Больничная палата

Латвийское общество больниц: скоро в Латвии будет не хватать коек для больных COVID-19

554
(обновлено 16:43 23.11.2020)
По словам председателя правления Латвийского общества больниц Евгения Калейса, критическим является не только количество коек в больницах, но и количество персонала, которое может оказывать медицинскую помощь больным коронавирусом

РИГА, 21 ноя — Sputnik. Председатель правления Латвийского общества больниц (ЛОБ) Евгений Калейс рассказал, что на данный момент больницы Латвии заполнены почти на 80 процентов, такой показатель считается уже критическим, пишет jauns.lv.

Он подчеркнул, что ситуация становится только хуже, количество госпитализированных с COVID-19 каждый день растет, в больницы поступает больше пациентов, чем выписывается.

Не так важны сами койки, как количество персонала, которое не справляется с большим количеством больных. Вопрос персонала на данный момент является самым остром, пояснил Калейс. Помимо прочего, большое количество медиков сейчас являются контактными лицами заболевших или же сами болеют COVID-19.

Немаловажно, считает председатель ЛОБ, поднять мотивацию медиков. Но, несмотря на важность этого момента, правительство не старается обеспечить персонал, который работает в красной зоне, достойными доплатами. На данный момент уровень доплат медикам за работу с коронавирусом остается самым низким среди стран Балтии. Так в Литве, например, доплаты составляют до ста процентов от зарплаты. А в Эстонии же медикам выделяется конкретная сумма доплат, тогда как в Латвии это лишь процент от зарплаты.

Доступность медицинских услуг в данный период времени основывается на наличии человеческих ресурсов. Если в больнице заболевают медицинские работники или же становятся контактными лицами больных, то медучреждение теряет персонал, а значит, автоматически отменяется предоставление конкретных услуг. Несмотря на это, по словам Калейса, неотложная медицинская помощь по-прежнему работает неукоснительно, она является приоритетной областью.

554
Теги:
Латвия, коронавирус
По теме
Путин анонсировал регистрацию третьей российской вакцины от коронавируса
Пусть правящая элита поблагодарит коронавирус: почему роспуска Сейма не будет
Единственное условие, при котором русская вакцина победит коронавирус
Уставший ребенок с ноутбуком

Директор рижской школы: "удаленка" это сегрегация

33
(обновлено 17:03 27.11.2020)
"Удаленка" в Латвии хромает на обе ноги не потому, что страна бедная и не может снабдить всех школьников компьютерами, а потому что нет унифицированного технического решения, методик, и педагоги не обучены, считает Денис Клюкин

РИГА, 27 ноя — Sputnik, Юлия Грант. Как временное решение удаленное обучение школьников еще приемлемо, однако на постоянной основе оно ведет к сегрегации по имущественному признаку, считает директор рижской Ринужской средней школы Денис Клюкин.

"Чтобы нивелировать эффект от "удаленки" в конце прошлого учебного года, министерство образования и науки (МОН) снизило требования на централизованных экзаменах. Это помогло удержать средний уровень оценок от катастрофического падения, что произошло бы в случае, если бы сложность заданий осталась на уровне прошлых, доковидных лет. Однако пропасть между лучшими учениками и худшими увеличилась: мотивированные, способные заниматься самостоятельно или имеющие репетиторов выпускники сдали экзамены намного лучше, а отстающие – намного хуже, - говорит директор школы. – Поэтому "удаленку" еще можно терпеть как временное решение, но на постоянной основе она ведет к сегрегации. "Удаленка" бьет по самым незащищенным: если оба родителя ребенка работают и не имеют возможности контролировать его занятия, помогать ему в учебе, уровень получаемых вне класса знаний стремится к нулю".

Дело, как подчеркивает педагог, не только в технической и материальной обеспеченности семьи. МОН оперативно отреагировало на ситуацию и закупило для школьников кое-какую технику. Сделано это было наспех и, возможно, не без гешефта для заинтересованных политических сил, однако все, кто попросил поддержки, ее получил. В частности, Ринужская школа раздала в многодетные и малообеспеченные семьи около 100 планшетов – плохеньких, семидюймовых, но все-таки позволяющих следить за уроками и выполнять домашние задания. Вместе с планшетами МОН зачем-то выдало еще 70 телефонов, которые до сих пор лежат на складе, и так в большинстве школ, рассказывает Клюкин.

При этом на закупку телефонов министерство потратило почти вдвое больше, чем на планшеты. Конкурс по первым выиграло LMT Retail & Logistics SIA (договорная сумма 220 935 евро, закупка IZM 2020/16/IZ), по вторым - BITE Latvija (140 000 евро, закупка IZM 2020/15/IZ). Оба договора заключены 7 мая 2020 года, бенефициарами стали мобильные операторы.

Денис Клюкин считает, что для учебы телефон вообще не нужен, а ему можно верить: с момента, как он возглавил школу, взялся за изучение, анализ и внедрение различных технических решений в обучении. И квалифицированно утверждает: "удаленка" в Латвии хромает на обе ноги не потому, что страна бедная и не может за счет госбюджета снабдить всех школьников персональными компьютерами, как это делает, например, Швеция.

"Проблема решаемая, найти 30 миллионов раз в четыре года на закупку техники можно, - говорит Клюкин. – Однако до этого необходимо проделать аналитическую, методическую работу. Не обязательно делать это самим. Пару лет назад я был на стажировке в британском Wellington College, который в год тратит на изучение IT-решений полтора миллиона фунтов – столько же, сколько всё латвийское МОН. Его опыт показывает: унификация технических решений в обучении должна идти первым пунктом, методика преподавания, подготовки уроков и дидактического материала, обучение педагогов – вторым, и только за этим следует унификация технических устройств обучения, на основе которой можно организовывать закупки или выдавать требования к технике для самостоятельной покупки родителями".

Проблема латвийского МОН в том, что оно не делает ни первого, ни второго. Видимая "либеральность" в использовании технических решений оборачивается полной самодеятельностью и хаосом. Методик как не было, так и нет. За лето ковидной передышки к их разработке не приблизились ни на йоту.

Зато в этот же период МОН выделило:

5 миллионов евро на приобретение "лабораторных материалов для участников системы электронных закупок" (проект IZM 2020/7/AK);

279 922,90 евро на услуги съемок и трансляции (4.vara – 68 600 евро, проект IZM 2020/13/IZ, Vidzemes televīzija – 211 922.9 евро, IZM 2020/12/IZ).

Учитель географии или истории не знает, что делать, если при подключении к уроку 30 учеников его домашний компьютер начинает "виснуть" - а дело в нехватке оперативной памяти и отсутствии модификаций программы, которая в таком случае будет ранжировать видео соответственно ее объему, чтобы картинка была, пусть и в худшем качестве, но не пропадала вовсе.

Отсутствует и координирующая роль министерства в действиях департаментов образования самоуправлений. К примеру, Рижская дума уже многие годы централизованно закупает программное обеспечение Microsoft Office для всех учащихся для занятий не только в школах, но и на домашних компьютерах. На лицензии потрачены миллионы евро. И вместо того, чтобы дополнить эти пакеты решением удаленного обучения MS Team, рижским школам и учителям не предложено ничего. Разнообразие программ, которые они находят самостоятельно, порождает хаос в учебном процессе.

При этом положительный опыт и у отдельных школ, и у педагогов есть, уверен директор Ринужской школы. Однако ни министерство, ни департамент не пытаются его использовать, организовать передачу и какое-то подобие менторства. Спасение обучающих – дело рук самих обучающих. Отсутствие внятной информации и координации порождает страх, стресс и эмоциональное выгорание у директоров и завучей школ, которые, так же как и большинство учителей, - люди в возрасте 50+ и никакие не хакеры.

Повышенную нагрузку на учителей компенсировать никто не собирается. За стресс "удаленки" на 18 тысяч латвийских учителей МОН получит из бюджета 1,1 миллиона евро, то есть по 40 евро чистыми на руки на весь период. И после этого глава комиссии по образованию Сейма Арвилс Ашераденс ("Новое Единство") будет по-прежнему твердить, что министр Илга Шуплинска (Новая консервативная партия) хороша и нет никаких оснований отправлять ее в отставку, параллельно взывая к молодежи выбирать профессию педагога?

Между тем и заказчики образования - родители - начинают понимать масштаб катастрофы. И осознавать роль школы, которая в нормальном очном процессе позволяет детям не только учиться, но и общаться, жить в коллективе, без которого они просто "сходят с ума", по выражению одной матери.

"Поэтому, как только МОН выпустило очередные противоэпидемические требования к очному обучению, мы тут же нашли возможность обеспечить 3 квадратных метра на ученика в актовом и спортивном зале, просторных рекреационных помещениях, которые в нашей школе есть. Мы твердо намерены сохранить обучение с первого по шестой класс в обычном формате", - сказал в заключение Денис Клюкин, хотя и признал, что вся предыдущая политика МОН по оптимизации школьной сети и укрупнению классов делает новые требования невыполнимыми для большинства школ не только в Риге, но и в провинции.

33
Теги:
образование, Латвия
По теме
Реальная сегрегация: бедные семьи в Латвии не могут позволить себе "удаленку"
Билингвальной "удаленки" в Латвии нет. Что делать русскоязычным школьникам?
"Удаленка" в законе: почему депутаты при принятии бюджета готовы "жабу проглотить"
По три квадратных метра на человека: кабмин Латвии утвердил новые ограничения
Балтийская треска

В Латвии умирает целая отрасль: латышские рыбаки уезжают в Россию, не говоря по-русски

1360
(обновлено 16:06 27.11.2020)
Латышские рыбаки распускают сети, пилят суда на металлолом и уезжают - в Латвии им больше нечего делать. Почему так происходит и куда отправляются профессиональные рыболовы, когда бегут из страны

РИГА, 27 ноя — Sputnik, Евгений Лешковский. Наверное, все латвийские СМИ сообщили громкую новость о том, как в октябре министры сельского хозяйства и рыболовства Евросоюза договорились сократить промысел нескольких видов рыб в Балтийском море. Латвийским рыбакам, которые занимаются добычей попавшей под запрет восточной балтийской трески, разрешено уничтожить промысловые суда, за что они получат компенсацию. Новость значительная, и она касается множества людей.

Запрет на вылов определенных видов рыб - это абсолютно обычная практика для ЕС, но теперь для Латвии, которая давно не вылезает из ям экономических кризисов, такой запрет - это чересчур мощный удар. И нужно ли удивляться, что многие рыбаки, уже ранее порезавшие свои суда на металлолом, теперь ищут страны, куда податься и где заниматься любимым и привычным делом. К примеру, в Ирландии в городках по берегам Ирландского моря уже не первый год живут целые артели рыбаков из Латвии и Литвы.

Но на Изумрудном острове и своих экономических проблем девятый вал, поэтому наши рыбаки нередко становятся участниками государственной программы РФ по оказанию поддержки в добровольном переселении соотечественников в Россию.

В итоге коренные курземские латыши, которые по-русски всегда говорили довольно плохо, переселяются не просто в Россию, а в самые отдаленные ее регионы, например в Мурманскую область, а главным образом – на Дальний Восток, где продолжают заниматься любимым делом уже на Тихом океане. Один из таких, Валдис Авотиньш, стал участником Госпрограммы в прошлом году. О своей жизни в России он рассказал Sputnik Латвия.

Надо работать

"Россия приняла очень хорошо и меня, и моих товарищей, которые когда-то тралили рыбу на Балтике, но из-за жестокой политики Евросоюза вынуждены были порезать свои суда на металлолом. Да, мы все получили от ЕС компенсации за причиненный ущерб. Ну и что? Ладно, я купил на часть денег старенькую немецкую машину, еще часть денег проел-пропил. Но ведь работать надо, а в Латвии рыбаку это теперь невозможно", -  поделился Авотиньш.

Он рассказал, что с товарищами вначале думал поехать в Ирландию или Шотландию, но потом, пообщавшись с тамошними рыбаками, которые еще раньше переехали из стран Балтии, поняли, что этого делать не стоит.

"Те прямо сказали - даже не суйтесь сюда, тут своих безработных рыбаков полно, которые тоже больше не могут заниматься традиционным промыслом из-за сокращения разных квот на лов рыбы и других обитателей своих морей, Мы подумали и решили переселиться аж на Дальний Восток, где и жизнь интересная, и работы полным-полно", - пояснил рыбак.

Он сказал, что на самом деле то, что Еврокомиссия ограничивает квоты на вылов трески на Балтике, проблема многогранная. И справедливости ради важно сказать, что эти ограничения появились в том числе и по вине балтийских рыбаков, которые в 1990-х и нулевых варварски истребляли морские тресковые запасы, и понятие "браконьерство" им было очень хорошо известно.

От себя, как от автора этой статьи, могу добавить, что я и сам много раз ходил в море в рейды с рыбнадзором. И тогда пачками составляли протоколы о самых разных нарушениях и многократном превышении разрешенных объемов вылова рыбы тоже. Превышение составляло не килограммы, а многие-многие тонны. И чему тут удивляться, что в итоге рыбные запасы на Балтике исчерпались.

Об этой проблеме и других рассказал Sputnik Латвия ведущий исследователь Даугавпилсского университета - биолог Янис Бирзакс.

Почему исчезла треска?

"Насколько я вижу по документам, а у меня есть данные даже 1980-х годов, постоянно шло постепенное уменьшение квот на вылов трески на Балтике. И во многом это оправданно, поскольку из-за особенностей моря запасы трески восполняются медленно, а точнее – почти не восполняются. Биомасса нерестового стада только сокращается в последние 30 лет", - пояснил эксперт.

Он отмечает, что море мелкое и вода в нем теплее, чем надо треске. Водообмен на Балтике происходит через проливы из Северного моря, но это бывает раз в тридцать лет. В итоге здесь сильно меняются флора и фауна. И треска постепенно пропадает.

"Уже теперь треска – это лишь побочная рыба наших промысловиков, а в основном добычу составляет килька и салака. И скоро на Балтике треска может пропасть вовсе. Останется она только в холодных морях, к примеру, в Баренцевом и Северном", - подытожил Бирзакс.

Да, увы, в Латвии умирает целая отрасль, причем – традиционная. И здесь теперь уже ничего поделать нельзя.

1360
Теги:
Россия, рыба, русский язык, латыши, рыбаки, Латвия
По теме
"Северный поток - 2" во власти природы? Строительству газопровода помешала треска
Балтии сократили квоты на треску, но увеличили на сельдь
Эксперт рассказал, когда в Балтийском море можно будет ловить треску
Табло вылета аэропорту Рига со списком отмененных рейсов авиакомпании airBaltic

От 100 миллионов до семи миллиардов евро: как страны Европы поддержали свои авиакомпании

16
(обновлено 17:59 27.11.2020)
Четверть миллиарда, выплаченных airBaltic, - это не так много на фоне сумм, выделяемых в других государствах; сколько получит крупнейшая авиакомпания региона северных и балтийских стран и как свои транспортные предприятия поддержали соседи Латвии

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Пандемия нанесла серьезный ущерб разным отраслям и предприятиям. Чтобы помочь им пережить сложное время, отдельные государства и Евросоюз в целом утвердили объемные программы поддержки. Наиболее значительные суммы получили предприятия транспортной отрасли, особенно компании. Но по-прежнему неясно, насколько сильно пандемия ударит по экономике этой осенью и зимой, так что непонятно, насколько хватит уже выделенных денег, пишет lsm.lv.

Неудивительно, что больше всего поддержки выделялось именно транспортным компаниям, потому что с началом пандемии самые большие ограничения коснулись передвижений людей, отправив транспорт и туризм в нокаут. Но значение туризма в разных странах сильно отличается, и зачастую это исключительно частные фирмы, а транспорт во всех странах – один из главных элементов инфраструктуры, и крупнейшие предприятия в этой сфере нередко полностью или частично принадлежат государству или самоуправлениям. Поэтому никто не хочет допустить их банкротства.

Миллиарды авиации

Уже с весны повседневной задачей Еврокомиссии (ЕК) стало утверждение решений стран – членов ЕС по выделению денег той или иной отрасли, тому или иному предприятию. Согласие ЕК необходимо, чтобы убедиться, что решения стран не подорвут конкуренцию внутри блока и что поддержка обоснована.

Среди решений особенно выделяются механизмы поддержки транспортного сектора, особенно авиакомпаний. Из-за пандемии сократилось число пассажиров на всех видах транспорта, но в авиации падение во втором квартале этого года составило более 90%.

Быстро стало понятно, что авиакомпании не переживут пандемию, даже если сократят издержки и уволят сотрудников.

Самую масштабную поддержку получили европейские авиационные гиганты. Франция выделила Air France семь миллиардов евро – это не только государственный заём самой авиакомпании, но и гарантии для других кредитов.

Германия в общей сложности вложит в рекапитализацию Lufthansa шесть миллиардов евро, куда входит приобретение и акций, и других финансовых инструментов. Дополнительно ФРГ обеспечит государственные гарантии займов Lufthansa на три миллиарда евро.

Нидерланды обеспечат авиакомпании KLM 3,4 миллиарда евро, часть из которых будет составлять государственный заём, а другая часть – гарантии для других займов предприятия.

Крупнейшая авиакомпания региона северных и балтийский стран – SAS – получит поддержку Швеции и Дании, которые в общей сложности вложат в ее рекапитализацию один миллиард евро.

Без поддержки не остались и малые европейские авиакомпании, в том числе airBaltic. Поддержку от своих государств получат и австрийская Austrian Airlines, и итальянская alItalia, и бельгийская Brussels Airlines, и португальская SATA airline. Форматы различны, но доминируют вложения в капитал авиакомпаний и гарантии для их займов.

Это не значит, что за бортом остались другие транспортные предприятия. К примеру, Германия утвердила схему поддержки в размере шести миллиардов евро для перевозчиков регионального и местного значения. Им будут выделяться гранты на покрытие убытков, поскольку перевозчикам пришлось обеспечивать рейсы, несмотря на значительное снижение пассажиропотока и повышение расходов на регулярную дезинфекцию транспорта. Также поддержку получат аэропорты и другие предприятия транспортной отрасли.

Латвия – самолетам, Эстония – паромам

В странах Балтии крупнейшую господдержку получили латвийская национальная авиакомпания airBaltic и эстонская паромная компания Tallink.

Решение о поддержке airBaltic Еврокомиссия приняла в начале июля, одобрив намерение правительства Латвии вложить в основной капитал компании 250 миллионов евро в качестве поддержки в период пандемии.

По-прежнему ждет вердикта ЕК Международный аэропорт Рига - в апреле правительство решило увеличить его основной капитал на 49,91 миллиона евро на преодоление кризиса.

На увеличение VAS "Latvijas Gaisa satiksme" ("Латвийское воздушное сообщение") выделено шесть миллионов евро.

Также правительство в этом году решило вложить в основной капитал Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzceļš, LDz) 32,4 миллиона евро – это было необходимо, чтобы LDz могла завершить начатые инвестиционные проекты. Предприятие также получило авансовый платеж для поддержания финансового равновесия в размере 13 миллионов.

Эстонское правительство в мае утвердило кредит Tallink в размере 100 миллионов на покрытие издержек до конца года. Заём выдало эстонское государственное агентство кредитов и гарантий для экспорта KredEx. Ранее Tallink запросил у правительства 150 миллионов евро. Как объяснило руководство компании, оно было вынуждено обратиться за помощью, поскольку в той ситуации банки не хотели давать кредит компании, парализованной пандемией.

Эстонская авиакомпания Nordica получит помощь от государства в размере 30 миллионов евро – часть вложат в основной капитал, часть предоставят в виде кредита. Nordica осуществляет рейсы по заказу других авиакомпаний и под их брендом. С началом пандемии компания столкнулась с большими трудностями, потому что польская LOT отказалась от ее услуг, а SAS значительно сократила число используемых самолетов. Руководство Nordica признало, что без господдержки предприятие к концу года оказалось бы банкротом.

Пока без серьезных дополнительных вложений работает литовский транспортный сектор. Литовские железные дороги даже выплатили государству дивиденды из прошлогодней прибыли, хотя пассажиропоток на них тоже сократился. А вот литовский оператор аэропортов Lietuvos Oro Uostai от выплаты дивидендов в этом году освободили.

Как уже писал Sputnik Латвия, руководство airBaltic уже объявило, что весной будет вынуждено запросить дополнительную помощь, если ситуация с коронавирусом не улучшится.

Глава airBaltic: весной будем увольнять и просить денег, если COVID-19 не уйдет>>

16
Тема:
airBaltic - национальный авиаперевозчик
По теме
Если не будет туристов, зачем airBaltic? Латвия рушит еще один сектор экономики
Авиаэксперт оценил перспективы затеянных airBaltic полетов "в никуда"
Tallink готовит новую волну увольнений сотрудников
Tallink просит помощи: Латвия может потерять морское сообщение со Швецией и с Финляндией