Маневровый карликовый светофор на железной дороге

Одноразовая инфраструктура: почему НАТО не въезжает в колею Балтии

584
(обновлено 19:10 07.10.2019)
Нет смысла создавать серьезную транспортную инфраструктуру на "линии фронта", ведь слишком высок риск ее разрушения уже в первые часы крупномасштабного военного конфликта

Устойчивое нежелание партнеров из Североатлантического альянса модернизировать  железнодорожную сеть стран Балтии свидетельствует: в регионе создается военная инфраструктура для одноразового применения, не предполагающего значительных капиталовложений.

Железные дороги традиционно используются для оперативной переброски войск и боевой техники, однако стратегическая концепция "военного Шенгена" не совпадает с шириной колеи в странах Балтии. Достаточно компактные территориально Латвия, Литва и Эстония располагают железнодорожными путями общей протяженностью 5,4 тысячи километров. Ширина колеи – 1520 мм – досталась республикам в наследство от Советского Союза. Европейский формат – 1435 мм.

Нестыковкой давно и всерьез озабочены специалисты Института современной военной проблематики (подразделение Военной академии США в Вест-Пойнте). Железные дороги стран Балтии создают проблемы для передислокации войск и перевозки грузов НАТО в Восточной Европе. По мнению американских аналитиков, в "советской колее" балтийские союзники будут ежегодно терять до 20% военных бюджетов. Однако внешнее субсидирование подобной логистики или модернизация железных дорог Литвы, Латвии и Эстонии никому в альянсе не нравится – для реализации проекта требуются десятки миллиардов евро.

Ранее страны Балтии подписали соглашение о строительстве железнодорожной магистрали двойного назначения Rail Baltiс протяженностью 700 километров и стоимостью свыше 3,5 миллиарда евро. Строительство планировалось на 2019–2026 годы, большую часть расходов взял на себя Евросоюз. И все же этот проект не решает логистических проблем американских войск и Североатлантического альянса в Восточной Европе.

Несчастная узкоколейка

Если Пентагону и НАТО что-то по-настоящему необходимо, то средства найдутся. К примеру, бессрочное соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере с Грецией предполагает расширение существующей базы США на Крите и передачу Пентагону инфраструктуры греческих военных баз Стефановикио, Лариса и Александруполис (две сухопутные и одна военно-морская). Структурно и качественно новая система базирования войск и сил США в Греции (точнее и глобальнее – в Средиземноморье) потребует значительной модернизации и многомиллиардных вложений. Очевидно, Пентагон "расширяется" в Греции всерьез и надолго, денежные и прочие организационные вопросы решаются просто.

Строительство же стратегической магистрали Rail Baltiс в феврале снова отложено – на два года, странам Балтии не хватает денег. Поэтому им приходится одновременно "сдерживать" Россию и закупать у нее десятки локомотивов под "советскую" колею. США и НАТО не помогают решить проблему, хотя идее железнодорожного соединения стран Балтии с ЕС (и "отделения" от РФ) – почти четверть века. Создается впечатление, что проект Rail Baltiс "завис" навсегда.

Парадокс объясняется просто. Нет смысла создавать серьезную транспортную инфраструктуру на "линии фронта", ведь есть риск ее разрушения в первые  же часы крупномасштабного военного конфликта, если таковой случится. Возможно, "холодное сдерживание" России затянется на десятилетия, и тогда помогать балтийским "младоевропейцам" тем более не стоит.

Подобная логика действует и в отношении прочих "одноразовых" объектов Пентагона и НАТО на территории стран Балтии, их практически невозможно защитить в условиях широкомасштабных боевых действий (о безопасности мирных жителей вообще никто не думает). Вся военная инфраструктура создается буквально на несколько часов горячей войны.

Небратья по оружию

Вооруженные силы Литвы, Латвии и Эстонии не имеют конкурентоспособных (боеспособных) военно-морских сил, ударной авиации, противовоздушной обороны, бронетанковых войск – даже через 15 лет членства в НАТО. Причем не имеют даже единичных образцов современных боевых кораблей, самолетов, танков. Страны Балтии технологически не в состоянии самостоятельно оборонять собственные небо, территориальные воды и сушу. Судьбоносные для литовских, латвийских и эстонских граждан решения принимают иностранные генералы в Вашингтоне и Брюсселе.

Усилиями старших партнеров в регионе развернуты передовые батальоны иностранных войск и система "воздушной полиции". Североатлантический альянс регулярно проводит вблизи берегов Литвы, Латвии и Эстонии маневры военно-морских сил, строит и эксплуатирует сухопутные и авиационные военные базы. Над Балтийским морем барражируют стратегические бомбардировщики США, на литовско-белорусской границе размещаются американские танки.

Правда, "потенциальный агрессор с Востока" многие годы не проявляет признаков агрессии, приходится оправдывать постоянное присутствие в регионе иностранных войск и накопление иностранных ударных вооружений неочевидными "провокациями" со стороны России. В это же время Вильнюс, Рига и Таллинн самоотверженно приобретают у партнеров бывшие в употреблении самоходные артиллерийские установки южнокорейского производства, старые норвежские катера с демонтированным ракетным вооружением, антикварные американские винтовки и другие неэффективные образцы вооружений прошлого века. Ставка делается также на всенародное партизанское движение, раздачу населению стрелкового оружия и ручных противотанковых гранатометов.

Все это выглядит крайне неадекватно и неубедительно - с учетом технологического уровня и миролюбивой политики соседних стран.

584
Теги:
вооружения, железная дорога, НАТО, Латвия
Загрузка...

Орбита Sputnik