Парковочные войны: в Риге стали популярны разборки и суды за стоянку

© Sputnik / Roberts VicupsСнег в Риге
Снег в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться
В Риге категорически не хватает мест для парковок; внутри дворов идет жесткая борьба за территорию, "местные" гоняют "чужих" с помощью знаков и штрафов; тем, кто занял место, которое кто–то считал своим, портят машины

РИГА, 12 фев — Sputnik. Вот типичная разборка из–за парковки: Алвис, который недавно вернулся из Германии, поселился в Кенгарагсе. Там он столкнулся с общей проблемой: у многоэтажки советской постройки нет достаточно большой стоянки, где могут поместиться авто всех жителей, поэтому машины размещаются прямо у подъездов. Так делает и Алвис. В результате по штрафам он должен уже 300 евро, пишет bb.lv.

Старый брошенный автомобиль запорожец - Sputnik Латвия
Не надо делать из парковки автосвалку: как накажут хозяев брошенных машин

Молодой человек указывает, что в полицию обращается только один из соседей, живущих на первом этаже, у окон которого стоит автомобиль. Алвис уверен, что тот же сосед, который регулярно вызывает полицию, оставил на кузове его автомобиля несколько царапин и также испортил механизм зеркала.

"Протоколов уже много собралось, — рассказал Алвис программе Bez Tabu. — Всего по штрафам нужно заплатить уже около 300 евро. Полиция только приезжает и наказывает, а не решает эту ситуацию. Они могли бы поговорить с жалобщиком, чтобы он рассказал, в чем проблема. Эти машины никому не мешают, в доме живут классные люди. Только одному из соседей эти машины мешают".

Встреченные журналистам жители не жалуются на машину у подъезда. А тот сосед, на которого указывает Алвис, отрицает, что когда-либо жаловался в полицию по этому вопросу, но признает, что автомобили в этом месте не должны стоять.

"Почему машины должны стоять здесь? Это проезд для аварийных служб. Машин здесь не должно быть", — говорит он.

Полицейские в свою очередь призывают жильцов дома установить соответствующие дорожные знаки, чтобы парковка автомобилей у подъездов была разрешена.

Это же хозяйская земля!

В некоторых случаях водители радуются, что нашли выход из положения. К примеру, если им удается поставить авто на земле, которая, по их мнению, не относится к местам общего пользования или еще каким-то образом является исключением из правил. Однако вмешательство блюстителей порядка разбивает эти иллюзии. На днях суд вынес вердикт в деле, в рамках которого водитель был уверен в своей правоте.

Гипермаркет Rimi - Sputnik Латвия
Вандалы изуродовали машины на парковке возле супермаркета в Риге

Приглядимся же чуть пристальнее к этому делу, чтобы оценить аргументы сторон в этом споре.

Инспектор Рижской муниципальной полиции 9 июня 2019 года составила протокол о нарушении правил дорожного движения для владельца Opel Astra Coupe. За неправильную стоянку А. получил штраф в размере 30 евро. Он оспорил наказание у начальника муниципальной полиции, но это не помогло. Тогда А. отправился в суд.

Вину водителя доказывала фотография, на которой видно, что машина четырьмя колесами стоит на участке, который нельзя считать ни проезжей частью, ни обочиной, ни расширением дороги, где нет знаков, разрешающих стоянку. Это было признано нарушением пункта 114 Правил дорожного движения.

Водитель настаивал на своей правоте. Он пояснил: действительно, у них во дворе стоят запрещающие парковку знаки, но в доме 72 квартиры, и это создает трудности тем, кто хочет поставить машину. Поэтому владелец земельного участка устно разрешил жителям дома парковаться на его земле.

Суд первой инстанции не нашел оснований отменять наказание, после чего водитель отправился в суд второй инстанции и даже заявил о готовности подать иск в суд Сатверсме, чтобы оценить штраф на предмет конституционности статьи Закона о дорожном движении и Кодекса административных правонарушений.

Чья земля? Какая разница!

Жалобщик настаивал, что поставил машину не на дороге (конкретная территория никогда не являлась дорогой), а там, где хозяин земли разрешил. Он также указывал: суд не проверил, кому принадлежит земля и то, что участок не является публичным пространством, — это частная земля, на которой нет дороги.

Автомобили на парковке - Sputnik Латвия
Заплатила за парковку - прислали штраф: экс-министр МВД ополчилась на Rīgas satiksme

Начальник муниципальной полиции Юрис Лукасс в суде в свою очередь просил отклонить жалобу А., так как у правил дорожного движения публичный характер, и не имеет значения, какой статус у территории.

Есть и другие приговоры суда, в том числе Верховного, которые признают: частная территория не означает автоматически, что она неподвластна регулированию публичными правами. Ситуации бывают разные. Одно дело, когда частная территория используется только владельцем для собственных нужд, и другое — когда участок в населенном пункте используется в соответствии со средой, где он находится. В последнем случае этот участок также должен подчиняться общим правилам.

Автомобиль А. поставил в месте, которое полностью общедоступно, а значит, там действовали все те же законы, что и в других общественных местах.

Что в итоге: Видземский окружной суд признал правоту муниципальной полиции в этом вопросе, и жалоба водителя вновь была отклонена.

Как водитель уменьшил вдвое счет за штрафстоянку

И еще один суд — на этот раз он закончился победой водителя.

На днях Административный окружной суд пересматривал жалобу водителя Audi 80 против Госагентства обеспечения по поводу взыскания с него 463,04 евро за эвакуацию авто и нахождение его на штрафстоянке. Водителю удалось доказать, что первоначально выписанный ему счет завышен в два раза. Что любопытно: в ходе процесса суд углубился в представленные цифры и со многими "накрутками" не согласился.

Паркомат - Sputnik Латвия
Рижане в шоке от состояния платной парковки возле одной из поликлиник города

Согласно материалам дел, 16 марта 2018 года агентство своим решением постановило взыскать с водителя авто А. 463,04 евро за доставку и хранение Audi 80 на штрафстоянке.

Машину отобрали и отвезли на стоянку 25 декабря 2017 года. Это обошлось в 238,98 евро (один км эвакуации стоит 3,80 евро, а общая протяженность пути составила 67 км плюс НДС). Хранение обошлось в 308,07 евро (один сутки стоят 11,38 евро, с момента изъятия до отказа водителя прошли 21 сутки), так что все "удовольствие" вместе обошлось в 547,05 евро. Однако из суммы надо вычесть доход госагентства за реализацию авто — 84,01 евро.

Счет, как видим, получился немаленький. И водитель попытался отбиться от долга. Он поставил под сомнение расходы на транспортировку машины, а также за ее хранение. Он еще готов был оплатить время стоянки от решения отправить машину на реализацию до своего отказа. Но почему с этим решением так долго тянули? По словам водителя, сразу были известны возраст машины и ее низкая стоимость. О чем тут можно было так долго думать?

Суд первой инстанции также посчитал, что этот автохлам совершенно зря так долго хранился на стоянке и причинял всем убытки. Таким образом, истцу удалось уклониться от уплаты 10 суток хранения, так что решение о взыскании этой суммы было отменено.

Кроме того, суд углубился дальше в расчеты. Из материалов дела следует, что машину везли из Рагациемса (Тукумский край) на парковку SIA Alfa Parking на ул. Райня, 88, в Талси. И тут выяснилось, что, согласно договору закупки, хранение на этой стоянке машин до одного месяца обходится в 5,60 евро. Откуда же взялась сумма в 11,38? Оказывается, госагентство добавило к сумме за хранение еще и расходы на содержание своих стоянок, их охрану, зарплаты тех, кто оформляет дела и прочие расходы.

Автомобили на парковке - Sputnik Латвия
Признайте свою ошибку: юрмальчанин спорит с полицией из-за штрафа за парковку

Суд посчитал такую двойную накрутку совершенно несправедливой. Одна машина ведь не может одновременно храниться на стоянке коммерсанта, с которым заключен договор, и на стоянке Госагентства. Так что заявителю совершенно не нужно оплачивать еще и расходы госагентства от его деятельности.

Госагентство в свою очередь обжаловало это решение районного суда. Оно настаивало, что имеет право включать в счет все расходы, которые несет во время хранения изъятых авто.

Однако Административный окружной суд тоже встал на сторону истца. Госструктуре поручили переделать счет водителю согласно уменьшенному количеству дней и более справедливому тарифу.

Лента новостей
0