с детьми, где родители смогут оставить детей на целый день или несколько часов. Каждому нуждающемуся был обещан персональный счет, на котором каждая вложенная его владельцем сумма будет продублирована точно такой же суммой от госучреждения, бесприбыльной организации или частного предприятия.

Каждому ребенку причитается в стратегии собственный инвестиционный фонд, который стал бы долговременным накопительным счетом, который государство открывает тотчас после рождения ребенка, положив на него определенную сумму. А солнечная энергия станет значительным источником тепла и электроэнергии в Латвии. И т.д. и т.п.

А ведь Стратегия-2010 была и остается главным документом планирования государства на долгосрочную перспективу. Сейчас на дворе 2019-й. Многофункциональных центров нет. Счетов индивидуального развития, равно как и детских счетов, нет. Осталось только 11 месяцев до того момента, когда солнечная энергия станет важным источником тепла и электричества.

Вопрос в том, пишет Пайдерс, понесут ли те, кто сочинял этот план, и те, кто его одобрял, какую-либо ответственность.

В стратегии также упоминается, что население страны к 2030 году составит более 2,02 млн человек. В 2015 было решено, что достижения Латвии на этом пути удовлетворительны. Однако в том же году Eurostat подготовил прогноз, согласно которому к 2030 году в Латвии останется лишь 1,74 млн человек, а может быть будет и меньше 1,7 млн. В самых идеальных условиях население страны приблизилось бы к отметке 1,92 млн.

Минэкономики страны в прошлом году тоже задалось целью подсчитать, сколько народу останется в стране. У него получилось, что в 2025 году будет 1,86 млн, а в 2035-м — 1,82 млн.

К счастью, новый премьер является одним из немногих старых политиков, которые не отвечают за глупости Стратегии-2030. В то время, когда она разрабатывалась, он служил евродепутатом в Брюсселе. Поэтому он смело может предложить отказаться от этого плана с включенными в него глупостями и враньем, и потребовать, чтобы в ближайшее время, еще до сдачи бюджета, были бы сформулированы стратегические цели страны, соответствующие реальности, заключает Пайдерс.

От себя добавим, что если прежние правительства не смогли этого сделать, то новому кабмину эта задача вряд ли под силу.

Ну и гиды же вы. Туристам "втюхивают" советское наследие

Еженедельник Ir озаботился образом страны: "Те, кто стоит на площади у Рижской думы с флажками, не профессиональные гиды. Поэтому определенно имеет смысл подумать, хотим ли свой город показывать туристам так? Однако надо признать, что эти люди, очевидно, свою работу знают, ибо годами видны одни и те же — то есть на их труд есть спрос".

"Есть часть иностранных гостей, которых особо интересует наше советское наследие, — пишет далее Валдис Чейчс, руководитель курсов гидов бизнес–школы Turība. — Хотя большая часть нашего общества об этом избегает говорить и не гордится этим, туристы желают видеть бункеры Лигатне, некоторые даже попробовать стрельбу из "калашникова" и т. д."

"Надо признать, что одному балтийскому государству очень редко удается удержать туриста на три дня", — признается он в статье. Поэтому все три республики обычно берутся "пакетом", а иногда еще и Финляндию прихватывают.

В столице насчитывается 600 экскурсоводов, и "труднее тем, кто работает только на одном языке или только с одним регионом". В течение года к нам прибывает 1,3 миллиона туристов, так что клиентов на всех хватает. Как правило, возраст гидов от 40 до 50 лет, "твердой зарплаты" у этих самозанятых лиц нет. А каждый год необходимо проходить 20–часовые курсы повышения квалификации. Чейчс рекомендует гидам создавать свои страницы в интернете, рекламироваться в социальных сетях.

Дешевые лекарства не хуже дорогих

Советник председателя правления фармацевтической компании Grindex Эгилс Юршевичс рассказывает в Dienas Bizness о дженериках — лекарственных средствах, продающихся под другим, нежели патентованный медикамент, названием. "Дженерическим лекарствам необходимо меньше клинических исследований, ибо активное вещество уже проверено... Поэтому дженерики дешевле. О безопасности пациентов думается постоянно". В целом, прогнозирует Юршевичс, "цена лекарств может повыситься".

"Возросли зарплаты, поднялись затраты на энергоресурсы, есть затраты на введение уже упомянутых систем безопасности. Однако у отдельных дженерических лекарств цена может скорее снизиться".

На вопрос, почему продукция Grindex дешевле в Беларуси, чем в стране происхождения, эксперт отвечает: "Сравниваются ведь цены в аптеках. В каждом государстве различаются оптовые и аптечные наценки, есть разный НДС и другие налоги, отличаются скидки производителей для оптовиков, аптечным сетям. Конечно, у производителя нет единой цены для всех рынков, ибо мы принимаем во внимание размер рынка, конкуренцию, другие факторы, в том числе покупательную способность населения".

Международная организация SIFFA сравнила цены на 50 лекарств: "Не считая НДС, заключили, что высокие цены в Латвии определяются большими наценками".

Юршевичс согласился и с тем, что у лекарств, стоящих дороже 100 евро, цена производителя составляет 80%, ну а у тех, что подешевле, — 60-70%. "Каждый предприниматель на рынке лекарств желает заработать", - честно говорит он.

1999
Теги:
обзор, пресса, СМИ, Латвия
Тема:
Обзор латышских СМИ (162)
Загрузка...

Орбита Sputnik