Зенитные ракетные комплексы С-400 Триумф

Российские системы С-400 "захватывают" еще одну страну: что дальше?

1119
(обновлено 17:20 15.01.2021)
Партнерам России пора занимать место в новой очереди - на поставки революционной зенитной ракетной системы С-500 "Прометей"

Мирная экспансия зенитных ракетных систем С-400 российского производства охватывает новые страны Евразии. После Китая, Турции, Индии к перевооружению на "Триумфы" готовятся ВВС и ПВО Республики Беларусь. В процессе обретения систем С-400 находятся также Ирак, Катар и Марокко (северо-запад Африканского континента). Основа успешного продвижения ЗРС С-400 по планете – отсутствие близких аналогов, уникальные боевые характеристики.

Командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майор Игорь Голуб 14 января заявил о грядущем перевооружении подразделений ПВО на новейшие системы С-400 "Триумф", специально разработанные с учетом боевых возможностей истребителей пятого поколения F-22 и F-35 ВВС США (НАТО планирует разворачивать F-35 в Европе сотнями). Кроме того, в войсках идет предконтрактная работа по освоению зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) "Панцирь-С".

Заключены контракты на поставку многоцелевых ударных вертолетов Ми-35 и второй партии истребителей Су-30СМ российского производства. Белорусские войска в 2021 году примут на вооружение новые радары "Противник-Г" и "Восток". Ранее на боевое дежурство по охране воздушного пространства страны заступил новый трехкоординатный трассовый радиолокационный комплекс S-диапазона "Сопка-2" производства РФ. Санкции Запада и экономические трудности делают Россию безальтернативным поставщиком вооружений для белорусской армии.

Небо Республики Беларусь становится непреодолимой твердыней для любого агрессора. Войска ВВС и ПВО учатся решать боевые задачи в сложнейшей обстановке, с учетом сирийского, ливийского и карабахского опыта применения противником ракетного оружия и беспилотных летательных аппаратов.

Оптимистичная динамика

Активное военно-техническое сотрудничество с Россией укрепляет безопасность и суверенитет 50 стран мира, в том числе семи стран СНГ. Зарубежные специалисты считают наиболее эффективными инструментами обороноспособности боевые самолеты и системы ПВО производства РФ.

Китай стал первым зарубежным заказчиком зенитных ракетных систем С-400 "Триумф". О российско-китайском контракте на поставку двух полковых комплектов ЗРС С-400 стало известно в ноябре 2014 года. В составе одного комплекта – мобильный командный пункт, два дивизиона пусковых установок, радиолокационные станции и более 120 новейших зенитных управляемых ракет двух типов.

Первые успешные стрельбы из "Триумфов" китайские специалисты провели в декабре 2018 года, поразив на дальности около 250 км баллистическую мишень, летевшую на скорости 3000 м/сек. Второй полковой комплект систем С-400 Китай получил в декабре 2019 года.

Основными преимуществами российских "Триумфов" в Китае считают дальность действия до 400 км (чего не может ни одна ракетная система "земля - воздух" в мире), способность уничтожать самолеты ДРЛО противника – для пресечения целеуказаний в ходе боевых действий и шпионажа с больших дистанций. Системы С-400 позволяют надежно контролировать периферийные и спорные районы вокруг КНР.

Россия и Турция договорились о поставках ЗРС С-400 "Триумф" в 2017 году, цена контракта – 2,5 миллиарда долларов. Это вызвало серьезный кризис в американо-турецких отношениях.

Угрожая санкциями, а также исключением Турции из программы производства американских истребителей F-35, Вашингтон требовал отказаться от сделки и приобрести исключительно американские комплексы Patriot. Анкара не выполнила ультимативных требований США, и летом 2019 года получила четыре дивизиона зенитных ракетных систем С-400 (первый комплект). Турция намерена приобрести второй комплект и сформировать самую надежную и современную систему ПВО для прикрытия важных объектов в стране.

Развернутая близ Анкары система С-400 в ходе испытаний обнаружила истребитель F-16 Fighting Falcon на границе зоны действия РЛС - за 600 километров. То есть в режиме боевого дежурства, когда обнаружение и уничтожение воздушных целей осуществляется в автоматическом режиме, истребители F-16 Fighting Falcon могут быть уничтожены "Триумфом" на удалении 400 километров от Анкары. Принципиальное соглашение о поставке Турции второго комплекта (полка) зенитных ракетных систем С-400 достигнуто в июне 2020 года.

Индия заключила контракт ценой 5,43 миллиарда долларов на поставку пяти полковых комплектов С-400 в октябре 2018 года. В Дели настроены решительно, невзирая на беспрецедентное давление США. По данным издания The Times of India, российские "Триумфы" будут дислоцированы в западном, северном и восточном регионах Индии (с учетом спектра угроз со стороны Китая и Пакистана) и произведут революцию в системе ПВО страны. Для обучения эксплуатации и боевому применению зенитной ракетной системы С-400 первая группа в составе 100 индийских специалистов прибудет в Россию до конца января 2021 года. Первый полковой комплект "Триумфов" в Индии планируют принять на вооружение в конце 2021 года. Поставить все пять полковых комплектов ЗРС С-400 Россия намерена до 2025 года.

Триумфальные перспективы

Переговоры о приобретении "Триумфов" ведут Марокко, Катар, Ирак. Ранее заинтересованность в приобретении российской зенитно-ракетной системы С-400 выразили Алжир, Вьетнам, Египет, Саудовская Аравия, а всего более 12 стран.

Зарубежный спрос превышает предложение экспортера (приоритетом перевооружения остаются Воздушно-космические силы России). Хотя по Закону о противодействии противникам США посредством санкций (подписан президентом Дональдом Трампом в августе 2017 года) против этих государств могут ввести санкции, ничто не останавливает их на пути к лучшей в мире системе ПВО большой дальности С-400.

Системы "Триумф" изменяют мир. Если ЗРС С-400 приобретет, к примеру, Иран, авианосцы США в зоне Персидского залива окажутся совершенно бесполезными игрушками. Вашингтону неизбежно придется корректировать концепцию мировоззрения, "переосмысливать свой стиль" диалога с Ираном. И это уже происходит в Ираке.

Посольство и военные базы США в Ираке систематически подвергаются ракетным обстрелам. Американские зенитные ракетные комплексы не справились с отражением ракетных атак. Снаряды РСЗО взрываются в "зеленой зоне" Багдада, что вынудило США эвакуировать большую часть дипломатического персонала и арендовать у иракцев приобретенный ими у России ЗРПК "Панцирь-С".

Однако, вернемся к ЗРС С-400. Важные преимущества "Триумфа" – круговой обзор РЛС и гибкость применения четырех типов ракет (формирование многоуровневой ПВО). Использование разнотипных ракет позволяет эффективно поражать гиперзвуковые цели, боевую авиацию, беспилотники, крылатые, тактические и баллистические ракеты во всем доступном диапазоне высот – от пяти метров до 30 км и дальности – от двух до 400 километров. Одна батарея "Триумфа" может иметь до 72 наведенных ракет и одновременно обстреливать ими до 36 целей, летящих со скоростью до 4800 м/сек. Система С-400 способна интегрировать ЗРК различных типов (С-300, Панцирь-С1, Тор-М1) и управлять сетью средств ПВО разной дальности в любых условиях радиоэлектронного противодействия.

Между тем в 2021 году российские войска получат революционную систему С-500, которая готова к войне на высотах до 200 километров. Партнерам России по ВТС пора занимать место в новой очереди.

1119
Теги:
военная техника, вооружения, оборона, ракеты, С-500, ЗРК С-400, Россия
Грузовой самолет Ан-124, архивное фото

Ан-124 "Руслан": зачем России возрождать производство авиагиганта

884
(обновлено 17:22 04.03.2021)
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим и совершенным из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, и технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Предложение ульяновских авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ, но что-то постоянно мешало этому проекту. Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за восемь лет украинская сторона так и не поставила двигатели.

В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х годов (ресурс работоспособности – 50 тысяч часов, 10 тысяч вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компонента тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств. Напомню, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России. По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

Погрузка бронетехники и личного состава подразделений 15-й миротворческой бригады для доставки в Армению
Министерство обороны РФ
Погрузка бронетехники и личного состава подразделений 15-й миротворческой бригады для доставки в Армению

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более трех тысяч военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ, должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих, или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга-Днепр"). Для сравнения, украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего семь машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием. К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

Самолеты Boeing 737-800 (слева) и Ан-124-100 Руслан в Международном аэропорту Казани имени Габдуллы Тукая, архивное фото
© Sputnik / Максим Богодвид
Самолеты Boeing 737-800 (слева) и Ан-124-100 "Руслан" в Международном аэропорту Казани имени Габдуллы Тукая, архивное фото

На украинском госпредприятии ANTONOV считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что ANTONOV как держатель сертификата на самолет Ан-124 не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн). Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска, Киева. Принят на вооружение Советской армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает.

В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы ANTONOV сегодня Ан-124 отсутствует.

Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

884
Теги:
авиация, самолет, Россия
Люди в медицинских масках на автобусной остановке в Риме, архивное фото

Европа нашла виновного в своих проблемах

781
(обновлено 07:35 04.03.2021)
Принципиальный отказ Брюсселя признавать собственные ошибки гарантирует, что они не последние

Выступая на слушаниях специального комитета Европарламента по иностранному вмешательству в демократические процессы ЕС, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель обвинил Россию в кампании дезинформации. Та, по его утверждению, направлена на очернение демократии Евросоюза и ослабление международного сотрудничества, отмечает автор РИА Новости Ирина Алкснис.

Боррель указал на особую опасность ложной или вводящей в заблуждение информации в условиях продолжающейся пандемии. "Мы видели, как прокремлевские каналы распространяли утверждения о том, что носить маски бесполезно, или подогревали голоса против локдауна", — заявил он. Теперь же, по мнению дипломата, на первый план вышла вакцинная дипломатия Москвы, которая, с одной стороны, пытается дискредитировать западные препараты и их производителей, а с другой — превозносит и активно продвигает собственные разработки.

Беспокойство чиновника можно понять. В то время как в России жизнь для большинства людей вернулась в обычное русло с минимальными неудобствами, а власти постепенно отменяют введенные из-за пандемии ограничения, в Европе идет волна новых карантинных ужесточений. В Финляндии введен режим ЧП. В Чехии из-за самого высокого в мире уровня заболеваемости жителям запрещено покидать районы проживания. В Италии также усилены ограничения.

В свою очередь, население Европы, измученное почти годовыми запретами и сидением по домам, все хуже воспринимает аргументы властей, что все эти меры принимаются исключительно ради его же блага. Массовые протесты захлестнули практически весь континент.

Ситуация настолько сложная, что стройность европейских рядов рассыпается на глазах.

Чехия обратилась к России с просьбой о поставках "Спутник V" — и это согласованная позиция президента и премьер-министра страны. Словакия пошла еще дальше и вслед за Венгрией, Сербией и рядом других стран зарегистрировала российский препарат по ускоренной процедуре, не дожидаясь одобрения европейского регулятора. Для поляков, у которых также весьма сложная ситуация по коронавирусу, обращение за помощью к России немыслимо, так что они начали переговоры о закупке вакцины от COVID-19 с Китаем.

Ситуация все сильнее напоминает ту, что имела место ровно год назад — когда Европейский союз продемонстрировал свою полную беспомощность в чрезвычайной ситуации, и его члены были вынуждены самостоятельно справляться с захлестнувшим их острым кризисом.

Разница в том — и это действительно принципиально важно — что тогда имел место форс-мажор глобального масштаба. В ходе него и выяснилось, что Брюссель, по сути, недееспособен, когда требуется оперативная реакция на экстренные обстоятельства. Это, конечно, было неприятным открытием для Европы, но бессилие ЕС в той ситуации можно было если не оправдать, то хотя бы объяснить крайней неожиданностью и одновременно глобальностью возникшей проблемы.

Ныне же ситуация существенно иная.

Когда схлынул эффект внезапности от разразившейся пандемии, Евросоюз вновь оказался на коне, потому что стало востребовано то, что всегда считалось его сильными сторонами: стратегическое планирование, организация сложных процессов, аккумулирование и распределение средств. Во всех недавних действиях европейских властей, начиная с принятия беспрецедентного в своей грандиозности плана восстановления экономики, прозрачно читалось высокомерное обещание показать всему миру образец того, как нужно бороться с подобного рода угрозами.

Показали.

Результатом стали провалы по важнейшим направлениям действий. Фиаско обернулась выбранная Европой стратегия локдаунов, а для описания положения дел с вакцинированием населения все больше подходит определение "катастрофа".

При этом печальность сложившейся картины особенно очевидна на фоне намного более благополучной ситуации в странах, которым Европа была намерена преподать урок борьбы с пандемией. А в основе всего — ошибочные решения, принятые европейскими властями. Это бьет по репутации Евросоюза куда сильнее, чем его растерянность и бездействие ровно год назад.

В такой ситуации знаковыми становятся попытки самостоятельных действий восточноевропейских государств. Они, разумеется, отдают себе отчет в собственной второсортности в составе ЕС, а также в том, что по проблеме коронавируса обречены получать помощь по остаточному принципу. Как следствие, все больше стран перестают терпеливо ждать, когда и до них дойдет очередь, и вместо этого начинают проявлять не санкционированную Брюсселем активность.

На фоне Brexit, а также растущего евроскептицизма польских и венгерских властей расширение списка стран, не склонных оглядываться на Брюссель — пусть даже и по форс-мажорным обстоятельствам, — выглядит недобрым знаком для Европейского союза.

Почти шесть лет назад Европа с энтузиазмом организовала себе миграционный кризис, последствия которого она расхлебывает до сих пор. Борьба с пандемией обеспечила еще один громкий провал европейской политики. Получается многовато стратегических просчетов с тяжелыми последствиями за довольно короткий период.

А принципиальный отказ Брюсселя признавать собственные ошибки, списывая проблемы на происки внешних врагов, подрывающих европейскую демократию и солидарность, гарантирует, что они не последние.

781
Теги:
экономический кризис, вакцина, политики, коронавирус, Евросоюз
Президент РФ Владимир Путин и президент Эстонии Керсти Кальюлайд во время встречи, архивное фото

Понять и простить. Президент Эстонии сделала странное заявление о России

0
(обновлено 17:46 04.03.2021)
Эстонский лидер Керсти Кальюлайд будто села в кресло психотерапевта и проводит коллективный сеанс для своих западных партнеров

В последнюю неделю в мировой политике происходит что-то странное, отмечает автор радио Sputnik Мила Журавлева. Сначала Штаты пообещали прекратить свергать режимы и насаждать демократию. Теперь президент Эстонии сказала что-то доброе о России. Или не совсем доброе, но хотя бы относительно эмоционально нейтральное.

Керсти Кальюлайд будто села в кресло психотерапевта и проводит коллективный сеанс для своих западных партнеров: Россию надо принять "такой, какая она есть" – и тогда наступит понимание. Для начала европейцы могли бы с Москвой вместе проверять границы, решать экологические проблемы, обмениваться студентами. Есть только оговорочка. К диалогу Эстония готова, но в разговоре этом надо быть "твердыми и давать четкий посыл".

О границах госпожа Кальюлайд заговорила не просто так. В прошлом году был очередной скандал с эстонско-российским пограничным договором. Между странами нет юридически оформленной границы. И когда уже вроде пришли к согласию, Таллин протащил в документ упоминание о Тартуском мирном договоре 1920 года, который после вхождения Эстонии в состав СССР утратил силу.

В 2014 году достигли новых договоренностей, но их никак не ратифицируют. И в прошлом году спикер парламента Хенн Пыллуаас заявил, что ратификации никакой не будет, обвинил Россию в "аннексии 5%" территории – в Печорах и за Нарвой. После чего вопрос так и завис.

Недавно министр иностранных дел Эва-Мария Лийметс заявила, что Эстония могла бы сделать первый шаг на пути к ратификации эстонско-российского договора. Президент Кальюлайд поддержала эту идею: "Я одна из тех, кто всегда думал, что важно заключить пограничный договор, но и другая сторона должна быть к этому готова".

Только спикер парламента Пыллуаас, похоже, ни о чем таком не думает, и продолжает активно обвинять Москву.

0
Теги:
президент, Керсти Кальюлайд, Россия, Эстония