Россия "прикарманила" латышей - Латвии нечем крыть: рижане в Крыму снова в центре внимания

© из личного архиваВиктория Сысолятина угощает тортом жителей Севастополя
Виктория Сысолятина угощает тортом жителей Севастополя - Sputnik Латвия
Подписаться
Хозяйка первого в Крыму ресторана латышской национальной кухни Виктория Сысолятина вновь оказывается в центре внимания российских СМИ. Чем ответит Латвия?

РИГА, 5 ноя — Sputnik, Валентин Роженцов. Открытие в Севастополе ресторана Jūra вызвало большой резонанс в информационном пространстве Латвии и России. Латышская прогрессивная журналистика ожидаемо углядела в событии повод написать жалобу в Полицию безопасности (ПБ) с призывом возбудить уголовное дело против двух латвийцев, решивших не просто выбрать Крым местом для жизни и бизнеса, но еще и осмелившихся привнести на "спорный полуостров" что-то от Латвии.

© из личного архиваГубернатор Севастополя Дмитрий Овсянников (слева), Виктория Сысолятина и ее незаменимый помощник в ресторанном деле Клим Клушин (справа)
Россия прикарманила латышей - Латвии нечем крыть: рижане в Крыму снова в центре внимания - Sputnik Латвия
Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников (слева), Виктория Сысолятина и ее незаменимый помощник в ресторанном деле Клим Клушин (справа)

Правомерность и жизнеспособность высказанных официальной Ригой угроз в адрес предпринимателей мы подробно разберем ниже, а пока напомним, что Виктория Сысолятина - гражданка России с видом на жительство в Латвии, а у ее мужа Павла - паспорт гражданина Латвии. Семье есть что терять, и их опасения легко можно понять.

Мнения юристов насчет того, какие меры в отношении Виктории и Павла может принять ПБ, сходятся в одном: если смотреть объективно, то никаких карт в руках спецслужбы, по большому счету, нет. Но в действительности может случиться все что угодно. Особенно это касается Павла, который будучи латвийским гражданином, имеет право проживать в России только по три месяца в полгода. В промежутках ему приходится возвращаться в Латвию.

А на территории Латвии у ПБ есть возможность задержать Павла. Ведь, как отмечают эксперты, предпринимательскую деятельность латвийского гражданина в Крыму, при желании, вполне можно расценивать как нарушение установленных Советом Безопасности ООН санкций. Человека могут арестовать, в тюрьме он может провести все то время, пока суд будет разбираться что к чему.

Поэтому, учитывая реальность такого поворота событий и стараясь оградить своих близких, Виктория постаралась максимально увести вопрос из политической плоскости в тему дружбы латышского и российского народов.

Ни слова одобрения

Но современный человек чаще циник и склонен во всех поступках видеть корыстную цель. И действительно, то, как Виктория удерживает внимание к себе и севастопольскому ресторану, можно выносить в отдельный кейс и разбирать его на курсах рекламного мастерства. Вот только о коммерческой выгоде начинающий ресторатор пока думает меньше всего.

Виктория Сысолятина в одиночку пытается обезопасить свою семью от возможной реакции Латвии и победить целое государство, отстаивая такое естественное право любого свободного человека жить там, где ему хочется, и заниматься любимым делом.

Опубликованная Викторией видеозапись с призывом к жителям Латвии и России жить дружно, думать только о хорошем и делиться добрыми совместными воспоминаниями под хештегом #народылатвииироссиивместе моментально разошлась в интернете. Хештег Виктории использовал даже МИД России, опубликовав в своем Facebook запись о поддержке латвийской семьи и назвав ее деятельность позитивным примером народной дипломатии.

От Латвии поддержки или хотя бы одобрения не последовало.

И здесь само собой напрашивается сравнение чувства патриотизма и отношения к людям двух государств: с одной стороны - нездоровая подозрительность, надуманные упреки и обвинения, а с другой - дружелюбие и готовность поддержать, что выглядит куда более адекватно и достойно.

А что делают жители российского Севастополя? Они идут в гости в ресторан Jūra. Скажем откровенно, это не аншлаг, но ощутимая поддержка и столь нужная мотивация для владельцев не опускать руки и не сдаваться. Гости ресторана оставляют сообщения в социальных сетях, рассказывают о заведении своим друзьям, и ничего страшного, что некоторые традиционно путают Латвию с соседями, пытаясь заказать на обед литовские картофельные цеппелины.

"Прикарманили" латышей

Правительство Республики Крым приглашает наших героев в Симферополь на фестиваль национальной кухни народов России. Очень может быть, что очередного озабоченного патриота из Латвии и покоробит от такой формулировки. Еще бы, ведь "ненасытная" Россия причислила латышей к своим народам. Да только нет в этом политики, а лишь здоровая щедрость и любовь большой страны.

Но событие действительно можно считать сенсационным. Пожалуй, впервые в истории Дня народного единства в России латыши становятся почетными участниками праздничных мероприятий.

Что же до реакции в уже родном для семьи Виктории городе федерального значения Севастополе, то тут есть хорошая новость — все у них получится. История латышских рестораторов настолько у всех на слуху, что любая активность Сысолятиной не проходит незамеченной, не уступая по важности ни официальным торжествам по случаю Дня народного единства, ни парусной регате, ни премьере такого актуального для полуострова фильма, как "Крымский мост".

© из личного архиваВиктория Сысолятина и ее незаменимый помощник Клим Клушин
Россия прикарманила латышей - Латвии нечем крыть: рижане в Крыму снова в центре внимания - Sputnik Латвия
Виктория Сысолятина и ее незаменимый помощник Клим Клушин

Когда в канун праздника, 3 ноября, Виктория вышла на набережную Севастополя угощать горожан тортом, акция собрала не только любителей сладостей, но и внимание практически всех местных СМИ и телеканалов. А как иначе? Вы только представьте эту картину: группа людей в латышских национальных костюмах с огромным тортом, украшенным голубыми морскими волнами и белой надписью "Единство".

Мимо такого жеста народной дипломатии не смог пройти и губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников. Как оказалось, он хорошо знаком с ситуацией, сложившейся вокруг семьи рестораторов, так что не только попробовал торт, но и в присутствии журналистов заверил Викторию в том, что все те ограничения, которые она испытывает в связи с желанием жить и работать в Севастополе, обязательно компенсируются гостеприимством горожан.

"Отступники"

Очень хотелось бы перейти к примерам доброй реакции со стороны Латвии, но их нет. Разумеется, друзья и знакомые Виктории и Павла их по-своему поддерживают. Но если говорить о властях, политиках или лидерах мнений, то положительных комментариев нет, а изучать весь тот негатив, который обрушился на переехавшую в Крым семью, - дело не из приятных.

В Латвии нет своего праздника народного единства, а к столетнему юбилею государства страна подходит с превосходством одной нации над всеми другими. И с открытой ненавистью по отношению к выявленному главному источнику всех бед государства — к русским жителям Латвии и к России.

Салют. - Sputnik Латвия
Больше 10 тысяч человек готовы отказаться от празднования столетия Латвии

Защита чистоты латышской нации в новой редакции государственной доктрины распространяется в том числе и на диаспору, живущую вне Латвии. И если в Крыму рады принять в большую семью людей, считающих своей родиной Латвию и не собирающихся отказываться от теплых к ней чувств, то национально озабоченная Рига постарается отмежеваться от таких "отступников".

И, как считают эксперты, судьба "отступников" в стране, которую они называют своей родиной, зависит исключительно от ее политической воли. В данном случае Латвия так сильно переживает не за пресловутый серый горох, как за достояние нации, а за то, как она будет отчитываться перед могущественными сотоварищами.

Политическая кухня Латвии

Как пояснила юрист Имма Янсоне в интервью Sputnik Латвия, для крымских рестораторов из Риги в Уголовном законе Латвии есть вполне подходящая статья 84. Содержание ее звучит так: умышленное нарушение группой лиц нормативных актов, регулируемых Совбезом ООН или Европейским союзом и другими международными организациями. Наказывается такое преступление лишением свободы до 8 лет. То же относится и к установленным, и к национальным санкциям.

Янсоне отмечает, что прецедентов с решением суда по этой статье еще не было - ни оправдательных, ни обвинительных, но это всего лишь вопрос времени и политики. Ведь, как подчеркнула юрист, Полиция безопасности Латвии как раз политическими делами и занимается. В каждом деле, за которое берется ПБ, есть политическая подоплека.

Мнение юриста Алвиса Пилагса созвучно с мнением Янсоне: все уголовные процессы, которые начаты в связи с нарушением санкционного режима, - политические. Более того, Пилагс напоминает о том, что такие случаи, когда ПБ на практике могла даже превышать свои полномочия, имели место.

Но Пилагс склоняется к тому, что политической воли Латвии все же не хватит на открытые гонения на крымских рестораторов, и до громкого задержания не дойдет, хотя полностью исключать такую возможность нельзя.

"Я не думаю, что дойдут до такой степени, что там будет какое-то громкое задержание. Но если оно и будет, что тоже не исключено, ну что я могу комментировать. Это, по моему мнению, неразумно, абсурд, ведь это экономические аспекты, и я только могу сказать, что лично желаю, чтобы экономическое сотрудничество росло и закреплялось", - заявил Пилагс.

По словам Янсоне, есть и другой вариант. Заведенное без огласки уголовное дело в Латвии будет "тихо тлеть" и ждать своего часа - ждать, пока кто-либо из супругов объявится на латвийской территории. И тогда, если ПБ проведет задержание, Латвия сможет позволить себе пофантазировать вплоть до того, что экстрадирует "отступников" на Украину, где практика политизированных уголовных процессов тоже очень развита, и где, скорее всего, с готовностью поддержат Латвию, сославшись на то, что пара из Риги нарушила уже их правила, незаконно пересекая границу с Крымом.

Лента новостей
0