Уставший ребенок с ноутбуком

Билингвальной "удаленки" в Латвии нет. Что делать русскоязычным школьникам?

2756
(обновлено 09:32 02.11.2020)
Электронные уроки Tava klase cнимаются только на латышском языке, поэтому русскоязычные школьники младших классов на "удаленке" недополучают часы на родном языке

РИГА, 30 окт — Sputnik, Юлия Грант. Правозащитник Елизавета Кривцова обращает внимание, что при переводе школ нацменьшинств на "удаленку" нарушается закон, предусматривающий обучение детей на родном языке по меньшей мере до 7-го класса. Электронные уроки Tava klase cнимаются только на латышском.

"Таким образом, государство не предоставляет возможности учиться, поэтому родители могут требовать перенаправления бюджетных средств, выделяемых каждому ученику на базовое образование, в пользу различных сервисов удаленного обучения, в том числе платных, покрывая расходы за счет выданных государством ваучеров взамен денег, которые тратились на школу", - считает Кривцова.

"Если бы "коронакризиса" не было, его следовало бы выдумать, потому что он открыл родителям глаза на катастрофу, разразившуюся в латвийском школьном образовании, - заявила общественный активист Снежана Бартуль. – Я жила в иллюзии, что на нашу школу и систему образования я могу полагаться. А теперь стало очевидно, что системы как таковой нет, уровень подготовки учителей плачевный, в особенности в плане компьютерной грамотности. При этом их гоняют на какие-то обязательные курсы повышения квалификации, которые, по сути, являются профанацией. Я в свое время окончила маленькую волостную школу при военном городке в Лиелварде, где постоянно менялись учителя, но полученное образование позволило мне по конкурсу поступить в вуз в Санкт-Петербурге без всякого блата. Сейчас дети учатся в школе 12 лет и выходят без знаний".

Бартуль выступила с идеей перенаправить деньги, которые "следуют за учеником" в школы, в пользу родителей, вынужденных выполнять функции учителей по всем предметам, директоров, организаторов и толмачей, жертвуя работой и свободным временем, не имея педагогических навыков и методик обучения.

"После того, как закончился прошлый сумасшедший учебный год, я интересовалась, как я могу отказаться от этого ужаса и выбрать альтернативный способ обучать ребенка. Мне сказали - я не могу уйти из школы, так как социальные работники сразу постучатся в мою дверь, - возмущается Снежана. - Мне сказали, что единственная возможность легально перейти на домашнее образование – получить справку семейного врача, что мой ребенок болеет. Но это значит лгать, а лгать я не хочу!"

Елизавета Кривцова утверждает, что школьная управа ввела Бартуль в заблуждение: закон позволяет родителю перейти на семейную форму обучения. "Таким образом даже вписанные в закон права родителей нарушаются, не говоря уже о ненаписанных. Пока мы доверяли системе образования, это работало. Но "удаленка" стала моментом истины, - подчеркивает правозащитник. - "Удаленка" ввиду совершенной непроработанности ее методической базы может быть только выбором, согласованным с родителем".

Встает вопрос – как этого достичь. Нужны изменения в законе, и единственный способ – объединение родителей: коллективные иски, петиции, считает Кривцова.

Осознав катастрофу в латвийской школьной системе, многие стали искать альтернативы. Одна из них предложена резекненцем, педагогом по образованию Вадимом Гилисом, который уже три года руководит онлайн-школой Санкт-Петебургского университета в Латвии.

"В этом году на курс нашей школы записались уже около шестисот старшеклассников, - говорит Гилис. - Мы предлагаем дополнительное образование и ориентированы на учеников 10-12-х классов, которые уже мотивированы. У нас преподают профессора Санкт-Петербургского университета, это ближе к вузовской системе. Наша цель – чтобы наши русские дети оставались русскими, поэтому один из основных предметов – история Отечества.

Я с трудом могу представить онлайн-образование для учеников 1-5-х классов. Это должны быть особые методики, и родители должны находиться рядом, а не все это могут себе позволить.

В порядке эксперимента в этом году мы решили предложить занятия для 6-9-х классов, с расширенной программой (математика, география, естественно-научные дисциплины), посмотрим, как это получится.

Я, как педагог по образованию, думаю, что всех латвийских детей вне зависимости от национальности компетентностная система образования погубит. Нигде в мире она себя не оправдала. В верхах нашей образовательной администрации засели враги, ничего хорошего своему народу они не желают. Человек выходит дуб дубом из этой системы, это просто обезьяна, готовая потреблять".

Елизавета Кривцова не согласна с таким категоричным мнением о компетентностном образовании, однако выступает за свободу выбора. "Проблема не в подходе, а в реальности: педагоги не готовы, методик и материалов недостаточно. Надо были идти по принципу добровольности, а не кампанейщины. Вот есть пилотные школы, они готовы пробовать этот подход и доказать, что он лучше традиционного, а не переводить всех на новые рельсы насильно", - уверена она.

Объединение родителей в общественные организации вроде vecakubalss.lv, превращение родительских комитетов школ в реально действующие центры выбора образовательных программ и учебных пособий для детей – единственный способ заставить власти считаться с мнением родителей как заказчиков школьного образования и роста его качества, заставлять исполнять существующие законы и вносить в них изменения в интересах общества, а не чиновников, считают специалисты.

2756
Теги:
русские школы, Латвия
По теме
Рижские школы пока не планируют переход на "удаленку"
Шуплинска: компьютеры в школы Латвии поступят не раньше конца октября
Власти выгодно держать школьников дома: почему РСЛ против "удаленки"
Плинер: Шуплинска сняла с себя ответственность за образование детей
Монеты номиналом 1 евро на фоне банкнот номиналом 10 и 20 евро

В Латвии с 2021 года снизятся социальные взносы: новые правила

55
(обновлено 18:07 27.11.2020)
Согласно поправкам, размер соцвзносов будет снижен с нынешних 35,09% до 34,09% – на 0,5 процентных пункта как для работодателей, так и для сотрудников

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Сейм Латвии в окончательном чтении принял поправки к закону "О государственном социальном страховании", которые предусматривают снижение соцвзносов на один процентный пункт, а также устанавливают минимальные взносы для лиц, зарплата которых не достигает минимальной, в том числе самозанятых.

С 1 января 2021 года размер соцвзносов будет снижен с нынешних 35,09% до 34,09% - на 0,5 процентных пункта как для работодателей, так и для сотрудников. Теперь ставка соцвзносов для работодателя составит 23,59%, а для работника - 10,5%.

Поправки также предусматривают введение со следующего года минимального объекта обязательных взносов государственного социального страхования в размере трех минимальных зарплат за квартал. Планируется, что минимальная заработная плата с 2021 года составит 500 евро. Минимальный размер соцвзносов составит 170 евро в месяц за сотрудников, застрахованных в общем порядке.

Минимальный социальный налог за квартал нужно будет платить с трех минимальных зарплат. Если человек будет работать на нескольких работах или будет параллельно как самозанятым лицом, так и наемным работником, задекларированный доход будет суммироваться. Если он составит менее трех минимальных зарплат за квартал, разница между уплаченным соцналогом и минимальным налогом будет покрываться работодателем за счет собственных средств.

Если человек работает на нескольких работах, работодатели должны будут платить обязательные минимальные соцвзносы пропорционально тому, сколько и за какое вознаграждение человек работает на каждого из них.

С июля 2021 года ставка взносов на пенсионное страхование самозанятых лиц устанавливается в размере 10% от дохода вместо нынешних 5%. Для самозанятых лиц, чей ежемесячный доход не достигнет минимальной зарплаты, обязательные взносы для страхования пенсий составят 10% от минимальной зарплаты.

Также с 1 июля плательщики налога с микропредприятий будут застрахованы как самозанятые лица, а работники микропредприятий - в общем порядке.

Поправки определяют группы лиц, на которых не распространяются минимальные обязательные взносы соцстрахования. К ним относятся люди, достигшие пенсионного возраста или получающие пенсию по старости, люди с инвалидностью 1-й и 2-й группы, люди с детьми в возрасте до трех лет или детьми с инвалидностью, люди, которые работают на социальном предприятии или предоставляют услуги ассистента.

Минимальные взносы не нужно будет платить за сезонных сельскохозяйственных рабочих и за работников иностранного работодателя.

Если самозанятое лицо прогнозирует, что его доход не достигнет минимального объекта обязательных соцвзносов, во втором полугодии 2021 года он сможет платить налог с фактического дохода. В этом случае самозанятое лицо должно будет представить в Службу государственных доходов подтверждение планируемого дохода за квартал.

55
Теги:
Латвия
По теме
Кариньш: зарплаты медикам можно поднять, если все заплатят соцвзносы
Мнения экспертов: как изменения в демографии влияют на экономику Латвии
Соцвзносы 5%, рост акцизов, необлагаемый минимум 350 евро: детали налоговой реформы
Соцвзносы с минималки заставят платить всех, возможно, самих работников
Уставший ребенок с ноутбуком

Директор рижской школы: "удаленка" это сегрегация

48
(обновлено 17:03 27.11.2020)
"Удаленка" в Латвии хромает на обе ноги не потому, что страна бедная и не может снабдить всех школьников компьютерами, а потому что нет унифицированного технического решения, методик, и педагоги не обучены, считает Денис Клюкин

РИГА, 27 ноя — Sputnik, Юлия Грант. Как временное решение удаленное обучение школьников еще приемлемо, однако на постоянной основе оно ведет к сегрегации по имущественному признаку, считает директор рижской Ринужской средней школы Денис Клюкин.

"Чтобы нивелировать эффект от "удаленки" в конце прошлого учебного года, министерство образования и науки (МОН) снизило требования на централизованных экзаменах. Это помогло удержать средний уровень оценок от катастрофического падения, что произошло бы в случае, если бы сложность заданий осталась на уровне прошлых, доковидных лет. Однако пропасть между лучшими учениками и худшими увеличилась: мотивированные, способные заниматься самостоятельно или имеющие репетиторов выпускники сдали экзамены намного лучше, а отстающие – намного хуже, - говорит директор школы. – Поэтому "удаленку" еще можно терпеть как временное решение, но на постоянной основе она ведет к сегрегации. "Удаленка" бьет по самым незащищенным: если оба родителя ребенка работают и не имеют возможности контролировать его занятия, помогать ему в учебе, уровень получаемых вне класса знаний стремится к нулю".

Дело, как подчеркивает педагог, не только в технической и материальной обеспеченности семьи. МОН оперативно отреагировало на ситуацию и закупило для школьников кое-какую технику. Сделано это было наспех и, возможно, не без гешефта для заинтересованных политических сил, однако все, кто попросил поддержки, ее получил. В частности, Ринужская школа раздала в многодетные и малообеспеченные семьи около 100 планшетов – плохеньких, семидюймовых, но все-таки позволяющих следить за уроками и выполнять домашние задания. Вместе с планшетами МОН зачем-то выдало еще 70 телефонов, которые до сих пор лежат на складе, и так в большинстве школ, рассказывает Клюкин.

При этом на закупку телефонов министерство потратило почти вдвое больше, чем на планшеты. Конкурс по первым выиграло LMT Retail & Logistics SIA (договорная сумма 220 935 евро, закупка IZM 2020/16/IZ), по вторым - BITE Latvija (140 000 евро, закупка IZM 2020/15/IZ). Оба договора заключены 7 мая 2020 года, бенефициарами стали мобильные операторы.

Денис Клюкин считает, что для учебы телефон вообще не нужен, а ему можно верить: с момента, как он возглавил школу, взялся за изучение, анализ и внедрение различных технических решений в обучении. И квалифицированно утверждает: "удаленка" в Латвии хромает на обе ноги не потому, что страна бедная и не может за счет госбюджета снабдить всех школьников персональными компьютерами, как это делает, например, Швеция.

"Проблема решаемая, найти 30 миллионов раз в четыре года на закупку техники можно, - говорит Клюкин. – Однако до этого необходимо проделать аналитическую, методическую работу. Не обязательно делать это самим. Пару лет назад я был на стажировке в британском Wellington College, который в год тратит на изучение IT-решений полтора миллиона фунтов – столько же, сколько всё латвийское МОН. Его опыт показывает: унификация технических решений в обучении должна идти первым пунктом, методика преподавания, подготовки уроков и дидактического материала, обучение педагогов – вторым, и только за этим следует унификация технических устройств обучения, на основе которой можно организовывать закупки или выдавать требования к технике для самостоятельной покупки родителями".

Проблема латвийского МОН в том, что оно не делает ни первого, ни второго. Видимая "либеральность" в использовании технических решений оборачивается полной самодеятельностью и хаосом. Методик как не было, так и нет. За лето ковидной передышки к их разработке не приблизились ни на йоту.

Зато в этот же период МОН выделило:

5 миллионов евро на приобретение "лабораторных материалов для участников системы электронных закупок" (проект IZM 2020/7/AK);

279 922,90 евро на услуги съемок и трансляции (4.vara – 68 600 евро, проект IZM 2020/13/IZ, Vidzemes televīzija – 211 922.9 евро, IZM 2020/12/IZ).

Учитель географии или истории не знает, что делать, если при подключении к уроку 30 учеников его домашний компьютер начинает "виснуть" - а дело в нехватке оперативной памяти и отсутствии модификаций программы, которая в таком случае будет ранжировать видео соответственно ее объему, чтобы картинка была, пусть и в худшем качестве, но не пропадала вовсе.

Отсутствует и координирующая роль министерства в действиях департаментов образования самоуправлений. К примеру, Рижская дума уже многие годы централизованно закупает программное обеспечение Microsoft Office для всех учащихся для занятий не только в школах, но и на домашних компьютерах. На лицензии потрачены миллионы евро. И вместо того, чтобы дополнить эти пакеты решением удаленного обучения MS Team, рижским школам и учителям не предложено ничего. Разнообразие программ, которые они находят самостоятельно, порождает хаос в учебном процессе.

При этом положительный опыт и у отдельных школ, и у педагогов есть, уверен директор Ринужской школы. Однако ни министерство, ни департамент не пытаются его использовать, организовать передачу и какое-то подобие менторства. Спасение обучающих – дело рук самих обучающих. Отсутствие внятной информации и координации порождает страх, стресс и эмоциональное выгорание у директоров и завучей школ, которые, так же как и большинство учителей, - люди в возрасте 50+ и никакие не хакеры.

Повышенную нагрузку на учителей компенсировать никто не собирается. За стресс "удаленки" на 18 тысяч латвийских учителей МОН получит из бюджета 1,1 миллиона евро, то есть по 40 евро чистыми на руки на весь период. И после этого глава комиссии по образованию Сейма Арвилс Ашераденс ("Новое Единство") будет по-прежнему твердить, что министр Илга Шуплинска (Новая консервативная партия) хороша и нет никаких оснований отправлять ее в отставку, параллельно взывая к молодежи выбирать профессию педагога?

Между тем и заказчики образования - родители - начинают понимать масштаб катастрофы. И осознавать роль школы, которая в нормальном очном процессе позволяет детям не только учиться, но и общаться, жить в коллективе, без которого они просто "сходят с ума", по выражению одной матери.

"Поэтому, как только МОН выпустило очередные противоэпидемические требования к очному обучению, мы тут же нашли возможность обеспечить 3 квадратных метра на ученика в актовом и спортивном зале, просторных рекреационных помещениях, которые в нашей школе есть. Мы твердо намерены сохранить обучение с первого по шестой класс в обычном формате", - сказал в заключение Денис Клюкин, хотя и признал, что вся предыдущая политика МОН по оптимизации школьной сети и укрупнению классов делает новые требования невыполнимыми для большинства школ не только в Риге, но и в провинции.

48
Теги:
образование, Латвия
По теме
Реальная сегрегация: бедные семьи в Латвии не могут позволить себе "удаленку"
Билингвальной "удаленки" в Латвии нет. Что делать русскоязычным школьникам?
"Удаленка" в законе: почему депутаты при принятии бюджета готовы "жабу проглотить"
По три квадратных метра на человека: кабмин Латвии утвердил новые ограничения
Эксперт, доктор медицинских наук, врач-иммунолог Владислав Жемчугов

Врач объяснил, почему бессмысленно убивать норок с коронавирусом

0
(обновлено 18:08 27.11.2020)
Животных, зараженных коронавирусом, нужно всего лишь проиммунизировать - как ветеринары поступают со многими инфекциями
Жемчугов: уничтожать норок с коронавирусом не имеет смысла

Коронавирусная инфекция впервые выявлена на норковой ферме в Йонавском районе Литвы, сообщает Sputnik Литва. Очаг был обнаружен после внезапной смерти 169 животных. Исследование образцов подтвердило, что норки были инфицированы COVID-19. Также коронавирус диагностировали у работника фермы. Предприятие приняло решение усыпить примерно 40 животных и безопасно утилизировать их останки.

Доктор медицинских наук, врач-иммунолог, специалист по особо опасным инфекциям Владислав Жемчугов заявил Sputnik Латвия, что категорически не одобряет истребление норок.

"Это антигуманно. Если у норок выявился вирус, уничтожать их уже бессмысленно. Вирус распространяется таким образом, что его невозможно локализовать. Для таких животных нужно создать специальную вакцину и просто их проиммунизировать. Так поступают со многими инфекциями в ветеринарии", - рассказал Жемчугов.

По его словам, животные на ферме заразились коронавирусом из-за людей.

"На подобных предприятиях, начиная от птицефабрик и вплоть до норковых ферм, введен противоэпидемический режим. Это жесточайший карантин, люди входят на предприятие в стерильной одежде с соблюдением всех мер предосторожности. Заражение животных стало результатом несоблюдения работниками этого строгого режима", - пояснил иммунолог.

Жемчугов напомнил, что еще в феврале была выдвинута гипотеза о том, что в процессе пандемии, когда среди людей накопится мощная иммунная прослойка, вирусу придется искать убежище в природе.

"Коронавирус должен найти в природе нового хозяина, чей иммунитет не будет его губить, и тогда появится новая природно-очаговая инфекция. Видимо, именно это сейчас и происходит. Вирус ищет новых хозяев, это естественный процесс, который никто не остановит", - заключил Жемчугов.

Как уже писал Sputnik Латвия, власти Дании ранее высказали намерение уничтожить не менее 15 миллионов норок после обнаружения коронавируса у зверей на пушных фермах. Считается, что норки могут быть носителями мутировавшего коронавируса, который ослабляет способность человеческого организма к выработке антител, что грозит проблемами при вакцинации. На минувшей неделе 284 фермы в Дании умертвили норок, зараженных коронавирусом.

0
Теги:
норки, коронавирус, Владислав Жемчугов, Литва
Тема:
Коронавирус наступает