Rīgas satiksme: уравнение со всеми неизвестными

© Sputnik / Дмитрий ДубинскийРижский микроавтобус
Рижский микроавтобус - Sputnik Латвия
Подписаться
Услуги фирмы Rīgas karte обходятся Rīgas satiksme в 15 миллионов евро в год, при этом 49% Rīgas karte принадлежат некоей фирме Conduent Business Solutions France, у которой полномочий даже больше, чем у Rīgas satiksme

РИГА, 19 фев — Sputnik, Дмитрий Олейников. Прошедшее в Сейме заседание ревизионной комиссии выявило: Rīgas satiksme платит 15 миллионов евро в год компании, истинный выгодоприобретатель которой неизвестен даже руководству муниципального транспортного предприятия.

Опустошительная математика

О работе муниципального предприятия Rīgas satiksme депутатам докладывала новая председатель правления Джинета Иннуса. Подготовленная презентация включала основные данные о предприятии. В частности, за прошлый год в Риге было перевезено чуть более 148 миллионов пассажиров, в том числе 12,75 миллиона - на микроавтобусах.

Трамвай в Риге - Sputnik Латвия
Дорогой е-талон: как Rīgas satiksme на учет 50 млн евро тратит 20 млн

Общие эксплуатационные расходы, по плану на 2020 год, составляют 199 миллионов евро. Доходы от продажи билетов – порядка 50 миллионов евро. Таким образом, средняя себестоимость перевозки одного пассажира составит в этом году 1,35 евро (по данным за 2019 год – 1,27 евро). В трамвае себестоимость перевозки одного пассажира несколько дороже: 1,53 евро, в троллейбусе чуть дешевле – 1,28 евро.

Иннуса также сообщила: в себестоимости одной пассажироперевозки (1,35 евро) 0,46 евро составляют расходы на зарплаты; 0,08 евро – на топливо; 0,24 евро – амортизация техники. Есть и другие незначительные статьи. Однако есть и весомая – 0,38 евро – это компенсации, выплачиваемые Rīgas mikroautobusu satiksme (RMS) за перевозку льготных пассажиров по е-талону.

По данным Rīgas satiksme, 47% пассажиров, которые пользуются рижским общественным транспортом, ездят на нем бесплатно (школьники, пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й групп и т. д.). Еще 27% имеют право на скидки (например, родители в многодетных семьях). И только 26% пассажиров платят полную цену билета. Она в базовом варианте составляет сейчас 1,15 евро - то есть ниже себестоимости. Остальное – доплачивает самоуправление из муниципального бюджета (дотации на этот год запланированы в размере около 110 миллионов евро) и государство (около 7 миллионов евро).

Джинете Иннусе пришлось ответить на несколько неудобных вопросов депутатов Сейма, и из ее объяснений складывается следующее: если в Риге полностью отменить дотируемые услуги RMS, то общественный транспорт можно делать полностью бесплатным для всех. Нагрузка на бюджет самоуправления будет не сильно больше.

Второе откровение: при должном участии государственных структур, общественный транспорт Риги можно не только сделать бесплатным для жителей столицы, но и для всех гостей города, и даже расширить его географию до пригородов. Однако в этом случае достаточно согласовать финансирование от других самоуправлений.

Коварные вопросы

Депутаты - члены комиссии заметно оживились, когда выступление дошло до договора с Rīgas karte. Это фирма, которая была учреждена в 2007 году (при мэре Риги Янисе Бирксе от Нацобъединения). Компания получила право заниматься регистрацией е-талонов, обеспечивая учет количества пассажиров. В этой фирме 51% принадлежит Rīgas satiksme, а 49% -  офшорной компании Conduent Business Solutions France.

Услуги Rīgas karte обходятся Rīgas satiksme в 15 миллионов евро ежегодно – это сообщила на заседании комиссии председатель правления предприятия. И так (плюс-минус) на протяжение последних 10 лет. За досрочное расторжение договора – солидный штраф (его точную сумму назвать не может никто). Договор заключен до конца 2020 года. По окончании срока к Rīgas satiksme переходит вся система электронных устройств для считывания е-талонов в транспорте.

Трамвай №11 на улице Миера в Риге - Sputnik Латвия
В Риге подсчитали расходы на систему э-талонов за десять лет

Однако, и на этом сделал упор председатель комиссии Каспарс Гиргенс, не исключен вариант, что по окончании срока действия договора Rīgas satiksme придется выкупить у Conduent Business Solutions France 49% акций в Rīgas karte. Ни цену, ни возможные условия сейчас не может назвать никто, даже руководство Rīgas satiksme. "Договор составлен слишком сложно и предусматривает различные варианты действий. Но прежде всего надо будет определить истинную стоимость Rīgas karte и вычислить цену одной акции", - заявила Иннуса.

Отвечая на вопрос депутата Юты Стрике, руководитель Rīgas satiksme не исключила вероятность того, что все технологии в Rīgas karte могут принадлежать именно частному владельцу, а муниципальному предприятию – пустая оболочка. Причем акционерный договор, подчеркнула Иннуса, составлен так, что миноритарный акционер имеет больше прав, чем муниципальное предприятие, которому принадлежит 51% капитала.

Более того, в конце 2019 года в правлении Rīgas karte произошли изменения, которые до сих пор не отражены в Регистре предприятий. Также по-прежнему неизвестно, кто является истинным выгодоприобретателем Conduent Business Solutions France. Договор конфиденциальный, и за его разглашение предусмотрен внушительный штраф.

В течение одного-двух месяцев руководство Rīgas satiksme планирует получить аудиторскую оценку экономических и юридических последствий возможного досрочного расторжения договора с Rīgas karte. Также планируется оценить шансы востребовать нанесенный ущерб (если такой будет констатирован) с бывших членов правления Rīgas satiksme.

Понятно, что даже с переходом е-талона в ведение Rīgas satiksme потребуются расходы на поддержание этой уже несколько устаревшей системы. Но пока неизвестно, насколько они будут меньше, чем нынешние 15 миллионов евро в год.

Лента новостей
0