Как в Латвии будут собирать налог на телевизор: голландский опыт

Подписаться
Налог на телевизор или бюджетное финансирование, привязанное к размеру ВВП страны, - в Латвии обсуждают, на что содержать государственные СМИ

РИГА, 5 сен — Sputnik. Латвии нужно найти механизм, обеспечивающий постоянное финансирование общественных СМИ, чтобы оно не зависело от политической ситуации и не создавало возможностей для влияния на СМИ, заявил президент Эгилс Левитс. Депутаты Сейма обсудят этот вопрос в ходе текущей сессии работы парламента, пишет газета "Сегодня".

Отдохнувшие за два месяца летнего отпуска депутаты Сейма вернулись на работу и, засучив рукава, принялись с удвоенной энергией решать самые насущные, по их мнению, проблемы. Таковой с недавних пор признана нехватка денежных средств в общественных СМИ, пишет латвийская газета "Сегодня".

Средств не хватает

Государственные СМИ, которые в Латвии, подражая западным странам, принято именовать общественными, давно жалуются на острую нехватку средств. Работники Латвийского радио даже угрожали забастовкой. Ситуацию усугубляет и то, что поправки к закону "Об электронных СМИ", принятые в июне 2018 года, предусматривают уход электронных общественных СМИ с коммерческого рекламного рынка. То есть ЛТВ и Латвийское радио потеряют возможность зарабатывать на рекламе.

Здание Латвийского радио на Домской площади - Sputnik Латвия
Восстание людей с микрофонами. Государственное радио требует прибавки к зарплате

Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ), курирующий государственное телевидение и радио, месяц назад запросил для них дополнительные 10 миллионов евро в бюджете 2020 года. За выход с рекламного рынка НСЭСМИ призывает правительство дополнительно выделить Латвийскому радио 1,79 миллиона евро, ЛТВ — 5 384 176 евро. Для "укрепления производительности" Латвийскому радио предлагается также выдать 989 тысяч евро, а ЛТВ — 500 тысяч. Кроме того, НСЭСМИ хочет, чтобы государство поддержало выделение средств в размере 1,6 миллиона евро для смены аппаратно-студийного комплекса выпуска программ.

ТВ к досмотру

Для долговременного стабильного существования государственных СМИ следует решить проблему финансирования радикально, а не прикладывать время от времени к ним денежные примочки и гасить пожар недовольства сотрудников ранее не запланированным ростом зарплат.

В студии Latvijas Radio - Sputnik Латвия
Скандал на Latvijas Radio: журналисты не доверяют правлению

Одно из решений, которое обсуждают политики, — введение налога на общественные СМИ. Такой порядок действует во многих европейских странах. Например, в Нидерландах какое-то время назад, по сути, был введен налог на телевизор. Каждая семья, имеющая этот бытовой прибор, должна была выплатить определенную сумму в месяц. Деньги напрямую направлялись телевидению, делая его, в отличие от латвийской ситуации, по-настоящему независимым от государства и политических партий.

Люди, однако, имели право не платить налог, если указывали властям, что телевизора не имеют. Власти же имели право это проверить. Специально оборудованные машины курсировали по городу, объезжая дома, где проживали отказавшиеся от телевидения. Из машины выдвигалась антенна, которая направлялась на "подозреваемую" квартиру, фиксируя в ней наличие или отсутствие включенного телевизора. Если он действительно работал в момент проверки, хозяину квартиры назначался немалый штраф.

Все для фронта

Такая система действовала в Нидерландах где-то 15 лет назад. Неизвестно, как просмотр ТВ проверяют голландские власти сейчас, в эру цифровизации, когда почти все телевизионные программы транслируются в интернете и их можно смотреть как на компьютере, так и в мобильном телефоне.

В любом случае латвийские политики, похоже, понимают, что введение подобного налога будет встречено населением в штыки. Так что, скорее всего, сначала будут опробованы другие способы пополнения бюджета общественного телевидения и радио.

Одна из идей — привязать финансирование СМИ к конкретному объему от ВВП. НСЭСМИ предлагает установить эту планку в размере 0,17% от латвийского ВВП. Примерно так, как это делается для оборонных расходов, — 2% от ВВП. Своя логика здесь есть, ведь общественные СМИ находятся на передовой гибридной войны.

Лента новостей
0