Непрерывные учения НАТО в странах Балтии, желание расширить круг "сдерживания" РФ в Черноморском регионе – источник военно-политического напряжения и дестабилизации Восточной Европы.
Латвия 20 января безвозмездно передала вооруженным силам Украины (ВСУ) семь легкобронированных внедорожников Land Rover Defender разработки 1940-х годов в санитарно-медицинской модификации. Такие автомобили специально разрабатывались для британских войск, подавлявших беспорядки в Северной Ирландии, которые устаивали сторонники выхода из состава Соединенного Королевства. Знаковый подарок Киеву явно с прицелом на ситуацию в Донбассе можно было бы назвать прямым вмешательством в гражданскую войну на Украине. Однако "балтийские инициативы" такого рода направлены в большей степени против России.
🇱🇻🇺🇦 @Latvijas_armija un aizsardzības ministrs @Pabriks Ukrainas bruņotajiem spēkiem dāvinājumā nodeva septiņus transportlīdzekļus militārās medicīnas spēju stiprināšanai, tādejādi apliecinot Latvijas atbalstu Ukrainai ceļā uz eiroatlantisko integrāciju. pic.twitter.com/XCiUQBC4vx
— AizsardzībasMin. (@AizsardzibasMin) January 20, 2021
Поддерживая Украину на пути к евроатлантической интеграции, министр обороны Латвии Артис Пабрикс торжественно передал "бэушные" внедорожники послу Украины в Риге Александру Мищенко. На митинге в городе Лиелварде Пабрикс подчеркнул: "Борьба за территориальную целостность Украины продолжается, несмотря на пандемию COVID-19 и глобальные экономические трудности... В пределах своих возможностей Латвия должна оказывать поддержку Украине, с которой мы являемся близкими союзниками в оборонной сфере".
В свою очередь посол Мищенко заявил: "Украина ценит постоянную поддержку Латвией суверенитета и территориальной целостности Украины в противодействии российской агрессии". Действительно, Рига шестой год (с начала конфликта в Донбассе) помогает вооруженным силам Украины. Правда, помощь эта вызывает недоумение. Киев выделяет на оборону более 5% ВВП страны, и украинский военный бюджет (9,6 млрд долларов) в 12 раз превосходит латвийский (750 млн долларов).
Украина в минувшем году заключила контракты и меморандумы на приобретение пяти корветов, восьми ракетных, 39 патрульных катеров и одного берегового дивизиона противокорабельных ракет на 3,7 млрд долларов.
Гуманитарная помощь Латвии включает, к примеру, одежду и обувь (подаренные шведской благотворительной организацией Erikshjälpen), шесть коек для госпиталя на востоке Украины, функциональную одежду Suited Systems, дезинфицирующие средства для рук, домашнюю утварь, свечи и хлеб. Горячее желание Риги хоть чем-то навредить Москве явно преобладает над реальной военной помощью Киеву. Наблюдается очень опасная для Латвии тенденция.
По словам Артиса Пабрикса, Национальные вооруженные силы (общей численностью 5300 военнослужащих) не первый год находятся в готовности к отражению нападения российских войск. И все же в мировом рейтинге военной мощи Global Firepower Латвия занимает только 97-е место из 138 возможных. НВС не имеют ни одного танка или самолета, располагают лишь четверкой "безударных" вертолетов и десятком патрульных катеров. В чем же секрет высокой боеготовности и военной мощи, скрытых даже от западных аналитиков Global Firepower?
На военной базе Адажи 22 января завершилась ротация "седьмой боевой группы", состоялась торжественная смена командования дислоцированного в Латвии многонационального (иностранного) батальона НАТО численностью свыше полутора тысяч "штыков". Не здесь ли берет начало уверенность министра обороны Артиса Пабрикса в грядущих победах?
Возглавляемая Канадой многонациональная боевая группа состоит из солдат Албании, Чешской Республики, Италии, Исландии, Канады, Черногории, Польши, Словакии, Словении и Испании. И может показаться, что "полмира" на плацу Адажи обеспечивают некое право на безответственные слова и решения, а также гарантируют военно-политическому руководству Латвии полную безнаказанность.В рамках новой "Балтийской инициативы безопасности" конгресс США одобрил предоставление в 2021 году военной помощи Латвии, Литве и Эстонии на сумму 168,7 млн долларов. Только в Латвии Пентагон за последние пять лет потратил сотни миллионов долларов на формирование военной инфраструктуры и проведение дополнительных учений.
Ранее издание Минобороны США Stars and Stripes сообщило о развертывании в Латвии новой базы американских спецподразделений. В рамках реализации "Европейской инициативы сдерживания" близ Риги в ноябре 2020 года появились склад боеприпасов и аэродром подскока для конвертопланов CV-22 из 352-го крыла сил специальных операций (ССО) США.
Эти винтокрылые машины оборонительным оружием не являются, предназначены для высадки десанта в наступательных и диверсионных операциях. База обошлась Соединенным Штатам в 3,7 млн долларов и послужит "предотвращению российской агрессии на восточном фланге НАТО". В Латвии активно строятся и другие объекты Пентагона (в Лиепае, под Даугавпилсом, под Резекне, под Ригой и в других точках).
На кону уже не сотни миллионов, а миллиарды долларов. Рост ставок продолжается, и, похоже, руководители стран Балтии в первую очередь считают деньги, лишь потом оценивают стратегические перспективы.
В такой инвестиционной обстановке легко утратить ощущение реальности, шагнуть за "красную черту", однако министру обороны Артису Пабриксу и его коллегам в правительстве надо понимать, что в ситуации вероятного военного конфликта в Балтийском регионе США могут лишиться только полудюжины военных баз (которых у Пентагона сотни) и "умыть руки". А Латвия рискует получить непоправимый ущерб.
Правительство Латвии постоянно внушает населению, что "непредсказуемая" Россия вынашивает планы нападения и необходимо готовиться, вооружаться. Эта военно-политическая "бесовщина" приводит к милитаризации экономики и массовым психозам. В снабжении НВС задействованы около 500 латвийских предприятий. Непрерывно растет военный бюджет, который с 2018 года составляет более 2% ВВП.
Министерство обороны ежегодно инвестирует в развитие военной инфраструктуры по 50 млн евро. Только американские передвижные радары TPS-77 обошлись в 158 млн евро. Латвия заказала в Швеции новую партию противотанковых гранатометов Carl-Gustaf M4, которую получит в 2021–2024 годах. Гранатометов в стране скоро станет больше, чем жителей. И уже появляются откровенно абсурдные проекты массового производства в республике военно-тактических электросамокатов.Концепция Сейма предусматривает, что Латвия с населением 1,87 млн человек должна в мирное время иметь 17 500 военнообязанных специалистов, в том числе 6500 профессионалов, 8000 ополченцев "Земессардзе" и 3000 регулярно призываемых на учения военнослужащих запаса. При этом отсутствие реального боевого опыта НВС стремятся компенсировать за счет обучения военных инструкторов Украины и военнослужащих сил безопасности Ирака - ситуация абсурдная.
Маневры НВС выходят за рамки полигонов и охватывают даже Ригу - в условиях пандемии COVID-19. Летом 2020-го многие латвийские граждане получили по электронной почте красочные инструкции – как продержаться первые 72 часа войны. Ранее министр обороны Пабрикс лично продемонстрировал в формате YouTube, как надо собирать "тревожный рюкзак" в кризисной ситуации.
Если все это – не сознательное нагнетание паники в рамках подготовки войны с Россией (обработка населения для планируемой агрессии альянса), то мы наблюдаем массовое психическое отклонение (русофобия – слишком мягкое слово).
Все же Риге никто из соседей не угрожает. Военно-политическая напряженность создается искусственно, но при возникновении реального конфликта американские и западноевропейские войска вряд ли чем-то помогут Латвии и другим странам Балтии.
Что касается "активности России у границ Латвии", ответные действия Российской Федерации на расширение и опасные маневры НАТО в Балтийском регионе – вынуждены и неизбежны.
Киев готовится силой решить "донбасский вопрос" — перебрасывает свежие войска к линии соприкосновения, принял новый закон о призыве резервистов, усилил обстрелы прифронтовых сел и городов. В непризнанных Донецкой и Луганской народных республиках уверены: подразделения Вооруженных сил Украины скоро могут перейти в масштабное наступление. О ситуации в регионе рассказывает автор РИА Новости Андрей Коц.
После поражения ВСУ под Дебальцево в феврале 2015-го и подписания вторых Минских соглашений украинское руководство не рисковало проводить в Донбассе крупные наступательные операции. В Киеве окончательно поняли, что легкой победы на юго-востоке не получится. Война на годы перешла в позиционную фазу. Впрочем, обстреливать окопы Народной милиции ДНР и ЛНР, а также населенные пункты Донбасса ВСУ не прекращали никогда, там по-прежнему почти каждый день гибнут люди. Местные привыкли к разрывам снарядов и уже не считают артналеты предвестниками крупного наступления.
Однако на этой неделе ситуация резко изменилась. Как сообщил журналистам представитель ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК), в ночь на вторник ВСУ подвергли массированному обстрелу населенный пункт Ленинское на юге республики, за час выпустив сто крупнокалиберных мин. К счастью, в этот раз чудом обошлось без жертв.Несколькими днями ранее обстреливали Донецк. Накаляется обстановка и в Луганской народной республике. В оборонном ведомстве ЛНР рассказали, что военнослужащие 14-й бригады ВСУ установили 250 противотанковых мин на полях вблизи населенного пункта Орехово. Киев перебрасывает в зону конфликта эшелоны с военной техникой. В непризнанных республиках уверены: украинская армия готовит наступление.
"Кроме обострения боевой обстановки и увеличения количества обстрелов со стороны ВСУ, постоянно поступают данные о наращивании сил и средств противником", — заявил официальный представитель ДНР Даниил Безсонов.
По его словам, как правило, ротационные мероприятия и связанные с ними перемещения военной техники проходят в светлое время суток и не скрываются.
"Сейчас же противник пытается стягивать силы тайно, ночами. За последние три ночи только через Константиновку прошло шесть составов с танками и артиллерийскими системами. Кроме этого, активно накапливаются запасы газосмазочных материалов и боеприпасов. Даже закупки топлива в Беларуси увеличились в разы за последние три месяца", — отметил Безсонов.
Агрессивные намерения Киева отчасти подтверждает и недавнее высказывание главнокомандующего ВСУ Руслана Хомчака о том, что украинские военные отрабатывают наступательные действия в урбанизированной местности. По его словам, это необходимо, чтобы армия была готова "ко всем вариантам развития ситуации".
Главком не уточнил, какие именно населенные пункты предстоит штурмовать украинским военным. Вероятно, он имел в виду донецкие и луганские агломерации — на Симферополь и Севастополь у ВСУ не хватит ни сил, ни решимости.
Еще одно косвенное свидетельство того, что ВСУ собираются наступать, — законопроект, который в ближайшие дни во втором чтении должна принять Верховная рада. Как объяснил журналистам глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности Александр Завитневич, документ позволит оперативно — в течение суток — привлечь к службе в армии резервистов с боевым опытом. Депутат добавил, что для этого на базе военкоматов создадут территориальные центры комплектования и социальной поддержки.
"Зачем было это заявление Генштаба Украины о том, что они начали подготовку к уличным боям? — задается вопросом бывший замгенпрокурора страны, депутат Верховной рады Ренат Кузьмин. — Это они на каких улицах собрались бои устраивать? В Донецке и Луганске? А зачем этот законопроект о новой системе призыва на военную службу? Они реально готовятся к войне".
По словам Кузьмина, об этом говорит и высказывание представителя трехсторонней контактной группы от украинской стороны о том, что Киев не будет исполнять Минские соглашения, в эту же канву ложится борьба с оппозиционными телеканалами, недавно прикрытыми по решению Совбеза Украины.
Не секрет, что большинство украинцев против войны в Донбассе. Население просто-напросто устало от семилетнего вооруженного конфликта, которому не видно конца и края. Соответственно, чтобы не злить электорат, Киев решил зачистить информационное поле от любой критики.
Для украинских властей это особенно важно, так как рейтинг президента Владимира Зеленского серьезно просел. И в тщетной надежде повысить популярность он вполне может решиться на "маленькую победоносную войну".
Конечно, в Донбассе не сидят сложа руки. Вскоре после завершения войны в Нагорном Карабахе военные руководители ДНР и ЛНР проанализировали причины поражения армянских войск и решили построить вторую линию обороны. Предположили также, что ВСУ попытаются повторить успех Азербайджана в применении ударных беспилотников, поэтому армии обеих непризнанных республик учатся противостоят атакам дронов.
У Киева сейчас шесть разведывательно-ударных БПЛА "Байрактар" турецкого производства. Скоро закупят еще.
"Командованию наших Вооруженных сил известно обо всем, что происходит в ВСУ, принимаются меры, — отмечает Безсонов. — Но мы все, в том числе и гражданские, должны быть готовы к возможным наступательным действиям противника и усилению артиллерийских обстрелов наших городов. Если противник все же решится на масштабное наступление, это будет тяжелое испытание для нас и последнее — для него".
Многие эксперты убеждены, что Киев начнет агрессию в начале мая. Называют даже дату — второе число месяца, день, на который в этом году попадает Пасха.
Первая кровь в этой войне пролилась именно в православный праздник, когда боевики "Правого сектора"* в апреле 2014-го обстреляли блокпост ополчения у поселка Былбасовка под Славянском.
В ДНР и ЛНР готовы дать отпор. В среду руководство Народной милиции ДНР разрешило подразделениям на линии соприкосновения стрелять по позициям ВСУ на упреждение "для защиты от украинского террора".
* Экстремистская организация, запрещенная в России
В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, и технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".
Предложение ульяновских авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ, но что-то постоянно мешало этому проекту. Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за восемь лет украинская сторона так и не поставила двигатели.
В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х годов (ресурс работоспособности – 50 тысяч часов, 10 тысяч вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).
Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компонента тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств. Напомню, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.
Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России. По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".
Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.
В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более трех тысяч военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.
В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ, должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.
Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих, или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга-Днепр"). Для сравнения, украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего семь машин.
Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием. К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.
На украинском госпредприятии ANTONOV считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что ANTONOV как держатель сертификата на самолет Ан-124 не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн). Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.
Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска, Киева. Принят на вооружение Советской армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает.
В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы ANTONOV сегодня Ан-124 отсутствует.
Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.
РИГА, 7 мар — Sputnik. Известный в прошлом игрок сборной России и московского "Спартака", а также бывший главный тренер московских "Торпедо" и "Спартака-2" Виктор Булатов покинул расположение дебютанта высшей лиги чемпионата Латвии "Ноа Юрмала", пишет sport24.ru.
Этой зимой холдинг "Ноа" приобрел латвийский клуб "Локомотив" (Даугавпилс), завоевавший право выступить в высшей лиге чемпионата Латвии, став победителем турнира первой лиги в прошлом сезоне. Холдинг "Ноа", президентом которого является Роман Геворкян, владеет одноименным армянским клубом, а также итальянской "Сиеной", выступающей в Серии D, и которую с недавних пор тренирует известный латвийский футболист и тренер Марьян Пахарь.
По словам Булатова, все первоначально шло очень хорошо, подбирался крепкий коллектив, команда провела сбор в Турции и с оптимизмом смотрела вперед. Однако потом в дело вмешались нефутбольные причины.
"Не знаю всех юридических нюансов, но на каком-то этапе холдинг "Ноа" не договорился с бывшим хозяином "Локомотива" Александром Якубовским и было принято решение покинуть проект, к большому нашему сожалению", - отметил Булатов.