Военные учения по борьбе с воздушными целями, архивное фото

Карабахское обострение и сирийский опыт применения БПЛА

840
(обновлено 13:10 30.09.2020)
Стратегию и тактику боевых действий во многом определяют технологии применения автономных летательных аппаратов с искусственным интеллектом, разведывательным и ударным оснащением, которые "достанут" цели на любом расстоянии

Боевые действия в Нагорном Карабахе демонстрируют заметно возросший технологический уровень вооружений сторон конфликта, активное использование войсками Азербайджана и Армении разведывательных и ударных беспилотных летательных аппаратов - с учетом сирийского опыта. Это закономерно вызывает рост потерь в живой силе и технике.

В отличие от аналогичных событий недалекого прошлого, нынешняя вспышка боевых действий в Нагорном Карабахе с применением тяжелых вооружений сопровождается видео с поля боя, которые транслируют постоянно присутствующие в воздухе разведывательные и ударные БПЛА Азербайджана и Армении.

По данным военного ведомства Армении, азербайджанские войска 29 сентября нанесли авиаудар по расположению воинской части в районе города Варденис на армянской территории, с использованием беспилотника турецкого производства. Ранее Минобороны Азербайджана заявило, что вооруженные силы Армении обстреляли населенные пункты на линии соприкосновения в Карабахе.

Продолжаются позиционные бои, противники наносят отдельные (точечные) удары. Об относительно сдержанном характере боевых действий косвенно свидетельствует и отсутствие заметного потока беженцев из зоны конфликта.

Горячее небо

На данный момент экспертное сообщество может ориентироваться только на официальную информацию военных ведомств РА и АР. Карабахские силы якобы сбили уже 49 азербайджанских БПЛА, в свою очередь, армянская армия потеряла 18 беспилотных летательных аппаратов. Полагаю, цифры сильно преувеличены. Для сравнения, за минувшее десятилетие в Нагорном Карабахе были сбиты всего около двадцати азербайджанских и армянских БПЛА. И все же война беспилотников в регионе - реальность. А сирийский опыт подсказывает, что в современных вооруженных конфликтах значение беспилотных комплексов постоянно возрастает.

Стратегию и тактику боевых действий ближайшего будущего во многом определят технологии применения автономных летательных аппаратов с искусственным интеллектом, разведывательным и ударным оснащением, которые "достанут" цели на расстоянии в сотни и тысячи километров.

Уже сегодня силами БПЛА обеспечивается круглосуточный контроль всей зоны боевых действий.

В карабахском противостоянии Баку использует преимущественно беспилотники израильского производства - Aerostar, Hermes, Heron и Harop грузоподъемностью до 50 кг и дальностью действия до 250 км. Такие аппараты можно применять для разведки, корректировки огня и в качестве управляемого боеприпаса для борьбы с живой силой и легкобронированной техникой противника. БПЛА дорогие и достаточно заметные для средств ПВО. К примеру, Hermes стоит около 20 миллионов долларов, но его могут сбить на пути к цели.

Для оптимизации расходов Азербайджан организовал лицензионное производство самонаводящихся барражирующих боеприпасов "Зарба" (разновидность БПЛА-камикадзе "Орбитер-1К" израильской компании Aeronautics Defense Systems, с оптико-электронной системой наблюдения в видимом и инфракрасном диапазонах).

Не располагая значительными средствами, Ереван опирается на возможности собственной оборонной промышленности. Армения производит и применяет легкие БПЛА типа "Крунк" (грузоподъемностью до 20 кг и дальностью до 150 км), недорогие и эффективные в горной местности сверхмалые "Базе" ("камикадзе" с кумулятивным боеприпасом до двух килограммов). Более 95% беспилотников армянской армии – отечественного производства.

Южный Кавказ остается горячим для устойчивого мира и тесным для высокотехнологичного оружия, которого становится все больше. Но на поле боя тотального доминирования одной из сторон пока не наблюдается.

840
Теги:
беспилотник, Армения, Азербайджан, вооружения, конфликт
Грузовой самолет Ан-124, архивное фото

Ан-124 "Руслан": зачем России возрождать производство авиагиганта

760
(обновлено 17:22 04.03.2021)
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим и совершенным из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, и технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Предложение ульяновских авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ, но что-то постоянно мешало этому проекту. Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за восемь лет украинская сторона так и не поставила двигатели.

В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х годов (ресурс работоспособности – 50 тысяч часов, 10 тысяч вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компонента тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств. Напомню, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России. По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

Погрузка бронетехники и личного состава подразделений 15-й миротворческой бригады для доставки в Армению
Министерство обороны РФ
Погрузка бронетехники и личного состава подразделений 15-й миротворческой бригады для доставки в Армению

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более трех тысяч военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ, должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих, или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга-Днепр"). Для сравнения, украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего семь машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием. К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

Самолеты Boeing 737-800 (слева) и Ан-124-100 Руслан в Международном аэропорту Казани имени Габдуллы Тукая, архивное фото
© Sputnik / Максим Богодвид
Самолеты Boeing 737-800 (слева) и Ан-124-100 "Руслан" в Международном аэропорту Казани имени Габдуллы Тукая, архивное фото

На украинском госпредприятии ANTONOV считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что ANTONOV как держатель сертификата на самолет Ан-124 не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн). Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска, Киева. Принят на вооружение Советской армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает.

В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы ANTONOV сегодня Ан-124 отсутствует.

Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

760
Теги:
авиация, самолет, Россия
Люди в медицинских масках на автобусной остановке в Риме, архивное фото

Европа нашла виновного в своих проблемах

754
(обновлено 07:35 04.03.2021)
Принципиальный отказ Брюсселя признавать собственные ошибки гарантирует, что они не последние

Выступая на слушаниях специального комитета Европарламента по иностранному вмешательству в демократические процессы ЕС, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель обвинил Россию в кампании дезинформации. Та, по его утверждению, направлена на очернение демократии Евросоюза и ослабление международного сотрудничества, отмечает автор РИА Новости Ирина Алкснис.

Боррель указал на особую опасность ложной или вводящей в заблуждение информации в условиях продолжающейся пандемии. "Мы видели, как прокремлевские каналы распространяли утверждения о том, что носить маски бесполезно, или подогревали голоса против локдауна", — заявил он. Теперь же, по мнению дипломата, на первый план вышла вакцинная дипломатия Москвы, которая, с одной стороны, пытается дискредитировать западные препараты и их производителей, а с другой — превозносит и активно продвигает собственные разработки.

Беспокойство чиновника можно понять. В то время как в России жизнь для большинства людей вернулась в обычное русло с минимальными неудобствами, а власти постепенно отменяют введенные из-за пандемии ограничения, в Европе идет волна новых карантинных ужесточений. В Финляндии введен режим ЧП. В Чехии из-за самого высокого в мире уровня заболеваемости жителям запрещено покидать районы проживания. В Италии также усилены ограничения.

В свою очередь, население Европы, измученное почти годовыми запретами и сидением по домам, все хуже воспринимает аргументы властей, что все эти меры принимаются исключительно ради его же блага. Массовые протесты захлестнули практически весь континент.

Ситуация настолько сложная, что стройность европейских рядов рассыпается на глазах.

Чехия обратилась к России с просьбой о поставках "Спутник V" — и это согласованная позиция президента и премьер-министра страны. Словакия пошла еще дальше и вслед за Венгрией, Сербией и рядом других стран зарегистрировала российский препарат по ускоренной процедуре, не дожидаясь одобрения европейского регулятора. Для поляков, у которых также весьма сложная ситуация по коронавирусу, обращение за помощью к России немыслимо, так что они начали переговоры о закупке вакцины от COVID-19 с Китаем.

Ситуация все сильнее напоминает ту, что имела место ровно год назад — когда Европейский союз продемонстрировал свою полную беспомощность в чрезвычайной ситуации, и его члены были вынуждены самостоятельно справляться с захлестнувшим их острым кризисом.

Разница в том — и это действительно принципиально важно — что тогда имел место форс-мажор глобального масштаба. В ходе него и выяснилось, что Брюссель, по сути, недееспособен, когда требуется оперативная реакция на экстренные обстоятельства. Это, конечно, было неприятным открытием для Европы, но бессилие ЕС в той ситуации можно было если не оправдать, то хотя бы объяснить крайней неожиданностью и одновременно глобальностью возникшей проблемы.

Ныне же ситуация существенно иная.

Когда схлынул эффект внезапности от разразившейся пандемии, Евросоюз вновь оказался на коне, потому что стало востребовано то, что всегда считалось его сильными сторонами: стратегическое планирование, организация сложных процессов, аккумулирование и распределение средств. Во всех недавних действиях европейских властей, начиная с принятия беспрецедентного в своей грандиозности плана восстановления экономики, прозрачно читалось высокомерное обещание показать всему миру образец того, как нужно бороться с подобного рода угрозами.

Показали.

Результатом стали провалы по важнейшим направлениям действий. Фиаско обернулась выбранная Европой стратегия локдаунов, а для описания положения дел с вакцинированием населения все больше подходит определение "катастрофа".

При этом печальность сложившейся картины особенно очевидна на фоне намного более благополучной ситуации в странах, которым Европа была намерена преподать урок борьбы с пандемией. А в основе всего — ошибочные решения, принятые европейскими властями. Это бьет по репутации Евросоюза куда сильнее, чем его растерянность и бездействие ровно год назад.

В такой ситуации знаковыми становятся попытки самостоятельных действий восточноевропейских государств. Они, разумеется, отдают себе отчет в собственной второсортности в составе ЕС, а также в том, что по проблеме коронавируса обречены получать помощь по остаточному принципу. Как следствие, все больше стран перестают терпеливо ждать, когда и до них дойдет очередь, и вместо этого начинают проявлять не санкционированную Брюсселем активность.

На фоне Brexit, а также растущего евроскептицизма польских и венгерских властей расширение списка стран, не склонных оглядываться на Брюссель — пусть даже и по форс-мажорным обстоятельствам, — выглядит недобрым знаком для Европейского союза.

Почти шесть лет назад Европа с энтузиазмом организовала себе миграционный кризис, последствия которого она расхлебывает до сих пор. Борьба с пандемией обеспечила еще один громкий провал европейской политики. Получается многовато стратегических просчетов с тяжелыми последствиями за довольно короткий период.

А принципиальный отказ Брюсселя признавать собственные ошибки, списывая проблемы на происки внешних врагов, подрывающих европейскую демократию и солидарность, гарантирует, что они не последние.

754
Теги:
экономический кризис, вакцина, политики, коронавирус, Евросоюз
Президент РФ Владимир Путин и президент Эстонии Керсти Кальюлайд во время встречи, архивное фото

Понять и простить. Президент Эстонии сделала странное заявление о России

0
(обновлено 17:46 04.03.2021)
Эстонский лидер Керсти Кальюлайд будто села в кресло психотерапевта и проводит коллективный сеанс для своих западных партнеров

В последнюю неделю в мировой политике происходит что-то странное, отмечает автор радио Sputnik Мила Журавлева. Сначала Штаты пообещали прекратить свергать режимы и насаждать демократию. Теперь президент Эстонии сказала что-то доброе о России. Или не совсем доброе, но хотя бы относительно эмоционально нейтральное.

Керсти Кальюлайд будто села в кресло психотерапевта и проводит коллективный сеанс для своих западных партнеров: Россию надо принять "такой, какая она есть" – и тогда наступит понимание. Для начала европейцы могли бы с Москвой вместе проверять границы, решать экологические проблемы, обмениваться студентами. Есть только оговорочка. К диалогу Эстония готова, но в разговоре этом надо быть "твердыми и давать четкий посыл".

О границах госпожа Кальюлайд заговорила не просто так. В прошлом году был очередной скандал с эстонско-российским пограничным договором. Между странами нет юридически оформленной границы. И когда уже вроде пришли к согласию, Таллин протащил в документ упоминание о Тартуском мирном договоре 1920 года, который после вхождения Эстонии в состав СССР утратил силу.

В 2014 году достигли новых договоренностей, но их никак не ратифицируют. И в прошлом году спикер парламента Хенн Пыллуаас заявил, что ратификации никакой не будет, обвинил Россию в "аннексии 5%" территории – в Печорах и за Нарвой. После чего вопрос так и завис.

Недавно министр иностранных дел Эва-Мария Лийметс заявила, что Эстония могла бы сделать первый шаг на пути к ратификации эстонско-российского договора. Президент Кальюлайд поддержала эту идею: "Я одна из тех, кто всегда думал, что важно заключить пограничный договор, но и другая сторона должна быть к этому готова".

Только спикер парламента Пыллуаас, похоже, ни о чем таком не думает, и продолжает активно обвинять Москву.

0
Теги:
президент, Керсти Кальюлайд, Россия, Эстония