Дорогой е-талон: как Rīgas satiksme на учет 50 млн евро тратит 20 млн

© Sputnik / Дмитрий ДубинскийТрамвай в Риге
Трамвай в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться
Поддержание системы е-талона обойдется Rīgas satiksme в 20,6 миллиона евро, при этом собственные доходы предприятия запланированы в объеме 50 миллионов

РИГА, 17 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. Руководство муниципального предприятия Rīgas satiksme ознакомило членов комитета транспорта и сообщений Рижской думы с финансовыми планами на 2020-й год. Компания надеется получить из городского бюджета 140 миллионов евро и 20 миллионов из них потратить на поддержание электронной системы учета поездок общественном транспорте.

Прибыль есть, но нужны дотации

Председатель правления Rīgas satiksme Эрнестс Саулитис на заседании комитета сообщил, что 2019-й год предприятие планирует завершить с прибылью в размере 1,3 миллиона евро. При этом, еще 2,3 миллиона евро самоуправление до конца года должно перечислить предприятию.

Ремонтные работы на Брасовском мосту в Риге - Sputnik Латвия
"Деньги провалятся в черную дыру": оппозиция против новой дотации Rīgas satiksme

Доходы на следующий год запланированы в следующем объеме: 50 миллионов составят собственные доходы Rīgas satiksme, а 140 миллионов – должны быть получены из городского бюджета. Сумма большая, но не сильно отличается от показателей прошлых лет. Так, в этом году Rīgas satiksme просило 139 миллионов евро, а получило 130 миллионов. В 2018-м году сумма дотаций составляла чуть более 130 миллионов евро, а в 2017-м – 122 миллиона.

По словам руководителя предприятия, такие большие дотации объясняются тем, что 46% пассажиров Rīgas satiksme пользуются общественным транспортом бесплатно – по различным льготным программам. Полную стоимость за проезд платят только 27% пассажиров. Оперативные данные за 9 месяцев свидетельствуют: в 2019 году перевезено 109 миллионов пассажиров, из которых 51 миллион человек проехали бесплатно.

За отчетный период предприятию удалось сэкономить около 6 миллионов евро, однако частично это произошло за счет того, что были заморожены различные инвестиционные проекты, которые будут возобновлены в случае получения полной суммы дотаций.

На учет 50 миллионов потрачено 20 миллионов

Оппозиционные депутаты Рижской думы засыпали вопросами руководителя предприятия. Основная их часть касалась сотрудничества Rīgas satiksme и предприятия Rīgas karte, которое занимается поддержанием е-талона - системы учета электронных билетов в общественном транспорте. Согласно договору, заключенному между этим полу-частным предприятием и муниципальной организацией, только в 2020-м году поддержание системы обойдется Rīgas satiksme в 20,6 миллиона евро. Иными словами, чтобы обеспечить учет собственных поступлений в размере 50 миллионов евро, 20 миллионов потратят на содержание информационной системы.

Напомним, что в отношении бывшего члена правления предприятия Rīgas karte Александра Брандавса выдвинуты подозрения в коррупции. Брандавс к настоящему моменту стал уже бывшим членом правления, однако, согласно договору, Rīgas satiksme продолжает исправно платить "за поддержание системы".

Депутат Валтерс Бергс, задавая вопрос о правомерности этой деятельности, напомнил, что аналогичная электронная система учета поездок в Таллине обходится городу примерно в 20 раз дешевле – приблизительно в 1,2 миллиона евро в год.

Комментируя эти цифры, председатель совета Rīgas satiksme Нормундс Нарвайшс вынужден был согласиться: заключенные договоры с Rīgas karte невыгодны для Rīgas satiksme.

Почему их не расторгают?

На этот вопрос ответил председатель правления Rīgas satiksme: досрочное расторжение предполагает значительные штрафные санкции, поэтому до истечения срока контракта (конец 2020 года) предприятие не будет приостанавливать сотрудничество. В своем комментарии Саулитис также отметил, что сама система, которая установлена в транспорте, – не вызывает нареканий, но лично он "недоволен менеджментом компании". И да, он допускает возможность, что, если исполнитель по договору не сможет выполнить пожелания заказчика, то договор будет расторгнут досрочно и обоснованно.

В 2019 году Rīgas kartе получит по договору также 20,6 миллионов евро. А сколько денег получило предприятие за 10 лет  сотрудничества с самоуправлением города, руководители предприятия озвучить отказались, сославшись на конфиденциальность данных. Есть информация, что с 2008 года Rīgas satiksme заплатило Rīgas karte 216 миллионов евро, включая налог на добавленную стоимость.

Муниципальное предприятия Rīgas satiksme - Sputnik Латвия
Из Rīgas satiksme Брандавса уволили, в Rīgas karte ждут решения американцев

Предприятия Rīgas karte на 51% принадлежит самому Rīgas satiksme, на 49% - французской компании Conduent Business Solutions. Что мешает Rīgas satiksme, являясь крупнейшим акционером, вмешаться в работу предприятия и сократить расходы путем изменения договоров, невыгодных для самоуправления – пока остается неясным.

В свое время временный председатель правления Rīgas satiksme Анрийс Матисс заявил, что "Rīgas karte является главным пылесосом денег в Rīgas satiksme". Он привел такие цифры – за поддержание системы е-талонов этой компании было заплачено 15 миллионов евро (очевидно, данные за 2018-й год), тогда как все доходы от билетов составляли около 40 миллионов евро. Поскольку данная электронная система администрирует и работу школьных ученических билетов (также электронных), то названы были и такие цифры: за каждый терминал в школьной столовой Rīgas karte получает арендную плату от самоуправления на сумму 60 евро, или 720 евро в год, хотя все это оборудование стоит 485 евро.

Кадры – новые, стиль – тот же?

Второй вопрос, на котором заострила внимание оппозиция думы – кадровый. Летом 2019-го года, после зимнее-весенних коррупционных скандалов, наконец, был выбран новый совет предприятия. Сейчас, как отметил новый председатель совета Нормундс Нарвайшс, планируются выборы нового правления. Процесс, по его словам, может занять 2-3 месяца.

Трамвай №11 на улице Миера в Риге - Sputnik Латвия
В Риге подсчитали расходы на систему э-талонов за десять лет

О ситуации на предприятии он отозвался так: "Преимущественно, все события, о которых сообщали в СМИ, происходили в период с 2010 по 2013-й год. Сейчас мы чувствуем лишь их последствия и отголоски. Сегодня предприятие функционирует нормально, все услуги обеспечиваются… Насколько мы успели ознакомиться с ситуацией, ничего плохого или настораживающего не заметно".

Недовольство оппозиции вызвали несколько моментов. Во-первых, в новое руководство муниципального предприятия входят и те люди, которые руководили прежде (речь о назначенном в правлении Эмиле Якрине). По мнению ряда депутатов, такое решение позволяет предполагать, что "все останется, как прежде", - так выразился депутат от оппозиции Вилнис Кирсис.

Во-вторых, новые руководители сразу дали понять, что не намерены обращаться с исками о возмещении ущерба или какими-либо претензиями в другой форме в адрес бывшего руководства Rīgas satiksme. "Надо стабилизировать работу предприятия, определить перспективы, а уж потом – смотреть назад", - сказал Нарвайшс. Так что, желание оппозиции "найти и покарать виновных", похоже, так и останется желанием.

Есть в этой транспортно-финансовой истории и момент, который настораживает рижан. В думе устойчиво циркулируют слухи о том, что бюджет Риги на 2020-й год будет очень сложным – здесь и влияние объективных факторов, и налоговая политика правительства. Чтобы компенсировать отток денег, в кулуарах рассматривается вопрос о массовом сокращении дотаций Rīgas satiksme. Это выразится в сокращении льготных программ проезда в общественном транспорте для некоторых категорий пассажиров. Каких - пока не называется.

Лента новостей
0