Телевизионная испытательная таблица на экране телевизора

Обложить налогом Google или местных жителей: в Латвии ищут деньги на СМИ

292
(обновлено 11:12 27.11.2019)
На встрече представителей Министерства культуры Латвии с представителями массмедиа обсуждалась возможность введения так называемого цифрового налога; деньги, взятые у транснациональных компаний, могут быть направлены на развитие местных СМИ

РИГА, 27 ноя — Sputnik, Дмитрий Олейников. Представители министерства культуры, в ведении которого находятся массмедиа, 25 ноября провели встречу с представителями отраслевых организаций. Среди обсуждавшихся тем была и проблема финансирования – рынок сокращается, конкуренция растет, а СМИ хотят получить больше денег.

Вопрос на 2020 год решили дотациями - в госбюджете предусмотрено и увеличение финансирования общественных СМИ, и отдельные выплаты частным компаниям. Но, учитывая, что вопрос средств массовой информации правительство относит к категории государственной безопасности, требуется комплексное решение проблемы нехватки средств. Премьер Кришьянис Кариньш поручил министру культуры до конца ноября подготовить "конкретные предложения по укреплению информационного пространства". В рамках этого задания и состоялась встреча министра с отраслевыми компаниями.

Пусть платит богатый

Согласно информации, распространенной руководителем отдела общественных отношений Минкульта Литой Кокале, ведомство предложило пересмотреть принципы регулирования рекламного рынка, чтобы СМИ, которые создают "местное содержание", могли увеличить свои рекламные доходы. Помимо этого, министерство предлагает начать дискуссии о введении так называемого цифрового налога.

"Сложившаяся на данный момент в области массмедиа ситуация обострилась, и подсчеты, проведенные в отрасли, свидетельствуют, что без должной поддержки ситуация в ближайшее время может превратиться в критическую. Министерство культуры видит различные решения, которые требуют финансовых вложений, в том числе таких, которые можно реализовать, улучшая и изменяя нормативные акты", - сказал министр культуры Наурис Пунтулис.

В сообщении Минкульта говорится: "Как в Евросоюзе, так и в Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) государства дискутируют о введении единого "цифрового налога", который бы предусматривал применение налога к международным технологическим предприятиям, которые получают доходы на рынках, где не платят налоги сами. Министерство культуры и представители массмедиа поддерживают эту инициативу и оценивают возможность введения налога".

Министерство культуры предлагает установить размер финансирования для общественных (государственных) СМИ на среднем для Евросоюза уровне – 0,17% от ВВП страны. Также ведомство настаивает на необходимости создания единого общественного СМИ, в котором были бы объединены телевидение, радио и интернет-портал. Подобной позиции придерживается и Национальный совет по электронным СМИ.

Напомним, в следующем году начнется постепенный уход общественных СМИ с рекламного рынка, этот процесс завершится в 2021 году. Потери от ухода с рынка рекламы государственному телевидению и радио компенсируют бюджетным финансированием – в размере 13,844 миллиона евро. Правда, для этого в бюджете еще придется найти недостающие 8,344 миллиона евро на следующий и 2022 годы.

Совсем не новая идея

Активные дискуссии о возможности введения "цифрового налога" на пространстве всего Евросоюза велись еще два года назад. В начале 2018 года министерство финансов выступило в поддержку идеи введения сбора с крупных международных IT-компаний, которые зарабатывают деньги за счет европейских клиентов, но не платят там налоги.

Приводились такие данные: "Каждый день жители ЕС отправляют 20 миллиардов имейлов, публикуют до 150 миллионов постов в социальных сетях, производят до 650 миллионов онлайн-запросов в поисковиках. Бренды Apple, Google, Facebook, Twitter, Amazon, Spotify и другие заняли прочные позиции на коммерческом рынке… Интернет позволяет им получать многомиллионные прибыли, а налог платить лишь в той стране, где зарегистрирован их головной офис".

В то время обсуждался вопрос о применении дополнительного налога на прибыль в размере 3% в отношении социальных сетей и компаний, продающих рекламу в интернете. Возможно, объем полученных Европой средств в этом случае составил бы около 5 миллиардов евро. Часть этих денег могла бы получить и Латвия, направив их на развитие местных СМИ. Но механизм взимания налога и распределения денег так и не выработали. Не говоря уже о том, что введение подобного налога означало бы негативную реакцию со стороны государств, резидентами которых являются мировые интернет-гиганты.

А если заплатит бедный?

На уровне партий в Латвии неоднократно поднималась еще одна идея – пусть не столь прибыльная, как с Google, зато куда проще реализуемая – ввести обязательную абонентскую плату "за общественные СМИ" для всех жителей Латвии. Даже если в абсолютных цифрах сумма налога будет небольшой, это позволит правительству легко и достаточно оперативно найти средства как на покрытие расходов общественных СМИ, так и на выплату дотаций (лояльным) частным. Идею неоднократно отклоняли, но, кто знает, навсегда ли?

292
Теги:
Министерство культуры Латвии, СМИ, Латвия
По теме
Удар по российским СМИ: Латвия запретила девять телеканалов
The Guardian: чем опасны новые законы об авторском праве в интернете
Facebook и Google принесут пользу латвийским пенсионерам хотя бы налогами
Здравствуй, монополия: зачем закрыли LNT
Медийная лихорадка: кто станет новым главой совета по СМИ
Загрузка...

Орбита Sputnik