Канцлер Германии Ангела Меркель

Дорого обошлось: Европа потеряла миллиарды из-за РФ

1449
(обновлено 18:11 15.02.2021)
Уже через год после первых санкций стало ясно - от введенных ограничений Европа теряет больше России. Кто сильнее всех страдает от санкционной войны?

Брюссель готовит новые санкции против Москвы, хотя за годы политического противостояния Евросоюз потерял от взаимных ограничений больше, чем Россия. Экономический ущерб исчисляется десятками миллиардов евро. Как пострадала Европа и кто понес наибольшие потери — разбирается автор РИА Новости Наталья Дембинская.

Допустимые потери

Санкции как таковые — не цель Евросоюза, это лишь инструмент, эффективный в отношении России, заявил на брифинге в Брюсселе представитель внешнеполитической службы ЕС Питер Стано. Глава евродипломатии Жозеп Боррель добавил, что после ареста Алексея Навального последует наказание за нарушение прав человека.

Евросоюз ввел экономические санкции против России летом 2014-го из-за конфликта на Украине. Позже расширил их. Лидеры стран ЕС в марте 2015 года увязали эти меры с выполнением Минских соглашений. Москва указала, что Россия — не сторона внутриукраинского конфликта и не субъект Минских соглашений, а лишь посредник в процессе урегулирования. И приняла ответные ограничения.

Уже спустя год стало ясно, что Европа теряет больше. С марта 2014-го по март 2015 года Москва недосчиталась 55 миллиардов долларов, ЕС — 110 миллиардов. Особенно пострадала Германия, теряющая от двусторонних ограничений по 700 миллионов долларов в месяц.

В Европейском парламенте тогда утверждали, что cекторальные санкции "оказались болезненными и усугубили экономический спад (в России — ред.), вызванный обвалом цен на нефть". А их основное краткосрочное влияние "выразилось в ограничении доступа к западному кредитованию, притоку инвестиций" и невозможности возврата "к более высоким темпам экономического роста".

Однако в 2018-м в законодательном органе ЕС признали: санкции дают весьма ограниченный эффект. "Несмотря на попытки Запада изолировать Москву, Россия играет все более заметную роль на мировой арене. Контрсанкции помогли сельскому хозяйству страны", — констатировали депутаты.

Дружественный огонь

В 2019-м итоги "санкционной пятилетки" проанализировали экономисты Маттье Крозе из Линнаньского университета в Гонконге и Юлиан Хинц из Кильского института мировой экономики. По их подсчетам, на Россию приходится чуть больше половины убытков от западных санкций — 2,2 миллиарда долларов в месяц. Остальные 45% на общую сумму 1,8 миллиарда делят между собой инициаторы ограничений. Эти данные опубликованы в исследовании "Дружественный огонь: влияние на торговлю санкций против России, а также ответных санкций".

Схему подсчета Крозе и Хинца описал влиятельный научный журнал Economic Policy. Базой послужили оценки того, как могла бы развиваться международная торговля без взаимных ограничений и при стабильной рыночной конъюнктуре.

Разница между потенциальными торговыми потоками по всем категориям товаров с тем, что на самом деле, и показала потери. Выяснилось, что суммарный ежемесячный ущерб — четыре миллиарда долларов. И больше всех теряет Германия — 38%, 667 миллионов долларов. Сильно пострадали и французские компании. Как отмечается в исследовании Крозе и Хинца, экспорт, перенаправленный в другие страны, все равно не компенсировал убытки.

Недавно в Министерстве экономики и энергетики Германии констатировали: европейский бизнес с 2014 года потерял миллиарды из-за санкций против России, а замороженные активы и денежные средства российских граждан и компаний, попавших в черный список, — это порой несколько сотен евро.

В 2018 году Германия занесла в санкционную базу данных замороженных активов и денежных средств порядка 485 тысяч евро, Ирландия — 24 тысячи, Италия — 94 тысячи, Нидерланды — 806 евро. Выделяется только Кипр — более трех миллионов евро.

В 2019-м этот же показатель в ФРГ — 337 тысяч евро, Ирландии — 77 тысяч, Италии — 148 тысяч, Нидерландах — 819 евро. В 2020-м в Германии — 341 тысяча евро, Нидерландах — 761 евро.

Всего с 2014-го Германия заморозила порядка 1,8 миллиона евро. А торговый оборот между ФРГ и Россией в 2014 году был 67,7 миллиарда евро, в 2015-м — 51,5 миллиарда, в 2016 году — 48 миллиардов.

В Берлине не раз указывали, что Германия сильнее всех страдает от санкционной войны. Летом прошлого года депутат бундестага Маркус Фронмайер приводил данные, близкие к результатам Крозе и Хинца: 618 миллионов евро в месяц (7,4 миллиарда в год, 40% всех убытков ЕС).

Главные пострадавшие

Санкционную войну между Брюсселем и Москвой также подробно изучили экономисты Венского института международных экономических исследований (Wiener Institut fur Internationale Wirtschaftsvergleiche — WIIW).

Согласно недавним оценкам WIIW, сокращение экспорта в Россию обошлось Германии в 0,2% ВВП в 2014-2018 годах, Австрии — в 0,5%. К наиболее пострадавшим экономисты отнесли Чешскую Республику и Венгрию (каждая потеряла по 0,6% ВВП) и Словакию (минус один процент ВВП). Однако в абсолютных показателях самые большие убытки, опять же, у Германии — 14 миллиардов евро только за первые два года санкций.

Что касается секторов экономики, то тут в "антилидерах" текстильная промышленность, фармацевтика, электрическое, механическое и транспортное оборудование.

Авторы исследования также отмечают, что продукты питания (на импорт мяса, молока, рыбы, фруктов и овощей из ЕС Россия наложила эмбарго с августа 2014-го) "не играли важной роли в европейском экспорте" (за исключением стран Балтии, Финляндии, Германии, Нидерландов и Польши).

"В России наблюдался лишь всплеск продовольственной инфляции, но одновременное импортозамещение способствовало возрождению сельского хозяйства, что стало одним из явных успехов экономики", — признали в WIIW.

Доля экспорта ЕС в Россию сократилась вдвое. Но при этом зависимость от российских нефти и газа, особенно с учетом роста спроса на энергоносители и скорого завершения строительства газопровода "Северный поток — 2", усилилась.

1449
Теги:
убытки, экономика, антироссийские санкции, Россия, Европа
Президент Беларуси Александр Лукашенко

"Дать по морде Польше". Лукашенко закрывает посольства у соседей

56
(обновлено 19:08 12.04.2021)
Президент Беларуси Александр Лукашенко пригрозил: если Польша продолжит недружественные действия, Минск припомнит ей оккупацию части страны и "даст за это по морде". Досталось и странам Балтии

Президент Беларуси предложил закрыть посольства в "недружественных странах". Чашу терпения переполнили призывы из Прибалтики и Польши к Евросоюзу и США усилить давление на Минск. Зачем Лукашенко идет на обострение с Западом, разбиралась автор РИА Новости Галия Ибрагимова.

Экономия на дипломатии

Беларусь уже закрывала пять лет назад дипломатическое предствительство — в Израиле, "из-за жестких бюджетных ограничений". Впрочем, Тель-Авив тогда первым предложил сэкономить и отозвал послов. Связь поддерживали через Россию и страны Балтии.

Осенью Лукашенко вернул домой глав посольств в Польше и Литве — из-за поддержки "белорусских провокаторов, с прошлого лета дестабилизирующих обстановку в Минске". Восточноевропейские соседи дали убежище Светлане Тихановской, бывшему министру культуры Павлу Латушко и политику Валерию Цепкало. Кроме того, Вильнюс и Варшава настойчиво требовали от ЕС ввести санкции против окружения белорусского лидера.

Впрочем, Минску было чем ответить. Сначала Лукашенко призвал балтийских соседей сократить количество дипломатов в Беларуси. В феврале отказался использовать Клайпедский морской порт Литвы для транспортировки грузов в Европу. Весной первые партии белорусского бензина и мазута поступили в российские порты на Балтике, а потом их перенаправили в европейские гавани.

Сначала опасались, что поставки через терминалы в Усть-Луге и Санкт-Петербурге будут идти дольше. Возрастет и стоимость транспортировки. Но пока товары прибывают в срок, хотя объемы экспортируемых в Европу нефтепродуктов все же сократились. Российские порты в ближайшие два года пообещали переваливать десять миллионов тонн. Через Клайпеду ежегодно проходило около пяти миллионов тонн белорусского мазута и бензина. Часть нефтепродуктов Вильнюс оставлял себе. Теперь власти ищут альтернативного поставщика.

Соседей не выбирают

Несмотря на отзыв послов, представительства Беларуси в Польше и странах Балтии продолжали работать. Но на днях Лукашенко предложил закрыть или сократить до минимума штат сотрудников в странах, которые "ведут деструктивную работу против Минска".

"Зачем нам сохранять наши посольства, тратить бюджетные средства на их содержание? К чему там полный штат дипломатов, отвечающих за направления, которые поставлены на паузу? Интересующие вопросы можно обсуждать на площадках международных организаций", — пояснил он.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей высказался конкретнее. Он заявил, что работа белорусских диппредставительств в странах Балтии и Польше "на протяжении длительного периода не приносит нужной внешнеэкономической отдачи".

Резкой критике подверглись отношения с Польшей. Лукашенко заметил, что контакты с Варшавой всегда были непростыми, но сейчас "чаша терпения Минска переполнена". Он обвинил польские власти в "укрывательстве беглых белорусов", в "неприкрытой героизации бандитов и военных преступников".

Не забыл Лукашенко и участие польского консула в неофициальном мероприятии в Бресте — так называемом Дне отверженных солдат, посвященном антисоветскому подполью. Дипломата вызвали в белорусский МИД и указали на то, что один из полевых командиров в 1946-м провел против белорусских деревень на востоке Польши карательную операцию, во время которой погибли старики, женщины и дети.

Глава республики пригрозил: если Польша продолжит недружественные действия, Беларусь припомнит ей оккупацию части страны в двадцатые-тридцатые годы и "даст за это по морде". А пока в планах — сократить работу организаций с польским финансированием вплоть до закрытия языковых центров по изучению польского.

Налог на заграницу

Вместе с тем Минск признает: в силу географической близости от контактов с соседями не уйти. Чтобы связи приносили выгоду, белорусские политики нашли неординарное решение. Теперь за пересечение границы с Польшей и Литвой берут плату — пока только с тех, кто следует на автомобиле из Гродненской области. Со временем таксу начнут взимать и в других точках. Кроме того, в планах ввести сборы за выезд на Украину. По той же причине — "недружественная риторика Владимира Зеленского в адрес Минска".

Энергетика — еще одна сфера, где сотрудничество Беларуси и стран Балтии сокращают. На днях Минск отключил трансграничные линии электропередачи с Литвой — для проверки их надежности, как сообщили в Минэнерго. "Эти меры необходимы с учетом планируемого выхода энергосистем стран Балтии из единого энергокольца БРЭЛЛ. Оно объединяет Беларусь, Россию, Эстонию, Латвию и Литву", — пояснили в ведомстве.

Энергосистемы стран Балтии, Беларуси и России до сих пор работают синхронно. Это позволяет обмениваться энергией в случае аварий. Инициаторами сохранения такой структуры в 2001-м выступили Латвия, Литва и Эстония. И созданное еще в советские времена единое энергетическое кольцо переименовали в БРЭЛЛ — по первым буквам в названиях стран. Пожалуй, только в этой сфере у сторон не было претензий друг к другу, но вмешалась НАТО.

В 2017-м созданный под эгидой альянса Центр энергетической безопасности в Литве подготовил секретный доклад. В обнародованном кратком изложении документа говорилось, что БРЭЛЛ представляет угрозу для региона. Сразу после этого Латвия, Литва, Эстония взяли курс на синхронизацию электросетей с Западной Европой. К 2025-му они обязались покинуть БРЭЛЛ.

Накопленный багаж

Белорусский политолог Денис Мельянцов обращает внимание: на фоне сокращения сотрудников посольств Беларуси американское диппредставительство, наоборот, возобновило работу.

"В публичной риторике сохраняется резкий тон. Вашингтон наращивает давление, но пока санкции не затрагивают экономические интересы Минска. Процесс возвращения американского посла завершен", — констатирует он.

По мнению политолога, администрация Джо Байдена не будет перечеркивать то, что сделала на белорусском направлении предыдущая администрация. И напоминает о прошлогоднем визите бывшего главы Госдепартамента — тогда Майк Помпео лично встретился с Лукашенко.

"Стороны обсудили даже поставки американского сжиженного газа в Беларусь. Обстановка была иная, но она показательна. Если американцы заинтересованы в контактах с Лукашенко, то не станут окончательно сжигать мосты", — полагает Мельянцов.

Американские нюансы

Белорусский политолог Валерий Карбалевич уверен, что закрытие посольств стран ЕС или западные санкции не подорвут режим Лукашенко, поскольку товарооборот между Минском и Европой незначительный. "Разрыв отношений между Беларусью и странами Балтии нанесет скорее имиджевый удар. Но серьезных последствий не будет", — говорит эксперт.

Он подчеркивает, что самый чувствительный момент — давление Штатов: "Через американские финансовые структуры белорусские компании заключают сделки с Россией и другими странами СНГ. Блокировка сильно осложнит процесс".

На днях Госдепартамент США рекомендовал Минфину возобновить санкции в отношении девяти белорусских предприятий. Эти ограничения Вашингтон впервые ввел в 2006-м. Но затем приостановил их действие, объяснив такой шаг улучшением ситуации с правами человека и частичными реформами.

"Если Байден применит новые меры, то белорусскому режиму придется непросто. Кроме России, ждать помощи неоткуда", — заключает Карбалевич.

Эксперты считают, что ужесточение риторики Лукашенко не означает смены внешнеполитического курса. Скорее, речь идет о повышении геополитических ставок.

56
Теги:
экономика, геополитика, президент, страны Балтии, Польша, Беларусь
Президент Украины Владимир Зеленский и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Как Турция укрепляет свои позиции на постсоветском пространстве

36
(обновлено 19:07 12.04.2021)
Турция готова выступать в роли военно-политического патрона ряда постсоветских государств и обеспечивать возможность для некоторых стран без натовской "прописки" укрепить свои отношения с альянсом без формального членства в нем

Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник МГИМО МИД России, главный редактор журнала "Международная аналитика" – для Sputnik

Наращивание турецко-украинской кооперации способно существенным образом повлиять на ситуацию в Черноморском регионе. Впрочем, значение этого фактора выходит за географические рамки бассейна Черного моря.

Динамично развивающиеся отношения Анкары и Киева актуализируют такие вопросы, как энергичное проникновение Турции на пространство бывшего Советского Союза, ее готовность выступать в роли военно-политического патрона ряда постсоветских государств, а также возможность для некоторых стран без натовской "прописки" укрепить свои отношения с альянсом без формального членства в нем.

Визиты и политические символы

В последние годы наблюдается значительная активизация двусторонних контактов представителей Киева и Анкары на высшем уровне. Впервые глава украинского государства побывал в Турецкой Республике в августе 2019 года. Это случилось всего через четыре месяца после победы Зеленского на президентских выборах. В начале февраля 2020 года пришла очередь Киева принимать высокого гостя из Анкары. Через восемь месяцев состоялся новый рабочий визит Зеленского в Турцию. Между этими двумя событиями, 27 августа 2020 года президент Реджеп Тайип Эрдоган провел переговоры с вице-премьером украинского правительства Олегом Урупским. 10 апреля 2021 года Турцию посетил президент Украины.

Как видим, интенсивность двусторонних контактов весьма высока. Но намного более важен контекст вокруг этих дипломатических событий. Следует обратить внимание, что приезд Эрдогана в Киев 3 февраля 2020 года был не только приурочен к двадцать восьмой годовщине установления дипотношений между Турецкой Республикой и постсоветской Украиной. Он состоялся на фоне резкой военной эскалации в Сирии. И если во время первой встречи с Зеленским на турецкой земле Эрдоган всячески дистанцировался от критики в адрес Москвы, то в Киеве он дал волю эмоциям. России досталось за то, что она целенаправленно закрывала глаза на действия "сирийского режима". На этом фоне Киев и Анкара достигли договоренностей об активизации сотрудничества в военно-технической сфере.

Президент Украины Владимир Зеленский и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
© REUTERS / MURAT CETINMUHURDAR/PPO
Президент Украины Владимир Зеленский и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Вояж Зеленского к турецким берегам в октябре прошлого года проходил на фоне второй карабахской войны. В этом событии роль Анкары уже не сводилась к дежурно-символическим фразам о поддержке территориальной целостности Азербайджана, ее главного союзника среди постсоветских стран. Была сделана заявка на новую роль в Кавказском регионе. И стало ясно, что, утвердившись на Каспии, Турция станет вести себя более активно как на среднеазиатском, так и черноморском направлении.

Под орудийный аккомпанемент карабахского противостояния Киев и Анкара подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве в укреплении оборонительных систем. Следствием этого стало соглашение Министерства обороны Украины с рядом турецких компаний по производству беспилотников и корветов, подписанное в декабре 2020 года.

И наконец, апрель 2021 года. Визит Зеленского в Турцию произошел на фоне стремительного всплеска интереса к ситуации в Донбассе. На юго-востоке Украины имеет место "разморозка" конфликта. И дело здесь не только в участившихся военных инцидентах, фиксируемых представителями ОБСЕ, журналистами и экспертами. Налицо стагнация мирного процесса, попытки изменить имеющийся формат путем либо кооптации в "нормандскую четверку" США, либо переноса переговоров из Минска в какую-то якобы "нейтральную" столицу. Хотя до настоящего времени белорусское руководство, имея тесные связи с Россией, воздерживалось от однозначной позиции по ситуации вокруг Донбасса.

Зеленский и Эрдоган продемонстрировали немало признаков взаимной поддержки и солидарности. Впрочем, в таких историях всегда есть нюансы, на которые стоит обращать внимание. Какие же системные основания имеются для активизации украинско-турецких отношений? И можно ли позиции Анкары и Киева полностью отождествлять?

Основы для двустороннего партнерства

Начнем с того, что для Украины президент Эрдоган и турецкий истеблишмент - благодарная аудитория. В особенности тогда, когда речь идет об утрате суверенитета Киева над Крымом. Крымско-татарская община – важный внутренний фактор для Турции. По разным оценкам, в стране проживают порядка 4-5 миллионов потомков крымских татар. По словам российского тюрколога Павла Шлыкова, "в Турции существуют силы, готовые эксплуатировать романтические настроения части турецкой элиты, мечтающей об усилении экспансии на Кавказе, в Крыму, Поволжье, Центральной Азии и рассматривающей Россию не как партнера, а как геополитического противника".

Как следствие, четкая артикуляция позиции Анкары по крымскому вопросу. Всякий раз представители турецкого истеблишмента подчеркивают, что не признают российской юрисдикции над полуостровом. Более того, турецкая элита, осознавая всю сложность в отношениях Москвы и Киева, использует украинские каналы для трансляции недовольства политикой России.

Кроме того, для Зеленского важны контакты с  патриархом Константинопольским Варфоломеем, чье влияние он пытается использовать для укрепления тренда по "национализации" православной церкви в своей стране.

Мы видим готовность Украины демонстрировать свои особые отношения с Азербайджаном, а также неприятие политики признания геноцида армян в Османской империи.

Между тем для Турции Украина - это не просто канал для выброса имеющегося недовольства и эмоций в контексте очень неоднозначного "соревновательного сотрудничества" с Москвой. В конце концов, каналы коммуникации по линии президентов и глав МИД России и Турецкой Республики налажены и неплохо работают. К слову сказать, перед апрельским вояжем Зеленского по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор Реджепа Эрдогана и Владимира Путина. Анкара пытается вести свою линию так, чтобы, с одной стороны, не войти в открытый клинч с США и НАТО, сохраняя членство в Североатлантическом альянсе, но с другой - показать всем свою внешнеполитическую "самость". Крымский вопрос или активизация на постсоветском пространстве - это в первую очередь инициатива турецкой стороны. Но в то же время это и возможность продемонстрировать свою солидарность с Вашингтоном и Брюсселем. Как следствие, заявление Эрдогана помочь в продвижении североатлантических чаяний Киева. Надежд на прием Украины в альянс немного, но декларации поддержки ее территориальной целостности, а также пронатовского выбора будут позитивно встречены американскими и европейскими союзниками.

И здесь хотелось бы обратить внимание на один сюжет первостепенной важности. Вокруг Украины и Грузии не стихают споры: станут ли эти две страны в скором времени членами НАТО? Но данный вопрос при всей его важности, вторичен. История знает массу случаев, когда без формального членства в альянсе та или иная страна становилась привилегированным партнером, как США, так и отдельных союзников Вашингтона. Разве не так было с Израилем, Южной Кореей, Японией, Испанией времен франкистской диктатуры? Но не будем далеко забегать. Разве отсутствие членства в НАТО помешало Азербайджану стать стратегическим партнером Турции, страны, имеющей в альянсе вторую по численности армию?

Киев - не Баку

Значит, между Украиной и Турцией нет проблем, а их союз в скором времени превратится в нечто похожее на азербайджано-турецкую модель? Не стоит спешить с выводами. И прежде всего потому, что Баку, в отличие от Киева, выстраивает свою политику, дистанцируясь от любых интеграционных проектов. Украина же четко артикулирует такие стратегические цели, как вступление в НАТО и в ЕС. И значит, она более зависима в том, что определяется как двусторонний формат.

Пока отношения в треугольнике Вашингтон – Брюссель - Анкара хороши, нет проблем. Но как только Штаты почувствуют ревность в отношении к своему евразийскому партеру, ситуация может измениться. И Киеву придется выбирать. В Баку могут не так внимательно прислушиваться к "советам постороннего" по поводу демократии и реформ. Но не в Киеве. У Украины нет той независимости в процессе принятия решения от коллективного Запада, что имеется у Азербайджана.

И здесь самое время упомянуть такой сюжет украинско-турецкой повестки, как выдачу Анкаре оппозиционеров, связанных с известным религиозным и общественным деятелем Фетуллахом Гюленом. В январе 2021 года с Украины депортировали двух турецких учителей - Самета Гюра и Салиха Фидана. На родине им тут же выдвинули обвинение. Но такая кооперация, как правило, вызывает, резкий протест правозащитников и различных международных организаций (например, Freedom House). И хотя Штаты традиционно балансируют между "реальной политикой" и ценностным подходом, Украину тамошнее общественное мнение воспринимает не как страну арабского Востока со своей "спецификой", а как европейское государство, стремящееся к "высоким стандартам демократии". И то, что прощается странам Залива, Киеву могут не разрешить.

Но помимо фактора США имеются и другие ограничители. В последние годы Эрдоган бросал вызовы многим. В этом списке и Москва, и Вашингтон, и Пекин, и Дели. Однако, продвигая свой образ как главного возмутителя спокойствия, тот же турецкий президент не единожды демонстрировал умения по рационализации конфронтации. И неслучайно в ходе визита своего украинского визави он отсылал его к необходимости реализации Минских соглашений. Притом что в Киеве уже не скрывая говорят о том, что они устарели и не являются релевантными сегодняшней повестке дня.

В то же время поставки в украинскую армию беспилотников "Байрактар", хорошо зарекомендовавших себя в ходе военных действий в Карабахе, могут на практике противоречить дипломатически выверенным речам. Ведь Анкара вряд ли сможет гарантировать, что Киев не захочет с их помощью повторить прошлогодний карабахский опыт в Донбассе.

Турецкий дрон Байрактар TB2
© AFP / BIROL BEBEK
Турецкий дрон Байрактар TB2
36
Теги:
Украина, Турция
По теме
Российский "Охотник" - сравнение с дронами США, Турции и Израиля
Мария Бутина на рижской конференции: дела в Прибалтике и на Украине шиты белыми нитками
Одумайтесь! Россия настоятельно советует НАТО и Украине не затевать войну
Россия, США и Франция хотят мира в Карабахе: что ответила Турция

Сергей Маркедонов: обострение в Донбассе, восстановление Карабаха и планы Молдавии

0
(обновлено 19:07 12.04.2021)
В студии Sputnik - ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, главный редактор журнала "Международная аналитика" Сергей Маркедонов

США стягивают корабли в Черное море для поддержки Украины, Киев перебрасывает свои войска на восток страны, Азербайджан восстанавливает Карабах, а Молдова возвращается к вопросам Приднестровья. Где может вспыхнуть конфликт - Sputnik обсуждает с ведущим научным сотрудником Института международных исследований МГИМО, главным редактором журнала "Международная аналитика" Сергеем Маркедоновым.

0
Теги:
политики, Азербайджан, Армения, Молдавия, Сергей Маркедонов, конфликт в Донбассе, Украина, Россия