Добыча угля на Апсатском угольном месторождении в Забайкальском крае

Россия удвоит экспорт угля к 2025 году, но не через Прибалтику

1053
(обновлено 14:13 28.08.2018)
Россия делает ставку на экспорт угля в восточном направлении, в ЕС потребление этого вида топлива планируется сократить; Рижский порт, для которого российский уголь по-прежнему является основным видом груза, может лишиться еще части транзита

РИГА, 28 авг — Sputnik. Россия намерена воспользоваться ростом цен на уголь и увеличить его экспорт в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Президент РФ Владимир Путин на совещании по ТЭК нацелил компании на общую работу по увеличению поставок угля за рубеж, рассказал Игорь Сечин, передает РИА Новости. Эксперты не исключают, что на этом направлении возможно и углубление сотрудничества с Китаем в рамках проекта "Новый шелковый путь".

Президент России Владимир Путин 27 августа в Кемерове обсудил с членами кабмина и главами крупнейших российских компаний развитие угольной промышленности и электроэнергетики на заседании президентской комиссии по ТЭК. Вопрос увеличения экспорта российского угля на восток был одним из центральных.

Глава Минэнерго Александр Новак доложил на заседании, что в 2018 году Россия, согласно прогнозу, экспортирует более 200 миллионов тонн угля – по 100 миллионов тонн в каждом из направлений: западном и восточном. Если перспективы роста экспорта в западном направлении выглядят весьма ограниченными – из-за планов ЕС по сокращению потребления этого вида топлива и прогнозируемой конкуренции со стороны США и Колумбии, то в восточном направлении, напротив, ожидается рост объемов продажи.

"Что касается восточного направления, здесь мы пока имеем долю 9,3% и видим возможность удвоения экспортных поставок к 2025 году, увеличить долю России почти до 20%", — сказал Новак.

При этом, по его словам, к 2025 году в российских шахтах может быть добыто до 560 миллионов тонн, а в 2030 году – до 590 миллионов тонн угля (в 2018 году прогнозируется добыча на уровне 420 миллионов тонн). Для увеличения объемов добычи необходимы инвестиции в размере 1 триллиона рублей, и, по словам Новака, угольные компании готовы вложить такие средства.

В свою очередь, президент РФ Владимир Путин заявил, что планы по росту добычи угольных компаний должны стыковаться с программами развития РЖД и морских портов.

"Должна действовать постоянная связка, стыковка планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД, а также с инвестиционными проектами морских портов", — сказал президент.

Путин подчеркнул, что необходимо комплексно подойти к решению задачи по расширению пропускной способности железных дорог. Он напомнил, что развитие восточного полигона железных дорог, "расшивка узких мест на БАМе и Транссибе" обозначены как приоритетные цели развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы.

Глава Минэнерго РФ Александр Новак также подчеркнул, что вопрос снятия ограничений по пропускной способности железных дорог – ключевой для роста экспорта российского угля в Азию. Он напомнил, что первый этап программы развития Восточного полигона предусматривает к 2019 году увеличение экспортных перевозок угля в восточном направлении до 125 миллионов тонн, в рамках второго этапа — до 180 миллионов тонн к 2024 году. РЖД за свои средства обязуются увеличить пропускную способность инфраструктуры в восточном направлении дополнительно до 210 миллионов тонн, в том числе по поставкам угля до 195 миллионов тонн к 2025 году.

Подводя итоги совещания, секретарь президентской комиссии по ТЭК Игорь Сечин заявил, что Путин нацелил компании на общую работу по наращиванию экспорта угля, синхронизации действий в этом направлении.

"Международная конъюнктура позволяет в настоящее время воспользоваться ростом потребления бурого угля, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и мы обязаны воспользоваться этим окном возможностей", — сказал Сечин.

"По сути, речь идет о проработке серьезного инвестиционного проекта, участниками которого будут и РЖД, и мощнейшие угольные компании, регионы страны, мощности по перевалке, которые приведут к увеличению добычи российского угля в ближайшее время с основной ориентацией в восточном направлении", — сказал Сечин.

Он отметил, что до 2025 года экспорт в восточном направлении вырастет до 195 миллионов тонн угля и эта динамика будет поддержана до 2035 года.

Загрузить контейнеры углем?

Эксперты, опрошенные газетой "Коммерсант", согласны, что тема расшивки "узких мест" крайне важна: экспорт на фоне хорошей ценовой конъюнктуры еще в 2016 году мог быть значительно больше.

Некоторые осторожны в прогнозах, например, Борис Красноженов из Альфа-банка считает, что если расширение и модернизация экспортной инфраструктуры кажутся решаемым вопросом, то планы по удвоению поставок в АТР к 2025 году "выглядят довольно амбициозными". Он отмечает, что Китай стремится сократить использование угля, а Южная Корея, Япония и Индия в сумме, скорее всего, не смогут обеспечить планируемые Минэнерго РФ показатели.

С другой стороны, возможно, российские угольщики и чиновники рассчитывают на рост спроса при реализации проектов в рамках китайской инициативы "Один пояс, один путь", заключил эксперт.

Российский уголь как основа латвийского транзита

Транзит угля из России является одним из основных направлений деятельности крупнейшего в Латвии Рижского порта – около 40% всего грузооборота составляет именно уголь. Председатель правления порта Андрис Америкс уверен, что в ближайшие пять лет эта ситуация не изменится.

"Если не последует какого-то неожиданного политического решения, то на ближайшие 5 лет мы сохраним 8-9 миллионов тонн угля в год. Кузбасский уголь, который мы грузим, в зимнее время сложно куда-то еще перенаправить, российские порты замерзают. В самые лучшие годы мы грузили 14 миллионов тонн в год. В прошлом году перегрузили 11 миллионов. До 8 миллионов объем может снизиться, но все равно уголь остается нашим стратегическим продуктом. Хотя в Усть-Луге сегодня строят большие терминалы, чтобы стать самым большим угольным портом в Балтии", — сказал Америкс.

Однако, как будет выглядеть структура грузооборота Рижского порта через 5 лет, он прогнозировать не берется – в России активно наращивают собственную инфраструктуру по перевалке угля.

Ранее АО "Морской торговый порт Усть-Луга" (МТП Усть-Луга), оператор двух терминалов в порту Усть-Луга — многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2" (МПК "Юг-2") и автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (АЖПК), сообщил, что меняет структуру грузов: было решено сосредоточиться на перевалке навалочных и генеральных грузов, постепенно выводя из своей номенклатуры грузы ро-ро. В компании пояснили, что объем экспорта угля растет, а портовых мощностей не хватает, угольные терминалы работают на пределе своих возможностей.

Кроме того, Россия начала строить на западном берегу Кольского залива комплекс перегрузки угля "Лавна". Проект включает в себя строительство в устье реки Лавна железнодорожной ветки, соединяющей поселок Выходной с Лавной, самого угольного терминала на берегу залива, а также причалов для загрузки морских балкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн.

Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики и повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.

1053
Теги:
Минэнерого РФ, РЖД, Игорь Сечин, Александр Новак, Владимир Путин, Россия
По теме
Таварс: перевалка угля из РФ в Латвии - не достижение, и для экологии плохо
Латвия может остаться без угля из РФ: Усть-Луга меняет приоритеты
Латвию пугают полной потерей транзита угля
Новый начальник Рижского порта обещает уменьшить зависимость от угля
Загрузка...