Самолет на взлетной полосе

Латвийские Нью-Васюки: будет ли в Даугавпилсе международный аэропорт

1416
(обновлено 17:55 17.10.2020)
Бешеные деньги и головокружительные перспективы: цена за новый латвийский аэропорт в Даугавпилсе становится все выше с каждым годом, а сама воздушная гавань пока существует только на словах

РИГА, 17 окт — Sputnik. С периодичностью раз в три–четыре года в Даугавпилсе вспоминают о планах строительства международного аэропорта. В целом же "великая аэропортная эпопея" длится уже пятнадцать лет. И пока что ей не видно конца и краю, пишет газета "Сегодня".

Склонные к острословию местные жители окрестили сей "проект века" Нью–Васюками. Вот и сейчас, в преддверии очередных выборов в гордуму, местные власти вновь обещают осчастливить горожан воздушной гаванью.

"Аэропорт нужен, это каждому ясно"

Первоначальная инициатива создания в окрестностях города аэропорта международного класса исходила от главы холдинга Ditton Владислава Дриксне, занимавшего в 2005 году пост вице–мэра в местном самоуправлении.

В ту пору Дриксне заявлял, что это будет очень просто: сначала муниципалитет учреждает ООО, которое займется привлечением средств из еврофондов. На разработку соответствующей проектной документации должно уйти год – полтора.

После получения западных денег немедля начинается строительство, и Даугавпилс обзаводится собственным коммерческим аэродромом. Принадлежать он будет городу — но и частный капитал тоже сможет поучаствовать в создании неизбежно сопутствующих столь значимому объекту структур.

В итоге привлекающий крылатых гостей из разных стран Даугавпилс быстро станет если уж не центром Вселенной, то во всяком случае значительно повысит свой статус.

Расходы - ерунда

Когда возникла дискуссия насчет финансов, господин Дриксне заявил: "Лет через пять – семь нынешние споры о средствах покажутся смешными на фоне благ, которые получит Даугавпилс". По его словам, на долю самоуправления выпадет лишь 10% чистых расходов на аэропорт. Еще 75% отобьются за счет евроденег, а оставшиеся 15%, мол, по негласной договоренности, выделит Министерство путей сообщения, возглавлявшееся в ту пору сопартийцем Дриксне Айнаром Шлесерсом.

Вице–мэра полностью поддержала и тогдашняя градоначальница Рита Строде: "Аэропорт нужен, это каждому ясно". И в июле 2005 года дума приняла решение о создании SIA Daugavpils lidosta.

Осенью 2005 года стало известно, что Дриксне договорился с землевладельцем Геннадием Чуленко. Предметом договора стала покупка участка земли в 227 гектаров в поселке Лоцики — за сумму в 1 миллион латов.

На данной территории в советское время располагался военный аэродром, позже пришедший в плачевное состояние. Именно на базе этого аэродрома Дриксне и предложил создать современный аэропорт. Для того, чтобы окончательно склонить чашу весов на свою сторону, он объявил, что готов через четыре года, если идея аэропорта лопнет, выкупить у муниципалитета сей участок за ту же сумму — миллион латов.

И дума утвердила решение о покупке. В итоге землевладелец Чуленко получил огромную сумму за заброшенную территорию с потрескавшимися бетонными плитами.

Аэропорт построить — это вам не ишака купить

2005 год давно миновал. На несколько лет суета вокруг "проекта века" утихла, а за это время Дриксне успел оставить пост вице–мэра. Однако дело его продолжало жить.

Член правления Daugavpils lidosta Виктор Пузан раздавал радужные посулы. С его слов, аэродром в Лоциках, ныне находящийся "в удручающем состоянии", скоро расцветет и постоянные рейсы свяжут его с "городами Европы, СНГ и Ригой".

Вот обещания Пузана: "Пассажирские перевозки из даугавпилсского аэропорта планируется начать с 2010 года по такой же модели, какая действует в Лиепайском аэропорту. Это будет десять внутренних авиаперелетов ежедневно и не слишком дальние международные полеты. За год планируем перевозить 50–100 тысяч пассажиров. Сейчас зафиксирован спрос на внутренние рейсы, а о конкретных международных перевозках будем говорить с авиакомпаниями".

В прозаичной действительности плиты бывшего аэродрома пребывали в той же первозданной заброшенности. Разве что зимой 2010 года самоуправление отрядило туда отряд "столатовиков" — и те, барахтаясь в сугробах, посрезали там дикий кустарник.

Зато благодаря развернутому пиару и ближние, и дальние соседи оказались в курсе, что под Даугавпилсом находится аэропорт международного класса, который вот–вот начнет принимать воздушные суда со всего мира! Об этом даже в Википедии написали.

От Испании до Казахстана

Поскольку с деньгами из еврофондов так и не выгорело, весной 2009 года дума объявила конкурс о привлечении частного инвестора. И спустя полгода, в октябре 2009–го, было объявлено, что таковой нашелся — испанская группа компаний GECI Espanola S.A. и SRDI S.A. После этого сообщения деятельность вокруг аэропорта снова погрузилась в спячку еще на полтора года.

Однако в мае 2011 года тогдашний мэр Даугавпилса Жанна Кулакова совершила визит в Испанию. Как рассказала глава города по возвращении, она показала представителям GECI Espanola S.A. подготовленные документы и проект меморандума по соглашению, который должны подписать инвесторы, ООО Daugavpils lidosta и Гордума.

Тем временем депутаты думы большинством голосов утвердили проект решения, предусматривающий долевое участие муниципалитета в новом ООО Latgale International Airport с основным капиталом в 2 тысячи латов. Градоначальница торжественно объявила, что уже в ближайшее время инвесторы приедут в Даугавпилс — поставить свои подписи.

Дальше началось смешное. Обещанный визит должен был состояться 14 июня 2011 года. Однако испанцы не приехали — очевидно, заблудились в дороге. Вторично их приезд анонсировался в канун праздника Лиго 23 июня — но снова подписание меморандума так и не состоялось. Так эти испанцы в Латгалии так и не появились.

Зато в ноябре 2011 года дума объявила, что нашлись новые потенциальные инвесторы — на этот раз из Казахстана. Однако известие о "казахских инвесторах" вызвало лишь град насмешек со стороны городской общественности, уже основательно подуставшей от "саги о аэропорте".

Вопросы без ответов

Честно говоря, горожане давно потеряли веру в то, что этот проект когда–либо осуществится. В беседе с автором этих строк, проживающий в Даугавпилсе бывший военный летчик Владимир Вербицкий пояснил: "Настоящий аэропорт — не просто посадочная полоса, а совокупность огромного количества систем, служб и средств обеспечения. То есть владельцам аэропорта, если они хотят создать конкурентоспособное круглосуточно работающее всепогодное предприятие (качества, необходимые для получения сертификата международного аэропорта), придется закупить огромнейшее количество самого разного оборудования и найти несколько сотен квалифицированных специалистов, которых в самом Даугавпилсе никак не отыскать".

И сэкономить здесь не получится, подмечает Вербицкий. Если из всей системы выпадает хотя бы один компонент — аэропорт неконкурентоспособен. Летчики и владельцы авиакомпаний не захотят летать туда, где их самолеты заправят некондиционным топливом, не смогут заменить забарахлившую радиостанцию и обеспечить самолеты питанием, не сумеют предоставить исчерпывающую метеосводку.

"Вокруг и так большое количество аэропортов — в Риге, Вильнюсе, Каунасе, Пскове или Витебске. Кто пожелает рисковать, чтобы лететь к непонятным даугавпилчанам? А ведь даугавпилсскому аэропорту мало обслуживать 5–6 рейсов в день — для достижения рентабельности прием самолетов должен производиться ежечасно!" - разъясняет ситуацию бывший летчик.

Тем не менее в 2014 году тогдашний министр сообщения Анрийс Матисс подтвердил, что "аэропорт нужен", и посоветовал продолжать искать инвестора.

"Мы не можем делать все сразу. У нас нет финансирования в размере 40 миллионов евро, чтобы сделать все за один проект. Если разбить проект по логическим частям, то вполне реально его реализовать в ближайшие пять лет", — сказал министр.

Вскоре Матисс ушел в отставку, и подобные разговоры на несколько лет стихли.

Около года назад тему аэропорта вновь начали реанимировать. Заместитель мэра Янис Лачплесис провел ряд встреч в Министерстве охраны среды и регионального развития и убедил столичных чиновников, что проект надо продвигать.

Пятого февраля 2020 года даугавпилсский аэропорт был включен в Национальный план развития страны на 2021–2027 годы.

А уже в августе в городе побывал бывший глава обанкротившегося Latvijas Krājbanka, а ныне глава бюджетно–финансовой комиссии Мартиньш Бондарс и обнадежил даугавпилчан: "Аэропорт в Даугавпилсе никогда не был еще так близко. Это очень медленный и ответственный процесс. Но в то же время я знаю, что очень серьезные люди поддерживают Даугавпилс, чтобы в вашем городе был аэропорт".

Бондарс пообещал, что технический проект аэропорта может быть готов в 2021–22 гг, а первые самолеты оттуда полетят в 2025 году.

Головокружительная перспектива

Сейчас в близкие городским властям СМИ пишут об аэропорте, как о практически решенном деле. А вот оппозиция задает неудобные вопросы.

Депутат и экс–мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш заявил: "В городе снова муссируется проект аэропорта, стоимость которого с каждым пресс–релизом и с каждым публичным заявлением растет как на дрожжах. По проектной документации, находящейся в думе, его изначальная стоимость была 20 миллионов евро. Потом заговорили о том, что все–таки необходимо 30 миллионов. Теперь аэропорт уже оценивается на уровне 61 миллиона, далее мы уже слышим о сумме от 61 до 90 миллионов евро. Но при этом нет ни одного предложения о том, кто будет здесь летать…"

1416
Теги:
Латвия, аэропорт, Даугавпилс
По теме
Час икс в Даугавпилсе: что думают о крупнейшем полигоне НАТО в Латгалии политики и жители
Даугавпилсский аэропорт не получится восстановить
Элксниньш: аэропорту Даугавпилса не будут искать руководителя
Цветы у памятника Освободителям в Риге 9 мая

Палец на кнопке никто не держит: посол Латвии в РФ о планах снести памятник Освободителям

279
(обновлено 18:04 22.10.2020)
Посол Латвии в Москве Марис Риекстиньш высказался по поводу инициативы о сносе памятника Освободителям Риги. По его словам, в Латвии к монументу отношение неоднозначное, но в Сейме "никто не держит палец на кнопке по голосованию" за демонтаж

РИГА, 22 окт — Sputnik. Инициатива о сносе памятника Освободителям Риги собрала необходимое число подписей на портале Manabalss.lv и была передана в Сейм на рассмотрение – таковы правила, сказал посол в интервью газете "Суббота".

По его словам, памятник в Латвии воспринимается неоднозначно – с одной стороны, в 1944 году Красная армия прогнала нацистов, с другой – Латвия вошла в СССР, а не стала независимой.

"Из-за этого проблема с памятником. В комиссиях создали рабочую группу, привлекали экспертов, и теперь они собираются сделать информационные доски для тех, кто приезжает в Латвию впервые, чтобы человек понимал, что это такое. Но никто не держит палец на кнопке по голосованию о сносе памятника. Сейм не голосовал по этому вопросу", - сказал Риекстиньш.

Он добавил, что у России и Латвии довольно сложный диалог по историческим вопросам. Но исторические вопросы – те вопросы, по которым у нас довольно сложный диалог. "Власти болезненно воспринимают то, что мы им напоминаем о неправомерных и противозаконных действиях Сталина, им кажется, что мы им лично делаем упрек. Но у каждого народа и страны есть моменты, которых лучше бы не было", – сказал Риекстиньш.

Латышские националисты на протяжении многих лет пытаются инициировать снос монумента. В июне прошлого года большинство депутатов Сейма поддержали опубликованную на портале Manabalss петицию о взрыве/демонтаже памятника Освободителям Риги. Она была передана в профильные комиссии.

Российское министерство на официальном сайте разместило комментарий заместителя директора департамента информации и печати МИД России Артема Кожина. В МИД напомнили, что инициатива идет вразрез с обязательствами официальной Риги по соглашению между правительствами РФ и Латвии от 30 апреля 1994 года по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров РФ и членов их семей, проживающих на территории Латвии.

Со своей стороны, латвийский МИД, разъясняя ситуацию, заявлял, что Латвия без согласия России не может снести памятник Освободителям Риги, не нарушив международные обязательства, даже если Cейм принял бы решение о демонтаже.

"В данной ситуации важен принцип соблюдения международных обязательств, который был закреплен 13 января 1994 года в законе "О международных договорах Латвийской Республики". Тринадцатая статья этого закона указывает, что "если в международном договоре, который одобрил Сейм, предусмотрены иные условия, чем в законодательных актах Латвийской Республики, то применяются условия международного договора". Кроме того, 27-я статья Венской конвенции 1969 года гласит: "Участник не может ссылаться на требования национальных правовых норм, чтобы оправдать несоблюдение договора", - пояснял представитель латвийского МИД Янис Бекерис.

Также министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс, комментируя ситуацию газете Diena, заявлял, что, хотя памятник не упоминается ни в одном конкретном договоре между Россией и Латвией, в 1997 году, когда предпринимались попытки инициировать его снос, между российским и латвийским дипведомствами состоялся интенсивный обмен нотами.

В той дипломатической переписке обе стороны подтвердили, что мемориал является охраняемым в понимании статьи 13 закона от 1994 года.

В странах Балтии регулярно заявляют о "советской оккупации", в Москве с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Руководство России неоднократно заявляло, что об оккупации стран Балтии в 1940 году СССР не может быть и речи. МИД РФ пояснял, что рассматривает присоединение Прибалтики к СССР как соответствовавшее нормам международного права того времени.

По мнению ведомства, термин "оккупация" здесь не может быть использован, поскольку между СССР и прибалтийскими государствами не велось военных действий, а ввод войск осуществлялся на договорной основе и с явно выраженного согласия существовавших в этих республиках властей.

Кроме того, в Латвии, Литве и Эстонии во все время их пребывания в составе Советского Союза (за исключением времени оккупации Германией в годы Великой Отечественной войны) действовали национальные органы власти.

279
Теги:
памятник Освободителям Риги, Марис Риекстиньш, Латвия
По теме
В Латвии министр нашел "веский" повод для демонтажа памятника Освободителям Риги
Почему Латвия не латышская, памятник Освободителям все стоит, а страна кишит иммигрантами
Памятник Освободителям остается: Ермолаев высмеял "хотелки" Нацблока
Уничтожить психологически: памятник Освободителям могут переименовать
Электрическая подстанция

Латвия потратит 405 млн евро на подготовку к отключению от БРЭЛЛ

353
(обновлено 16:02 22.10.2020)
План развития латвийской системы электропередачи на 2021-2030 гг. предполагает инвестиции в размере 405 миллионов евро

РИГА, 22 окт — Sputnik. Оператор латвийской системы электропередачи Augstsprieguma tīkls (AST) с 2021 по 2030 год планирует вложить в развитие 405 миллионов евро. Об этом свидетельствует утвержденный Комиссией по регулированию общественных услуг (КРОУ) план развития латвийской системы электропередачи, передает BNN.

Большая часть расходов будет связана с увеличением пропускной способности сети передачи и повышением надежности электроснабжения Балтийского региона с целью осуществить в 2025 году выход из энергокольца БРЭЛЛ и синхронизацию с сетями континентальной Европы.

"Утвержденный сегодня план тесно связан с десятилетним планом развития европейской сети системных операторов передачи электроэнергии ENTSO-E, чтобы достичь одну из европейских стратегических целей по обеспечению энергетической независимости — синхронизации балтийских электросетей с Европой", — прокомментировал план председатель правления AST Варис Брокс.

Балтийские страны до сих пор работают в синхронном режиме с постсоветской энергосистемой в так называемом кольце БРЭЛЛ и зависят от диспетчерской в Москве и российской электроэнергетической сети. Литва, Латвия и Эстония заявили, что планируют к 2025 году выйти из энергокольца БРЭЛЛ.

Согласно утвержденному сценарию, синхронизация будет осуществляться через уже действующую перемычку LitPol Link и новый морской кабель между Литвой и Польшей, а также через синхронные компенсаторы, которые оборудуют в трех странах Балтии.

Россия проводит необходимые мероприятия, связанные с выходом стран Балтии из ее энергосистемы. В целях обеспечения энергобезопасности Калининградской области построены Маяковская и Талаховская ТЭС мощностью по 156 МВт, а также Прегольская газовая ТЭС мощностью 456 МВт.

В этом году планируется завершить строительство угольной Приморской ТЭС мощностью 198 МВт, которая станет запасной и будет работать в режиме "холодного резерва".

Координирует вопрос синхронизации электросетей Балтии с сетями континентальной Европы Еврокомиссия. Вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович заявлял, что неприятных неожиданностей в сфере поставок электроэнергии не желает никто — ни страны Балтии, ни Россия или Беларусь, поэтому стороны планомерно ведут технические консультации.

353
Теги:
электроэнергия, энергокольцо БРЭЛЛ, Augstsprieguma tīkls, Латвия
По теме
Деиндустриализация и вымирание: рецепт Латвии по достижению баланса в энергетике
Упустили, как и транзит: эксперт рассказал про шанс Балтии стать хабом электроэнергии
Сотни миллионов евро на "энергонезависимость от России": премьер Латвии о решении ЕК
Сокращение внешней торговли вдвое: выход Прибалтики из БРЭЛЛ повлиял на планы "Интер РАО"
Вакцинация против гриппа

Европе может не хватить вакцин от гриппа

0
(обновлено 17:27 22.10.2020)
В Европе опасаются дефицита вакцин от гриппа, но фармацевтические компании ничем не могут помочь странам ЕС

РИГА, 22 окт — Sputnik. Рост спроса на вакцины от гриппа привел к дефициту вакцин в Европе и может повлечь за собой "двойную пандемию", сообщает Reuters.

Многие правительства увеличили в этом году количество заказанных вакцин от гриппа и запустили кампании, призывающие граждан прививаться. Основные производители, такие как GlaxoSmithKline, Sanofi, Abbott и Seqirus, увеличили поставки в регион на 30%, однако их мощности работают на пределе и не в состоянии справиться с возросшим спросом.

"В этом году покупатели все время спрашивают вакцины, больше десяти человек в день, - рассказывает фармацевт одной из варшавских аптек. - Но оптовики говорят там то же самое, что мы говорим покупателям - вакцин нет, надо подождать".

Европейский сезон гриппа начинается в октябре и набирает силу в середине ноября - начале декабря. В ходе сезонной эпидемии гриппа болеют от 4 до 50 млн человек каждый года, ежегодно от гриппа умирают до 70 тысяч европейцев, особенно пожилых и находящихся в группе риска.

Предполагается, что меры по борьбе с COVID-19 - маски, мытье рук и социальная дистанция - могут помочь сократить и размах эпидемии гриппа, так как в южном полушарии в этом году количество случаев гриппа уже было ограничено, заявила директор департамента пандемических и эндемических заболеваний ВОЗ Сильви Бриан на брифинге на прошлой неделе.

Тем не менее, евроомиссар по здравоохранению Стелла Кириакидес в прошлом месяце предупредила об опасности "двойной пандемии" - гриппа и COVID-19. Поэтому эксперты убеждают людей прививаться от гриппа, чтобы предотвратить кризис в здравоохранении.

"Необходимо предотвратить двойную волну гриппа и COVID-19", - говорит Клеменс Вендтнер, главный специалист по инфектологии и тропической медицине мюнхенской клиники Швабинг. Он рекомендует прививаться от гриппа и людям моложе 60 лет.

Министерство здравоохранения Польши сообщило, что купило в этом году 3 млн доз вакцин от гриппа и готово приобрести еще. Однако, по данным польского сайта gdziepolek.pl, позволяющего узнать о наличии лекарств, вакцины Influvac Tetra (Mylan) и Vaxigrip Tetra (Sanofi) доступны только в 1% польских аптек, вакцина Fluarix Tetra (GSK) недоступна, а Fluenz Tetra (AstraZeneca) есть только в 5% аптек.

Это проблема не только Польши. Бельгия до сих пор не получила треть заказанных вакцин. Власти Клагенфурта, города в южной Австрии с населением в 100 тысяч человек, сообщили, что заказали вакцины еще в январе и безуспешно попытались увеличить заказ с началом пандемии COVID-19.

Правительство Австрии (население 9 млн человек) в этом году заказало 1,25 доз вакцин, на 60% больше обычного, однако вакцины начали поступать только в середине сентября, и на то, чтобы распределить их по медицинским центрам, также нужно время. Ассоциация итальянских фармацевтических компаний сообщает, что спрос на вакцины от гриппа в Италии вырос на 40%.

Распределение количества вакцин для стран северного полушария обычно происходит за год до начала сезона гриппа, а производство начинается в марте. Короткий срок хранения вакцин также не позволяет делать их запасы на случай непредвиденных обстоятельств.

Учитывая, что производство вакцин от гриппа занимает много времени, производители сделали все возможное, чтобы увеличить количество произведенных доз в этих экстраординарных обстоятельствах.

Компания GSK обещает увеличить количество произведенных вакцин в следующие годы, но ожидает, что спрос будет превышать предложение. Sanofi и AstraZeneca производят рекордное количество вакцин.

0
Теги:
ЕС