Истребитель F-35

Модернизация F-35 как следствие подмоченной репутации

308
(обновлено 19:53 23.07.2020)
Сегодня хваленая американская "Молния" имеет пять критических недостатков, которые технологически неустранимы

Рекламировать и продавать в США умеют лучше, чем лидировать в области высоких авиационных технологий. Доказательство тому – долгая история создания и продвижения американского многоцелевого истребителя-бомбардировщика F-35, который, по мнению специалистов Пентагона, не соответствует критериям пятого поколения.

Представители Lockheed Martin в понедельник на пресс-конференции заявили о намерении превратить американский F-35 в истребитель шестого поколения. При том что параметры пятого поколения в проекте F-35 Lightning II не достигнуты, и технологического прорыва не случилось. Интрига состоит в том, что европейцы активно лоббируют два своих (независимых от США) проекта истребителей шестого поколения, а Lockheed Martin стремится погасить инициативу союзников – противопоставляет и навязывает "проверенный вариант" F-35, который после модернизации в 2020–2030 годах окажется якобы в шестом поколении.

Стремление американцев активно продавать F-35 Lightning II европейским и прочим союзникам (в среднем по 100 миллионов долларов за штуку) вполне объяснимо. Стоимость программы создания многоцелевого истребителя-бомбардировщика составила около 1,3 триллиона долларов, инвестиции должны приносить прибыль.

Корпорация Lockheed поставила более 500 самолетов F-35 в девять стран мира. Ежегодно производится более 100 "Молний". Различные модификации F-35 серийно выпускаются с 2011 года, и все же самолет в эксплуатации разочаровывает авиационных специалистов. Только за два последних месяца потерпели крушение семь американских истребителей, включая три самолета "пятого поколения", в том числе два F-35A.

Сегодня "Молния" имеет пять критических недостатков, которые технологически неустранимы. К примеру, конструктивные особенности бортовой системы генерации инертного газа (OBIGGS) могут привести к взрыву топливных баков истребителя в воздухе – от разряда атмосферного электричества. Факты свидетельствуют, что F-35 Lightning II – это дозвуковой истребитель 4-го поколения, способный ускоряться на форсаже не более 1 минуты.

Более того, "невидимку" F-35 отлично видно на современных радарах, особенно при перегреве корпуса, который начинается при 1 Махе. После 1,6 Маха у самолета может просто отвалиться хвост. Пентагон вынужденно изменил эксплуатационные характеристики – теперь F-35 считается дозвуковым самолетом, способным на короткие ускорения.

Репутация F-35 Lightning II основательно подмочена, и самое время объявить модернизацию с "телепортацией" самолета в шестое поколение.

Которое обязано иметь расширенные сетевые возможности управления множеством внешних систем вооружения и беспилотными летательными аппаратами (сетецентричные боевые действия). Разумеется, своих глобальных информационных сетей у союзников нет, а подключение к сети Пентагона повлияет на цену и эффективность F-35.

Бизнес-план американцев выглядит безупречно, и все же конфликтует с суровой реальностью. Эволюционное превращение "Молнии" из четвертого (де-факто) в шестое поколение выглядит крайне маловероятным.

Обещания от Lockheed Martin

По мнению специалистов, уже сегодня "децентрализованная система командования и управления военно-воздушных сил использует вычислительную мощность самолетов F-35, данные сенсоров и средств связи для организации крупномасштабных атак по всем направлениям". Здесь хочется уточнить: где и когда состоялись эти атаки, каков результат? Но презентации презирают реальность.

Вице-президент Lockheed Грег Ульмер заявил, что в пакете обновлений Tech Refresh 3 появится новый интегрированный процессор с увеличенной вычислительной мощностью, панорамный дисплей для кабины и расширенный блок памяти. Самолеты этой серии должны сойти с конвейера в 2023 году. Тогда же появится платформа с открытой архитектурой, которая позволит оперативно расширять возможности самолета посредством нового программного обеспечения.

Уместно напомнить: объединенный программный офис F-35 (JPO) определил первые 66 обновлений аппаратного и программного обеспечения (присутствуют в отчете конгрессу США 2019 года), восемь из которых обещали реализовать в прошлом году. На сегодня готова лишь автоматическая система предотвращения столкновения с поверхностью. Такая скорость исполнения удручает. Впрочем, заметного технологического скачка Lockheed Martin и не обещает, в перспективе – исключительно "эволюционный процесс".

Истребителю будущего проектируют внешние топливные баки, способные расширить радиус полета более чем на 40% (дозаправка в воздухе гораздо проще). К 2030 году истребители F-35 якобы смогут нести шесть усовершенствованных ракет "воздух-воздух" средней дальности AIM-260 или Raytheon AIM-120 и наносить удары по морским целям ракетами большой дальности. Пожалуй, через десять лет этим никого не удивишь - все корабли потенциальных противников США будут иметь на борту могущественные средства ПВО и гиперзвуковое оружие.

Военно-воздушные силы США заявили о желании интегрировать F-35 с дешевыми дронами, оснащенными искусственным интеллектом (рой боевых дронов). Технология управления сетью БПЛА в пакете обновлений пока не запланирована, но достижима, по словам того же Ульмера. Еще одно потенциальное направление развития "Молнии" – противоракетная оборона. Все возможные модификации, по мнению Lockheed Martin, приведут F-35 к состоянию, "которое стирает грань между истребителем пятого поколения… и шестым поколением".

Очевидно, союзники и вероятные противники тоже не будут стоять на месте, и через десять лет близкое Пентагону издание Defense News продолжить регулярно "линчевать" недоусовершенствованные истребители F-35. Как бы то ни было, масштабная модернизация – дело фактически решенное. Конгрессу США представлен список обновлений "Молнии", и лоббисты ВПК на этом не остановятся.

Перспективы десятилетия

После серии дорогостоящих неудач F-35 Lightning II "пятого поколения" американский конгресс выразил намерение ограничить финансирование программы создания истребителей шестого поколения – на 85% в 2021 финансовом году. В этих условиях "десятилетняя модернизация" – удачный ход корпорации.

Оптимистичный сценарий модернизации F-35 предполагает рост глобальных расходов на оборону и рост продаж – до 4000 самолетов F-35. Нейтральный – предусматривает, что расходы на оборону до 2040 года останутся на прежнем уровне, что затормозит программу модернизации, но не повлияет на продажи. Негативный сценарий связан с долгосрочным снижением военных расходов, и обещает торможение модернизации и снижение поставок в 2020–2030 годах.

Эти схемы достаточно условны и не учитывают множества внешних факторов, включая технологическое развитие и перевооружение соседей по планете. Как показывает опыт реализации программы F-35, большие финансовые вложения не всегда коррелируются с технологическим совершенством. Специалисты авиационной отрасли всех стран будут с интересом наблюдать, что получится у американцев с модернизацией "Молний" до 6-го поколения.

Здесь важно понимать, что концепция шестого поколения предусматривает в общих чертах "сетецентрический" самолет в рамках системы, которая в США еще не сформирована (у европейских союзников ее тоже нет). Далеко от совершенства даже программное обеспечение существующих модификаций F-35 (де-факто четвертого поколения). Открытая архитектура и гиперзвуковое оружие – в проекте. Двигатель слабоват. Невидимость – область мифологии. Боевая эффективность истребителей F-22 и F-35 в столкновении с высокотехнологичным противником не проверена. Дальнейший путь "модернизации" вслепую в системе плавающих координат успеха не гарантирует.

Возможно, технологический успех и не является целью американских "Молний", ведь 500 самолетов в девять стран проданы, несмотря на очевидные "косяки" и дороговизну.

Если умение продавать "сырые" истребители приносит прибыль, высокие технологии – не главное, а приукрашенные характеристики, бесконечная модернизация, подготовка к "сетецентричным боевым действиям" – служат лишь маркетингу и рекламе невероятной продукции в стиле "Звездных войн" или "Восстания машин". Lockheed Martin пообещала к 2024 году выпускать по 180 истребителей F-35 Lightning II ежегодно.

308
Теги:
вооружения, военная техника, США, самолет, F-35
Американский военнослужащий готовит танк Abrams к разгрузке на железнодорожной станции в Литве

"Перебросили "Абрамсы": что американцы затеяли у границ Беларуси

611
(обновлено 16:07 17.09.2020)
Наземные войска, бомбардировщики, истребители и флотские ударные группировки - Пентагон и НАТО активизировались у границ Союзного государства

На днях в Литве высадился танковый батальон США — он примет участие в учениях "Атлантическая решимость" (Atlantic Resolve). ВКС России все чаще фиксируют полеты стратегической авиации и воздушных разведчиков. С чем это связано — разбирается автор РИА Новости Николай Протопопов.

Прибалтийские "друзья"

Несколько десятков танков Abrams, боевые машины пехоты Bradley, бронированные внедорожники — на полигоне в Пабраде развернулась целая мини-армия, а незадолго до этого американцы перебросили в Литву и авиацию — вертолеты Apache и Black Hawk.

По данным Минобороны Беларуси, на литовский полигон, всего в 15 километрах от границ Союзного государства, стянули пятьсот военнослужащих, 29 танков и 43 БМП.

Власти прибалтийской республики объяснили, что американцы вместе с литовскими военнослужащими отработают совместные учебные задачи. Маневры плановые и против третьих стран не направлены. Надо отметить, Вильнюс просит американцев как можно чаще проводить учения на литовских полигонах, а обеспечение комфортного пребывания заокеанских союзников давно стало одной из приоритетных задач правительства.

"Программа ротации американских войск "Атлантическая решимость" началась еще при предыдущем хозяине Белого дома, — отмечает военный эксперт аналитического клуба "Валдай" Артем Куреев. — С событиями в Беларуси она напрямую не связана. Но вместе с тем, даже невзирая на пандемию коронавируса, американские военные строго придерживаются графика ротации и не отменяют плановые маневры".

Напомним, операцию "Атлантическая решимость" США затеяли сразу после воссоединения Крыма с Россией в 2014-м. Под предлогом "российской агрессии" американцы размещают войска в разных странах Европы, постепенно наращивая их численность.

Нездоровая активность

По оценкам экспертов, НАТО с 2014-го вдвое усилила военную активность у российских границ. А министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что Североатлантический альянс стремится вернуться к противостоянию времен холодной войны: НАТО развивает военную инфраструктуру и продолжает развертывать систему противоракетной обороны в Восточной Европе.

"Группировка НАТО в Прибалтике точно не уменьшится, — уверен Куреев. — Элитам этих государств сотрудничество с США необходимо, чтобы продемонстрировать электорату защиту от "русской угрозы", на которую можно списать и провалы в экономике, и недозагруженность портов, и недовольство русскоязычного меньшинства".

Более того, в отличие от Германии, Латвия, Эстония и Литва готовы сами кормить чужую армию — нести существенные расходы на инфраструктуру и размещение американских войск.

Регулярные передвижения военных США по Европе — уже обыденность. Самый крупный плацдарм Пентагона в Восточной Европе находится в Польше. Сейчас здесь четыре с половиной тысячи военнослужащих. Скоро перебросят еще тысячу.

Вашингтон и Варшава подписали соглашение о расширенном военном сотрудничестве. Согласно документу, в Польше улучшат командно-штабную структуру Вооруженных сил США, сформируют центры боевой подготовки, создадут благоприятные условия для развертывания подразделений армейской и транспортной авиации, а также сил специальных операций.

При этом США ловко обходят положения Основополагающего акта Россия — НАТО 1997-го, согласно которому альянс обязался не размещать существенные силы на восточных рубежах на постоянной основе.

Для "устрашения" России в Европу перебазировали десятки самолетов и вертолетов. Так, в Польше разместили истребители F-16 и транспортные самолеты C-17 Hercules. В Литву периодически перебрасывают истребители для воздушного патрулирования стран Балтии и акватории Балтийского моря. Для демонстрации силы на аэродромы союзников по НАТО Пентагон время от времени перегоняет и свои "невидимки" пятого поколения F-35 Lightning и F-22 Raptor. В Польше также сформировали эскадрилью разведывательно-ударных беспилотников MQ-9 Reaper.

Игра мускулами

В Европе активно действует и стратегическая авиация США. Так, в конце августа три бомбардировщика В-52Н отработали удары крылатыми ракетами по Калининградской области. "Стратеги" взлетели с британской авиабазы Фэрфорд, проследовали над Нидерландами, Германией, Польшей в район эстонского полигона Тапа и выполнили условные пуски по объектам на территории России.

В начале сентября "летающие крепости" барражировали над Украиной. B-52 впервые вошли в воздушное пространство Незалежной — три самолета в сопровождении украинских истребителей пролетели от западной границы страны до Азовского моря и обратно.

По словам главкома ВКС России Сергея Суровикина, только за неделю — с 28 августа по 4 сентября — самолеты бомбардировочной авиации США совершили десять одиночных и групповых полетов в воздушном пространстве Западной и Восточной Европы. Кроме того, десятки "разведчиков" еженедельно барражируют вдоль российских рубежей — истребителям ВКС порой приходится по несколько раз за день подниматься в небо на перехваты.

Но, отмечает Куреев, в отличие от Китая, Россия гораздо спокойнее воспринимает различные "отработки ударов по своей территории", отвечая на них плановыми учениями. "Пекин, например, на такое реагирует крайне нервно, тут же пытается всячески продемонстрировать собственную военную мощь", — отметил эксперт.

Соединенные Штаты не оставляют без внимания и водное пространство. Их корабли стали частыми гостями не только в Черном море.

В конце лета в Норвегию перебросили атомную подводную субмарину USS Seawolf, а незадолго до этого корабли НАТО отрабатывали противолодочные действия в Северной Атлантике у берегов Исландии. В мае американский флот впервые более чем за тридцать лет вторгся в Баренцево море. Экипажи ракетных эсминцев "Портер", "Дональд Кук" и "Франклин Рузвельт", а также британского фрегата "Кент" учились действовать в сложных климатических условиях.

Все это свидетельствует не только о попытках альянса усилить военный потенциал на Севере, но и о растущей мощи ВМФ России и Северного флота в частности. Ведь после окончания холодной войны и распада СССР США даже не рассматривали российский флот в качестве серьезного противника. Теперь им приходится с ним считаться.

611
Теги:
вооружения, безопасность, оборона, Россия, Польша, Латвия, Литва, США, Беларусь
В Риге началось досрочное голосование на муниципальных выборах 2020

Латыш из Германии заступился за "негров": этнический вопрос выше демократии?

4771
(обновлено 20:53 17.09.2020)
Можно ли считать Латвию демократической страной, если в ней есть неграждане? - задался вопросом живущий в Германии латвиец

РИГА, 17 сен — Sputnik. Живущий в Германии латыш проголосовал на местных выборах и пришел к грустному выводу - Латвию нельзя считать демократической страной.

В это воскресенье в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия прошли коммунальные выборы, на которых победил правящий в регионе Христианско-демократический союз, улучшили свои показатели "зеленые" и потеряла голоса Социал-демократическая партия. Однако гражданина Латвии Томса Анцитиса, проживающего в Бонне, эти выборы натолкнули на размышления не о германской, а о латвийской политике. Он задумался о людях, которые, в отличие от него, не имеют права голоса в стране, в которой живут.

Этими размышлениями он поделился на своей странице в Facebook.

"Хотя я гражданин не Германии, а Латвии, я имею право голосовать в Германии (и других странах ЕС) как на местных выборах, так и на выборах в Европарламент благодаря моему гражданству ЕС. Любой гражданин Германии также может переехать в Латвию и через шесть месяцев принять участие в муниципальных выборах.

Многие могут об этом не догадываться, но, как ни парадоксально, более 10% жителей Латвии никогда не имели права голоса в собственной стране, хотя это право автоматически получает гражданин любой другой страны ЕС, переехавший в Ригу.

Эти люди, лишенные права голоса, называются "негражданами", латвийское правительство выдало им паспорта "пришельцев". Фактически, они являются лицами без гражданства, хотя правительство Латвии это и отрицает.

Они не могут голосовать на местных или общеевропейских выборах - ни в своей родной Латвии, ни в любой другой стране мира. К ним применяется еще более 70 других ограничений, в основном связанных с работой в госсекторе. Более того, они не считаются гражданами ЕС, и поэтому лишены права свободно перемещаться и работать в любой другой стране ЕС.

Откуда же взялась эта бесправная категория людей?

Когда Латвия стала независимой от СССР в начале девяностых, новые лидеры страны поделили ее население на две группы "желаемые" и "нежелаемые".

В первую группу вошли люди, которые гражданами Латвийской республики до 1940 года, и их потомки. Им разрешили обменять советские паспорта на новые паспорта независимой Латвии (в эту группу вошло примерно две трети населения страны).

Для "нежелаемых", которые переехали в Латвию после 1940 года, и их потомков, создали специальный правовой статус - "негражданин Латвии" (в эту группу вошла примерно треть населения - около 700 тысяч человек). Большинство из них были этническими русскими, но также белорусами, украинцами, поляками, армянами и так далее.

В качестве правовой основы для этого решения была использована так называемая "доктрина преемственности": Латвия не была создана с нуля после распада СССР, вместо этого была восстановлена ранее существовавшая Латвийская республика. Таким образом, советские граждане, которые переехали на территорию Латвийской ССР из других республик СССР в советский период, были объявлены иностранцами.

Несколько лет спустя была запущена процедура "натурализации" для неграждан - они получить гражданство при условии, что докажут владение латышским и правильно ответят на вопросы по истории Латвии (то есть согласятся, что она была оккупирована СССР).

Когда эти исторические решения были приняты, я был ребенком. Я не следил за новостями, не знал законов, и, скорее всего, не понимал значение слова "гражданство". Но я уже усвоил, что люди в Латвии отличаются по языку, на котором разговаривают. Большинство говорило на латышском, остальные - на русском, многие знали оба языка. Однако эта разница не мешала им понимать друг друга и мирно жить вместе - как соседи, супруги, друзья, родственники и коллеги.

Когда я вырос и начал читать газеты, я выяснил, что все не так просто. Я узнал, что русскоязычные - это другой вид людей и (хотя это не говорилось прямо), что они куда хуже латышей, и что их язык не стоит того, чтобы его изучать. Я обнаружил, что кроме повседневной жизни существует другая сфера: система статусов и паспортов, разделяющая соседей, супругов, друзей, родственников и коллег.

Только вскоре после того, как я получил свой собственный первый паспорт, я выяснил, что принадлежу к привилегированной группе. Мне не надо было сдавать экзамен, потому что мои родители относились к "желаемой" группе.

Конечно, я также узнал о причинах напряжения между русскими и латышами: об оккупации, депортациях, коммунистической диктатуре и исторических претензиях.

Социополитическая обстановка, в которой я жил, включая заявления политиков-националистов, газетные статьи, демонизировавшие русскоязычных, школьное образование и общественное мнение - все это помогло мне нормализовать преимущество этнических прав над демократическими.

У меня ушли годы на то, чтобы избавиться от глупых стереотипов, которым меня научили, и узнать, что же такое демократия.

В Латвии все еще много людей (среди граждан "первого класса"), которые не только оправдывают введение статуса "неграждан"), но и одобряют его дальнейшее существование. Людей, которые говорят о дискриминации неграждан, называют "пророссийскими", "рукой Кремля", "антигосударственными" и так далее (власти России части критиковали негражданство - как, впрочем, и ЕС и ООН). В этих "аргументах" нет интеллектуальной составляющей, поэтому нет смысла их обсуждать.

Другие аргументы основаны на целесообразности - "если бы негражданам дали бы гражданство, то они голосовали бы за ту или другую партию, что изменило бы политический ландшафт страны".

Это, может быть, правда. Но проблема в том, что это открыто антидемократические заявления.

Когда мы размышляем о том, дать или нет права какой-то группе людей, основываясь на их "полезности", мы решаем вопрос о том, что такое демократия - действительно ли это лучшая форма правления? Поскольку я уверен, что это именно так, подобные аргументы для меня бессмысленны.

Еще один вид аргументов - напоминание о том, что натурализация все еще существует: "Некоторые неграждане смогли натурализоваться, почему другие не могут?" "Они просто слишком ленивы, чтобы сдать экзамен по латышскому".

Не буду вдаваться в подробности унизительных особенностей системы "натурализации" и причин того, почему она никогда не работала (с 1995 году натурализовались только 20% неграждан; значительное снижение количества неграждан связано с естественной убылью населения и эмиграцией). Вступая в такой диалог, ты автоматически легитимизируешь статус "негражданина". Это также возвращает нас к вопросу о том, кто такие "мы", которые могут отправлять других людей на экзамен?

И еще вопрос: из-за чего действительно случилась революция тридцать лет назад? Была ли это ТОЛЬКО национальная революция? Сколько людей, которые вышли на улицы в девяностые, требовали демократию, включая все ее принципы, преимущества и обязанности? Сколько из них хотели просто независимости от СССР и не представляли себе, что такое демократия?

Конечно, это слишком сложный вопрос, чтобы обсуждать его в посте в Facebook.

Дело в том, что если завтра всем негражданам дадут гражданство, последствия негражданства будут ощущаться еще на протяжении нескольких поколений.

Но пока ситуация остается такой, как есть, я нахожу странной формулировку президента Латвии, который недавно дал интервью одной германской газете о протестах в Беларуси. "Как демократическая страна, мы должны продемонстрировать солидарность с народом Беларуси, который борется за демократию и свободные выборы", - сказал он.

Я согласен, что "мы должны". Безусловно, в Латвии есть много демократических институтов. Но называть ее "демократической страной", по-моему, неправильно", - заключил он.

4771
Теги:
неграждане, Латвия
Тема:
Негражданская оборона
По теме
Митрофанов: пока Ригу под себя не подомнут, голосовать негражданам не дадут
Диалог завершен: Левитс закрыл совет по делам нацменьшинств, никого не спросив
Лавров: МИД РФ настаивает на решении проблемы неграждан в странах Балтии
Неактивные, но добрые: как голосовали русскоязычные на выборах в Риге
Банк Luminor

Банк в Латвии предупреждает своих клиентов о мошенниках

6
(обновлено 17:55 23.09.2020)
В период кризиса с новой силой активизировались мошенники, которые пытаются выманить личные данные клиентов, представившись сотрудником банка

РИГА, 23 сен — Sputnik. Банк Luminor просит своих клиентов быть аккуратнее, за несколько дней были зафиксированы две попытки выманить доступ к интернет-банку пользователей, пишет jauns.lv со ссылкой на представителей банка.

В Luminor подчеркнули, что их сотрудники никогда не звонят и не отправляют электронные письма с просьбой назвать личную информацию клиента, такую как номер счета, пин-код, Smart-ID, данные платежной карты – номер карты и код CVC, находящийся на задней стороне карты, пароли доступа к интернет-банку и др.), а также не просит авторизоваться в интернет-банке или подтвердить платежи.

Luminor призывает жителей позаботиться о своих близких, особенно пожилых, призывая их не отвечать на эти мошеннические звонки или имейлы.

При подозрении на мошенничество, когда деньги перечислены злоумышленнику или переданы личные данные или информация о платежных картах, то нужно как можно быстрее сообщить об этом банку. Если карта утеряна или попала не в те руки, она незамедлительно должна быть заблокирована - это можно сделать в своем интернет-банке или при звонке в банк.

Если вы сомневаетесь, от кого на самом деле был звонок, Luminor призывает убедиться в этом, написав на электронную почту info@luminor.lv или позвонив по телефону обслуживания клиентов 1880 (+371 6717 1880).

6
Теги:
мошенники, Латвия, Luminor
По теме
СГД предупреждает о мошенниках в WhatsApp
Мошенники снова атакуют: теперь жителям Латвии звонят из Bloomberg
Искала работу, а потеряла деньги: интернет-мошенники снова атакуют