Дежурный боевой пост РВСН, архивное фото

Российский "Циркон" лишил США концепции глобального удара

504
(обновлено 13:21 09.10.2020)
Россия уходит в гиперзвуковой отрыв, успешно завершая испытания эффективного высокоточного оружия, аналогов которого нет ни в одной стране мира

Стремительное поражение цели ракетой "Циркон" в суровых условиях Арктики стало новым шагом к переоснащению Вооруженных сил РФ новейшими оружейными системами и комплексами.

Запущенная 7 октября с борта фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" в Белом море гиперзвуковая ракета "Циркон" за четыре с половиной минуты поразила цель в Баренцевом море, на удалении 450 км, и показала, насколько надежно защищены арктические рубежи РФ и Северный морской путь. Скорость превысила 8 Махов, максимальная высота полета достигала 28 км. Проектом предусмотрены скорость ракет до 9 Махов (свыше 10789 км/час) и дальность полета более 1000 км/ч.

При достижении скоростей более 8 Махов ракеты становятся неуловимы для всех существующих и перспективных систем ПВО - ПРО вероятного противника. Поражающие свойства "Циркона" позволяют достойно конкурировать с ядерным оружием. Одного попадания гиперзвуковой ракеты с конвенционной боевой частью достаточно для уничтожения авианосца или крупного сухопутного объекта противника (имеются и ядерные боеголовки).

Один из новейших российских боевых кораблей - фрегат "Адмирал Горшков" - впервые выполнил стрельбу гиперзвуковой ракетой по морской цели. Ранее испытательные пуски подтвердили уникальные тактико-технические характеристики "Циркона" по дальности и точности стрельбы, гиперзвуковой скорости ракет.

После завершения всего цикла государственных испытаний (около 10 пусков с борта "Адмирала Горшкова" и атомной субмарины "Северодвинск") планируется вооружить "Цирконами" надводные корабли и подводные лодки в 2020-2021 годах. Военно-морским флотом гиперзвуковое перевооружение не ограничится. Ранее Владимир Путин упоминал о разработке "Циркона" наземного базирования.

Боевое превосходство

По информации Минобороны РФ, "Цирконы" получат крейсер "Адмирал Нахимов", фрегаты типа "Адмирал Горшков", корветы проекта 20385 ("Гремящий"), надводные корабли проектов 22350, 23560 и атомные субмарины проектов 885, 885М, 949АМ. Заметим, что внедрение "Цирконов" не требует переделки пусковых установок, унифицированных для "Калибров" и "Ониксов". В ходе модернизации гиперзвуковые ракеты могут получить и другие боевые корабли. Это обеспечит стремительный рост могущества ВМФ России.

Несколько примеров.

В боевой обстановке корабельная ударная группа (КУГ) российского ВМФ, оснащенная гиперзвуковыми ракетами дальностью более 1000 км, способна первой обнаружить и уничтожить авианосную ударную группу (АУГ) противника залповым пуском 10-15 "Цирконов".

В дуэли с "Цирконами" противокорабельные ракеты США и НАТО заведомо проигрывают, имея дальность поражения до 500 км (даже без учета скорости). Боевой радиус палубных самолетов вероятного противника не превышает 800 км, то есть АУГ весьма проблематично нанести упреждающий массированный удар по российским кораблям. И даже действия палубной авиации противника парами или звеньями на удалении до 2000 км (с дозаправкой в воздухе) окажутся столь же малоэффективны - система ПВО российской КУГ для звена непробиваема.

Тактически более простая ситуация гипотетического противостояния российской КУГ с "Цирконами" и корабельной ударной группы ВМС США в составе, к примеру, двух крейсеров типа Ticonderoga или эсминцев управляемого ракетного оружия (УРО) типа Arleigh Burke с высокой вероятностью приведет к уничтожению, как минимум, одного из кораблей. Залповый пуск четырех гиперзвуковых ракет гарантированно уничтожит оба. Вероятная дальность обнаружения "Циркона" РЛС обзора воздушного пространства ЭМ Arleigh Burke не превышает 120 км, то есть с момента появления гиперзвуковой ракеты на радаре (если увидит) до удара под ватерлинию - около 90 секунд. Этого времени не хватит даже на открытие кингстонов.

Практически невидимый в облаке плазмы "Циркон" способен в считаные секунды преодолеть зону ПВО противника. Объективно КУГ из двух крейсеров или эсминцев УРО не имеет шансов отразить удар одиночной гиперзвуковой ракеты, и бортовые средства РЭБ оставляют слишком мало надежд на отклонение "Циркона" от цели. Огромная кинетическая энергия гиперзвуковой ракеты позволяет "разрубить" надвое эсминец типа Arleigh Burke.

Напомню, на российских фрегатах и малых ракетных кораблях имеются соответственно по 16 и 8 ячеек для запуска "Калибров", "Ониксов" и в перспективе - "Цирконов". Это делает относительно небольшие корабли серьезными противниками авианосных ударных групп. К примеру, современные средства ПВО Королевского флота Великобритании способны сбивать воздушные цели, летящие на скоростях не выше 3700 км/час, и российский "Циркон" для них просто "неостанавливаемый" (unstoppable).

Новейшие российские гиперзвуковые ракеты дополнят возможности высокоточных крылатых "Калибров" морского базирования, которые предназначены для поражения морских и стационарных наземных целей (пунктов управления, арсеналов, аэродромных и портовых сооружений). "Циркон" диктует принципиальные изменения тактики и технологий ВМС недружественных РФ государств. Под присмотром российских гиперзвуковых ракет авианосные ударные группы и соединения вероятного противника даже в мирное время обречены лишь на имитацию эффективности в океанских далях. В перспективе, после 2025 года, высокая скрытность российских субмарин с "Цирконами" на борту сделает АУГ вероятного противника чрезвычайно уязвимыми в любой точке Мирового океана.

Технологическое совершенство

Президент РФ Владимир Путин выступает с ежегодным посланием Федеральному собранию, 20 февраля 2019
© Sputnik / Алексей Никольский
Гиперзвуковой аппарат невозможно разогнать традиционным реактивным двигателем. Ракетно-прямоточный двигатель "Циркона" работает на принципиально новом топливе "Децилин-М" с увеличенной на 20% энергоемкостью. Для сверхзвукового горения в качестве окислителя используется атмосферный кислород. Новое оружие потребовало преодоления целого комплекса научно-технических проблем.

Гиперзвуковая ракета летит в высокотемпературном облаке плазмы (выше +1500 °С), когда начинают плавиться алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. При этом система самонаведения и прочее радиоэлектронное оборудование должны устойчиво работать. Для "жизнестойкости" конструкции, сохранения управляемости на сложной траектории и маневренности обычной крылатой ракеты используются бериллиевые сплавы, новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий и другие космические технологии. Причем все это плотно упакованы в относительно небольшом объеме.

Из открытых источников известно, что длина ракеты "Циркон" (3К-22) около шести метров, вес боевой части – 300 кг. Как уже упоминалось выше, для запуска "неостанавливаемой" ракеты используется созданный ранее универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С-14.

Американцы не менее интенсивно (и относительно безрезультатно) разрабатывают стратегические гиперзвуковые средства воздушного нападения.

Противокорабельных гиперзвуковых ракет, подобных "Циркону", у США нет. По мнению специалистов, превосходство РФ в этой сфере продержится не менее 10 лет. Российское гиперзвуковое оружие не имеет конкурентов в мире, что признал даже западный исследовательский центр Rand.

И все же "Циркон" - лишь ответ РФ на внешние военные угрозы, технология сохранения мира. Сегодня антироссийский курс остается приоритетом Североатлантического альянса, но реалистичность "Быстрого глобального удара" (Prompt Global Strike) по РФ вызывает большие сомнения у специалистов Пентагона. Заметное технологическое отставание США от России в сфере вооружений ставит палки в колеса стройной военной стратегии Вашингтона и Брюсселя.

504
Теги:
оборона, безопасность, вооружения, Россия
Лиепаяс металургс.

Деиндустриализация и вымирание: рецепт Латвии по достижению баланса в энергетике

413
(обновлено 15:03 20.10.2020)
С момента остановки Liepājas metalurgs энергетика Латвии оказалась в ситуации, о которой многие страны мира могут только мечтать: электростанции вырабатывают ровно столько энергии, сколько требуется стране. Рецепт достижения баланса – деиндустриализация и депопуляция

РИГА, 20 окт — Sputnik. В 2009 году Еврокомиссия ввела в действие Директиву о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), которая с момента ее публикации стала обязывающим документом для всех государств ЕС. К ВИЭ в этом документе были отнесены, прежде всего, солнечные, ветряные и гидроэлектростанции, а также электростанции, работающие на биогазе и на древесной щепе. Последний вариант смотрится несколько неожиданным, но до Парижского соглашения о климате, в котором основным критерием "зеленой" энергетики стало сокращение выбросов углекислого газа, было еще достаточно далеко, поэтому причин вычеркнуть отходы деревообработки и всевозможные кустарники из числа ВИЭ в 2009 году не было.

Директива о ВИЭ удивительна своей категоричностью: не считаясь ни с какими экономическими предпосылками, странам ЕС было вменено к 2020 производить 20% электроэнергии за счет использования ВИЭ, к 2030 году – 30%, к 2040 году – 40% и так далее.

Латвия – передовик ЕС по "озеленению" энергетики

Рассмотрение причин, по которым требования Директивы оказались настолько жесткими, оставим за рамками данной статьи, посмотрим на следствия. Новостные агентства вот уже больше десятка лет рассказывают о строительстве сотен и даже тысяч новых ветряных и солнечных электростанций в разных странах Европы, мелькают миллиарды инвестиций, сделанных за это время, причем отнюдь не только со стороны частных энергетических компаний, но и со стороны национальных правительств и самого ЕС. Во всем этом водовороте событий, однако, имеется и "тихая заводь", обнаружить которую не так уж и сложно, поскольку Еврокомиссия ежегодно подводит итоги внедрения ВИЭ в энергетику. С 2010 года в пятерке лидеров неизменно обнаруживается Латвия с ее 36% - такой была доля ВИЭ в общем объеме выработки электроэнергии в 2010 году, мало отличается она от этого показателя и сейчас. Нельзя сказать, что в Латвии вообще не строятся ветряные и солнечные электростанции – они тут появляются, но масштабного характера этот процесс не имеет, по крайней мере пока.

Каскад ГЭС на Даугаве и антироссийские санкции

Секрет прост – своими показателями Латвия обязана каскаду ГЭС, построенных на Даугаве, крупнейшей реке  республики, в советское время. Единственным исключением, да и то весьма условным, можно считать Кегумскую ГЭС, построенную близ одноименного городка в течение четырех лет – первые три (из четырех) гидроагрегатов заработали в 1939 году в независимой на тот момент Латвийской Республике. В 1944 году рядом с Кегумсом шли интенсивные сражения – Красная армия освобождала Советскую Латвию от немецких оккупантов. В ходе боев были выведены из строя гидроагрегаты, восстановить которые удалось только к 1952 году, и тогда же был введен в строй четвертый гидроагрегат.

До 70-х годов прошлого века установленная мощность Кегумской ГЭС составляла 68 МВт, а в 1976-м было начато строительство второго здания ГЭС, в котором в 1979 году начали работать еще три гидроагрегата мощностью по 64 МВт каждый. Нынешняя мощность Кегумской ГЭС составляет 264 МВт, это третья по мощности ГЭС Латвии. В марте 2014 года компания "Силовые машины" выиграла тендер на модернизацию Кегумской ГЭС, организованный Latvenergo. Российские специалисты должны были выполнить проектные работы, изготовить, испытать и установить три новых гидроагрегата мощностью по 77,8 МВт каждый. Эти работы были начаты, но не закончены – "Силовые машины" успели поставить два гидроагрегата, после чего оказались в "крымском" санкционном списке США.

Latvenergo с того момента не имеет возможности выплатить "Силовым машинам" оставшуюся сумму, модернизация Кегумской ГЭС не завершена, а юристы все еще не могут подобрать обоснования для разрыва подписанного контракта. До того момента, пока контракт официально не прекращен, – нет и возможности организовать и провести новый тендер.

Самая крупная ГЭС Латвии – Плявиньская (крупнейшая ГЭС Латвии и всего Балтийского региона), 10 гидроагрегатов которой по 89,4 МВТ каждый, были введены в эксплуатацию в 1966 году. В январе 2014 года Latvenergo подписала контракт на модернизацию двух гидроагрегатов с победителем международного тендера – с компанией … "Силовые машины". Итог: один гидроагрегат поставлен, со вторым – не судьба. А вот с модернизацией Рижской ГЭС, можно сказать, повезло – победителем тендера 2016 года стала французская компания Alstom, которой предстоит за шесть лет за 100 миллионов евро модернизировать все шесть гидроагрегатов, в результате чего установленная мощность ГЭС увеличится на 12 МВт, до 414 МВт. Рижская ГЭС – это не только источник генерации электроэнергии, одной из ее задач является сглаживание пиковой нагрузки Риги, столицы и крупнейшего города Латвии, обеспечение оптимального режима работы двух крупных газовых ТЭЦ (Рижские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2).

Энергобаланс Латвии в советское время и в годы независимости

Если коротко, то "советское энергетическое наследство" в Латвии было весьма "зеленым" и достаточно сбалансированным: крупные ГЭС вырабатывали электроэнергию и "снимали" пики нагрузки с ТЭС, тепло в городах вырабатывали угольные котельные. С учетом четко выраженной политики деиндустриализации, которую проводят политические руководители республики, энергетики могли бы чувствовать себя достаточно спокойно. Latvenergo справлялась с обеспечением куда как более мощной промышленности советской поры и населения в 2,9 миллиона человек (в настоящее время 1,9 миллиона человек), и в новых условиях, да еще при перевыполнении требований ЕС по "озеленению" энергетики волноваться, казалось бы, стоит только о своевременной модернизации оборудования. Ленинградская компания "Силовые машины", которая в свое время изготовила все котлы, турбины, гидроагрегаты для всех электростанций Латвии даже после приватизации профиль деятельности не меняла, архивные записи о том, что именно и для каких именно ТЭЦ и ГЭС было произведено и поставлено, в Санкт-Петербурге никто не растерял. Договаривайся по ценам и срокам, составляй план модернизации и чувствуй уверенность в завтрашнем дне. Но в политической жизни обретшей независимость Латвии дули совсем другие ветра…

Одновременно были начаты сразу два крупных проекта – Латвия начала массовый перевод городских котельных с угля на газ и строить малые ГЭС на своих небольших реках. В экономике есть такое понятие, как отраслевой баланс. Если промышленные предприятия перестают быть государственными, да еще и их количество резко уменьшается, "добыть" деньги на оба этих проекта можно было только одним способом – повышать тариф как для населения, так и для бизнеса, связанного с промышленным производством. Бизнес отреагировал первым, пользуясь открытыми настежь дверями в рамках ЕС, и эту реакцию можно охарактеризовать ровно одним словом – "эвакуация". Следующим отреагировало население, и тоже совершенно естественным образом: если сокращается количество рабочих мест, надо переселяться туда, где они имеются.

Дополнительным стимулом для бегства промышленности и населения стал так называемый зеленый коэффициент (компонент обязательной закупки электроэнергии, КОЗ): поскольку себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на малых ГЭС, выше рыночной, государство щедрой рукой выплачивает их владельцам соответствующую компенсацию, средства на которую и собирает со всех, кто еще не успел уехать. В 2016 году окончательно банкротировал крупнейший в Латвии потребитель электроэнергии – Лиепайский металлургический завод, основанный в 1882 году. Завод пережил две революции, две мировых войны, несколько смен государственной власти, останавливая работу только во время бомбежек – все, кроме независимости Латвии в составе ЕС.

С момента остановки электродуговой сталеплавильной печи Лиепайского металлургического завода энергетика Латвии оказалась в ситуации, о которой многие страны мира могут только мечтать: теперь электростанции республики вырабатывают ровно столько энергии, сколько ей требуется. Новейший рецепт достижения энергетического баланса – деиндустриализация и депопуляция до момента полного уравновешивания спроса и предложения.

То, что при этом Латвия намерена вкладывать деньги в строительство ветряных и солнечных электростанций, а министерство экономики в январе 2020 года явило проект "Национального плана по энергетике на 2021-2030 годы" стоимостью 10 миллиардов евро, никакого отношения к энергетике и к здравому смыслу не имеет. Если латвийские политики таким способом пытаются уговорить Еврокомиссию на соответствующее субсидирование, то это их проблемы и их надежды на то, что в результате появится хотя бы небольшое количество новых рабочих мест.

Есть у латвийских энергетиков и куда как более насущная проблема, связанная с теми самыми ГЭС и, как ни странно, с тем, что происходит в Эстонии на ее Нарвских ГРЭС. Баланс спроса и предложения энергии в Латвии действительно достигнут, но этот баланс похож на среднюю температуру по больнице, которая, как известно, всегда нормальная, если усреднить температуру больных воспалением легких с температурой тех, кого уже доставили в морг. В период между ледоставами на Даугаве с выработкой электроэнергии все в полном порядке, можно даже ее излишки соседям поставлять, а вот зимой настает время накапливать воду в водохранилищах и снижать выработку – климат в Латвии не похож на экваториальный. Для решения проблемы сезонного дефицита Латвия и оставалась до последнего времени участником энергокольца БРЭЛЛ. Но это уже совсем другая история, которую можно рассказывать только после того, как мы посмотрим на энергетическую отрасль Литвы и Эстонии и на то, как складываются отношения Латвии с Россией и Беларусью.

413
По теме
Большой потенциал: что в Латвии нашел "Газпром" и почему Рига на этом не заработала
Конец металлургии в Балтии: Liepājas metalurgs уйдет с молотка
Латвия сэкономила почти 15 миллионов евро, лишив 10 станций права на КОЗ
Ни цента не вложила: Польша хотела устроить "газовый передел", а заработала на этом Латвия
Инчукалнское подземное газохранилище

Ни цента не вложила: Польша хотела устроить "газовый передел", а заработала на этом Латвия

10713
(обновлено 17:35 12.10.2020)
Латвия ничего не вложила в европейские проекты строительства газопроводов, но смогла заработать на хранении и транзите газа для участников регионального рынка

РИГА, 12 окт — Sputnik. Несмотря на всю "миниатюрность" газовых сетей республик Прибалтики в сравнении с сетями старой Европы и России, событий тут, во-первых, довольно много, во-вторых – достаточно интересных. Интересных – поскольку влияние политики, проводимой руководством ЕС, на Эстонию, Латвию и Литву настолько значительно, что мы можем без всяких "искажений" наблюдать за тем, какие результаты дают внедрение Третьего энергопакета и тренд на пресловутую "энергетическую независимость" от России.

Экономика или политика – кто главный?

В самом начале века началась реализация проекта расширения мощностей газопроводов, соединяющих Данию с месторождениями, расположенными в Северном море, и именно тогда Варшава впервые выдвинула инициативу строительства магистрального газопровода Baltic Pipe, который должен пройти по дну Балтийского моря, чтобы соединить газовые системы Дании и Польши. Но в то время этот проект никакого развития не получил, поскольку энергетические компании, которых он непосредственно касался, пришли к выводу о его экономической нецелесообразности.

Ситуация кардинально изменилась в 2009 году – после выхода России из Энергетической хартии Европы и после введения Третьего энергопакета и его Газовой директивы. В архивах отыскали проект Baltic Pipe, сдули с него пыль и задумались – может ли он хоть как-то ущемить экономические интересы российского "Газпрома". Результат мозгового штурма известен – политики решили, что Baltic Pipe необходимо реализовать. Но когда политики начинают диктовать правила игры энергетике, часто бывает, что конечный результат противоречит здравому смыслу, зато поднимает настроение сторонним наблюдателям.

Baltic Pipe – не "вещь в себе"

На материковой части Дании газовых месторождений нет, месторождение Taira на морском шельфе пользуется для удовлетворения спроса в самой Дании – другими словами, газа для Польши у самой Дании нет. Существовавшая сеть морских газопроводов, начинающаяся на месторождениях Северного моря, – в полном порядке, но и ее проектировали под потребности датских потребителей. Прямое следствие из двух этих фактов – необходимость расширения системы подачи газа со стороны моря и строительство транзитного магистрального газопровода через всю территорию Дании, от побережья Северного моря до побережья Балтийского моря. Только за счет этого могут появиться ресурсные источники для Baltic Pipe, других способов не существует – эта магистраль должна начинаться не на датском берегу Балтики, а в норвежском секторе Северного моря.

Замышляли – веселились, подсчитали – прослезились. Датские и польские компании и правительства этих государств столкнулись с фактом: финансов для такого проекта у них нет. Следующий шаг возможен только в ЕС. В Брюсселе в таких случаях всегда рады прийти на помощь, но есть правила: Еврокомиссия имеет право напрямую субсидировать инфраструктурные проекты только в том случае, если они имеют региональное значение, а такой статус проекту можно присвоить только, если в нем участвует не менее трех стран. Датско-польский проект необходимо было масштабировать, и тут в дело вступил географический фактор.

Предполагаем, что североморский газ добрался до территории Польши и смотрим, какая страна может стать третьим участником проекта. Западные соседи Польши – Словакия, Чехия и Германия, но у них с поставками газа все в полном порядке, "Газпром" обеспечивает все три страны через ГТС Украины, через "Северный поток", через газопровод "Ямал – Европа". Условие реализации регионального инфраструктурного проекта ЕС – софинансирование со стороны стран, которых он касается, а рассчитывать, что в Словакии, Чехии и Германии найдутся компании, которые согласятся инвестировать свои средства в столь занимательный проект, не приходилось.

Методом исключения оставалась Литва, которая, во-первых, не способна отказываться от любых инициатив руководства ЕС, а, во-вторых, всегда за участие в любом проекте, направленном против интересов России. Однако Польша заявила мощность Baltic Pipe в 10 миллиардов кубометров газа в год, а уровень потребления газа в Литве не превышает 2,5 миллиарда кубометров в год. Полный отказ Литвы от поставок газа из России стал бы слишком откровенным нарушением принципа диверсификации поставщиков, да еще и сама Литва в 2011 году приступила к реализации собственного проекта регазификационного терминала в порту Клайпеды. Вывод напрашивался очевидный: одной Литвы для проекта Baltic Pipe маловато, нужно увеличивать число участников, сделать это можно только за счет присоединения к нему Латвии.

Однако и тут не все было гладко: в 2011 году монополистом газовой отрасли Латвии была компания Latvijas Gāze, акционером которой на тот момент был "Газпром", имевший на руках долгосрочный контракт на поставки газа в Латвию. Так в проекте Baltic Pipe появился уже пятый по счету участник – Эстония. Однако и относительно эстонского монополиста, компании Eesti Gas, приходится повторять тот же текст: "Газпром" в составе акционеров и долгосрочный контракт с ним же.

Тогда брюссельские бюрократы подтянули к проекту Финляндию. Модифицированная идея теперь выглядит так: если из Польши дальше на север "протолкнуть" 2,5 миллиарда кубов газа в год, то совокупно Литва, Латвия, Эстония и Финляндия эти кубометры как-нибудь потребят.

Строительство газопроводов - стиль от Евросоюза

Для того, чтобы реализовать масштабированный датско-польский газовый проект, требуется: 1) увеличить мощность газопроводов из Северного моря на территорию Дании; 2) проложить магистральный газопровод через всю территорию Дании; 3) проложить саму Baltic Pipe; 4) построить магистраль Польша – Литва (проект GIPL, Gas Interconnector Poland-Lituania); снабдить систему газопроводов "Северное измерение" в пределах Прибалтики новыми компрессорными станциями, чтобы обеспечить прокачку газа не с севера на юг, а в обратном направлении; 5) построить морской газопровод Balticсonnector по дну Финского залива между Эстонией и Финляндией.

Энергетические компании всех государств мира начинают строить магистральные газопроводы от месторождений, чтобы привести их к потребителям. Сумрачный гений европейских политиков им не ровня: первым был построен магистральный газопровод Balticсonnector между Финляндией и Эстонией. Газ из Северного моря еще никуда не идет, а строительство Balticconnector уже завершено, 1 января 2020 года газовая магистраль официально принята в эксплуатацию. Эстония и Финляндия не имели ничего против, поскольку 75% инвестиций в этот проект пришли из бюджета ЕС. Не возражал и "Газпром", поскольку Финляндия впервые в ее истории получила доступ к крупному подземному хранилищу газа – к "Инчукалнсу" на территории Латвии.

Подробнее об этом ПХГ в статье: Большой потенциал: что в Латвии нашел "Газпром" и почему Рига на этом не заработала>>

Перспективы реализации проекта Baltic Pipe можно оценивать по-разному, однако слова – это одно, а действия – критерий куда более объективный. Руководство Финляндии, Эстонии и Латвии еще в 2019 году подписали соглашение о создании в ЕС нового регионального газового рынка, которое и вступило в действие 1 января 2020 года – именно этот день стал датой приема в эксплуатацию газовой магистрали Balticconnector. Этим трем государствам нет смысла дожидаться, чем, как и когда завершатся все прочие работы – как по Baltic Pipe, так и по GIPL, у них и так уже все в полном порядке. Имеются долгосрочные контракты с "Газпромом", работает ПХГ "Инчукалнс", газовые системы Эстонии и Финляндии соединены новой газовой магистралью, газовые системы Эстонии и Латвии были объединены еще в советские времена. "Журавль" в виде инициативы Польши и Дании, финансируемой Еврокомиссией, продолжает парить в небесной выси, а "синица", доставшаяся Финляндии, Эстонии и Латвии, по размерам и весу – редкостный экземпляр для своей породы.

Литовские переговорщики несколько раз пытались присоединиться к новому региональному газовому рынку, но результатов не достигли, что тоже вполне объективно: газовая система Литвы никакой ценности для своих северных соседей не имеет.

ПХГ "Инчукалнс" - современное значение

Самая выгодная ситуация сложилась именно у Латвии – она вообще ничего не вкладывала в создание этого нового регионального газового рынка. Зато теперь Финляндия, Эстония и Латвия имеют возможность "маневрировать" по условиям имеющихся у них контрактов с "Газпромом", Латвия может рассчитывать на то, что финские партнеры будут использовать возможности "Инчукалнса", что принесет Риге дополнительную прибыль.

Резкое падение спотовых цен на газ в 2020 году, связанное с теплой прошедшей зимой и влиянием пандемии COVID-19 привело к тому, что цены на СПГ, который "добывала" на европейском рынке Литва, оказались выгоднее, чем цены по условиям долгосрочных контрактов с "Газпромом" – общеизвестный факт, но он несколько "теоретический", а вот Латвия сумела получить вполне ощутимый практический результат. Впервые с момента появления в порту Клайпеды регазификационного судна Independence не только сама Латвия покупала литовский СПГ – то же самое сделали Эстония и Финляндия. Для Латвии был и дополнительный заработок – как за транзит газа через ее газотранспортную систему, так и за счет аренды части активного объема ПХГ "Инчукалнс".

В советские времена поселок Инчукалнс был "газовой столицей" советской Прибалтики, теперь территория, для которой использование одноименного ПХГ, стала обширнее – за счет присоединения Финляндии. Удастся польско-датскому консорциуму реализовать проекты Baltic Pipe – нагрузка на ПХГ "Инчукалнс" может стать еще выше, поскольку его возможности потребуются Польше. ПХГ "Инчукалнс" востребовано и "Газпромом" – как для поставок в Латвию, так и для зимнего обеспечения Псковской и Новгородской областей. ПХГ "Инчукалнс" востребовано Литвой, затеявшей авантюру с собственным СПГ-проектом. При этом, повторюсь, Латвия не инвестировала ни в строительство новой магистрали от Клайпеды, ни в строительство Balticconnector, ни в расширение газотранспортной системы между норвежским сектором Северного моря и Данией, ни в строительство нового газопровода от североморского побережья Дании до ее балтийского побережья, ни в строительство Baltic Pipe и GIPL. Но все это не является следствием некой "византийской политики" руководства Латвии – это некая "геологическая ирония" региона, удачное стечение обстоятельств.

Наибольший объем инвестиций в этот меридиональный проект новых газовых магистралей сделан из бюджета Евросоюза, то есть из карманов налогоплательщиков всего этого экономического объединения. Деньги инвестированы, а вот подробности о том, удалось ли Евросоюзу действительно ущемить экономические интересы Газпрома и России – в следующий раз.

10713
Теги:
Инчукалнское газохранилище, Газпром, Baltic Pipe, газ
По теме
Эксперт объяснил заявление Польши об отказе от российского газа
Юшков рассказал об "интересном моменте" в поставках российского газа в Польшу
FT: Польше придется согласовывать Baltic Pipe с "Газпромом"
Рынок открыли, трубы проложили, а "Газпром" не победили: Европа перехитрила сама себя
Вакцинация против гриппа

Европе может не хватить вакцин от гриппа

0
(обновлено 17:27 22.10.2020)
В Европе опасаются дефицита вакцин от гриппа, но фармацевтические компании ничем не могут помочь странам ЕС

РИГА, 22 окт — Sputnik. Рост спроса на вакцины от гриппа привел к дефициту вакцин в Европе и может повлечь за собой "двойную пандемию", сообщает Reuters.

Многие правительства увеличили в этом году количество заказанных вакцин от гриппа и запустили кампании, призывающие граждан прививаться. Основные производители, такие как GlaxoSmithKline, Sanofi, Abbott и Seqirus, увеличили поставки в регион на 30%, однако их мощности работают на пределе и не в состоянии справиться с возросшим спросом.

"В этом году покупатели все время спрашивают вакцины, больше десяти человек в день, - рассказывает фармацевт одной из варшавских аптек. - Но оптовики говорят там то же самое, что мы говорим покупателям - вакцин нет, надо подождать".

Европейский сезон гриппа начинается в октябре и набирает силу в середине ноября - начале декабря. В ходе сезонной эпидемии гриппа болеют от 4 до 50 млн человек каждый года, ежегодно от гриппа умирают до 70 тысяч европейцев, особенно пожилых и находящихся в группе риска.

Предполагается, что меры по борьбе с COVID-19 - маски, мытье рук и социальная дистанция - могут помочь сократить и размах эпидемии гриппа, так как в южном полушарии в этом году количество случаев гриппа уже было ограничено, заявила директор департамента пандемических и эндемических заболеваний ВОЗ Сильви Бриан на брифинге на прошлой неделе.

Тем не менее, евроомиссар по здравоохранению Стелла Кириакидес в прошлом месяце предупредила об опасности "двойной пандемии" - гриппа и COVID-19. Поэтому эксперты убеждают людей прививаться от гриппа, чтобы предотвратить кризис в здравоохранении.

"Необходимо предотвратить двойную волну гриппа и COVID-19", - говорит Клеменс Вендтнер, главный специалист по инфектологии и тропической медицине мюнхенской клиники Швабинг. Он рекомендует прививаться от гриппа и людям моложе 60 лет.

Министерство здравоохранения Польши сообщило, что купило в этом году 3 млн доз вакцин от гриппа и готово приобрести еще. Однако, по данным польского сайта gdziepolek.pl, позволяющего узнать о наличии лекарств, вакцины Influvac Tetra (Mylan) и Vaxigrip Tetra (Sanofi) доступны только в 1% польских аптек, вакцина Fluarix Tetra (GSK) недоступна, а Fluenz Tetra (AstraZeneca) есть только в 5% аптек.

Это проблема не только Польши. Бельгия до сих пор не получила треть заказанных вакцин. Власти Клагенфурта, города в южной Австрии с населением в 100 тысяч человек, сообщили, что заказали вакцины еще в январе и безуспешно попытались увеличить заказ с началом пандемии COVID-19.

Правительство Австрии (население 9 млн человек) в этом году заказало 1,25 доз вакцин, на 60% больше обычного, однако вакцины начали поступать только в середине сентября, и на то, чтобы распределить их по медицинским центрам, также нужно время. Ассоциация итальянских фармацевтических компаний сообщает, что спрос на вакцины от гриппа в Италии вырос на 40%.

Распределение количества вакцин для стран северного полушария обычно происходит за год до начала сезона гриппа, а производство начинается в марте. Короткий срок хранения вакцин также не позволяет делать их запасы на случай непредвиденных обстоятельств.

Учитывая, что производство вакцин от гриппа занимает много времени, производители сделали все возможное, чтобы увеличить количество произведенных доз в этих экстраординарных обстоятельствах.

Компания GSK обещает увеличить количество произведенных вакцин в следующие годы, но ожидает, что спрос будет превышать предложение. Sanofi и AstraZeneca производят рекордное количество вакцин.

0
Теги:
ЕС