Латвийская железная дорога. Дизель-поезд

Если наступит час икс: в Латвии боятся, что Беларусь и Россия помешают LDz возить танки

9292
(обновлено 11:09 02.03.2020)
Железная дорога имеет стратегическое значение, потому что может использоваться для перемещения бронетехники; при этом многие программы и системы, обеспечивающие работу LDz, до сих пор поддерживают российские и белорусские производители

РИГА, 2 мар — Sputnik. Поставщиком ряда автоматизированных систем управления и связи, обеспечивающих работу Latvijas dzelzceļš, является белорусское предприятие "Агат", одним из крупнейших заказчиков которого также являются вооруженные силы Беларуси, сообщила программа Nekā personīga на телеканале TV3. В передаче высказываются опасения – не в ущерб ли это национальной безопасности Латвии. Попутно выяснилось, что и российские системы, возможно, используются на LDZ - и якобы это одна из причин, по которой компании не участвует в Rail Baltica.

Инфраструктура железных дорог имеет стратегическое значение, потому что может использоваться для перемещения военной техники. При этом многие программы и системы, обеспечивающие работу железных дорог, устарели, а часть - до сих пор поддерживают российские и белорусские производители.

Так, белорусское предприятие "Агат" выиграло конкурс, объявленный Латвийской железной дорогой в начале этого года, закупка была обозначена как "реализация запросов по изменению программного обеспечения автоматического управления станций". Возглавляет компанию Геннадий Казаков, который с 2005 по 2018 год был начальником связи вооруженных сил — начальником управления связи Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси.

Представители Latvijas dzelzceļš пояснили, что система используется с 2001 года. Она обеспечивает организацию работы грузовых станций, в том числе некоторые действия с грузовыми вагонами. Непрерывная работа всех программ жизненно необходима, и сбой серьезно повлияет на работу станций. Отлаживать программное обеспечение имеет право только эта белорусская компания.

Именно этот факт, а также то, что к управлению стратегическим объектом допущена компания, выполняющая основную часть заказов для белорусской армии, вызвало подозрение журналистов телеканала. По неофициальной информации Nekā personīga, Latvijas dzelzceļš использует и некоторые российские системы — и это одна из причин, по которой компания не участвует в проекте Rail Balticа, боясь утечки информации.

За комментариями журналисты обратились в Минсообщения, Минобороны, МВД, а также к CERT.LV.

Министр обороны Артис Пабрикс ("Для развития/За!") заявил, что использование белорусских систем и программ не означает, что "этот вопрос автоматически нужно оценивать негативно".

"Но в любом случае все такие дела, связанные со стратегической инфраструктурой Латвии, нужно было бы, конечно, хотя бы частично, но все же оценить - в том числе с точки зрения аспекта безопасности, потому что мы знаем, что киберугрозы - растущая тенденция в каждой отрасли, в каждой сфере. Так что, я думаю, что этот вопрос нужно рассмотреть под лупой, но это не значит автоматически, что это что-то плохое или представляющее угрозу. Потому что, учитывая устройство белорусского государства, во многих местах на ответственных постах там сидит военный персонал, где в Латвии его, возможно, и не было бы", - сказал Пабрикс.

Глава МВД Сандис Гиргенс (KPV LV) заявил, что передаст информацию об использование белорусского обеспечения на LDz в Службу госбезопасности, поскольку такая ситуация неприемлема, и оценивать ее иначе как халатность нельзя.

Глава комиссии Сейма по национальной безопасности и бывший премьер Марис Кучинскис (СЗК) отметил, что у Латвии хорошие отношения с Беларусью. Но с учетом того, что военные структуры страны плотно связаны с российскими и у них проходят совместные учения, этот вопрос должны исследовать компетентные органы.

"Но если час икс наступит, а у нас обеспечивает связь предприятие из России и Беларуси - вопрос, что это значит? Это означает дополнительный риск, вот и все, что это означает. Дополнительный риск и его оценка могут иметь слишком высокую цену, именно поэтому нужно быть еще более внимательными", - сказал он.

Глава Минсообщения Талис Линкайтс (Новая консервативная партия) оказался не в курсе закупки, но заявил, что Латвийская железная дорога должна меняться, и выразил надежду, что в будущем на предприятии появится современное оборудование. По его словам, на предприятии длительное время не инвестировали средства в модернизацию, и там, например, до сих пор работают 400 факсов, с помощью которых пересылают сообщения между станциями.

Представители центра CERT.LV, который относится к Минобороны Латвии, считают, что Latvijas dzelzceļš должна использовать "технологии и оборудование, созданные в государствах - членах Европейского союза, НАТО или Европейского экономического пространства".

9292
Теги:
национальная безопасность, Латвийская железная дорога (LDz), Латвия
По теме
"Ахиллесова пята Европы": кто ждет российские танки из Калининграда
Железные дороги Прибалтики в США считают проблемой для НАТО
Леонков: за новые дороги для танков НАТО заплатят простые европейцы
Латвия подготовит свои дороги к "войне" с Россией
Цветы у памятника Освободителям в Риге 9 мая

Палец на кнопке никто не держит: посол Латвии в РФ о планах снести памятник Освободителям

293
(обновлено 18:04 22.10.2020)
Посол Латвии в Москве Марис Риекстиньш высказался по поводу инициативы о сносе памятника Освободителям Риги. По его словам, в Латвии к монументу отношение неоднозначное, но в Сейме "никто не держит палец на кнопке по голосованию" за демонтаж

РИГА, 22 окт — Sputnik. Инициатива о сносе памятника Освободителям Риги собрала необходимое число подписей на портале Manabalss.lv и была передана в Сейм на рассмотрение – таковы правила, сказал посол в интервью газете "Суббота".

По его словам, памятник в Латвии воспринимается неоднозначно – с одной стороны, в 1944 году Красная армия прогнала нацистов, с другой – Латвия вошла в СССР, а не стала независимой.

"Из-за этого проблема с памятником. В комиссиях создали рабочую группу, привлекали экспертов, и теперь они собираются сделать информационные доски для тех, кто приезжает в Латвию впервые, чтобы человек понимал, что это такое. Но никто не держит палец на кнопке по голосованию о сносе памятника. Сейм не голосовал по этому вопросу", - сказал Риекстиньш.

Он добавил, что у России и Латвии довольно сложный диалог по историческим вопросам. Но исторические вопросы – те вопросы, по которым у нас довольно сложный диалог. "Власти болезненно воспринимают то, что мы им напоминаем о неправомерных и противозаконных действиях Сталина, им кажется, что мы им лично делаем упрек. Но у каждого народа и страны есть моменты, которых лучше бы не было", – сказал Риекстиньш.

Латышские националисты на протяжении многих лет пытаются инициировать снос монумента. В июне прошлого года большинство депутатов Сейма поддержали опубликованную на портале Manabalss петицию о взрыве/демонтаже памятника Освободителям Риги. Она была передана в профильные комиссии.

Российское министерство на официальном сайте разместило комментарий заместителя директора департамента информации и печати МИД России Артема Кожина. В МИД напомнили, что инициатива идет вразрез с обязательствами официальной Риги по соглашению между правительствами РФ и Латвии от 30 апреля 1994 года по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров РФ и членов их семей, проживающих на территории Латвии.

Со своей стороны, латвийский МИД, разъясняя ситуацию, заявлял, что Латвия без согласия России не может снести памятник Освободителям Риги, не нарушив международные обязательства, даже если Cейм принял бы решение о демонтаже.

"В данной ситуации важен принцип соблюдения международных обязательств, который был закреплен 13 января 1994 года в законе "О международных договорах Латвийской Республики". Тринадцатая статья этого закона указывает, что "если в международном договоре, который одобрил Сейм, предусмотрены иные условия, чем в законодательных актах Латвийской Республики, то применяются условия международного договора". Кроме того, 27-я статья Венской конвенции 1969 года гласит: "Участник не может ссылаться на требования национальных правовых норм, чтобы оправдать несоблюдение договора", - пояснял представитель латвийского МИД Янис Бекерис.

Также министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс, комментируя ситуацию газете Diena, заявлял, что, хотя памятник не упоминается ни в одном конкретном договоре между Россией и Латвией, в 1997 году, когда предпринимались попытки инициировать его снос, между российским и латвийским дипведомствами состоялся интенсивный обмен нотами.

В той дипломатической переписке обе стороны подтвердили, что мемориал является охраняемым в понимании статьи 13 закона от 1994 года.

В странах Балтии регулярно заявляют о "советской оккупации", в Москве с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Руководство России неоднократно заявляло, что об оккупации стран Балтии в 1940 году СССР не может быть и речи. МИД РФ пояснял, что рассматривает присоединение Прибалтики к СССР как соответствовавшее нормам международного права того времени.

По мнению ведомства, термин "оккупация" здесь не может быть использован, поскольку между СССР и прибалтийскими государствами не велось военных действий, а ввод войск осуществлялся на договорной основе и с явно выраженного согласия существовавших в этих республиках властей.

Кроме того, в Латвии, Литве и Эстонии во все время их пребывания в составе Советского Союза (за исключением времени оккупации Германией в годы Великой Отечественной войны) действовали национальные органы власти.

293
Теги:
памятник Освободителям Риги, Марис Риекстиньш, Латвия
По теме
В Латвии министр нашел "веский" повод для демонтажа памятника Освободителям Риги
Почему Латвия не латышская, памятник Освободителям все стоит, а страна кишит иммигрантами
Памятник Освободителям остается: Ермолаев высмеял "хотелки" Нацблока
Уничтожить психологически: памятник Освободителям могут переименовать
Электрическая подстанция

Латвия потратит 405 млн евро на подготовку к отключению от БРЭЛЛ

360
(обновлено 16:02 22.10.2020)
План развития латвийской системы электропередачи на 2021-2030 гг. предполагает инвестиции в размере 405 миллионов евро

РИГА, 22 окт — Sputnik. Оператор латвийской системы электропередачи Augstsprieguma tīkls (AST) с 2021 по 2030 год планирует вложить в развитие 405 миллионов евро. Об этом свидетельствует утвержденный Комиссией по регулированию общественных услуг (КРОУ) план развития латвийской системы электропередачи, передает BNN.

Большая часть расходов будет связана с увеличением пропускной способности сети передачи и повышением надежности электроснабжения Балтийского региона с целью осуществить в 2025 году выход из энергокольца БРЭЛЛ и синхронизацию с сетями континентальной Европы.

"Утвержденный сегодня план тесно связан с десятилетним планом развития европейской сети системных операторов передачи электроэнергии ENTSO-E, чтобы достичь одну из европейских стратегических целей по обеспечению энергетической независимости — синхронизации балтийских электросетей с Европой", — прокомментировал план председатель правления AST Варис Брокс.

Балтийские страны до сих пор работают в синхронном режиме с постсоветской энергосистемой в так называемом кольце БРЭЛЛ и зависят от диспетчерской в Москве и российской электроэнергетической сети. Литва, Латвия и Эстония заявили, что планируют к 2025 году выйти из энергокольца БРЭЛЛ.

Согласно утвержденному сценарию, синхронизация будет осуществляться через уже действующую перемычку LitPol Link и новый морской кабель между Литвой и Польшей, а также через синхронные компенсаторы, которые оборудуют в трех странах Балтии.

Россия проводит необходимые мероприятия, связанные с выходом стран Балтии из ее энергосистемы. В целях обеспечения энергобезопасности Калининградской области построены Маяковская и Талаховская ТЭС мощностью по 156 МВт, а также Прегольская газовая ТЭС мощностью 456 МВт.

В этом году планируется завершить строительство угольной Приморской ТЭС мощностью 198 МВт, которая станет запасной и будет работать в режиме "холодного резерва".

Координирует вопрос синхронизации электросетей Балтии с сетями континентальной Европы Еврокомиссия. Вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович заявлял, что неприятных неожиданностей в сфере поставок электроэнергии не желает никто — ни страны Балтии, ни Россия или Беларусь, поэтому стороны планомерно ведут технические консультации.

360
Теги:
электроэнергия, энергокольцо БРЭЛЛ, Augstsprieguma tīkls, Латвия
По теме
Деиндустриализация и вымирание: рецепт Латвии по достижению баланса в энергетике
Упустили, как и транзит: эксперт рассказал про шанс Балтии стать хабом электроэнергии
Сотни миллионов евро на "энергонезависимость от России": премьер Латвии о решении ЕК
Сокращение внешней торговли вдвое: выход Прибалтики из БРЭЛЛ повлиял на планы "Интер РАО"
Вакцинация против гриппа

Европе может не хватить вакцин от гриппа

0
(обновлено 17:27 22.10.2020)
В Европе опасаются дефицита вакцин от гриппа, но фармацевтические компании ничем не могут помочь странам ЕС

РИГА, 22 окт — Sputnik. Рост спроса на вакцины от гриппа привел к дефициту вакцин в Европе и может повлечь за собой "двойную пандемию", сообщает Reuters.

Многие правительства увеличили в этом году количество заказанных вакцин от гриппа и запустили кампании, призывающие граждан прививаться. Основные производители, такие как GlaxoSmithKline, Sanofi, Abbott и Seqirus, увеличили поставки в регион на 30%, однако их мощности работают на пределе и не в состоянии справиться с возросшим спросом.

"В этом году покупатели все время спрашивают вакцины, больше десяти человек в день, - рассказывает фармацевт одной из варшавских аптек. - Но оптовики говорят там то же самое, что мы говорим покупателям - вакцин нет, надо подождать".

Европейский сезон гриппа начинается в октябре и набирает силу в середине ноября - начале декабря. В ходе сезонной эпидемии гриппа болеют от 4 до 50 млн человек каждый года, ежегодно от гриппа умирают до 70 тысяч европейцев, особенно пожилых и находящихся в группе риска.

Предполагается, что меры по борьбе с COVID-19 - маски, мытье рук и социальная дистанция - могут помочь сократить и размах эпидемии гриппа, так как в южном полушарии в этом году количество случаев гриппа уже было ограничено, заявила директор департамента пандемических и эндемических заболеваний ВОЗ Сильви Бриан на брифинге на прошлой неделе.

Тем не менее, евроомиссар по здравоохранению Стелла Кириакидес в прошлом месяце предупредила об опасности "двойной пандемии" - гриппа и COVID-19. Поэтому эксперты убеждают людей прививаться от гриппа, чтобы предотвратить кризис в здравоохранении.

"Необходимо предотвратить двойную волну гриппа и COVID-19", - говорит Клеменс Вендтнер, главный специалист по инфектологии и тропической медицине мюнхенской клиники Швабинг. Он рекомендует прививаться от гриппа и людям моложе 60 лет.

Министерство здравоохранения Польши сообщило, что купило в этом году 3 млн доз вакцин от гриппа и готово приобрести еще. Однако, по данным польского сайта gdziepolek.pl, позволяющего узнать о наличии лекарств, вакцины Influvac Tetra (Mylan) и Vaxigrip Tetra (Sanofi) доступны только в 1% польских аптек, вакцина Fluarix Tetra (GSK) недоступна, а Fluenz Tetra (AstraZeneca) есть только в 5% аптек.

Это проблема не только Польши. Бельгия до сих пор не получила треть заказанных вакцин. Власти Клагенфурта, города в южной Австрии с населением в 100 тысяч человек, сообщили, что заказали вакцины еще в январе и безуспешно попытались увеличить заказ с началом пандемии COVID-19.

Правительство Австрии (население 9 млн человек) в этом году заказало 1,25 доз вакцин, на 60% больше обычного, однако вакцины начали поступать только в середине сентября, и на то, чтобы распределить их по медицинским центрам, также нужно время. Ассоциация итальянских фармацевтических компаний сообщает, что спрос на вакцины от гриппа в Италии вырос на 40%.

Распределение количества вакцин для стран северного полушария обычно происходит за год до начала сезона гриппа, а производство начинается в марте. Короткий срок хранения вакцин также не позволяет делать их запасы на случай непредвиденных обстоятельств.

Учитывая, что производство вакцин от гриппа занимает много времени, производители сделали все возможное, чтобы увеличить количество произведенных доз в этих экстраординарных обстоятельствах.

Компания GSK обещает увеличить количество произведенных вакцин в следующие годы, но ожидает, что спрос будет превышать предложение. Sanofi и AstraZeneca производят рекордное количество вакцин.

0
Теги:
ЕС