Эскиз перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)

ПАК ДА: когда взлетит новый стратегический ракетоносец России

1451
(обновлено 18:56 05.04.2021)
"Стратегу" нового поколения обеспечено широкое поле деятельности: он сможет выполнять большинство ударных задач за пределами зоны действия ПВО, то есть "достанет" противника ракетами даже из воздушного пространства России

Развитие высокотехнологичной российской боевой авиации подчинено объективным условиям сосуществования с недружественными соседями по планете. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения отвечает вызовам и угрозам вероятного противника.

Министерство обороны РФ утвердило окончательный облик стратегического бомбардировщика-ракетоносца разработки "Туполева". Специалисты отдали приоритет снижению заметности самолета и могущественному ракетному вооружению. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) получит дозвуковую скорость, значительную продолжительность полета и внутрифюзеляжное вооружение, включая перспективные крылатые ракеты – большой дальности и гиперзвуковые. "Стратег" нового поколения планируют принять на вооружение до 2027 года, до конца действующей государственной программы вооружений. ПАК ДА заменит "ветеранов" Дальней авиации Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3.

По данным источника в оборонно-промышленном комплексе, бомбардировщик-ракетоносец создан по аэродинамической схеме "летающее крыло", бортовое оборудование максимально автоматизировано (вплоть до беспилотного режима). Самолет сможет применять широкий спектр ракет "воздух – воздух", и управлять группами беспилотных летательных аппаратов. Продолжается строительство нескольких опытных образцов ПАК ДА на Казанском авиационном заводе.

Специальные макеты и полноразмерные элементы новейшего "стратега" успешно прошли серию стендовых испытаний уровня радиолокационной заметности и подтвердили технологическую возможность самолета незамеченным преодолевать передовые рубежи ПВО стран НАТО.

Глава "Туполева" Александр Конюхов в 2019 году сообщил, что выкатка первого опытного образца ПАК ДА планируется в 2021-2022 годах. Тогда же замминистра обороны РФ Юрий Борисов (ныне вице-премьер) заявил, что первый полет состоится в 2025-2026 годах, а начало серийного производства ПАК ДА намечено на 2028-2029 годы. Поскольку сегодня говорят о приеме на вооружение в 2026 году, реализация проекта идет со значительным опережением первоначального графика. Очевидное ускорение является жестким требованием военно-политической обстановки.

Технологическая прочность

Российская Дальняя авиация успешно освоила применение конвенционных боеприпасов и высокоточного оружия в Сирии. И все же главная задача стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев – повышение эффективности, надежности и запаса прочности ядерной триады. Собственно, для этого восстановлено и производство ракетоносцев Ту-160М2 (практически нового самолета). Вероятный противник никогда не сможет первым ударом уничтожить наземные, морские и воздушные компоненты триады. Что привнесет в систему ядерного сдерживания и тактику боевого применения авиации ПАК ДА?

Минобороны РФ необходим качественно новый самолет, который выполнял бы функции всех трех действующих ракетоносцев – Ту-160 (производится с 1984 года), Ту-95МС (в серии с 1958 года), Ту-22М3 (производится с 1969 года), и при этом стоил не дороже Ту-160. Ранее появилась информация, что конструкция "летающее крыло" позволит значительно нарастить характеристики дальности и грузоподъемности бомбардировщика-ракетоносца.

Максимальная продолжительность полета превысит 30 часов, дальность без дозаправки – 15 тысяч. По самым скромным прогнозам, ПАК ДА поднимет около 35 тонн полезной нагрузки. Для сравнения, американский стратег-невидимка B-2 Spirit несет до 27 тонн боевой нагрузки, российский Ту-160 "Белый лебедь" – до 45 тонн. По логике вещей, арсенал нового "стратега" не должен уступать Ту-160.

Специально для ПАК ДА разрабатывается новый турбореактивный двигатель. Разработку с 2018 года ведет Объединенная двигателестроительная корпорация. По материалам СМИ, в связи со значительной взлетной массой - более 125 тонн - бомбардировщик получит четыре двигателя. Испытания вскоре пройдут на стенде и на базе летающей лаборатории Ил-76.

Конструктивно ПАК ДА принципиально отличается от существующих дальних бомбардировщиков.

Используются современные и перспективные материалы, новейшие технологии. Особое внимание - малозаметности: радиопоглощающее покрытие, элементы конструкции, геометрическая форма планера, внутренние отсеки для вооружения. Машина получит новейшую авионику с открытой архитектурой, которая обеспечит высокие характеристики, а в перспективе упростит модернизацию.

В бортовой комплекс войдут системы: управления ракетным оружием, спутниковой навигации ГЛОНАСС, автоматического огибания рельефа местности, многоканальный связи, а также РЛС бомбометания и оптико-электронный бомбардировочный прицел. Вероятна интеграция многих систем в единый комплекс автоматического обзора всего окружающего пространства. "Интеллект" ПАК ДА обнаружит и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели, и обеспечит эффективное применение активных средств РЭБ, пассивных ИК-ловушек.

От начала научно-исследовательских работ до запуска строительства опытного ПАК ДА прошло чуть более 10 лет – нормальный срок для сложного проекта. Строительство займет около двух лет, после чего начнутся наземные и летные испытания. Если проект не столкнется с непредвиденными трудностями, серийное производство начнется строго по плану – в 2027 году. Вероятно, слишком торопиться не следует, ПАК ДА создается с прицелом на несколько десятилетий вперед. Главное – качество.

Немецкий еженедельник Stern прогнозирует: "Новые бомбардировщики будут производиться небольшими партиями и постепенно. Так можно будет постепенно дорабатывать новую модель. Именно так Кремль действует в отношении боевого танка Т-14 "Армата". Тогда ему удастся избежать проблем, которые возникли у США с самолетом-невидимкой F-35, потому что они построили сразу большую партию, хотя у новой модели обнаружилась масса недоработок".

Космический перехватчик

Новому "стратегу" обеспечено широкое поле деятельности. ПАК ДА сможет длительное время находиться в режиме боевого патрулирования в одном регионе и применять вооружение в другом – на удалении в десятки тысяч километров (с дозаправкой). Некоторые эксперты считают важным способность наносить удары из районов за пределами ПВО противника – над Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим океанами.

Тактика боевого применения ПАК ДА зависит от степени заметности на радарах вероятного противника и дальности ракетного вооружения. Если иметь ввиду существующие стандарты крылатых ракет (дальность Х-101/102 воздушного базирования – до 5500 км), а также гиперзвуковые особенности перспективных ракет, технология "стелс" определяющей роли не играет. Новый "стратег" сможет выполнять большинство ударных задач за пределами зоны действия противовоздушной обороны, то есть "достанет" противника "неостанавливаемыми" ракетами даже из воздушного пространства России.

Сегодня только РФ и США имеют особый род военно-воздушных сил – стратегическую авиацию (Китай – на подходе). Американская компания Northrop Grumman с 2017 года создает аналогичный ПАК ДА самолет – Б-21 "Рейдер". Пентагон рассчитывает, что машина покинет ангар для наземных испытаний в конце 2021 года. Первый полет должен состояться в 2022 году. Стоимость одного самолета составит около 600 миллионов долларов.

По прогнозам министерства обороны США, китайское "летающее крыло" Н-20 полезной грузоподъемностью до 10 тонн и дальностью до 8500 км пройдет наземные испытания в 2021 году. Компания-производитель Aviation Industry Corporation недавно сообщила, что испытания начнутся "скоро".

Ожесточенная борьба "стратегов" дальней авиации продолжается в конструкторских бюро, на земле и в небе. В этом концептуально-технологическом соревновании возможно расширение номенклатуры боеприпасов новейшего российского бомбардировщика-ракетоносца за счет средств самообороны – ракет "воздух - воздух". Не исключается установка на борту ПАК ДА электромагнитного, лазерного и иного вооружения на новых принципах.

Важным отличием перспективного российского "стратега" от зарубежных аналогов считается способность выполнять функции космического перехватчика – гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника на суше, на море и в ближнем космосе (военные спутники, боеголовки стратегических ракет). Вся боевая мощь новейшего бомбардировщика-ракетоносца будет доверена экипажу из четырех человек, как и на Ту-160.

1451
Теги:
безопасность, оборона, вооружения, военная техника, Минобороны РФ, бомбардировщик, самолет, военная авиация
Эсминец США Donald Cook. Архивное фото

Британские "Тайфуны" в Румынии помогут эсминцам США взбаламутить Черное море

151
(обновлено 19:07 14.04.2021)
Эсминцы ВМС США Roosevelt и Donald Cook с группой авиаподдержки в составе шести британских истребителей спешат на очередную "черноморскую вахту" под предлогом якобы российской военной активности на границах Украины. Россия готовит ответные меры

Американские эсминцы типа Arleigh Burke (Roosevelt и Donald Cook) с крылатыми ракетами Tomahawk будут выполнять задачи в акватории Черного моря с 14-15 апреля до 4-5 мая. В поддержку этой миссии Великобритания отправила на румынскую авиабазу "Михаил Когэлничану" шесть многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon, способных нести высокоточные крылатые ракеты Storm Shadow большой дальности (для поражения защищенных командных пунктов).

Общая цель Вашингтона и Лондона – сдерживание "российской агрессии" против Украины. Кроме того, ожидается отправка на Украину до ста британских пехотинцев. По данным ВСУ, украинско-британские командно-штабные учения Cossack Mace 2021 состоятся с участием более тысячи военнослужащих из пяти государств НАТО. Маневры посвящены отражению на украинской территории масштабного наступления вооруженных сил "страны-агрессора".

В Конгрессе США 13 апреля заявлено об отправке в Германию дополнительного контингента в составе 500 американских военнослужащих, и в дальнейшем в Европу перебросят многоцелевые истребители-бомбардировщики F-35. Всё для "сдерживания" РФ.

Пока неизвестно, какие корабли задействуют в Черном море в активной фазе крупномасштабных учений Армии США Defender Europe 2021, однако четыре воздушно-десантные операции с участием семи тысяч военнослужащих пройдут в середине мая на территории Болгарии и Румынии. Поддержка ВМС США предсказуема.

Под знаменами Defender Europe 2021 к маю соберутся 30 тысяч военнослужащих из 26 стран. Россия вынуждена адекватно реагировать на очевидные факты и реальные угрозы.

Русский "тир"

Все вошедшие в Черное море корабли США и НАТО берутся на постоянное сопровождение силами и средствами Черноморского флота РФ, это аксиома. Россия готова к прибытию двух американских ракетных эсминцев и значительному усилению британскими истребителями авиакрыла НАТО в Румынии.

Над акваторией Черного моря стартовали масштабные совместные учения двух "воздушных армад" – авиации Южного военного округа (ЮВО) и Морской авиации ЧФ. Фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34, многоцелевые истребители Су-27СМ и Су-30СМ отрабатывают ракетные пуски и бомбометание по морским целям на предельно малых высотах, прикрытие и сопровождение кораблей ЧФ, которые выполняют боевые задачи по предназначению.

Минобороны России / Ruptly
Российские истребители готовятся к бомбометанию по морским целям

C каждой новой задачей меняются тактический фон, состав разнородной группировки сил вероятного противника. Любые серьезные маневры – это фантастическая многомерность, круглосуточное напряжение десятков тысяч специалистов на боевых постах, очевидное технологическое и боевое превосходство или наоборот. Вне зависимости от времени года, военные учения отличаются от настоящей войны лишь тем, что люди не гибнут.

В апреле для повышения боевой устойчивости оперативно-тактическая авиация окружного объединения ВВС и ПВО перебазирована на оперативные аэродромы, то есть рассредоточена. Контрольные мероприятия охватывают все войска ЮВО и направлены на повышение уровня боевой и оперативной подготовки с учетом сложной обстановки в зоне ответственности.

Кроме авиации, надводных кораблей и субмарин российского флота, черноморскую акваторию надежно контролируют (простреливают насквозь) береговые ракетные комплексы "Бал" и "Бастион", небо над морем чутко сканируют системы ПВО С-400 "Триумф". Западные эксперты отмечают тотальное военное превосходство России в регионе и делают выводы: Черное море – это русский "тир", а корабли ВМС США в нем – легкие мишени.

Мутные партнеры

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков 13 апреля заявил, что США являются противником России, так как Вашингтон делает все возможное, чтобы подорвать позиции Москвы в мире – США и НАТО сознательно подталкивают Киев на конфронтацию с РФ. Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев 14 апреля сообщил, что угроза терактов на территории российского Крыма сохраняется из-за "деструктивной деятельности США, контролируемого ими блока НАТО".

Разумеется, подобное "сдерживание" Москву не устраивает. И пока "партнеры" не вернутся в объективную реальность, Россия будет жестко и последовательно отстаивать свои национальные интересы.

Как "партнер с расширенными возможностями" альянса, Украина запланировала на 2021 год восемь совместных военных учений вблизи Крыма, с участием 11 тысяч иностранных военнослужащих.

Россия отвечает. Действия Вооруженных сил РФ в последние две недели – недоступная альянсу по скорости переброска к западным границам двух армий и трех дивизий ВДВ – это сигнал, прежде всего, Вашингтону и Брюсселю. Американцы насчитали (издалека, с беспилотников) 87 тысяч личного состава, 18 оперативно-тактических комплексов "Искандер-М", 1100 танков (Т-72Б/Б2/Б3, Т-80БВ/БВМ, Т-90А), 2600 бронемашин (БТР-82А, БМП-3, "Тигр"), 1170 единиц ствольной артиллерии ("Мста-Б", "Акация", "Пион"), 400 систем залпового огня – "Град", "Смерч", "Солнцепек".

А пока на российской стороне – даже Конвенция Монтрё, которая значительно ограничивает суммарный тоннаж (не более 45 тысяч тонн) и время пребывания в Черном море (не более трех недель) боевых кораблей нечерноморских стран. Заметим, американские эсминцы Roosevelt и Donald Cook имеют суммарное водоизмещение менее 20 тысяч тонн.

151
Теги:
военные учения, военная техника, военнослужащие, безопасность, оборона, Россия, НАТО
Погружаемый патрульный корабль Страж (в экспортном варианте BOSS - Border and Offshore Submersible Sentry)

Невидимый патруль: ныряющий корабль BOSS разработали в России

261
(обновлено 18:25 13.04.2021)
Между новейшим BOSS и традиционными надводными кораблями сложно поставить знак равенства: в КБ "Рубин" создали удивительную гибридную субмарину

Научный и технологический уровень российского судостроения позволяет нестандартно подходить к конструкторским решениям. Патрульный "Страж" с функциями надводного корабля и субмарины способен удивить специалистов разных стран. Новинка будет экспортироваться под названием BOSS (Border and Offshore Submersible Sentry).

Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" представило проект погружаемого патрульного корабля "Страж", сочетающего достоинства субмарины и надводного корабля. Относительно небольшие цена и размеры, выдающиеся технические характеристики, традиционно высокая надежность, возможность размещения на борту широкого спектра ракетно-торпедного вооружения (или научного оборудования) делает BOSS привлекательным для многих стран с небольшим оборонным бюджетом.

КБ "Рубин" – один из мировых лидеров в проектировании субмарин и ведущее в России конструкторское бюро подводного кораблестроения со 120-летним опытом создания подводных кораблей и аппаратов различных классов (включая гражданскую технику).

Внешне BOSS напоминает дизель-электрическую субмарину проекта 613 – конструктивно успешную, одну из самых массовых и продаваемых в мире (тоже разработка "Рубина"). Погружаемый корабль имеет схожие технические характеристики: длина 60-70 метров в зависимости от комплектации, водоизмещение около тысячи тонн, экипаж 42 человека.

Может оснащаться управляемыми ракетами, торпедами, беспилотными летательными аппаратами, артиллерийскими установками, и маломерными скоростными плавсредствами для досмотровых групп. При выборе оружейных систем, приборов и оборудования специалисты КБ "Рубин" ориентировались на проверенные, серийные образцы современных субмарин, надводных кораблей и самолетов.

Вероятными целями нового патрульного "наутилуса" в подводном и надводном положениях могут стать боевые корабли и береговые объекты высокотехнологичного противника, а также менее оснащенные пираты, контрабандисты, браконьеры. Корабль может эффективно использоваться и в качестве разведывательного или научно-исследовательского.

Головная боль НАТО

Для понимания спектра возможностей и задач нового корабля необходимо вернуться к проекту 613 (по классификации НАТО – Whiskey). Субмарина с простотой и надежностью винтовки-трехлинейки имела водоизмещение 1347 тонн, длину 76 метров, ширину 6,6 метра и могла двигаться со скоростью до 18,5 узла, на глубинах до 200 метров.

Максимальная дальность в надводном положении – 8,5 тысячи миль (более 15 тысяч км). Основное вооружение: шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм (четыре носовых и два кормовых), причем торпеды могли оснащаться и ядерными боевыми частями (боекомплект – 12 торпед или 22 мины). Автономность - 30 суток. Экипаж 52 человека.

Проект 613 разрабатывался как торпедный, и все же было построено шесть модифицированных субмарин с ракетным вооружением – за ограждением рубки в двух прочных контейнерах находились крылатые ракеты П-5 дальностью около 300 км (для стрельбы из надводного положения по береговым целям).

В серийном строительстве 613-х широко применялись поточно-секционный метод постройки, автоматическая сварка и рентгенографический контроль сварных швов. Советский флот получал по одной новой субмарине в пять дней. За семь лет (1950 – 1957) было построено 215 дизель-электрических подлодок среднего водоизмещения, которые могли одинаково эффективно наносить торпедные удары, вести разведку, решать задачи минных постановок, оперативной и позиционной службы в районах дислокации противника.

О живучести проекта говорит тот факт, что 613-е служили до конца существования Советского Союза, то есть почти сорок лет (на Черноморском флоте в 1990 году в строю оставалось 18 ходовых субмарин).

Многоцелевые подводные лодки проекта 613 массово поставлялись за рубеж (около 40 единиц) – военно-морским силам Болгарии, Кубы, Индонезии, Египта, Сирии, КНДР, Польши. Китаю передали техническую документацию, и более 20 субмарин было построено на заводах в Шанхае и Ханькоу.

Разумеется, новый погружной патрульный корабль унаследовал главные качества 613-го проекта – прочность, надежность и эффективность. В остальном BOSS – высокотехнологичное детище 21-го века, с качественно новыми, более могущественными вооружением, средствами связи, навигации и гидроакустики.

Потенциал

Классическое боевое патрулирование на море – это длительное маневрирование надводных кораблей и подводных лодок в заданном районе, в постоянной готовности к выходу на боевые позиции и нанесению ударов по кораблям или наземным объектам противника. Имеется дипломатическое выражение "демонстрация флага", но сути происходящего это не меняет, патрульный корабль вдали от родных берегов всегда выполняет боевую задачу в постоянной готовности к ракетному, артиллерийскому или торпедному удару. Именно поэтому РФ жестко реагирует на появление американских эсминцев вблизи своих берегов в Черном, Беринговом или Японском морях.

В российском ВМФ до недавнего времени патрулированием акваторий занимались сторожевые корабли, в военно-морских силах НАТО – эскортные эсминцы, фрегаты, корветы и корабли прибрежной зоны. Сложно поставить знак равенства между традиционными надводными кораблями и ныряющим BOSS (для него придется дописывать тактику боевого применения). Особенности эксплуатации нового корабля позволяют утверждать, что в КБ "Рубин" создали гибридную субмарину.

Боевое патрулирование в подводном положении позволяет скрытно наблюдать за противником, нарушителями границы или контрабандистами, обеспечивает внезапность удара или реагирования на угрозы. На глубине проще оторваться от превосходящих сил противника, и там никакой шторм не страшен. Надводные характеристики – бонус для экипажа, который может в походе дышать свежим морским воздухом, а не продуктом регенерации (как на классических подводных лодках).

Возможности научного изучения шельфа у ныряющего патрульного корабля выше, чем у аналогичного надводного. Кроме того, BOSS может служить относительно недорогим учебным "классом" для подготовки экипажей и береговой инфраструктуры – с прицелом на развитие отдельными странами национальных подводных сил, приобретение опыта и "полноформатных" субмарин.

261
Теги:
военная техника, оборона, подводные лодки, корабли, ВМФ РФ
Латвийские пожарно-спасательные службы проводят акцию, чтобы привлечь внимание к проблемам финансирования

Время обновлять автопарк: пожарная цистерна загорелась по дороге на пожар

15
(обновлено 12:53 15.04.2021)
В Латвии необходимо срочно заменить 202 пожарные автоцистерны, выпущенные в семидесятых годах прошлого века

РИГА, 15 апр — Sputnik. Возгорание моторного отсека почти сорокалетней автоцистерны ЗИЛ вынудило Государственную пожарно-спасательную службу (ГПСС) вновь бить тревогу из-за устаревшего автопарка, сообщает Latvijas Radio.

Пожарная автоцистерна, выпущенная в 1982 году, загорелась, когда пожарные ехали на вызов на тушение пожара в Даукстскую волость Гулбенского края. Причиной возгорания стала старая проводка.

Представитель ГПСС Агрита Витола утверждает, что из-за недостаточного количества транспортных средств и устаревшего автопарка невозможно проводить спасательные работы на должном уровне.

"Самая большая проблема – нехватка автоцистерн. Это автомобиль который должен быть оборудован всем необходимым – от средств для тушения до средств для проведения спасательных работ", - отметила Витола.

По ее словам, возраст примерно 40% использующихся в Латвии автоцистерн превышает 20 лет, а средний возраст этой техники составляет 22,4 года. При этом в нормативных актах ГПСС говорится, что целесообразный срок использования грузовых автомобилей – 10 лет.

К тому же старые машины, выпущенные в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века, потребляют значительно больше горючего. На них нельзя установить все необходимое оборудование, например гидравлические инструменты и другую технику, которая используется при проведении спасательных работ во время дорожно-транспортных происшествий.

В ближайшие годы необходимо срочно заменить 202 пожарные автоцистерны. В противном случае отдельные посты ГПСС не смогут выезжать на вызовы.

Пожарные не впервые обращают внимание на то, насколько устарела их техника. Еще в 2019 году профсоюз сотрудников внутренних дел поставил у кабмина три старых пожарных автомобиля ЗИЛ. Тогда к пожарным вышли премьер-министр Кришьянис Кариньш и глава МВД Сандис Гиргенс, которые согласились с тем, что технику пора обновлять.

15
Теги:
ГПСС, Латвия
По теме
Латвийские пожарные ездят на ретроавтомобилях
Им не хватает денег: зачем пожарные пригнали к кабмину советские ЗИЛы
МВД Латвии просит 10 миллионов евро на новую технику для пожарных
Кувалдой и добрым словом: латвийские пожарные до сих пор ездят на ЗИЛах