Российский самолет-амфибия (летающая лодка) БЕ-200 Альтаир

Российский флот получил Бе-200: зачем морякам "летающая лодка"

364
(обновлено 16:44 18.07.2020)
Универсальная воздушная платформа Бе-200 позволяет размещать на борту широкий спектр спецоборудования и решать сложные военные задачи

Широко известный в мире многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 принят на вооружение ВМФ России, и это позволит значительно расширить операционные возможности военно-морской авиации. Машина установила более двадцати мировых рекордов скороподъемности с нагрузкой и в своем классе не имеет конкурентов.

В Центре боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России (город Ейск) 14 июля встретили первый построенный для Минобороны РФ самолет-амфибию Бе-200 "Альтаир". Началась опытная эксплуатация. По контракту 2018 года два других самолета поисково-спасательной модификации ВМФ должен получить от Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева в текущем году. В дальнейшем серию "Альтаиров" для ВМФ России планируется продолжить.

Минобороны РФ намерено создать амфибийные отряды морской авиации на Балтийском, Северном, Тихоокеанском, Черноморском флотах и в составе Каспийской флотилии. Это позволит расширить возможности боевого патрулирования, поисково-спасательных операций в зонах ответственности. Самолеты Бе-200 для ВМФ России конструктивно и функционально отличаются от прочих модификаций.

Ранее выпущено около 20 летных экземпляров самолета-амфибии Бе-200, которые эксплуатируются преимущественно в МЧС России и Азербайджана. Самолет имеет шесть модификаций (поисково-спасательный, патрульный, транспортный, санитарный, пассажирский, противопожарный), специализацию отражает аббревиатура. К примеру, БЕ-200П используется для патрулирования, отличается большим количеством следящего оборудования, позволяющего обнаруживать нарушителей государственной границы (или экономической зоны) на больших расстояниях. БЕ-200ПС применяется в поисково-спасательных операциях. Пожарный БЕ-200ЧС производится на экспорт, один такой самолет приобрел Азербайджан, четыре "летающие лодки" в 2016 году заказал Китай.

Самолет-амфибия Бе-200ЧС на выставке в турецком Стамбуле
© Sputnik / Эмре Оз
Самолет-амфибия Бе-200ЧС на выставке в турецком Стамбуле

Восходящая звезда

Минобороны РФ на сегодня законтрактовало шесть "Альтаиров". Польза для ВМФ очевидна. Самый большой современный самолет-амфибия с реактивными двигателями Бе-200 "Альтаир" способен патрулировать морские границы и экономические зоны, выполнять поисково-спасательные функции, перевозить грузы массой до пяти тонн – в радиусе 1500 километров, на высотах до 10 тысяч метров. Расположенные над крылом мощные двигатели Д-436ТД позволяют развивать скорость до 710 км/час (крейсерская – 365 км/час).

Самолет может садиться на море с высотой волны до 1,3 метра, а для взлета ему необходимо всего 1,5 тысячи метров разбега – по воде или по суше. Это очень важно для оперативной и безопасной доставки грузов на корабли и суда ВМФ в открытом море.

Достоинствами Бе-200 являются также возможность автономного базирования, высокая безопасность полетов и возможность посадки на воду в случае отказа одного из двигателей. Самолет способен до шести часов патрулировать в двухсотмильной прибрежной зоне.

На этапе освоения "Альтаира" Минобороны РФ заявило об использовании его в мирных целях, и все же универсальная воздушная платформа Бе-200 позволяет размещать широкий спектр спецоборудования, решать сложные военные задачи. Так, в патрульной модификации самолета для ВМФ на борту могут устанавливаться оптико-электронная система обнаружения и автоматизированные рабочие места операторов, а также командно-тактическая, радиолокационная, радиогидроакустическая, магнитометрическая системы, комплексы радиотехнической разведки и управления вооружением.

"Альтаир" способен вести разведку морских, наземных и воздушных объектов, обеспечивать специальные операции, эффективно решать задачи поиска терпящих бедствие экипажей самолетов, кораблей и подводных лодок, а также перевозить личный состав и вооружение, эвакуировать раненых и больных из прибрежных районов без аэродромной сети (или зон стихийного бедствия). Возможно, платформу адаптируют и для решения ударных противолодочных задач.

На "летающей лодке" установлено современное бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе пилотажно-навигационный комплекс нового поколения. Самолет может выполнять полеты в любых физико-географических и климатических условиях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Многоцелевой Бе-200 "Альтаир" – самолет мирового уровня, и специалисты прочат ему большое будущее. В ближайшей перспективе – участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге 26 июля.

Каспийская среда

Первый авиаотряд Бе-200 планируется сформировать на Каспии. Надо заметить, что до недавнего времени Каспийская флотилия ВМФ России собственной морской авиации не имела. Небольшие авиаотряды входили в состав флотилии только во времена Гражданской и Великой Отечественной войн. Вероятно, Каспийское море станет для "Альтаира" испытательным полигоном. Опыт эксплуатации позволит усовершенствовать "летающие лодки", точнее адаптировать воздушную платформу для решения задач ВМФ.

Попутно это позволит в большей степени заинтересовать российских региональных союзников и партнеров в области военно-технического сотрудничества на Кавказе, в Центральной Азии и других точках планеты. Самолет-амфибия Бе-200 имеет значительный экспортный потенциал - достойные конкуренты отсутствуют.

Канадская компания Bombardier в 1990 году прекратила производство своих "летающих лодок" CL-215, способных брать на борт 5,3 тонны воды (в мире осталось около 120 таких машин). Более грузоподъемный (шесть тонн воды) Bombardier CL-415 с двумя турбовинтовыми двигателями PW123AF (образца 1994 года) и созданный на его основе многоцелевой патрульный 415MP – находятся в ценовой категории, отпугивающей покупателей (за 25 лет продано 80 машин 415MP). И все же Bombardier 415 по многим показателям уступает "Альтаиру".

Японские самолеты-амфибии US-1A (образца 1971 года) и US-2 (в серии с 2007 года) – имеют узкую поисково-спасательную специализацию. Еще одна "летающая лодка" страны Восходящего солнца – ShinMaywa – слишком дорогая. КНР в 1985–1986 годах построила всего четыре многоцелевых самолета-амфибии SH-5, которые используются только как поисково-спасательные самолеты. Китайский самолет-амфибия AG600 испытывает серьезные технические трудности. Неслучайно китайцы заказали для пожаротушения партию российских Бе-200. То есть, "Альтаир" фактически не имеет конкурентов в мире – по всем параметрам.

Между тем, у предприятия-производителя есть конструкторские наработки на полвека вперед, включая проекты перспективных экранопланов Бе-1000 и Бе-2500.

364
Американский военнослужащий готовит танк Abrams к разгрузке на железнодорожной станции в Литве

"Перебросили "Абрамсы": что американцы затеяли у границ Беларуси

611
(обновлено 16:07 17.09.2020)
Наземные войска, бомбардировщики, истребители и флотские ударные группировки - Пентагон и НАТО активизировались у границ Союзного государства

На днях в Литве высадился танковый батальон США — он примет участие в учениях "Атлантическая решимость" (Atlantic Resolve). ВКС России все чаще фиксируют полеты стратегической авиации и воздушных разведчиков. С чем это связано — разбирается автор РИА Новости Николай Протопопов.

Прибалтийские "друзья"

Несколько десятков танков Abrams, боевые машины пехоты Bradley, бронированные внедорожники — на полигоне в Пабраде развернулась целая мини-армия, а незадолго до этого американцы перебросили в Литву и авиацию — вертолеты Apache и Black Hawk.

По данным Минобороны Беларуси, на литовский полигон, всего в 15 километрах от границ Союзного государства, стянули пятьсот военнослужащих, 29 танков и 43 БМП.

Власти прибалтийской республики объяснили, что американцы вместе с литовскими военнослужащими отработают совместные учебные задачи. Маневры плановые и против третьих стран не направлены. Надо отметить, Вильнюс просит американцев как можно чаще проводить учения на литовских полигонах, а обеспечение комфортного пребывания заокеанских союзников давно стало одной из приоритетных задач правительства.

"Программа ротации американских войск "Атлантическая решимость" началась еще при предыдущем хозяине Белого дома, — отмечает военный эксперт аналитического клуба "Валдай" Артем Куреев. — С событиями в Беларуси она напрямую не связана. Но вместе с тем, даже невзирая на пандемию коронавируса, американские военные строго придерживаются графика ротации и не отменяют плановые маневры".

Напомним, операцию "Атлантическая решимость" США затеяли сразу после воссоединения Крыма с Россией в 2014-м. Под предлогом "российской агрессии" американцы размещают войска в разных странах Европы, постепенно наращивая их численность.

Нездоровая активность

По оценкам экспертов, НАТО с 2014-го вдвое усилила военную активность у российских границ. А министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что Североатлантический альянс стремится вернуться к противостоянию времен холодной войны: НАТО развивает военную инфраструктуру и продолжает развертывать систему противоракетной обороны в Восточной Европе.

"Группировка НАТО в Прибалтике точно не уменьшится, — уверен Куреев. — Элитам этих государств сотрудничество с США необходимо, чтобы продемонстрировать электорату защиту от "русской угрозы", на которую можно списать и провалы в экономике, и недозагруженность портов, и недовольство русскоязычного меньшинства".

Более того, в отличие от Германии, Латвия, Эстония и Литва готовы сами кормить чужую армию — нести существенные расходы на инфраструктуру и размещение американских войск.

Регулярные передвижения военных США по Европе — уже обыденность. Самый крупный плацдарм Пентагона в Восточной Европе находится в Польше. Сейчас здесь четыре с половиной тысячи военнослужащих. Скоро перебросят еще тысячу.

Вашингтон и Варшава подписали соглашение о расширенном военном сотрудничестве. Согласно документу, в Польше улучшат командно-штабную структуру Вооруженных сил США, сформируют центры боевой подготовки, создадут благоприятные условия для развертывания подразделений армейской и транспортной авиации, а также сил специальных операций.

При этом США ловко обходят положения Основополагающего акта Россия — НАТО 1997-го, согласно которому альянс обязался не размещать существенные силы на восточных рубежах на постоянной основе.

Для "устрашения" России в Европу перебазировали десятки самолетов и вертолетов. Так, в Польше разместили истребители F-16 и транспортные самолеты C-17 Hercules. В Литву периодически перебрасывают истребители для воздушного патрулирования стран Балтии и акватории Балтийского моря. Для демонстрации силы на аэродромы союзников по НАТО Пентагон время от времени перегоняет и свои "невидимки" пятого поколения F-35 Lightning и F-22 Raptor. В Польше также сформировали эскадрилью разведывательно-ударных беспилотников MQ-9 Reaper.

Игра мускулами

В Европе активно действует и стратегическая авиация США. Так, в конце августа три бомбардировщика В-52Н отработали удары крылатыми ракетами по Калининградской области. "Стратеги" взлетели с британской авиабазы Фэрфорд, проследовали над Нидерландами, Германией, Польшей в район эстонского полигона Тапа и выполнили условные пуски по объектам на территории России.

В начале сентября "летающие крепости" барражировали над Украиной. B-52 впервые вошли в воздушное пространство Незалежной — три самолета в сопровождении украинских истребителей пролетели от западной границы страны до Азовского моря и обратно.

По словам главкома ВКС России Сергея Суровикина, только за неделю — с 28 августа по 4 сентября — самолеты бомбардировочной авиации США совершили десять одиночных и групповых полетов в воздушном пространстве Западной и Восточной Европы. Кроме того, десятки "разведчиков" еженедельно барражируют вдоль российских рубежей — истребителям ВКС порой приходится по несколько раз за день подниматься в небо на перехваты.

Но, отмечает Куреев, в отличие от Китая, Россия гораздо спокойнее воспринимает различные "отработки ударов по своей территории", отвечая на них плановыми учениями. "Пекин, например, на такое реагирует крайне нервно, тут же пытается всячески продемонстрировать собственную военную мощь", — отметил эксперт.

Соединенные Штаты не оставляют без внимания и водное пространство. Их корабли стали частыми гостями не только в Черном море.

В конце лета в Норвегию перебросили атомную подводную субмарину USS Seawolf, а незадолго до этого корабли НАТО отрабатывали противолодочные действия в Северной Атлантике у берегов Исландии. В мае американский флот впервые более чем за тридцать лет вторгся в Баренцево море. Экипажи ракетных эсминцев "Портер", "Дональд Кук" и "Франклин Рузвельт", а также британского фрегата "Кент" учились действовать в сложных климатических условиях.

Все это свидетельствует не только о попытках альянса усилить военный потенциал на Севере, но и о растущей мощи ВМФ России и Северного флота в частности. Ведь после окончания холодной войны и распада СССР США даже не рассматривали российский флот в качестве серьезного противника. Теперь им приходится с ним считаться.

611
Теги:
вооружения, безопасность, оборона, Россия, Польша, Латвия, Литва, США, Беларусь
В Риге началось досрочное голосование на муниципальных выборах 2020

Латыш из Германии заступился за "негров": этнический вопрос выше демократии?

4771
(обновлено 20:53 17.09.2020)
Можно ли считать Латвию демократической страной, если в ней есть неграждане? - задался вопросом живущий в Германии латвиец

РИГА, 17 сен — Sputnik. Живущий в Германии латыш проголосовал на местных выборах и пришел к грустному выводу - Латвию нельзя считать демократической страной.

В это воскресенье в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия прошли коммунальные выборы, на которых победил правящий в регионе Христианско-демократический союз, улучшили свои показатели "зеленые" и потеряла голоса Социал-демократическая партия. Однако гражданина Латвии Томса Анцитиса, проживающего в Бонне, эти выборы натолкнули на размышления не о германской, а о латвийской политике. Он задумался о людях, которые, в отличие от него, не имеют права голоса в стране, в которой живут.

Этими размышлениями он поделился на своей странице в Facebook.

"Хотя я гражданин не Германии, а Латвии, я имею право голосовать в Германии (и других странах ЕС) как на местных выборах, так и на выборах в Европарламент благодаря моему гражданству ЕС. Любой гражданин Германии также может переехать в Латвию и через шесть месяцев принять участие в муниципальных выборах.

Многие могут об этом не догадываться, но, как ни парадоксально, более 10% жителей Латвии никогда не имели права голоса в собственной стране, хотя это право автоматически получает гражданин любой другой страны ЕС, переехавший в Ригу.

Эти люди, лишенные права голоса, называются "негражданами", латвийское правительство выдало им паспорта "пришельцев". Фактически, они являются лицами без гражданства, хотя правительство Латвии это и отрицает.

Они не могут голосовать на местных или общеевропейских выборах - ни в своей родной Латвии, ни в любой другой стране мира. К ним применяется еще более 70 других ограничений, в основном связанных с работой в госсекторе. Более того, они не считаются гражданами ЕС, и поэтому лишены права свободно перемещаться и работать в любой другой стране ЕС.

Откуда же взялась эта бесправная категория людей?

Когда Латвия стала независимой от СССР в начале девяностых, новые лидеры страны поделили ее население на две группы "желаемые" и "нежелаемые".

В первую группу вошли люди, которые гражданами Латвийской республики до 1940 года, и их потомки. Им разрешили обменять советские паспорта на новые паспорта независимой Латвии (в эту группу вошло примерно две трети населения страны).

Для "нежелаемых", которые переехали в Латвию после 1940 года, и их потомков, создали специальный правовой статус - "негражданин Латвии" (в эту группу вошла примерно треть населения - около 700 тысяч человек). Большинство из них были этническими русскими, но также белорусами, украинцами, поляками, армянами и так далее.

В качестве правовой основы для этого решения была использована так называемая "доктрина преемственности": Латвия не была создана с нуля после распада СССР, вместо этого была восстановлена ранее существовавшая Латвийская республика. Таким образом, советские граждане, которые переехали на территорию Латвийской ССР из других республик СССР в советский период, были объявлены иностранцами.

Несколько лет спустя была запущена процедура "натурализации" для неграждан - они получить гражданство при условии, что докажут владение латышским и правильно ответят на вопросы по истории Латвии (то есть согласятся, что она была оккупирована СССР).

Когда эти исторические решения были приняты, я был ребенком. Я не следил за новостями, не знал законов, и, скорее всего, не понимал значение слова "гражданство". Но я уже усвоил, что люди в Латвии отличаются по языку, на котором разговаривают. Большинство говорило на латышском, остальные - на русском, многие знали оба языка. Однако эта разница не мешала им понимать друг друга и мирно жить вместе - как соседи, супруги, друзья, родственники и коллеги.

Когда я вырос и начал читать газеты, я выяснил, что все не так просто. Я узнал, что русскоязычные - это другой вид людей и (хотя это не говорилось прямо), что они куда хуже латышей, и что их язык не стоит того, чтобы его изучать. Я обнаружил, что кроме повседневной жизни существует другая сфера: система статусов и паспортов, разделяющая соседей, супругов, друзей, родственников и коллег.

Только вскоре после того, как я получил свой собственный первый паспорт, я выяснил, что принадлежу к привилегированной группе. Мне не надо было сдавать экзамен, потому что мои родители относились к "желаемой" группе.

Конечно, я также узнал о причинах напряжения между русскими и латышами: об оккупации, депортациях, коммунистической диктатуре и исторических претензиях.

Социополитическая обстановка, в которой я жил, включая заявления политиков-националистов, газетные статьи, демонизировавшие русскоязычных, школьное образование и общественное мнение - все это помогло мне нормализовать преимущество этнических прав над демократическими.

У меня ушли годы на то, чтобы избавиться от глупых стереотипов, которым меня научили, и узнать, что же такое демократия.

В Латвии все еще много людей (среди граждан "первого класса"), которые не только оправдывают введение статуса "неграждан"), но и одобряют его дальнейшее существование. Людей, которые говорят о дискриминации неграждан, называют "пророссийскими", "рукой Кремля", "антигосударственными" и так далее (власти России части критиковали негражданство - как, впрочем, и ЕС и ООН). В этих "аргументах" нет интеллектуальной составляющей, поэтому нет смысла их обсуждать.

Другие аргументы основаны на целесообразности - "если бы негражданам дали бы гражданство, то они голосовали бы за ту или другую партию, что изменило бы политический ландшафт страны".

Это, может быть, правда. Но проблема в том, что это открыто антидемократические заявления.

Когда мы размышляем о том, дать или нет права какой-то группе людей, основываясь на их "полезности", мы решаем вопрос о том, что такое демократия - действительно ли это лучшая форма правления? Поскольку я уверен, что это именно так, подобные аргументы для меня бессмысленны.

Еще один вид аргументов - напоминание о том, что натурализация все еще существует: "Некоторые неграждане смогли натурализоваться, почему другие не могут?" "Они просто слишком ленивы, чтобы сдать экзамен по латышскому".

Не буду вдаваться в подробности унизительных особенностей системы "натурализации" и причин того, почему она никогда не работала (с 1995 году натурализовались только 20% неграждан; значительное снижение количества неграждан связано с естественной убылью населения и эмиграцией). Вступая в такой диалог, ты автоматически легитимизируешь статус "негражданина". Это также возвращает нас к вопросу о том, кто такие "мы", которые могут отправлять других людей на экзамен?

И еще вопрос: из-за чего действительно случилась революция тридцать лет назад? Была ли это ТОЛЬКО национальная революция? Сколько людей, которые вышли на улицы в девяностые, требовали демократию, включая все ее принципы, преимущества и обязанности? Сколько из них хотели просто независимости от СССР и не представляли себе, что такое демократия?

Конечно, это слишком сложный вопрос, чтобы обсуждать его в посте в Facebook.

Дело в том, что если завтра всем негражданам дадут гражданство, последствия негражданства будут ощущаться еще на протяжении нескольких поколений.

Но пока ситуация остается такой, как есть, я нахожу странной формулировку президента Латвии, который недавно дал интервью одной германской газете о протестах в Беларуси. "Как демократическая страна, мы должны продемонстрировать солидарность с народом Беларуси, который борется за демократию и свободные выборы", - сказал он.

Я согласен, что "мы должны". Безусловно, в Латвии есть много демократических институтов. Но называть ее "демократической страной", по-моему, неправильно", - заключил он.

4771
Теги:
неграждане, Латвия
Тема:
Негражданская оборона
По теме
Митрофанов: пока Ригу под себя не подомнут, голосовать негражданам не дадут
Диалог завершен: Левитс закрыл совет по делам нацменьшинств, никого не спросив
Лавров: МИД РФ настаивает на решении проблемы неграждан в странах Балтии
Неактивные, но добрые: как голосовали русскоязычные на выборах в Риге
Сельдь

Россия вернула в Латвию 20 тонн селедки, которую заказали в Тбилиси

13
(обновлено 15:11 23.09.2020)
Двадцать тонн мороженой сельди возвращены в Латвию из Псковской области по причине отсутствия разрешения Россельхознадзора на транзит груза

РИГА, 23 сен — Sputnik. Россия вернула в Латвию груз из 20 тонн мороженой сельди, следовавший в Тбилиси, из-а отсутствия разрешения на транзит, сообщается на сайте управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям.

На российско-латвийской границе в Псковской области в МАПП "Бурачки" инспекторы Россельхознадзора выявили нарушение ветеринарного законодательства при проведении контроля перевозимой транзитом по территории РФ партии мороженой сельди весом 20 тонн. У перевозчика отсутствовало разрешение Россельхознадзора на транзит по таможенной территории Евразийского экономического союза.

Транзит морской продукции был запрещен, оформлен акт о возврате груза в Латвию.

Sputnik Латвия неоднократно писал о попытках ввоза из Латвии в Россию продуктов питания без оформленных надлежащим образом документов.

Так, в середине сентября Россия вернула в Латвию девять тонн швейцарского сыра из-за нарушений в ветеринарном сертификате. Выяснилось, что в документе отсутствовала информация о месте и дате выдачи документа, что является нарушением Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС, Единых ветеринарных требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю.

В начале сентября Россия вернула в Латвию более шести тонн крупы киноа производства Перу из-за несоответствий в товаросопроводительных документах и фитосанитарном сертификате. По данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении.

В марте управление Россельхознадзора не пропустило через границу РФ и Латвии 11 тонн сырного продукта (Pizzatopping 40%), произведенного в Дании и следовавшего через Россию на адрес фирмы, зарегистрированной в Республике Казахстан. При осмотре документов сотрудников таможни насторожила дата изготовления продукции, которая была заявлена в ветеринарном сертификате. Груз был возвращен на территорию Латвии с соответствующими документами.

13
Теги:
Россельхознадзор, Россия
По теме
Россия вернула в Латвию 19 тонн скумбрии из-за одной коробки с селедкой
Россия вернула в Латвию 6 тонн редкого продукта
Россия вернула в Латвию девять тонн сыра: сертификат выдан неизвестно кем и где
Обнаружены живые насекомые: Россельхознадзор сжег партию роз и мимозы из Латвии