Пустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию

"Газпромтранс": Прибалтику лишат последних капель нефти из Беларуси

22260
(обновлено 10:18 29.10.2018)
Россия перестраивается с экспорта нефти в пользу поставок нефтехимической продукции и несколько меняет схему продажи газа в Европу, рассказал представитель "Газпромтранса" Андрей Ващенко в интервью Sputnik

РИГА, 29 окт — Sputnik, Людмила Прибыльская. Соглашение по нефтепереработке между Россией и Беларусью, вступающее в силу 1 ноября, лишит Прибалтику последних экспортных углеводородов из Беларуси, сообщил после VIII Балтийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции начальник Управления перспективного развития и планирования "Газпромтранса" Андрей Ващенко.

Начальник Управления перспективного развития и планирования Газпромтранса Андрей Ващенко
© Photo Людмила Прибыльская
Начальник Управления перспективного развития и планирования Газпромтранса Андрей Ващенко

Подписанное 10 октября соглашение сильно ограничивает белорусам схемы реэкспорта нефтепродуктов. Соответственно, поставки из Беларуси в Прибалтику и на Украину должны существенно снизиться. Белорусов в экспорте заменят реальные владельцы сырья – российские компании.

"Поэтому с точки зрения логистики и поставок схемы будут перестраиваться, - прогнозирует специалист. - Фактически новая система заработает в 2019 году. Прежде всего за счет российской таможни, которая очень быстро меняет коды, запрещая или открывая лазейки для экспорта. Формально настрой очень суровый, а сегодня Путин выступил и объявил, что вводятся персональные санкции против Украины. Этот проект был сделан, чтобы Украина не получала для своих военных, вооруженных сил наше топливо. Пусть покупает в Польше, в Германии и платит соответствующую стоимость. Поэтому ограничения будут чувствительные".

Напомним, РФ и Беларусь согласовали индикативные балансы и протоколы по нефтепродуктам на ноябрь-декабрь 2018 года и на весь 2019 год. Индикативные балансы на ряд нефтепродуктов – нулевые, поставки продолжатся только по ряду продуктов, которые Беларусь не производит сама.

В настоящее время между РФ и Беларусью действует межправсоглашение, которое ограничивает объем беспошлинных поставок из России в Беларусь нефти — 24 миллиона тонн в год. Минск оставляет в своем бюджете пошлины от экспорта полученных в результате ее переработки нефтепродуктов. Кроме того, начиная с 2017 года Беларусь получила право на реэкспорт 6 миллионов тонн российской нефти с зачислением пошлин также в свой бюджет.

Однако ограничений на беспошлинные поставки нефтепродуктов из РФ и Беларусь до октябрьских договоренностей не было. Вместе с тем в случае реэкспорта ввезенных из РФ нефтепродуктов пошлины также получал белорусский бюджет, тогда как российский их недосчитывался.

Россия вообще активно перестраивается с экспорта сырой нефти на экспорт готовой нефтехимической продукции, отметил Ващенко в эксклюзивном интервью Sputnik Латвия.

"Наше государство создало избыточную транспортную инфраструктуру. У нас сейчас трубы в два раза больше, чем сырья – и под газ, и под нефть, и под нефтепродукты. У производителя нефтепродуктов вариантов экспорта – просто вагон. Хочешь в Китай, хочешь в Казахстан или Узбекистан. Хочешь Северным морским путем в Китай. Вариантов море, и они не регулируются. Не может президент сейчас сказать: все, только в Латвию везем, или наоборот. Это решают сами предприятия. Государство в некоторых случаях вводит запретительные транспортные тарифы, которые делают перевозку в определенном направлении нерентабельной, но для всех операторов – и российских, и иностранных".

Новая схема продажи газа

В интервью Ващенко коснулся и вопроса поставок российского газа в Европу, здесь для транзитеров, прежде всего речь идет об Украине, тоже меняется схема.

"С 2019 года наступает новый контрактный сезон, по которому точкой поставки газа на экспорт будет Россия. Забираете газ на границе – а дальше участники процесса (украинцы, поляки, немцы) сами решают, где им лучше брать", - пояснил эксперт.

"Газопроводы через Украину очень старые. Их никто не ремонтировал и давление в 55 бар поддерживать невозможно. Так что при всем желании прокачать требуемый для европейских потребителей объем по этой транспортной системе нельзя. С 2019 года "Газпром" перекладывает на плечи Европы поддержание путей доставки газа, в том числе украинской газотранспортной системы. Она построена давно, тариф за перекачку по ней низкий, потому что она давно "самортизировалась".

"Газпром" достроит "Северный поток - 2", но первые лет пять, скорее всего, будут трудности в его использовании: законодательные ограничения, запреты, - прогнозирует Ващенко. - "Северный поток - 1" работает на полную мощность, потому что весной, когда в Европе не хватало газа, ЕС сам принял соответствующие нормативные акты.

Единственный плюс у трубы через Балтику – что она новая и никакого воровства на ней не будет, и плечо более короткое. А через Украину далеко, тяжело и сложно.

Также Россия будет строить завод по сжижению природного газа "Балтийский СПГ" под Санкт-Петербургом, так что на Балтике еще будет и СПГ продавать. Будет возможность получить и бункерное топливо – сжиженный метан для кораблей. С "Новатэка" на Ямале ехать гораздо ближе, чем из Америки. Просто трейдеры будут его покупать на Ямале, делать спред и поставлять в Европу.

Кстати, в России сейчас появляются маленькие заводы по сжижению метана, где можно его купить сильно дешевле биржевой цены. Цена сжиженного метана сравнима с обычным газообразным, а возят его не кораблями, а автоцистернами".

22260
Теги:
грузоперевозки, транзит, нефть, Газ, Рига
По теме
Reuters: Беларусь больше не сможет заработать на реэкспорте бензина из РФ
Россия отказалась поставлять Беларуси бензин
"Газпром" расторгает с Украиной контракты на поставку и транзит газа
В ФРГ рассказали, как Украина может сохранить транзит российского газа
Комментарии
Загрузка...

Орбита Sputnik