Работа Архангельского морского торгового порта

"Вытащить" нефть и уголь из портов Прибалтики России проще всего

5221
(обновлено 13:24 23.10.2018)
Эксперт по международной торговле рассказал о причинах, которые пока мешают российским портам перетянуть из Прибалтики обработку контейнеров

РИГА, 23 окт — Sputnik. Наливные и насыпные грузы "вытащить" из портов Прибалтики и перевести в российские оказалось проще всего. Однако для бизнеса и для бюджета страны огромную роль могут сыграть контейнеры, но пока что этот потенциал не реализован, пишет dp.ru.

Россия несколько лет назад заявила о намерении перенаправить потоки грузов из портов Прибалтики в отечественные. Проще всего "забрать" оказалось нефть и нефтепродукты, то же самое произойдет с насыпными грузами со строительством специализированных терминалов в течение ближайших нескольких лет. Однако до сих пор не удалось наладить импорт грузов в контейнерах через российские порты, многие грузоотправители предпочитают работать с Прибалтикой. Например, руководитель порта Риги оценил, что примерно 70% их контейнерного потока — транзит на Россию.

При этом обработка контейнерных грузов – самая выгодная с точки зрения бизнеса. Это товары с большей добавленной стоимостью, они интересны и с точки зрения налогов, и с точки зрения дополнительных услуг.

По мнению директора НП "Гильдия профессиональных участников внешнеэкономической деятельности "Гермес" Романа Козлова, на сегодняшний день основной фактор, который не дает российским портам выиграть в конкурентной борьбе, — финансовая составляющая. В портах Прибалтики ниже тарифы, а сроки бесплатного хранения грузов больше.

"При этом очевидна для всех разница в самой логистике. Что касается условий работы, грузовладельцам у соседей комфортнее, так как система работы таможни там понятна и предсказуема. Например, досмотров у них производится минимальное количество", - пояснил эксперт.

Российская таможня пока не наладила совершенную систему работы, отметил Козлов. Добавляет сложностей и позиция других участников рынка. Козлов пояснил, что стивидорным компаниям удобно работать с морскими линиями через агентов, а линиям удобно выставлять счета за производимые ими операции и свои агентские ставки в валюте.

"Все это, естественно, ведет к удорожанию и непредсказуемости логистического потока. Кроме того, ряд морских линий просто не готовы идти навстречу партнерам в России. Это нередко приводит к нарушениям, а все наши обращения касательно этих вопросов ни к чему не приводят", - рассказал эксперт.

По его мнению, для того, чтобы российские порты могли перетянуть обработку контейнеров из Прибалтики, Федеральная налоговая служба собирала больше налогов, а Петербург создавал бы новые рабочие места, нужно провести ряд мер, "среди которых в первую очередь — налоговые вопросы, возможность маркировки алкогольной продукции на складах и многое другое".

Ранее Sputnik Латвия сообщал, что порты Прибалтики выигрывают конкуренцию у российских в вопросах складского хранения.

Например, в Большом порту Санкт-Петербург сейчас всего два таможенных склада. Остальные таможенные склады расположены за пределами порта — в регионе деятельности Санкт-Петербургской таможни. Этих мощностей недостаточно — участникам внешнеэкономической деятельности для маркировки, упаковки, сортировки и других операций приходится перемещать товары на площадки действующих в регионе таможенных складов по процедуре таможенного транзита. Это приводит к увеличению затрат и срока прохождения товарами операций в морском порту. Чтобы избежать подобных сложностей, российские импортеры используют склады в Балтии и Финляндии.

В Прибалтике, напротив, есть возможность переформировать товарную партию, не платить таможенные сборы. Хрестоматийным примером стал транзит алкогольной продукции. В России ввоз и перемещение немаркированной продукции в розничной таре невозможны, а в Прибалтике таких ограничений нет.

В России планируется строительство таможенного склада, чтобы торговцы могли хранить грузы не в соседних Прибалтике и Финляндии, а в России, но эксперты отмечают: таможенный склад - это все-таки не то же самое, что экстерриториальная операция с грузом, поэтому часть грузовых потоков, на которые могла бы рассчитывать и Россия, все же пока останутся в Прибалтике.

5221
Теги:
ФТС, грузоперевозки, транзит, контейнеры, Россия
По теме
"Ростерминалуголь" с 2019 года перестанет "делиться" с Латвией грузопотоком
Матисс: послушать Ринкевичса про РФ – так Латвия должна отдать 270 млн евро
Латвийская железная дорога готова везти контейнеры не в свои порты, а в РФ
Российские уголь и зерно вывели латвийские порты в плюс по грузообороту
Загрузка...

Орбита Sputnik