Олигархический след на "мусорной куче": рижан лишили права выбора на 20 лет

© Sputnik/ Vladimir FedorenkoПолигон промышленных отходов
Полигон промышленных отходов - Sputnik Латвия
Подписаться
Совет по конкуренции уверен: создание в самом большом городе Латвии монополии по вывозу и складированию отходов выгодно только бизнесменам, связанным со столичными властями, но никак не рядовым жителям Риги

РИГА, 6 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Выясняются новые подробности громкого столичного скандала, возникшего из-за договора Рижской думы с компанией TIrIga, в результате которого для жителей города вывоз мусора подорожает примерно на 40%. По неофициальной информации, уже обсуждающейся в кабинетах парламента и даже Бюро по борьбе с коррупцией (БПБК), за упомянутым договором стоит олигарх Андрис Шкеле.

Мужчина у мусорного контейнера - Sputnik Латвия
Многомиллионный мусорный бизнес в Риге, или Опасный капкан для рижан

Последний, уйдя из большой политики, много лет особенно нигде не был заметен, но в последнее время снова начал "проявлять себя", например, в проектах строительства нового парка ветряных турбин в море близ Лиепаи и терминала сжиженного природного газа в Скулте. А теперь вот в политических кругах и структурах большого бизнеса говорят о том, что именно Шкеле вместе с Ушаковым и Америксом стоит за созданием схемы мусорной монополии в Риге сроком на 20 лет.

По информации латышских СМИ, предприятие TIrIga является так называемым общественным публичным партнером фирмы Clean (объединенные SIA Clean R и SIA Eco Baltia vide) и компании GetliNi EKO. В TIrIga все упомянутые вошли в разном статусе и с разной степенью ответственности. И если GetliNi EKO в данном случае – это "муниципальное звено" новой мусорной схемы, то Clean – самая важная часть предприятия, за которым якобы и стоит Шкеле.

Говорят, именно Шкеле принадлежит идея создания монополии, которую поддержал Ушаков, до недавнего времени работавший на посту мэра столицы, а теперь все исполняет Олег Буров из "Честь служить Риге". Представители БПБК в разговорах со СМИ пока не подтверждают информацию о такой "схеме сотрудничества" упомянутых персон и лишь аккуратно говорят: проверяем информацию.

Устранить конкурентов "для своих"

В свою очередь, в Совете по конкуренции прямо заявляют, что давно ничему не удивляются, когда речь заходит о различных схемах работы Рижской думы чуть ли не с каждым крупным муниципальным предприятием: будь то Rigas satiksme или Rigas namu parvaldnieks, или вот GetliNi EKO в новом предприятии TIrIga.

Свалка бытовых отходов - Sputnik Латвия
Помогут ли новые машины за 7 миллионов евро справиться Латвии с мусором

Финансовый интерес у GetliNi EKO в новом договоре со столичными властями существенно меньше, чем у объединенной фирмы Clean, которая и будет в большей степени заниматься вывозом мусора. Здесь важно понимать, что в Риге – почти половина мусора всей Латвии. Несложно догадаться, что это многомиллионный бизнес, причем исключительно стабильный – по понятным причинам. Еще более стабильным он становится для монополиста – а ему Рижская дума своим контрактом расчистила дорогу от любых конкурентов на 20 лет.

Глава совета Скайдрите Абрама в разговоре с корреспондентом Sputnik заявила: ни в коем случае нельзя допускать установления в столице мусорной монополии. И вот почему.

"Договор между Рижской думой и TIrIga сложный и составлен максимально запутанно вовсе не случайно. Главная цель - чтобы его нельзя было быстро и просто расторгнуть, приостановить, заморозить. Речь тут идет не только о дне сегодняшнем, но и о будущем. Пока еще участниками договора потрачено и одолжено не настолько много денег по сравнению с тем, что будет спустя, скажем, год, а тем более пять или десять лет. Сейчас договор приостановить либо расторгнуть можно, хоть и с серьезными затратами, но все же не такими огромными, как через пару лет", - считает Скайдрите Абрама.

Провидцев в муниципалитете не держат

Абрама отметила, что совет поддерживает, когда в процессе реализации крупных проектов создается так называемое публичное частное партнерство (как в данном случае – предприятие TIrIga, которое, грубо говоря, и контактирует с внешним миром). Модель публичного частного партнерства хороша, когда много различных фирм участвует, скажем, в строительстве большого моста, длинной трассы, большого жилого комплекса. Тогда все работы и закупки проводятся максимально открыто.

Сортировка мусора - Sputnik Латвия
Кучи денег вместо гор отходов: Шкеле монополизирует весь мусор в Риге?

Но при этом, по мнению совета, публичное частное партнерство совершенно недопустимо, когда речь идет о проекте по предоставлению услуг населению на огромный срок, в данном случае – 20 лет. Одно дело – построить что-то и всем разойтись, а другое - это система каждодневной работы годами. Тогда с каждым месяцем становится все сложнее проследить, кто именно и за что отвечает, сколько потратил, что выполнил или нет. К тому же важно понимать, что взаимоотношения всех фирм, связанных договорами в публичном частном партнерстве, с каждым годом становятся сложнее. Тем более, всё сложно, когда фирмы связаны с Рижской думой и ее же собственным муниципальным предприятием.

По словам главы совета, важно понимать, что система уборки мусора, сортировки, перевозки, складирования, переработки меняется чуть ли не каждый месяц: появляются новые технологии, принципы работы, наконец, оценка многих вещей со стороны специалистов и общества. В Европе и вообще в мире возникают новые требования, создаются современные программы по очистке от мусора больших городов. Значит, компании, занимающиеся этим, обязаны меняться, чтобы идти в ногу со временем, заключать новые договоры о сотрудничестве как друг с другом, так и, например, в нашем случае с Рижской думой, делая дополнительные закупки.

Но уже теперь очевидно, что не только вывоз мусора серьезно подорожает для рижан, поскольку никто не может предположить, какие будут сопутствующие расходы. Но договор-то заключают теперь, и в нем, конечно, нереально учесть все, что будет даже через пять лет, а тем более - двадцать.

Вот пример. Несколько лет назад в Латвии построили на деньги ЕС десять полигонов для складирования и вечного хранения мусора. Тогда никто в Латвии не анализировал: а нужно ли столько полигонов? Строить лишь для того, чтобы получить на это деньги ЕС, было выгодно только предпринимателям, которые проектами занимались, а в целом для страны - глупо.

Многие полигоны теперь вообще не используются толком, а ведь за них (например, за землю) надо платить, равно как за поддержку инфраструктуры – цены-то на все растут. В 2000-х все думали, что будут больше складировать отходы, но уже вскоре выяснилось: их лучше перерабатывать, а потом вторично использовать. Это делается по передовым технологиям, о которых в начале 2000-х даже не догадывались.

"И как можно в договоре между Рижской думой и TIrIga четко прописать все, учитывая, что произойдет уже через два-три года? Причем у Риги имеется вся необходимая инфраструктура, если речь идет о вывозе, складировании или переработке мусора. Ее надо только улучшать. Но по новому договору, Рига фактически от всего отказывается, разрушает – и создает не просто что-то новое, но очень и очень дорогое. Очевидно, это новое рижанам не нужно. Вам любой специалист скажет: Рига недостаточно использует существующие возможности и потенциал, если говорить о вывозе и переработке мусора. Логично, надо улучшать существующее, а не бросать это и хвататься за новое", - сказала Скайдрите Абрама.

Монополия не стимулирует развиваться

"Созданием новой монопольной структуры Рижская дума занималась почти два года, и все это время мы говорили Нилу Ушакову, что нельзя допускать подобного в столице. Но он в свойственной ему манере все эти предупреждения попросту игнорировал – делал то, что выгодно его команде, но точно не рижанам. Мы говорили Ушакову, что чем больше фирм занимается сбором, перевозкой, переработкой и утилизацией мусора, тем это лучше для рижан – дешевле.

Мусор - Sputnik Латвия
Нарушение конкуренции или политическое давление: Риге грозит мусорный коллапс

Когда есть конкуренция среди фирм, во-первых, цены на их услуги растут медленнее, во-вторых, логично развитие – чтобы всегда быть "лучше коллег". Монополисту можно не очень-то заботиться, как все делать качественнее, предлагать новые услуги и разные цены. Какой стимул у монополиста? Он ведь один на рынке.

При этом все рижане связаны по рукам и ногам: у них не остается права выбора. Мы предельно внимательно изучили и договор, и вообще весь инвестиционный проект - и ясно видим: он выгоден только определенной группе бизнесменов и фирм, а рядовым рижанам – нет", - уверена Абрама.

 Варианта "Б" нет

"Мы обосновали наши доводы, факты и требования, направили письмо Олегу Бурову и сейчас ждем его реакции. Не думаю, что он будет так же отмахиваться от наших официальных писем, как это делал Ушаков", - отмечает Скайдрите Абрама.

Сейчас руководство Риги говорит, мол, если в ближайшее время ничего не решится и Совет по конкуренции не закроет дело, тогда с 15 сентября, когда договор должен вступить в силу, в столице начнется "мусорный хаос".

Скайдрите Абрама считает такие заявления абсурдными.

"Логично, что так говорит руководство Риги, заинтересованное в сотрудничестве с TIrIga. Но это, конечно, абсурдные заявления. Никакого мусорного хаоса не может быть по определению. Все фирмы, которые сейчас еще работают, например, занимаются перевозкой мусора, никуда не испаряются (как минимум до конца года) – их ресурсы, люди, техника остаются. Сейчас Рижская дума сделала все, чтобы у максимального числа людей возникло ощущение безвыходности ситуации, хотя у крепкого хозяйственника всегда должен быть и вариант А, и Б, учитывая самые разные риски", - заключила Абрама.

Лента новостей
0