Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Балтию кормить не будут: РФ строит зерновые терминалы с запасом мощности

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкВыгрузка вагона с зерном в порту
Выгрузка вагона с зерном в порту - Sputnik Латвия
Подписаться
Мощности зерновых терминалов, которые планируют построить на российской Балтике, превосходят те объемы, которые сегодня идут через порты Прибалтики

РИГА, 31 янв — Sputnik. Россия в 2017/2018 сельскохозяйственном году (с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года) увеличила поставки зерна в направлении портов Прибалтики более чем в два раза, что в очередной раз вызвало дискуссии о необходимости строительства собственных зерновых терминалов на Балтике, пишет журнал "Агробизнес".

Экспорт зерновых культур в 2017–2018 сельскохозяйственном году составил 52,422 миллиона тонн, включая 40,449 миллиона тонн пшеницы. По итогам прошлого сельхозгода Россия заняла первое место в мире по экспорту пшеницы, обогнав как США, так и страны Евросоюза. В следующем сельхозгоду Россия, согласно ожиданиям Минсельхоза, может экспортировать 42 миллиона тонн зерна, включая 36 миллионов тонн пшеницы.

Рыбаки в порту Лиепаи. - Sputnik Латвия
Стивидор: грузы из РФ кончатся, Латвии надо готовиться, а не обижаться

В настоящее время специализированные зерновые терминалы на российской Балтике имеются только в Калининграде. В местном порту работает комплекс "Содружество-Соя", который принимает импортное сырье для заводов группы и отгружает на экспорт продукцию переработки. С российским зерном этот комплекс не работает. Также в Калининграде работает "Портовый элеватор", предлагающий услуги перевалки зерна на экспорт, но его фактический грузооборот незначительный — около 55 тысяч тонн. Эксклавное положение города и удаленность от зернопроизводящих районов не позволяют рассчитывать на большие объемы.

В малых количествах перегружает продукцию Большой порт Санкт-Петербург - как для экспортных, так и для импортных поставок.

В этой связи российские зернопроизводители используют порты соседних стран. В 2017/2018 сельхозгоду объемы железнодорожных перевозок зерна из России в направлении портов Прибалтики выросли более чем в два раза — до 1,6 миллиона тонн, в том числе в направлении латвийского порта Лиепая — 700 тысяч тонн.

Это в очередной раз вызвало дискуссии о необходимости строительства зерновых терминалов в Балтийском бассейне.

О планах возведения пункта приема сельхозпродукции в регионе Балтики заявила Группа компаний "Новотранс". В рамках проекта "Лугапорт" к 2022 году планируется создать в порту Усть-Луга мощности по перевалке шести миллионов тонн зерна с силосным парком на 300 тысяч тонн. Причалы комплекса с глубиной 16–16,5 метра будут рассчитаны на прием судов с осадкой до 15,5 метра.

Рижский свободный порт - Sputnik Латвия
Российские уголь и зерно вывели латвийские порты в плюс по грузообороту

В порту Приморска также анонсировано строительство терминала с пропускной способностью в два миллиона тонн в год. Закончить возведение объекта планируется к 2022 году. Предполагаемая площадка строительства не имеет выхода на железную дорогу и находится в шести километрах от станции Ермилово, поэтому потребуется прокладка соединительного железнодорожного пути. Кроме того, в развитии нуждается ветка Выборг — Приморск — Ермилово, являющаяся одноколейной и практически неэлектрифицированной. По ней идут пригородные пассажирские поезда, однако грузовых перевозок нет.

Перспективы строительства терминалов по перевалке зерна в Балтийском море неоднозначны, говорится в статье. Большая часть российского сырья отгружается в регионы, тяготеющие к Черному и Средиземному морям. В условиях высокого спроса на перевалку зерновых в глубоководных портах некоторым экспортерам трудно получить доступ к этому ресурсу, а тарифы на него высокие. Ограничением является пропускная способность автомобильных и железных дорог в южном регионе. В результате для некоторых поставщиков, удаленных от портов юга, может быть предпочтительнее отгрузка через комплексы северного субъекта.

При этом, скорее всего, рано или поздно дефицит объектов на юге России будет ликвидирован за счет строительства новых терминалов. В этом случае спрос на перевалку зерновых в Балтийском море может снизиться, если Россия к этому времени не упрочит свои позиции на рынках Северной, Западной Европы и других неюжных направлениях. В таком случае специализированные терминалы на Балтике могут остаться недозагруженными, что несет риск для инвесторов.

Лента новостей
0