Инчукалнское подземное газохранилище

Ни цента не вложила: Польша хотела устроить "газовый передел", а заработала на этом Латвия

11118
(обновлено 17:35 12.10.2020)
Латвия ничего не вложила в европейские проекты строительства газопроводов, но смогла заработать на хранении и транзите газа для участников регионального рынка

РИГА, 12 окт — Sputnik. Несмотря на всю "миниатюрность" газовых сетей республик Прибалтики в сравнении с сетями старой Европы и России, событий тут, во-первых, довольно много, во-вторых – достаточно интересных. Интересных – поскольку влияние политики, проводимой руководством ЕС, на Эстонию, Латвию и Литву настолько значительно, что мы можем без всяких "искажений" наблюдать за тем, какие результаты дают внедрение Третьего энергопакета и тренд на пресловутую "энергетическую независимость" от России.

Экономика или политика – кто главный?

В самом начале века началась реализация проекта расширения мощностей газопроводов, соединяющих Данию с месторождениями, расположенными в Северном море, и именно тогда Варшава впервые выдвинула инициативу строительства магистрального газопровода Baltic Pipe, который должен пройти по дну Балтийского моря, чтобы соединить газовые системы Дании и Польши. Но в то время этот проект никакого развития не получил, поскольку энергетические компании, которых он непосредственно касался, пришли к выводу о его экономической нецелесообразности.

Ситуация кардинально изменилась в 2009 году – после выхода России из Энергетической хартии Европы и после введения Третьего энергопакета и его Газовой директивы. В архивах отыскали проект Baltic Pipe, сдули с него пыль и задумались – может ли он хоть как-то ущемить экономические интересы российского "Газпрома". Результат мозгового штурма известен – политики решили, что Baltic Pipe необходимо реализовать. Но когда политики начинают диктовать правила игры энергетике, часто бывает, что конечный результат противоречит здравому смыслу, зато поднимает настроение сторонним наблюдателям.

Baltic Pipe – не "вещь в себе"

На материковой части Дании газовых месторождений нет, месторождение Taira на морском шельфе пользуется для удовлетворения спроса в самой Дании – другими словами, газа для Польши у самой Дании нет. Существовавшая сеть морских газопроводов, начинающаяся на месторождениях Северного моря, – в полном порядке, но и ее проектировали под потребности датских потребителей. Прямое следствие из двух этих фактов – необходимость расширения системы подачи газа со стороны моря и строительство транзитного магистрального газопровода через всю территорию Дании, от побережья Северного моря до побережья Балтийского моря. Только за счет этого могут появиться ресурсные источники для Baltic Pipe, других способов не существует – эта магистраль должна начинаться не на датском берегу Балтики, а в норвежском секторе Северного моря.

Замышляли – веселились, подсчитали – прослезились. Датские и польские компании и правительства этих государств столкнулись с фактом: финансов для такого проекта у них нет. Следующий шаг возможен только в ЕС. В Брюсселе в таких случаях всегда рады прийти на помощь, но есть правила: Еврокомиссия имеет право напрямую субсидировать инфраструктурные проекты только в том случае, если они имеют региональное значение, а такой статус проекту можно присвоить только, если в нем участвует не менее трех стран. Датско-польский проект необходимо было масштабировать, и тут в дело вступил географический фактор.

Предполагаем, что североморский газ добрался до территории Польши и смотрим, какая страна может стать третьим участником проекта. Западные соседи Польши – Словакия, Чехия и Германия, но у них с поставками газа все в полном порядке, "Газпром" обеспечивает все три страны через ГТС Украины, через "Северный поток", через газопровод "Ямал – Европа". Условие реализации регионального инфраструктурного проекта ЕС – софинансирование со стороны стран, которых он касается, а рассчитывать, что в Словакии, Чехии и Германии найдутся компании, которые согласятся инвестировать свои средства в столь занимательный проект, не приходилось.

Методом исключения оставалась Литва, которая, во-первых, не способна отказываться от любых инициатив руководства ЕС, а, во-вторых, всегда за участие в любом проекте, направленном против интересов России. Однако Польша заявила мощность Baltic Pipe в 10 миллиардов кубометров газа в год, а уровень потребления газа в Литве не превышает 2,5 миллиарда кубометров в год. Полный отказ Литвы от поставок газа из России стал бы слишком откровенным нарушением принципа диверсификации поставщиков, да еще и сама Литва в 2011 году приступила к реализации собственного проекта регазификационного терминала в порту Клайпеды. Вывод напрашивался очевидный: одной Литвы для проекта Baltic Pipe маловато, нужно увеличивать число участников, сделать это можно только за счет присоединения к нему Латвии.

Однако и тут не все было гладко: в 2011 году монополистом газовой отрасли Латвии была компания Latvijas Gāze, акционером которой на тот момент был "Газпром", имевший на руках долгосрочный контракт на поставки газа в Латвию. Так в проекте Baltic Pipe появился уже пятый по счету участник – Эстония. Однако и относительно эстонского монополиста, компании Eesti Gas, приходится повторять тот же текст: "Газпром" в составе акционеров и долгосрочный контракт с ним же.

Тогда брюссельские бюрократы подтянули к проекту Финляндию. Модифицированная идея теперь выглядит так: если из Польши дальше на север "протолкнуть" 2,5 миллиарда кубов газа в год, то совокупно Литва, Латвия, Эстония и Финляндия эти кубометры как-нибудь потребят.

Строительство газопроводов - стиль от Евросоюза

Для того, чтобы реализовать масштабированный датско-польский газовый проект, требуется: 1) увеличить мощность газопроводов из Северного моря на территорию Дании; 2) проложить магистральный газопровод через всю территорию Дании; 3) проложить саму Baltic Pipe; 4) построить магистраль Польша – Литва (проект GIPL, Gas Interconnector Poland-Lituania); снабдить систему газопроводов "Северное измерение" в пределах Прибалтики новыми компрессорными станциями, чтобы обеспечить прокачку газа не с севера на юг, а в обратном направлении; 5) построить морской газопровод Balticсonnector по дну Финского залива между Эстонией и Финляндией.

Энергетические компании всех государств мира начинают строить магистральные газопроводы от месторождений, чтобы привести их к потребителям. Сумрачный гений европейских политиков им не ровня: первым был построен магистральный газопровод Balticсonnector между Финляндией и Эстонией. Газ из Северного моря еще никуда не идет, а строительство Balticconnector уже завершено, 1 января 2020 года газовая магистраль официально принята в эксплуатацию. Эстония и Финляндия не имели ничего против, поскольку 75% инвестиций в этот проект пришли из бюджета ЕС. Не возражал и "Газпром", поскольку Финляндия впервые в ее истории получила доступ к крупному подземному хранилищу газа – к "Инчукалнсу" на территории Латвии.

Подробнее об этом ПХГ в статье: Большой потенциал: что в Латвии нашел "Газпром" и почему Рига на этом не заработала>>

Перспективы реализации проекта Baltic Pipe можно оценивать по-разному, однако слова – это одно, а действия – критерий куда более объективный. Руководство Финляндии, Эстонии и Латвии еще в 2019 году подписали соглашение о создании в ЕС нового регионального газового рынка, которое и вступило в действие 1 января 2020 года – именно этот день стал датой приема в эксплуатацию газовой магистрали Balticconnector. Этим трем государствам нет смысла дожидаться, чем, как и когда завершатся все прочие работы – как по Baltic Pipe, так и по GIPL, у них и так уже все в полном порядке. Имеются долгосрочные контракты с "Газпромом", работает ПХГ "Инчукалнс", газовые системы Эстонии и Финляндии соединены новой газовой магистралью, газовые системы Эстонии и Латвии были объединены еще в советские времена. "Журавль" в виде инициативы Польши и Дании, финансируемой Еврокомиссией, продолжает парить в небесной выси, а "синица", доставшаяся Финляндии, Эстонии и Латвии, по размерам и весу – редкостный экземпляр для своей породы.

Литовские переговорщики несколько раз пытались присоединиться к новому региональному газовому рынку, но результатов не достигли, что тоже вполне объективно: газовая система Литвы никакой ценности для своих северных соседей не имеет.

ПХГ "Инчукалнс" - современное значение

Самая выгодная ситуация сложилась именно у Латвии – она вообще ничего не вкладывала в создание этого нового регионального газового рынка. Зато теперь Финляндия, Эстония и Латвия имеют возможность "маневрировать" по условиям имеющихся у них контрактов с "Газпромом", Латвия может рассчитывать на то, что финские партнеры будут использовать возможности "Инчукалнса", что принесет Риге дополнительную прибыль.

Резкое падение спотовых цен на газ в 2020 году, связанное с теплой прошедшей зимой и влиянием пандемии COVID-19 привело к тому, что цены на СПГ, который "добывала" на европейском рынке Литва, оказались выгоднее, чем цены по условиям долгосрочных контрактов с "Газпромом" – общеизвестный факт, но он несколько "теоретический", а вот Латвия сумела получить вполне ощутимый практический результат. Впервые с момента появления в порту Клайпеды регазификационного судна Independence не только сама Латвия покупала литовский СПГ – то же самое сделали Эстония и Финляндия. Для Латвии был и дополнительный заработок – как за транзит газа через ее газотранспортную систему, так и за счет аренды части активного объема ПХГ "Инчукалнс".

В советские времена поселок Инчукалнс был "газовой столицей" советской Прибалтики, теперь территория, для которой использование одноименного ПХГ, стала обширнее – за счет присоединения Финляндии. Удастся польско-датскому консорциуму реализовать проекты Baltic Pipe – нагрузка на ПХГ "Инчукалнс" может стать еще выше, поскольку его возможности потребуются Польше. ПХГ "Инчукалнс" востребовано и "Газпромом" – как для поставок в Латвию, так и для зимнего обеспечения Псковской и Новгородской областей. ПХГ "Инчукалнс" востребовано Литвой, затеявшей авантюру с собственным СПГ-проектом. При этом, повторюсь, Латвия не инвестировала ни в строительство новой магистрали от Клайпеды, ни в строительство Balticconnector, ни в расширение газотранспортной системы между норвежским сектором Северного моря и Данией, ни в строительство нового газопровода от североморского побережья Дании до ее балтийского побережья, ни в строительство Baltic Pipe и GIPL. Но все это не является следствием некой "византийской политики" руководства Латвии – это некая "геологическая ирония" региона, удачное стечение обстоятельств.

Наибольший объем инвестиций в этот меридиональный проект новых газовых магистралей сделан из бюджета Евросоюза, то есть из карманов налогоплательщиков всего этого экономического объединения. Деньги инвестированы, а вот подробности о том, удалось ли Евросоюзу действительно ущемить экономические интересы Газпрома и России – в следующий раз.

11118
Теги:
Инчукалнское газохранилище, Газпром, Baltic Pipe, газ
По теме
Эксперт объяснил заявление Польши об отказе от российского газа
Юшков рассказал об "интересном моменте" в поставках российского газа в Польшу
FT: Польше придется согласовывать Baltic Pipe с "Газпромом"
Рынок открыли, трубы проложили, а "Газпром" не победили: Европа перехитрила сама себя
Зенитные ракетные комплексы С-400 Триумф

Российские системы С-400 "захватывают" еще одну страну: что дальше?

549
(обновлено 17:20 15.01.2021)
Партнерам России пора занимать место в новой очереди - на поставки революционной зенитной ракетной системы С-500 "Прометей"

Мирная экспансия зенитных ракетных систем С-400 российского производства охватывает новые страны Евразии. После Китая, Турции, Индии к перевооружению на "Триумфы" готовятся ВВС и ПВО Республики Беларусь. В процессе обретения систем С-400 находятся также Ирак, Катар и Марокко (северо-запад Африканского континента). Основа успешного продвижения ЗРС С-400 по планете – отсутствие близких аналогов, уникальные боевые характеристики.

Командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майор Игорь Голуб 14 января заявил о грядущем перевооружении подразделений ПВО на новейшие системы С-400 "Триумф", специально разработанные с учетом боевых возможностей истребителей пятого поколения F-22 и F-35 ВВС США (НАТО планирует разворачивать F-35 в Европе сотнями). Кроме того, в войсках идет предконтрактная работа по освоению зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) "Панцирь-С".

Заключены контракты на поставку многоцелевых ударных вертолетов Ми-35 и второй партии истребителей Су-30СМ российского производства. Белорусские войска в 2021 году примут на вооружение новые радары "Противник-Г" и "Восток". Ранее на боевое дежурство по охране воздушного пространства страны заступил новый трехкоординатный трассовый радиолокационный комплекс S-диапазона "Сопка-2" производства РФ. Санкции Запада и экономические трудности делают Россию безальтернативным поставщиком вооружений для белорусской армии.

Небо Республики Беларусь становится непреодолимой твердыней для любого агрессора. Войска ВВС и ПВО учатся решать боевые задачи в сложнейшей обстановке, с учетом сирийского, ливийского и карабахского опыта применения противником ракетного оружия и беспилотных летательных аппаратов.

Оптимистичная динамика

Активное военно-техническое сотрудничество с Россией укрепляет безопасность и суверенитет 50 стран мира, в том числе семи стран СНГ. Зарубежные специалисты считают наиболее эффективными инструментами обороноспособности боевые самолеты и системы ПВО производства РФ.

Китай стал первым зарубежным заказчиком зенитных ракетных систем С-400 "Триумф". О российско-китайском контракте на поставку двух полковых комплектов ЗРС С-400 стало известно в ноябре 2014 года. В составе одного комплекта – мобильный командный пункт, два дивизиона пусковых установок, радиолокационные станции и более 120 новейших зенитных управляемых ракет двух типов.

Первые успешные стрельбы из "Триумфов" китайские специалисты провели в декабре 2018 года, поразив на дальности около 250 км баллистическую мишень, летевшую на скорости 3000 м/сек. Второй полковой комплект систем С-400 Китай получил в декабре 2019 года.

Основными преимуществами российских "Триумфов" в Китае считают дальность действия до 400 км (чего не может ни одна ракетная система "земля - воздух" в мире), способность уничтожать самолеты ДРЛО противника – для пресечения целеуказаний в ходе боевых действий и шпионажа с больших дистанций. Системы С-400 позволяют надежно контролировать периферийные и спорные районы вокруг КНР.

Россия и Турция договорились о поставках ЗРС С-400 "Триумф" в 2017 году, цена контракта – 2,5 миллиарда долларов. Это вызвало серьезный кризис в американо-турецких отношениях.

Угрожая санкциями, а также исключением Турции из программы производства американских истребителей F-35, Вашингтон требовал отказаться от сделки и приобрести исключительно американские комплексы Patriot. Анкара не выполнила ультимативных требований США, и летом 2019 года получила четыре дивизиона зенитных ракетных систем С-400 (первый комплект). Турция намерена приобрести второй комплект и сформировать самую надежную и современную систему ПВО для прикрытия важных объектов в стране.

Развернутая близ Анкары система С-400 в ходе испытаний обнаружила истребитель F-16 Fighting Falcon на границе зоны действия РЛС - за 600 километров. То есть в режиме боевого дежурства, когда обнаружение и уничтожение воздушных целей осуществляется в автоматическом режиме, истребители F-16 Fighting Falcon могут быть уничтожены "Триумфом" на удалении 400 километров от Анкары. Принципиальное соглашение о поставке Турции второго комплекта (полка) зенитных ракетных систем С-400 достигнуто в июне 2020 года.

Индия заключила контракт ценой 5,43 миллиарда долларов на поставку пяти полковых комплектов С-400 в октябре 2018 года. В Дели настроены решительно, невзирая на беспрецедентное давление США. По данным издания The Times of India, российские "Триумфы" будут дислоцированы в западном, северном и восточном регионах Индии (с учетом спектра угроз со стороны Китая и Пакистана) и произведут революцию в системе ПВО страны. Для обучения эксплуатации и боевому применению зенитной ракетной системы С-400 первая группа в составе 100 индийских специалистов прибудет в Россию до конца января 2021 года. Первый полковой комплект "Триумфов" в Индии планируют принять на вооружение в конце 2021 года. Поставить все пять полковых комплектов ЗРС С-400 Россия намерена до 2025 года.

Триумфальные перспективы

Переговоры о приобретении "Триумфов" ведут Марокко, Катар, Ирак. Ранее заинтересованность в приобретении российской зенитно-ракетной системы С-400 выразили Алжир, Вьетнам, Египет, Саудовская Аравия, а всего более 12 стран.

Зарубежный спрос превышает предложение экспортера (приоритетом перевооружения остаются Воздушно-космические силы России). Хотя по Закону о противодействии противникам США посредством санкций (подписан президентом Дональдом Трампом в августе 2017 года) против этих государств могут ввести санкции, ничто не останавливает их на пути к лучшей в мире системе ПВО большой дальности С-400.

Системы "Триумф" изменяют мир. Если ЗРС С-400 приобретет, к примеру, Иран, авианосцы США в зоне Персидского залива окажутся совершенно бесполезными игрушками. Вашингтону неизбежно придется корректировать концепцию мировоззрения, "переосмысливать свой стиль" диалога с Ираном. И это уже происходит в Ираке.

Посольство и военные базы США в Ираке систематически подвергаются ракетным обстрелам. Американские зенитные ракетные комплексы не справились с отражением ракетных атак. Снаряды РСЗО взрываются в "зеленой зоне" Багдада, что вынудило США эвакуировать большую часть дипломатического персонала и арендовать у иракцев приобретенный ими у России ЗРПК "Панцирь-С".

Однако, вернемся к ЗРС С-400. Важные преимущества "Триумфа" – круговой обзор РЛС и гибкость применения четырех типов ракет (формирование многоуровневой ПВО). Использование разнотипных ракет позволяет эффективно поражать гиперзвуковые цели, боевую авиацию, беспилотники, крылатые, тактические и баллистические ракеты во всем доступном диапазоне высот – от пяти метров до 30 км и дальности – от двух до 400 километров. Одна батарея "Триумфа" может иметь до 72 наведенных ракет и одновременно обстреливать ими до 36 целей, летящих со скоростью до 4800 м/сек. Система С-400 способна интегрировать ЗРК различных типов (С-300, Панцирь-С1, Тор-М1) и управлять сетью средств ПВО разной дальности в любых условиях радиоэлектронного противодействия.

Между тем в 2021 году российские войска получат революционную систему С-500, которая готова к войне на высотах до 200 километров. Партнерам России по ВТС пора занимать место в новой очереди.

549
Теги:
военная техника, вооружения, оборона, ракеты, С-500, ЗРК С-400, Россия
Судно-трубоукладчик Фортуна в порту немецкого города Висмар

В последний вагон: в ФРГ придумали, как спасти "Северный поток - 2"

211
(обновлено 16:35 15.01.2021)
Датскую компанию Ramboll, участвовавшую в "Северном потоке - 2", напугали санкции Вашингтона, сообщают СМИ. Действительно, с 1 января США усилили меры против тех, кто связан с проектом, однако строительство продолжается

В Европе опять кипят страсти из-за позиции США по "Северному потоку - 2": пока немцы готовят фонд для защиты от санкций, британцы хотят последовать примеру американцев, а шведы опасаются начала "газовой войны". Что будет в итоге с трубопроводом, разбирается автор РИА Новости Наталья Дембинская.

За старое

Зарубежную сухопутную часть "Северного потока - 2" благополучно достроили. Сейчас укладывают трубы в водах Германии, потом - Дания. Проект вышел на финишную прямую. Но в Вашингтоне отказываются это признавать. С 1 января действует новый закон об оборонном бюджете, включающий в себя дополнительные санкции против российского газопровода.

В частности, речь идет об организациях, предоставляющих услуги тестирования, инспекции или сертификации. Норвежская компания DNV GL уже заявила, что прекращает все действия по проверке газопровода и не сможет его сертифицировать.

Как сказал ранее лидер республиканского большинства в сенате США Митч Макконнелл, закон об оборонном бюджете имеет решающее значение для государственной безопасности и "сдерживания таких сверхдержав-соперников, как Китай и Россия". Этот документ закрепит преимущество США "на море, суше, в воздухе, киберпространстве и космосе".

"Газпрому" осталось уложить около 150 километров труб: 120 - в Дании и чуть более 30 - в Германии. Газопровод готов на 94%. Несмотря на попытки Вашингтона помешать завершению проекта, финансируемого пятью крупнейшими энергетическими компаниями Европы, 11 января работы в территориальных водах Германии возобновились - после годового перерыва. С 15 января трубы начинают укладывать и у берегов Дании.

Трубоукладчику "Фортуна" помогут "Мурман" и "Балтийский исследователь" Морской спасательной службы России, а также другие суда обеспечения. В море создадут временную запретную зону шириной 200 метров по обе стороны от линии прокладки трубы. Как уточнила ранее гендиректор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова, срок окончания строительства морского участка зависит от ряда обстоятельств, в частности от погоды.

Защитный механизм

В США тем временем вновь грозят европейским компаниям, которые, по мнению Вашингтона, помогают России с "Северным потоком - 2". "Мы пытаемся уведомить их о риске и призвать отказаться от сотрудничества, пока не слишком поздно", - цитирует Reuters источник в Госдепе. В ближайшие дни Белый дом, по информации этого агентства, опубликует список неугодных организаций.

В российском МИД, впрочем, подчеркивают: Москва не сомневается в успехе "Северного потока - 2, как бы Вашингтон ни давил на западноевропейских партнеров "Газпрома". В Германии продолжают считать "Северный поток - 2" экономическим проектом и не приемлют экстерриториальные санкции США.

Об этом напомнила на днях заместитель официального представителя кабмина ФРГ Ульрике Деммер. Более того, в начале января парламент германской федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания большинством голосов поддержал инициативу регионального правительства по созданию экологического фонда "Защита климата и окружающей среды MV". Этот фонд придумали для обхода американских санкций.

Организация сможет закупать оборудование, необходимое для строительства. И первым делом признает трубопровод важным для экологии. Как уточняет немецкая Bild, это позволит считать проект "принципиальным элементом защиты окружающей среды". Фонд намерен зарегистрировать коммерческое предприятие, занимающееся исключительно "Северным потоком - 2". Компании, которым угрожают санкции, будут взаимодействовать с российской стороной посредством экономических инструментов, предоставляемых этим предприятием.

Упустят время

Успеют ли немцы обезопасить себя от санкций? Наблюдатели разошлись во мнениях. С одной стороны, фонд получил инвестиции и полномочия, достаточные для того, чтобы свести усилия Вашингтона на нет, отмечает директор компании ТМТ Даниил Ростовцев.

"Однако инициатива с фондом вызвала недовольство в обществе, особенно среди "зеленых". Экологи считают неэтичным и возмутительным способствовать таким образом проекту, который, по их мнению, вовсе не "зеленый", а опасный для окружающей среды", - указывает аналитик. Теперь все зависит от того, смогут ли сторонники "Северного потока - 2" договориться с общественностью.

В то же время, уверяет независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, Берлин в любом случае не пойдет на уступки Вашингтону: Германии нужно российское голубое топливо, более дешевое, чем американский СПГ. И тем более необходимо сохранение экономических отношений с Россией: этот рынок - стратегический для немецких компаний.

"Конечно, фонд попадет под санкции, но они не дадут эффекта. А против его подрядчиков придется готовить новый законопроект, проводить его через конгресс, ждать, пока подпишет президент. Это может занять до полугода, за которые "Северный поток - 2" достроят", - рассуждает эксперт.

Однако он не исключает сложностей на этапе ввода в эксплуатацию - как раз из-за санкций, зашитых в оборонный бюджет США.

Страх и ненависть

Примеру американцев хотят последовать англичане. Как заявил британский парламентарий-консерватор Дэниел Кочински, российский газопровод "чрезвычайно опасен" - тем, что ведет "напрямую в Россию" в обход всех газовых и нефтяных сетей, расположенных на территории стран НАТО. По его словам, британцев больше не сдерживает членство в Евросоюзе, а потому "надо следовать за американскими друзьями и вводить санкции против любой компании, вовлеченной в строительство "Северного потока - 2".

В Швеции тем временем опасаются, что президентство Джо Байдена положит начало "газовой войне" в непосредственной близости от страны из-за трубопровода. Как отмечает Svenska Dagbladet, американский демократ скорее "даже более жесткий его противник, чем Дональд Трамп". А для скандинавского королевства вопрос уже решен: правительство одобрило прокладку труб через шведскую экономическую зону.

Негативным для "Газпрома" аспектом президентства Байдена считают его энергетическую политику, так называемый зеленый курс. Демократы планируют потратить два триллиона долларов, чтобы перейти на экологически чистую энергетику к 2035 году. А к 2050-му - к нулевым выбросам. Однако и зеленая энергетика России на руку: по "Северному потоку - 2" можно качать не только природный газ, но и водород. В Европе спрос на водородное топливо потенциально очень высокий.

В самих США сомневаются в осуществимости всего того, что Белый дом наобещал "потоку". Как уверяет бывший сенатор от штата Виргиния Ричард Блэк, договориться с Москвой о завершении строительства Байден предпочтет по-тихому. А взамен попытается выторговать какие-то выгоды для Вашингтона.

211
Теги:
строительство, газопровод, газ, Северный поток - 2, США, Европа, Россия
Тема:
"Северный поток - 2" - труба раздора
Сеть кинотеатров forum cinemas в Риге

Еще раз о главном: где шансы заразиться COVID-19 выше всего

0
(обновлено 16:49 16.01.2021)
Уже известно, что вызвавший глобальную пандемию коронавирус SARS-CoV-2 легко распространяется в помещении, но можно ли его подхватить на улице

РИГА, 16 янв — Sputnik. Например, на прогулке с другом или подругой, от пробегающего мимо бегуна или от людей, стоящих вместе с вами под козырьком на остановке автобуса, задается вопросом Bb.lv.

Безопасно ли на улице?

Эпидемиологи говорят, что передача инфекции может произойти на улице, но шансы этого невелики.

Свежий воздух как бы "разбавляет" концентрацию вируса. На воздухе также легче улетучиваются жидкие капли, внутри которых содержатся вирусные частицы.

Плюс к этому, ультрафиолетовые солнечные лучи убивают вирус, оказавшийся на поверхности.

Тем не менее, несмотря на все эти факторы, снижающие риск, заразиться на улице все же можно.

В ходе одного исследования выяснилось, что 15-и минут общения лицом к лицу на воздухе оказалось достаточно, чтобы один мужчина в Китае заразился от другого.

Так что риск невелик, но все-таки он есть. От чего он зависит?

Меньше двух метров?

Если человек заражен (хотя, возможно, и не знает об этом, поскольку не имеет симптомов), то он будет выделять вирусные частицы с дыханием, особенно с кашлем или покашливанием.

Некоторые частицы будут в виде капель, большая часть из которых быстро упадет на землю, но какая-то сможет попасть вам в глаза, нос или рот, если вы находитесь на расстоянии ближе двух метров от этого человека.

Поэтому совет таков: не находитесь лицом к лицу, если вы на столь близком расстоянии друг от друга.

Инфицированный человек также выделяет в воздух более мелкие, аэрозольные, частицы. В помещении они накапливаются в воздухе, что может быть опасно, но снаружи быстро рассеиваются.

Чем больше времени, тем хуже?

Когда мимо вас кто-то проходит на улице или пробегает трусцой бегун, вы находитесь вблизи друг от друга считанные секунды.

В подобных случаях крайне маловероятно, чтобы вы получили какую-то существенную дозу инфекции.

"Мы не хотим, чтобы люди боялись встречи с прохожими на улице", - говорит профессор Кэт Ноукс, входящая в команду советников при британском правительстве.

По ее словам, чтобы заразить вас, инфицированный прохожий должен будет кашлять или чихать прямо на вас, а вы именно в этот момент должны будете вдохнуть этот воздух и получить дозу инфекции.

Однако она предупреждает, что те, кто проводит долгое время на улице с друзьями, не должны думать, что они в полной безопасности в смысле инфицирования.

Например, пойти вместе на пробежку и бежать позади кого-то в течение 20 минут или больше в струе выдыхаемого этим человеком воздуха может представлять определенный риск заражения.

"Печальный факт заключается в том, что самый большой риск представляют именно те люди, которых вы знаете лично", - говорит она.

Улица улице рознь

Итак, ученые установили, что риск передачи инфекции невелик на открытом пространстве.

Но угроза остается в замкнутых пространствах, таких как торговые ряды на рынке, автобусные остановки, террасы - даже если там немноголюдно.

Везде, где нет движения воздуха, он начинает застаиваться и загрязняться.

Поэтому врачи советуют надевать маску в подобных местах, например, в узких проходах, переулках, или когда вы стоите в длинной очереди.

Можно ли подцепить вирус на скамейке в парке?

Если зараженный коронавирусом человек чихнул или покашлял себе в ладони, а потом вытер руки о какую-либо поверхность, то вирус на ней может сохраняться в течение нескольких часов.

Ученые в США обнаружили, что вирус сохраняется на ручках мусорных баков и кнопках переключения пешеходного перехода.

По их мнению, это могло привести к вспышке заболеваний в определенном районе, хотя и в меньшем масштабе по сравнению с другими путями передачи коронавируса.

Однако надо помнить, что зимой вирус сохраняется на улице дольше.

Он любит низкие температуры - именно по этой причине было несколько вспышек заболеваний на мясоперерабатывающих заводах и хранилищах.

К тому же, в холодное время года нос на улице начинает течь, и многие по привычке вытирают его рукой, а в результате возрастает вероятность того, что вирусы осядут на какой-нибудь поверхности.

В то же время многие ученые теперь пришли к выводу, что количество вируса, которое вы можете подхватить таким образом, будет минимальным, и он выветрится с поверхности через час-два.

"Шансы на передачу вируса через неживые поверхности очень малы". - говорит профессор Эммануэль Голдман из Ратгерского университета в США.

Где шансы заразиться выше всего?

Все говорит о том, что большая часть заражений ковидом в основном происходит в помещении. Вирус передается непосредственно при общении, особенно если люди находятся вместе долгое время.

Это означает, что вирус может передаваться несколькими путями.

Либо посредством инфицированных жидких частиц, которые оседают на человеке (лице, открытых частях тела или одежде), либо через зараженные поверхности.

А в душной комнате аэрозольные частицы вируса концентрируются в воздухе, которым дышат те, кто там находится.

Так что именно поэтому в домах чаще всего и происходит заражение.

0
Теги:
заражение, коронавирус
По теме
Мир после коронавируса: почему России будут завидовать
Стало известно, сколько мутаций коронавируса в РФ и есть ли среди них "британская"
Кредит на еду. Коронавирус принес голод даже в богатую Европу