РЖД готовы забрать все: как белорусские грузы будут переводить из Прибалтики в РФ

5712
(обновлено 16:54 01.02.2021)
Вслед за бензином, РЖД готовы обеспечить перевозку дизельного топлива и удобрений белорусского производства для перевалки в портах РФ

РИГА, 1 фев — Sputnik. РЖД готовы перевозить по своей инфраструктуре до 6 миллионов тонн белорусских нефтепродуктов в российские порты, стоимость транспортировки будет сопоставима с условиями в Прибалтике, заявил замгендиректора РЖД Алексей Шило, передает РИА Новости.

По его словам, РЖД ждет заключения окончательного соглашения между РФ и Беларусью по перевалке нефтепродуктов и начиная с марта-апреля готовы начать перевозку. "Мы будем готовы эти объемы перевозить в полном объеме, и все, что предъявят, переваливать", - сказал Шило.

"Окончательную цифру (объем перевалки – ред.) коллеги при подписании соглашения определят, но даже к перевозкам шести миллионов тонн сегодня инфраструктура "Российских железных дорог" полностью готова, то есть это незагруженное направление, у нас есть и тяга, и вагоны в стране с большим профицитом, поэтому Россия точно сможет эти грузы к себе перевалить", - заявил замглавы РЖД.

Он отметил, что дизельное топливо производства белорусских НПЗ, скорее всего, пока будет переваливаться через Клайпеду. "Но мы готовы хоть светлые, хоть темные нефтепродукты в полном объеме забрать", - добавил он.

Он также сообщил, что стоимость перевозки нефтепродуктов из Беларуси по инфраструктуре РЖД будет сопоставима с прибалтийским направлением. С 2016 по 2025 год компания предоставляет скидку в 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты Северо-Запада.

"Насколько мне известно, договоренность между правительствами двух стран заключается в том, чтобы удорожания не было. Мы оценивали железнодорожную составляющую, я могу сказать, что с учетом тарифа по Белоруссии, тарифа по РЖД, скидки при перевозке разных номенклатурных групп, получается, что у нас уже сопоставимые условия по железной дороге", - сказал Шило.

Помимо нефтепродуктов, РЖД готовы перевозить и белорусские удобрения, проблема пока что в недостаточных мощностях для перевалки в портах.

"В отношении удобрений потребуется дополнительная проработка, потому что сегодня наши портовые мощности практически полностью заняты нашими российскими производителями удобрений", - сказал Шило.

На прошлой неделе стало известно, что правительство России 27 января утвердило проект соглашения с Беларусью о перевозке и перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты в 2021-2023 гг. Морские терминалы России и грузоотправители Беларуси будут заключать долгосрочные договоры на условиях take or pay (бери или плати). Это значит, что в случае, если поставщик отгружает и переваливает груз в меньшем объеме, чем согласовано, российскому оператору выплачивается предусмотренная в договоре плата за весь месячный объем независимо от фактического.

За три года предполагается поставить 2,9 миллиона тонн мазута с Мозырского НПЗ и 0,96 миллиона тонн нефтепродуктовых масел с Новополоцкого НПЗ через порт Санкт-Петербург. Порт Усть-Луга перевалит 4,3 миллиона тонн бензина с Мозырского НПЗ, 0,4 миллиона тонн газойля с Мозырского НПЗ и 1,3 миллиона тонн — с Новополоцкого НПЗ. До портов нефтепродукты будут доставляться железнодорожным транспортом.

5712
Теги:
грузоперевозки, РЖД, Россия
По теме
Домбровский: вопрос перевода белорусских грузов из Латвии в РФ - дело времени
Убытки растут: что ждет балтийский транзит в 2021 году?
Условия не хуже, чем в Прибалтике: РФ и Беларусь подпишут соглашение по перевалке грузов
Эксперты назвали оптимальную схему перевода белорусских грузов в РФ

"На какую разведку работаете?": глава Крыма пошутил над новыми санкциями США

30
(обновлено 14:08 19.04.2021)
"На какую разведку" работают те, кто не попал в санкционный список США? Глава Республики Крым Сергей Аксенов с иронией отозвался об очередных американских ограничениях

Антироссийские санкции США в Китае назвали "мерами гегемона". В Пекине отметили, что это не только их мнение, но и мирового сообщества. И призвали Россию и Америку поговорить, вместо того чтобы обмениваться взаимными ограничениями. Впрочем, российский МИД уже предпринял ответные действия в адрес Вашингтона. "На чью разведку" нужно работать, чтобы не попасть в санкционный список США? И что Байден предложил Путину обсудить этим летом?

Москва вводит ответные меры в связи с санкциями: досталось не только США >>

30
Теги:
политики, Сергей Аксенов, Крым, США, Россия, антироссийские санкции

Россия покинет МКС, но не уйдет из космоса: уже есть проект национальной станции

240
(обновлено 15:29 18.04.2021)
Почему в России было принято решение о выходе из проекта Международной космической станции после 2025 года?

РИГА, 18 апр — Sputnik. Российский вице-премьер Юрий Борисов оповестил о том, что Россия после 2025 года покинет проект Международной космической станции (МКС), сообщает РИА Новости.

Решение о выходе из проекта было принято еще 12 апреля, в День космонавтики, в ходе совещания у президента РФ Владимира Путина.

Причиной этого решения стало текущее состояние МКС. Как поясняют в "Роскосмосе", модули станции выработали свой ресурс. В частности, на российском сегменте МКС были обнаружены трещины. Эти трещины загерметизированы, но все равно наблюдается небольшая утечка воздуха.

Руководитель полетов автоматических космических аппаратов и разгонных блоков Владимир Соловьев прогнозирует лавинообразный выход из строя других элементов станции после 2025 года.

Между тем Россия тратит на Международную космическую станцию 10-15 миллиардов рублей.

Как пояснили в пресс-службе "Роскосмоса", у России есть согласованный с партнерами по МКС срок работы на станции - до 2024 год. И по истечении этого срока решение о выходе будет приниматься, исходя из технического состояния модулей станции, которые в основном выработали свой срок службы, а также национальных планов по развертыванию российской орбитальной служебной станции нового поколения.

Проект новейшей российской орбитальной станции был представлен в октябре 2020 года. В ее состав должны войти как минимум пять модулей: базовый, целевой производственный, склад материального обеспечения, платформа (стапель) для сборки, запуска, приема и обслуживания космических аппаратов, а также один коммерческий для размещения четырех туристов.

240
Теги:
МКС, космос, Россия
По теме
Командование МКС перешло к российскому космонавту
Пицца, мороженое и выращенный салат: что едят космонавты на борту МКС
Появились кадры возвращения трех членов экипажа МКС на Землю
Трансформаторы электроподстанции

"Паранойя на пределе". Прибалтика отказывается от российской энергетики

0
(обновлено 13:00 19.04.2021)
После разрыва энергокольца с Россией и Беларусью электроэнергия в странах Балтии неизбежно подорожает - это показали проведенные недавно в Латвии, Литве и Эстонии испытания

Латвия, Литва и Эстония отказываются от российской электроэнергии. Четырехдневные испытания нового режима энергоснабжения показали: подорожание электричества неизбежно. В России и Беларуси цены, наоборот, немного снизились. Кто выиграет и проиграет от разрыва, разбиралась автор РИА Новости Галия Ибрагимова.

Дорого и сердито

Электричество в странах Балтии — недешевое удовольствие, в месяц на семью — порядка 45 евро. И энергопотребление постоянно растет. Причем основные покупатели — именно домохозяйства (на промышленность приходится не более 20 процентов).

Россия и Беларусь по единому энергетическому кольцу БРЭЛЛ (по первым буквам названий государств) поставляют около пяти миллиардов киловатт-часов. Почти столько же генерируют в регионе. Недостающее покупают на бирже Nord Poll. Поставки — из Польши, Финляндии и Швеции. В 2025-м Балтия выйдет из БРЭЛЛ и объединит линии электропередачи (ЛЭП) с Западной Европой.

Многочисленность поставщиков пока позволяет удерживать цены на уровне общеевропейских. Но после разрыва с Россией и Беларусью подорожание неизбежно. Это показали проведенные недавно в Латвии, Литве и Эстонии испытания. В дни тестового отключения ЛЭП — 8 и 11 апреля — цены выросли почти на девять процентов. Потребители возмутились: ведь даже зимой, на максимуме энергопотребления, было дешевле.

Москва потеряет до четверти экспорта электроэнергии — около 20 миллиардов рублей. В "Интер РАО" это считают не очень существенным.

НАТО на страже энергетики

Калининградская область пока подключена к БРЭЛЛ. Но там уже строят ТЭС, ГЭС и к 2025 году полностью себя обеспечат.

Российские энергетики не раз говорили: странам Балтии необязательно разрывать БРЭЛЛ, чтобы перейти в энергосистему ЕС. В случае аварии на европейских ЛЭП они могли бы воспользоваться мощностями России и Беларуси. Но прибалты непреклонны.

"БРЭЛЛ — главная угроза энергетической безопасности региона", — цитируют они доклад НАТО 2017 года. Там лейтмотивом проходила мысль, что пока Латвия, Литва и Эстония зависят от российского электричества, "рука Москвы" продолжит на них давить.

Но объединение энергосистем Балтии и Западной Европы — трудоемкий процесс. Не все линии электропередачи достроены. На некоторых участках надо прокладывать морской кабель. К тому же сейчас латыши, литовцы и эстонцы платят налог на экологию, который, как правило, включают именно в цену за свет.

Объединение с энергетикой ЕС означает, что на первом этапе пойдут поставки из Польши, Швеции и Финляндии. А в этих странах много электричества вырабатывают из неэкологичного угля. Власти балтийских стран считают, что зависимость от угольных станций — временная, и собираются перейти на возобновляемые источники (ВИЭ) — энергию солнца и ветра. Но строительство таких объектов обойдется недешево. И расходы снова переложат на население.

Советское наследие

Во времена СССР в регионе действовали гидро- и электростанции. Самыми крупными ГЭС были Рижская, Каунасская и Нарвская. Они обеспечивали светом и теплом и домохозяйства, и промышленность.

Но к семидесятым этого уже не хватало. Решили строить атомную станцию в Литве. В 1983-м запустили Игналинскую АЭС.
Вильнюс из импортера энергоресурсов превратился в экспортера. Игналинская АЭС давала электричество не только Прибалтике, но и странам Восточной Европы, Белорусской ССР, а также анклавной Калининградской области.

В 1990-х страны Балтии избавлялись от всего советского. Предполагалась и перестройка энергосистемы. Но выходить из единого энергокольца, не создав дополнительные мощности, было рискованно. Любой блэкаут сильно бы ударил по экономике. Чтобы подстраховаться, в 2001 году Латвия, Литва и Эстония подписали с Россией и Беларусью соглашение о БРЭЛЛ. До публикации доклада НАТО энергетика считалась единственной сферой, где у Балтии и России не было претензий друг к другу.

В 2009-м под давлением ЕС и НАТО Литва закрыла Игналинскую АЭС, хотя станция могла бесперебойно работать до 2032 года. И Вильнюс из экспортера энергоресуров снова превратился в импортера.

Фантомные боли

"Россия генерирует все виды электроэнергии. Это делает нашу энергетику стабильной и недорогой. Странам Балтии выгоднее было бы сохранить БРЭЛЛ. С учетом мощностей запущенной осенью Белорусской АЭС стоимость электричества снизилось бы еще больше. Но политика для балтийцев важнее экономики. За разрыв связей с Москвой они готовы платить", — рассуждает специалист по странам Балтии Николай Межевич.

Эксперт отмечает, что зимой нагрузка на энергосистемы Европы вырастает, цены идут вверх. Нередки и аварии.

"Разрыв БРЭЛЛ означает, что Латвия, Литва и Эстония остаются наедине с Европой. В чрезвычайной ситуации им придется ждать помощи от Брюсселя, который не всегда действует оперативно. Переток электроэнергии из России и Беларуси мог бы стать запасным вариантом, но балтийцы сами рубят сук, на котором сидят", — полагает Межевич.

Скептически политолог относится и к перспективам ВИЭ в Балтии.

"Недавно против ветряков выступило Министерство экологии Эстонии. Там заявили, что ветряные станции создают сильные электромагнитные помехи. В результате российские вертолеты смогут незамеченными прорваться в воздушное пространство Балтии и угрожать национальной безопасности. Паранойя на пределе", — говорит Межевич.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что БРЭЛЛ был выгоден всем. "Он позволял оптимально и технологично управлять режимами энергосистем. После разрыва понадобится создавать собственные резервные мощности. И если России удалось построить новые станции в Калининграде, то странам Балтии придется сложнее", — считает эксперт.

Он не исключает, что со временем Латвия, Эстония и даже Литва начнут на двусторонней основе договариваться с Россией или Беларусью о поставках электроэнергии. Но произойдет это после того, как страны Балтии преодолеют фантомные боли советского прошлого.

0
Теги:
Беларусь, Россия, электроэнергия, Эстония, Литва, Латвия, энергокольцо БРЭЛЛ
Тема:
Покидая БРЭЛЛ: путь к энергетической независимости