Латвийская пресса

Профессора назвали идиотом за комментарий Sputnik: о чем писали латышские СМИ

1300
(обновлено 10:57 09.02.2019)
Вспомнили советское прошлое? Классический донос из академической среды за комментарий порталу.

Проводить реформу русской школы на поверку некому. Лен и торф - главные достижения современной Латвии

Портал Pietiek.com почтил Sputnik Латвия легким разоблачительным опусом. Жертвой статьи в жанре доноса стал политтехнолог, профессор Юрис Розенвалдс, давший комментарий для Sputnik.

"Действительно ли Розенвалдс не понимает, что стал полезным идиотом в пропагандистских лапах Кремля?" - спрашивает автор, подписавшийся "читателем портала".

"Узнал, что в пятницу 1.02.2019 на странице "массмедиа" Sputnik появилось интервью с деканом факультета социальных и гуманитарных знаний Латвийского университета Юрисом Розенвалдсом", - сообщает читатель. - Этот господин дал интервью российскому пропагандистскому рупору, который регулярно используется только и единственно для того, чтобы очернить все, что связано с Латвией".

В интервью речь шла об обысках в бюро рижского мэра и о политическом облике Нила Ушакова. В тот момент, когда ведется интенсивная борьба с фальшивыми новостями и акции по приведению информационного пространств в порядок, не без разоблачительного пафоса вещает автор, подобные кадры позволяют себе с помощью одного интервью разрушить старания латвийской интеллигенции и академической среды укрепить латвийскую информационную среду против выраженных дискредитирующих и пропагандистских попыток.

Очевидно в этом пассаже неравнодушный читатель говорит о полном игнорировании упомянутой интеллигенцией и высоколобыми господами Sputnik Латвия и их отказе давать порталу комментарии. И вот годы стараний насмарку.

Кроме того, ничем иным, как дискредитацией упомянутого факультета ЛУ данное интервью считать нельзя, продолжает информатор. Розенвалдс легитимизирует этот лживый и очерняющий Латвию портал, как полноценное СМИ. Неужели флагманам отрасли не найдется что об этом сказать? Куда смотрят саморегуляторы медиа-среды? Все промолчат?

Это ли свобода слова, really? - блеснул автор своим английским. Неужели руководство факультета, который претендует на то, что растит молодые таланты латвийской журналистики, не способно отличить объективную и основанную на демократических принципах журналистику от рупоров кремлевской пропаганды, цель которой — разрушить свободные и независимые латвийские СМИ?

А вот еще пассаж: "Неужели же этот господин на самом деле не понимает, что стал полезным идиотом в пропагандистских лапах Кремля и таким образом сделал местом сборища полезных идиотов весь факультет социальных знаний ЛУ — место, где следовало бы встречать людей, которые награждены критическим мышлением и которые готовы стоять за свободную от всяческих манипуляций латвийскую медиа-среду"?

Такой вот симпатичный доносик, возможно со стороны коллег уважаемого профессора. Тогда надо сказать, что на факультете учат хорошо — количество штампов и ярлыков в этом коротком послании превышает количество таковых в латвийском Sputnik за все годы его существования.

Что мешает реформе школ нацменьшинств

Таким вопросом задалась Neatkarīgā Rīta Aviīze.

Со следующего учебного года школы нацменьшинств ждут изменения: с 1-го по 6-й класс обучение на 50% должно вестись на латышском языке, с 7-го по 9-й класс – на 80%. С 1 сентября 2021 года все средние школы должны полностью перейти на латышский. Однако на самом деле есть одна большая проблема – острая нехватка педагогов, что особенно чувствуется именно в школах нацменьшинств. Пенсионеры уходят, а новых учителей нет.

Министерство образования и науки (МОН) признает, что исследования, у скольких из 8000 педагогов, работающих в школах нацменьшинств есть проблемы с латышским языком, до этого не проводились. Вообще-то все педагоги должны знать латышский на высшем уровне, иначе они не имеют права работать в школе. Однако так ли это на деле?

Один из способов, мотивирующих улучшать этот навык – аккредитация школ. Предлагаются и оплачиваемые государством курсы языка, и методическая поддержка. Однако у учителей, плохо знающих госязык, тем более предпенсионного и пенсионного возраста, нет мотивации посещать курсы. Никто не говорит, что их всех нужно уволить, но надо искать решение, объяснила на заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке представитель МОН Байба Башкере.

В шести вузах на бюджетных отделениях учатся достаточно потенциальных педагогов, но только небольшая их часть в итоге пойдет в школы из-за неконкурентоспособной зарплаты, большой нагрузки, непрогнозируемости. Молодые нередко не могут этого выдержать. Работать в школе нацменьшинств еще менее престижно, отношений других латышей может доходить до презрения, педагог может услышать в свой адрес кличку "предатель". Кроме того, выпускники педагогических программ не знакомы с терминологией на русском. Не хватает и учебных материалов, и без того перегруженные учителя сами их ищут или не используют предназначенные для латышской школы.

Что остается директорам школ нацменьшинств? Только идти в вузы и пытаться уговорить кого-то из студентов прийти к нему работать. Надеяться на качество в таком случае трудно.

Это может привести к еще большей разнице в результатах между латышскими и русскими школами. Провал уже существует, особенно там, где соотношение языков в программе 60% латышский, 40% родной.

При сравнении результатов централизованных экзаменов даже не по латышскому, а по математике, среди десяти худших рижских школ девять – школы нацменьшинств, в основном, это из микрорайонов, откуда хорошие школьники после 9 класса стремятся в более престижные в центре.

Возможным решением могут быть средние школы, в которых в одном классе будут учиться и латышские, и русские школьники, как это происходит в Эстонии. Это позволило бы создать более сильные школы, набрать хороших учителей. Также прозвучало предложение уделять в освоении латышского языка большее внимание дошкольному образованию. Но тут снова возникает преграда – дошкольных педагогов в Риге не хватает еще больше, чем школьных.

У Латвии опять есть свой лен

Деловая газета Dienas Bizness пишет о том, что в Вилянах зарегистрировали новый сорт льна, выведенный в результате 25 лет селекции. Его назвали в честь этого латгальского городка. Агроном Венеранда Страмкале считает, что показавшую урожайность в 7,72 тонны соломки с гектара культуру "надо сеять и выращивать в условиях Латвии в достаточном количестве".

Это первый латвийский сорт льна, выведенный с середины 30-х годов. 80 лет назад эта культура была одной из основных статей национального экспорта, в 1938 году вывезено 11 000 тонн на сумму 16,7 миллиона евро. В советское время выращивались только "союзные" сорта, а после восстановления независимости — лен из Франции, Бельгии и Голландии, который менее приспособлен к нашим условиям.

Появление сорта "Виляны" обещает перспективы отечественным льноводам. Впрочем, отрасль пока не может похвастаться высоким уровнем добавленной стоимости — 90% льна вывозится в необработаннном виде. В свою очередь, на льняное масло работают совсем небольшие площади хозяйств — более всего в Наукшенской волости, около 21 гектара, а в целом по Латвии 300 га.

Торфяная отрасль переживает быстрый рывок

Dienas Bizness сообщает: благоприятные климатические условия позволили в 2018 году добыть в Латвии 1,4 миллиона тонн торфа — наилучший показатель за последнюю четверть века. Ингрида Кригере, глава Ассоциации производителей торфа, отмечает, что в сухие годы — после дождливых — добыча идет лучше. Предприниматель Андис Гредзенс говорит, что "прирост более чем на 40% достигнут не без усилий и риска".

Сушь означала пожароопасность, потому необходимо было постоянное дежурство. Торфодобытчики довольны тем, что правительство Кариньша включило традиционную для Латвии отрасль в свою декларацию. Это произошло впервые, и бизнесмен Ренарс Скудра считает это "позитивным сигналом".

По сути торф является возобновляемым ресурсом: в республике каждый год он прирастает на 1,5 миллиона тонн. "Но почему его исключили из биотоплива и биомассы и почему он поставлен на один уровень с углеводородными энергоресурсами?" — недоумевает предприниматель Улдис Америкс.

"Не знаю ни одной другой отрасли, в которой была бы парадоксальная ситуация — есть большие торфяные ресурсы, есть внешний спрос на торфяные продукты, позволяющий этой отрасли расти. Это создало бы новые рабочие места непосредственно в отрасли и обслуживающих ее сферах, это повысило бы объем выплачиваемых налогов, что важно для выполнения политиками своих предвыборных обещаний. Одновременно будущему отрасли угрожают вопросы в связи с эмиссией углеродного газа и защитой среды"

1300
Теги:
учителя, реформа образования, Образование, русские школы, Юрис Розенвалдс, пресса, обзор, СМИ, Латвия
Тема:
Обзор латышских СМИ (126)
Загрузка...

Орбита Sputnik