Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

РФ увела из портов Прибалтики 12% грузов, больше всего пострадала Латвия

© Sputnik / Михаил Мокрушин / Перейти в фотобанкРабота РПК "Высоцк-Лукойл-II"
Работа РПК Высоцк-Лукойл-II - Sputnik Латвия
Подписаться
В РФ заявлена к реализации новая волна проектов, призванных переориентировать на себя оставшийся у иностранных портов грузопоток; по итогам первого полугодия 2019 года объем перевалки российских грузов через порты Прибалтики, Финляндии, Украины сократился почти на 20%

РИГА, 6 авг — Sputnik. Россия в первом полугодии 2019 года на 20% сократила перевалку своих внешнеторговых грузов в портах Прибалтики, Финляндии и Украины – до 21,35 миллиона тонн – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Portnews со ссылкой на статистику Минтранса.

Из экспортных грузов, которые обрабатываются в портах сопредельных государств, основная часть приходится на Прибалтику (преимущественно Латвию), это 16,76 миллиона тонн, или 78,5% . Спад объемов перевалки российских грузов в Прибалтике в первом полугодии 2019 года составил 12,4%.

Морской порт Усть-Луга - Sputnik Латвия
Из Прибалтики есть что забрать: логистика "тащит" экономику Ленобласти

Основу российского грузопотока, идущего через иностранные порты, составляет уголь (10,2 миллиона тонн), минеральные удобрения (4,88 миллиона тонн) и руда (4,3 миллиона тонн). Стабилен и контейнеропоток, идущий через порты Прибалтики, который, оценочно, составляет порядка 100 тысяч TEUs в год.

При этом объем перевалки угля через иностранные порты в первом полугодии сократился на 14%, удобрений, напротив, вырос на 3%, а руды - на 11,3%.

Таким образом, Россия сохраняет определенную зависимость по отдельным видам грузов (в основном удобрения и руда) от портов сопредельных государств. Проблема в первую очередь заключается в отсутствии специализированных глубоководных терминалов с удобной логистикой.

В текущем году было объявлено о старте новых стивидорных проектов, которые, в случае успешной реализации, будут способны переориентировать на себя большую часть грузопотока, идущего через иностранные порты.

Перегрузка угля в мурманском торговом порту в Мурманской области. - Sputnik Латвия
Прибалтика останется без российского угля после расширения БАМа и Транссиба

Так, на ПМЭФ-2019 губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и генеральный директор ООО "СПК Высоцк" Павел Тер-Осипов подписали договор о строительстве сухогрузного перевалочного комплекса в Выборгском районе. Сумма инвестиций - 24,3 миллиарда рублей. Проект включает в себя железнодорожный грузовой фронт, выносной причальный комплекс, склады хранения грузов и другие объекты производственной инфраструктуры, необходимые для приема, обработки, складирования и перевалки каменного угля на морской транспорт.

Первый этап реализации предполагает запуск первой линии погрузки мощностью до 7 миллионов тонн в год к 2021 году. Строительство и запуск второй линии планируется осуществить до 2023 года с увеличением мощности грузооборота до 15 миллионов тонн в год.

Также на территории порта Высоцк один из крупнейших железнодорожных операторов России, специализирующихся на перевозке зерновых грузов, - ГК "Технотранс" - планирует построить зерновой терминал мощностью до 4 миллионов тонн в год с производственным комплексом переработки пшеницы. Инвестиции оцениваются в 13 миллиардов рублей (178 миллионов евро).

Также на инвестиционном форуме в Сочи в феврале было подписано соглашение о строительстве Приморского универсально-перегрузочного комплекса - в нескольких километрах от действующего порта Приморск. Объем инвестиций в проект оценивается в 90,6 миллиарда рублей (около 1,2 миллиарда евро). Мощность комплекса составит 70 миллионов тонн грузов в год. Номенклатура грузов обширная: зерно, уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы.

Порт Приморск - Sputnik Латвия
Ажиотажный спрос в портах РФ на Балтике "зальют" грузами из Латвии

Компания "Ультрамар" уже приступает к активной стадии реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса для хранения и перевалки удобрений в Кингисеппском районе. Для размещения комплекса уже подобраны семь земельных участков в Вистинском сельском поселении общей площадью более 155 гектаров. Планируется, что к середине 2020 года будут созданы мощности по перевалке 5 миллионов тонн грузов в год, на втором этапе – к 2022 году – перевалка грузов увеличится до 12 миллионов тонн в год. Уже начато строительство железнодорожных путей.

Контракты с будущими грузоотправителями "Ультрамар" подписал в этом году на Петербургском экономическом форуме. В их числе "ФосАгро" с объемом перевалки 5-6 миллионов тонн в год, "Уралхим" – 2-2,5 миллиона тонн, "Акрон" – 1,2-1,5 миллиона тонн. С "Уралкалием" подписан меморандум на 3 миллиона тонн.

Помимо удобрений, в Вистинском планируется переваливать и другие виды грузов, "Ультрамар" подписал соглашение с горно-металлургическим холдингом "Металлоинвест" о строительстве специализированного терминала по перевалке железорудных окатышей и горячебрикетированного железа (ГБЖ). Это те объемы, которые компания переводит из Клайпеды и украинского порта Южный.

Кроме того, на днях Росморречфлот выдал разрешение на создание искусственных земельных участков для комплекса Lugaport в порту Усть-Луга. Проект ОАО "Компания Усть-Луга" и "Новотранса" предполагает создание комплекса, через который планируется переваливать различные виды грузов, в том числе 7 миллионов тонн в год навалочных и генеральных грузов (чугун, окатыши, железорудный концентрат, руда, сортовая металлопродукция), 7 миллионов тонн в год зерна, 2 миллиона тонн в год пищевых грузов. Заявляется, что комплекс сможет принимать суда с осадкой до 15,5 метра.

Лента новостей
0