Статуэтка Оскар

Попытка номер девять: Латвия вновь попробует получить "Оскар"

220
(обновлено 19:08 10.10.2017)
Осенью во многих странах начинается выдвижение своих художественных фильмов на кинопремию "Оскар" Американской академии киноискусства за лучший фильм на иностранном языке (Academy Award for Best Foreign Language Film), Латвия тоже выбрала кинокартину, которая поборется за "Оскар"

Согласно правилам нынешней, 90-й церемонии вручения Оскара, которая состоится 4 марта 2018 года, премьеры выдвигаемых на премию фильмов должны были пройти в период с 1 октября 2016 года до 30 сентября 2017-го.

Как сообщается на официальном сайте, в этом году для номинации представлено рекордное количество фильмов – из 92 стран. Впервые участвуют Гаити, Гондурас, Лаос, Мозамбик, Сенегал и Сирия.

Латвия тоже не осталась в стороне и выдвинула свою кинокартину в девятый раз. Все предыдущие попытки были неудачными. Вспомним их.

1992 – "Дитя человеческое"

Американские киноакадемики награждают лучший фильм на иностранном языке с 1948 года. Советский Союз впервые представил фильм на эту номинацию в 1963-м. И представлял и в другие годы. Но ни одного фильма Рижской киностудии там не было.

Поэтому неудивительно, что, только восстановив независимость, Латвийская Республика решила обратить на себя внимание Голливуда. Это было в 1992 году. Самый первый латвийский фильм, выдвинутый на Оскара, – "Дитя человеческое", по одноименному роману Яниса Клидзейса. Режиссер – Янис Стрейчс.

Дитя человеческое (Cilvëka bërns). Режиссер Янис Стрейч
Film Studio TRIS
"Дитя человеческое" (Cilvëka bërns). Режиссер Янис Стрейч

Но, кроме того, это ещё самый первый и единственный фильм на латгальском языке. В этом качестве он отмечен в Книге рекордов Гиннесса. Правда, там вкралась ошибка и было написано, что это единственный фильм на латышском.

Из описания: "На тихом хуторе, среди неброской красоты латгальской природы

 

живет в большой, дружной семье семилетний Бонифаций. В его жизни должно произойти печальное событие. Соседка Биги, в которую он влюблен, готовится к свадьбе с посватавшимся к ней завидным женихом Алексисом. На вечеринке у молодоженов Бонифаций видит заплаканное, но счастливое лицо Биги и забывает о своей обиде. Он просит Пресвятую Деву о благословении новобрачных…"

Фильм не был номинирован, а приз на 65-й церемонии в Лос-Анджелесе вручили французскому фильму "Индокитай".

2008 – "Стражи Риги"

Следующий латвийский фильм был выдвинут на "Оскара" только через 16 лет – в 2008 году. Это был блокбастер "Стражи Риги" режиссера Айгарса Граубы, чемпион проката, утверждалось, что за год его посмотрели более 300 тысяч зрителей. Впрочем, с учетом, что на сеансы организованно водили школьников по всей стране, это неудивительно.

Стражи Риги (Rīgas sargi). Режиссер Айгарс Грауба
Platforma Filma
"Стражи Риги" (Rīgas sargi). Режиссер Айгарс Грауба

Фильм выдвинула специальная комиссия, выбирать долго не пришлось, критериям соответствовали еще только два фильма, из них "Стражи Риги" был самый патриотический. В фильме рассказывается история латышского стрелка Мартиньша, вернувшегося в 1918 году в Ригу, чтобы вместе с другом и любимой девушкой отстоять независимость молодой Латвийской Республики.

Историки нашли в фильме огромное количество ошибок и допущений, киноакадемики тоже не впечатлились. Фильм не был номинирован, а "Оскара" на 81-й церемонии получил японский фильм "Ушедшие".

2010 – Amaya

В 2010 году Латвией на Оскара был выдвинут экзотический продукт – первый латвийско-гонконгский фильм Amaya, режиссера Мариса Мартинсонса. Фильм снимался в Гонконге и рассказывал о непростых отношениях между японской женщиной Амайей и западным мужчиной по имени Пол. Их встреча поменяла их судьбы, и так далее… В главных ролях — известная японская актриса Каори Момои и литовский актер и музыкант Андриюс Мамонтовас.

Фильм к концу первой недели проката в кинотеатре Forum Cinemas занял второе место по числу зрителей и седьмое — по кассовым сборам. А в Литве лента вообще заняла первое место как по числу посмотревших ее зрителей, так и по сборам.

Гонконг, конфиденциально (Amaya). Режиссер Марис Мартинсонс
Krukfilms/October Pictures Limited
"Гонконг, конфиденциально" (Amaya). Режиссер Марис Мартинсонс

С этим выдвижением случился небольшой скандал. Резко против выступил известный продюсер Андрей Экис, который считал, что на Оскара надо выдвинуть фильм Яниса Стрейча "Наследие Рудольфа", по латышскому классику Блауманису. Этот фильм в газете "Латвияс авизе" назвали торжеством латышского духа. Экис обвинил министра культуры Интса Далдериса, который входил в комиссию по выдвижению, в предательстве национальных интересов и призвал гордиться своей культурой и снимать фильмы про родные берега, а не про далекий Китай. На что министр Далдерис ответил, что Экис просто не готов к здоровой конкуренции и что фильм надо оценивать не по национальным, а по профессиональным критериям. Тем более что все наши культурно-исторические мотивы для заокеанского жюри ничего не значат.

Впрочем, и этот фильм не был номинирован, а на 83-й церемонии "Оскар" получил фильм "Месть", Дания.

2012 — "Гольфстрим под айсбергом"

В 2012 году Национальной экспертной комиссии предстоял трудный выбор из четырех фильмов: "Люди там" Айка Карапетяна, Kolka Cool Юриса Пошкуса, "Мона" Инары Колманы и "Гольфстрим под айсбергом" Евгения Пашкевича, который и был выбран.

Фильм этот знаменателен тем, что снимался 12 лет и является совместным латвийско-российским проектом. Помимо известных латышских актеров, в нем снимались Алексей Серебряков, Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Вилле Хаапсало, Юрий Цурило, Екатерина Вилкова, Анна Азарова, Елена Морозова и Татьяна Лютаева.

Гольфстрим под айсбергом. Режиссер Евгений Пашкевич
Nida Filma
"Гольфстрим под айсбергом". Режиссер Евгений Пашкевич

Из описания: "Упоминания о Лилит можно найти в древних легендах Востока, в Талмуде, кабалистике Средневековья. Согласно этим источникам, она не была сотворена из ребра Адама, как Ева, но подобно ему была создана из глины. Тем не менее Адам не признал ее равной себе, и она покинула его после ссоры, тем самым не запятнав себя первородным грехом. У Лилит нет души, она бессмертна. Она принимает любой облик, овладевает мужчинами против их воли и покидает, когда захочет, обрекая их на тоску и погибель. Что бы она ни делала, это не является ни Добром, ни Злом. Она — другого естества…"

Экспертная комиссия отметила, что "Гольфстрим под айсбергом" — проект международного масштаба с участием актеров из четырех стран, его зарубежная премьера прошла на Московском международном кинофестивале, он был признан лучшим на национальном фестивале "Большой Кристапс" и т.д.

Фильм не был номинирован на Оскар, который на 85-й церемонии получила австрийская картина "Любовь".

2013 – "Мама, я тебя люблю"

В 2013 году экспертная комиссия выбирала из трех фильмов. За фильм "Грибники" не проголосовал никто, за фильм "Команда мечты 1935" — два человека, а шесть — за фильм "Мама, я тебя люблю" режиссера Яниса Нордса.

Мама, я тебя люблю (Mammu, es Tevi milu). Режиссер Янис Норд
Film Studio Tanka
"Мама, я тебя люблю" (Mammu, es Tevi milu). Режиссер Янис Норд

Отмечалось, что с февраля по сентябрь фильм посмотрели 37 тысяч зрителей, он удостоен призов Берлинского, Лос-Анджелесского, Тель-Авивского и Злинского (Чехия) фестивалей, как лучший детско-юношеский фильм.

Из описания: "История о тринадцатилетнем школьнике Раймонде и его матери. С одного ничем не примечательного замечания в школе начинается богатая приключениями неделя в жизни Раймонда. Мальчик убегает из дома, ввязывается в сомнительную авантюру с проституткой, попадает в поле зрения полиции и, в конце концов, разрешает назревший конфликт с матерью и лучшим другом".

Фильм не был номинирован, на 86-й церемонии наградили итальянскую картину "Великая красота".

2014 – "Камни в моих карманах"

В 2014 году эксперты единогласно выдвинули на "Оскар" анимационный фильм для взрослых "Камни в моих карманах" режиссера Сигне Баумане. Собственно, выбирать было не из чего, условиям соответствовала еще только комедия "Джимлай Руди Раллала" о приключениях группы лихих пенсионеров в латвийской армии.

Камни в моих карманах (Akmeņi manās kabatās). Режиссер Сигне Баумане
Locomotive Productions
"Камни в моих карманах" (Akmeņi manās kabatās). Режиссер Сигне Баумане

К тому времени мультфильм получил два приза фестиваля в Карловых Варах, один из них – от Экуменического жюри, а также рецензию в газете The New York Times. Комиссия отметила уникальность фильма "Камни в моих карманах" — это очень личный рассказ, тесно переплетенный с событиями латвийской истории. Это правдивый рассказ о пятерых родственницах автора фильма, об их борьбе с жизненными трудностями и депрессией, о семейных тайнах и любви.

Фильм хоть и не был номинирован на "Оскар", но поставил рекорд: попал в финальную двадцатку. Это лучший результат за всю историю выдвижения латвийских фильмов.

А премию на 87-й церемонии получил польский фильм "Ида".

2015 — "Модрис"

В 2015 году комиссия выбирала из двух фильмов о подростках. "Урок" Андриса Гауйи и "Модрис" Юриса Курсиетиса, который и выбрали. А также на попадание в номинацию претендовал короткометражный фильм "Кастрированный боров", завоевавший главный приз фестиваля в Тампере (Финляндия).

 

Картина "Модрис" — совместного производства Латвии, Греции и Германии — тоже получила призы на международных фестивалях, но, кроме того, стала первым латвийским фильмом, про который точно известно, что члены Американской киноакадемии его смотрели, хотя бы начало. Режиссер Юрис Курсиетис лично приехал в декабре в Лос-Анджелес, чтобы принять участие в специальных сеансах для членов Академии и представителей киноиндустрии.

Модрис (Modris). Режиссер Юрис Курсиетис
Boo Productions/Red Dot Media/Sutor Kolonko
"Модрис" (Modris). Режиссер Юрис Курсиетис

Из описания: "Модрис — 17-летний подросток. Из-за пристрастия к азартным играм его отношения с матерью становятся сложными. Конфликт накаляется после того, когда зимой он уносит из дома и продает электрический обогреватель, а деньги проигрывает. Чтобы перевоспитать сына, мать сдает его полиции. Модрис решает найти своего отца, которого никогда не видел". Основано на реальных событиях.

В главной роли снялся 19-летний Кристерс Пикша — не актер, а повар из Адажи, из кафе "Четыре берега".

В августе 2015 года стало известно, что прототип главного героя Модрис Скутанс трагически погиб в Англии, его родственники объявили сбор денег на перевоз тела на родину, требовалось две тысячи евро.

А фильм "Модрис" не был номинирован на "Оскар", который в год 88-й церемонии получил венгерский "Сын Саула"

2016 — "Аусма"

В 2016 году для номинации на "Оскар" из четырех латвийских фильмов был выбран фильм "Аусма" режиссера Лайлы Пакалнини. Комиссия решила, что это самый качественный фильм из всех представленных, с самым неожиданным художественным решением.

Черно-белый фильм представляет собой экранизацию истории пионера-героя Павлика Морозова на латышской почве. Дело происходит в 50-х годах прошлого века в колхозе "Аусма" ("Рассвет"). Главный герой – латышский мальчик Янис.

Аусма (Ausma). Режиссер Лайла Пакалниня
Hargla Company
"Аусма" (Ausma). Режиссер Лайла Пакалниня

В интервью режиссер рассказала, что начала писать сценарий после событий в Сирии и Египте, а когда приступили к съемке — начались события на Украине. Тем не менее, автор подчеркивала, что русский язык в фильме не звучит, потому что это не рассказ о том, что виноваты другие. "И предатели, и герои – это один народ", — сказала она.

Главными трудностями были поиски советской атрибутики и отсутствие в Латвии бескрайних колхозных полей, поэтому их снимали в Польше.

Несмотря на антисоветизм, фильм не был номинирован, а приз на 89-й церемонии достался "Коммивояжеру" из Ирана.

2017 — "Хроникa Мелании"

В этом году в Лос-Анджелесе пройдет 90-я церемония вручения "Оскара". От Латвии, как лучший фильм на иностранном языке, выдвинута артхаусная картина "Хроникa Мелании" режиссера Виестурса Кайришса.

Конкурентом была комедия "Свингеры" — одна из самых посещаемых в истории нынешнего латышского кино, 110 тысяч зрителей. Впрочем, "Хроники Мелании" за два года тоже посмотрели 75 тысяч человек.

Хроникa  Мелании (Melānijas hronika). Режиссер Виестурс Кайриш
8Heads Productions /Inland Film Company /Mistrus Media
"Хроникa Мелании" (Melānijas hronika). Режиссер Виестурс Кайриш

Это черно-белый рассказ о сибирских страданиях ссыльной писательницы Мелании Ванаги, снятый по ее книге. Страдает она в том числе и от жуткого местного населения. Сибирь снимали в Латгалии, на границе с Россией. В главной роли — швейцарская актриса Сабина Тимотео.

Фильм снят в несколько условной, театральной манере.

Пожелаем же ему успеха!

220
Теги:
Премия "Оскар", Латвия
По теме
Латвийская "Хроника Мелании" поборется за "Оскар"
"Оскар"-2017: ставим на победителя
На "Оскар" будет претендовать латвийская "Заря"
За что вручают "Оскар"
Марко Михкельсон

Дурман и "противосила". Как эстонский политик собрался сдерживать РФ

46
(обновлено 19:07 12.04.2021)
Заставить Россию "заниматься своими делами" вознамерился эстонский парламентарий Марко Михкельсон - повсюду видит он происки коварной Москвы

Крайне интересно узнать, что втайне от общественности попивает и покуривает на террасе своего дома глава комитета парламента Эстонии по иностранным делам Марко Михкельсон, отмечает автор радио Sputnik Николай Николаев. Потому как складывается впечатление, что упомянутый господин достиг такой раскрепощенности сознания, которой в обычных условиях добиться трудно.

Повсюду видит он происки коварной России ‒ куда ни глянет, там и увидит. И потом противостоит ‒ твердо и решительно. Натягивает на себя военный мундир с эполетами, завалявшийся после празднования Нового года, позванивая шпорами, идет к обеденному столу. А там расстелена большая карта Эстонии и прилегающих к ней территорий.

Упирается Михкельсон рукою в бок, а затем после короткого раздумья достает из картонной коробки оловянных солдатиков и выстраивает их красивыми рядами вдоль границы с Россией. "Сегодня воюем с русскими!" – произносит он громко и раскатисто, затем слегка икает и отстраняется от стола, чтобы оглядеть картину грядущей баталии целиком.

Переходит на другую сторону стола, чтобы солдаты видели его пылающее вдохновением лицо, и произносит речь о том, что, мол, вперед, друзья. На врага! Ура! И все тонет в облаке дыма, в котором ему мерещатся новые сражения, и он на белом коне на поле брани...

Подобные мысли вызывает недавнее выступление господина Марко Михкельсона в программе "Субъективно с Яникой Мерило". Там он заявил, что у Эстонии есть возможность противостоять России в военном плане, главное – построить некую "противосилу". Что это за "противосила" такая, он, конечно, умолчал, вероятно, это какое-то секретное эстонское оружие на велосипедной тяге.

Затем парламентарий многозначительно подмигнул журналистке, а она подмигнула ему в ответ: мол, понимаю тебя и одобряю, мой герой! И тогда, разгоряченный этими действиями представительницы прекрасного пола, наш храбрый Марко добавил, что надо поработать на международном уровне, чтобы эта Россия "занималась своими делами". И, как говорится, бог и НАТО нам в помощь! И еще добавил какое-то количество воинственных слов для поддержания произведенного эффекта.

Ну, что тут сказать, что возразить эстонскому герою, как достучаться до его затуманенного разума? А может, не стоит тратить на него силы? Узнать почтовый адрес домовладения сего политика и послать ему бандерольку с книжкой басен Крылова, в которой закладкой выделить одну: "Слон и Моська".

46
Теги:
политики, Россия, Эстония
Прохожий на площади Независимости в Киеве

"Это невозможно": кто захватил власть под боком у России

453
(обновлено 18:49 11.04.2021)
На днях в международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня" была представлена своеобразная антология — книга М. Григорьева и Д. Саблина "Обыкновенный фашизм: украинские военные преступления и нарушения прав человека (2017-2020)"

После того, как пресс-секретарь президента России Д. Песков вновь упомянул в качестве недопустимого сценария развития обострения на Украине Сребреницу (первым это сделал сам В. В. Путин) — украинский вице-премьер А. Резников заявил, что "Сребреница невозможна", так как "насильно освобождать свои территории Украина не будет", пишет Виктор Мараховский для РИА Новости.

Это противоречит боевым заявлениям официального Киева же двухнедельной давности, но к этому все привыкли. Если бы Украина существовала как субъект, способный к какой-то последовательности, не было бы "трехсторонних переговоров по Украине без Украины".

Однако проблема в том, что отсутствие Украины как дееспособного субъекта не отменяет Украины как проблемы.

И поэтому важно понимать, чем она, в сущности, сейчас является на самом деле.

На днях в международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня" была представлена своеобразная антология — книга М. Григорьева и Д. Саблина "Обыкновенный фашизм: украинские военные преступления и нарушения прав человека (2017-2020)".

Авторы книги не только перечисляют жуткие факты. Они также попробовали найти исторический аналог той формации, которая сложилась на Украине после госпереворота 2014-го.

Ближайшая аналогия, найденная ими, — это Латинская Америка второй половины XX века и ее квазифашистские режимы: банановые хунты, эскадроны смерти, тотальная цензура медийного пространства и охота на инакомыслящих.

Впрочем, конечно, есть и отличия.

Типичная латиноамериканская страна 1960-х — это страна, только что вывалившаяся из колониальной эпохи, страна с четким, как торт "Три шоколада", расслоением населения: внизу бесправные индейцы, над ними местные латифундисты, потомки испанских колонизаторов, и обслуга различных "юнайтед фрутс", над ними — собственно американские хозяева местных монополий по добыче ископаемых или закупке кофе. Среди бесправных индейцев начинают распространяться социалистические идеи, белые господа начинают нервничать, латифундисты организуют эскадроны смерти и начинают убивать партизан, родственников партизан, сочувствующих, диссидентов, священников и далее по списку. Все это маркируется как "священная борьба с коммунизмом", и хотя священные борцы откровенно зигуют и именуют себя какими-нибудь Белыми Воинами — американцы прощают им этот маленький недостаток.

Украина же — это сценарий во многом обратный, похожий на реверсированное время из х/ф "Довод": эта республика с населением почти как у Франции вывалилась не из колониальной, а индустриальной эпохи. И вывалилась с таким количеством промышленного, научно-производственного, сельскохозяйственного и цивилизационного ресурса, что деградация государственности там поначалу шла относительно плавно и безболезненно. Ибо даже в деградирующем государстве, если ресурс велик, цивилизация еще долго не сдает своих позиций: где-то, конечно, идут бандитские войны за предприятия, угодья и даже болота (в них ценный янтарь), где-то исчезают НПО и лаборатории, но люди остаются — и люди продолжают действовать по инерции так, как привыкли. То есть транспорт ходит, обучаются врачи и физики, какие-то бюрократы выделяют по привычке деньги на культуру, Новый год и День Победы, ведется судопроизводство и даже ловят часть бандитов.

Однако у цивилизации — вернее, у людей, являющихся ее носителями, — есть свой временной ресурс. И он неизбежно вырабатывается, если его не восполнять.

В случае Украины это восполнение цивилизационного ресурса было убито идеологической дерусификацией, которая поначалу казалась самим украинцам вполне скромной платой за внутреннюю стабильность и национальный мир.

Подобно тому, как банановые республики в плачевное состояние погрузил страх начальства перед мировым коммунизмом — на Украине "цивилизационная дерусификация" проводилась по общей для Восточной Европы кальке максимальной дезинтеграции с Россией.

Об этом написано много: пиар Веков Колониального Гнета, раскрутка Национальной Пострадатости, создание специальных близнецов-институтов национальной памяти (империй дурных воспоминаний, пиарящих века русского гнета) и бешеное строительство национальной идентичности из местного сельского фолка — повторялось всюду, от Прибалтики до Закавказья.

Цель ставилась простая: сделать политическое пространство постсоветских республик немыслимым для того, чтобы в нем вновь возродились интеграционные процессы. Поэтому постсоветские республики обязаны были самоотпиливаться от России по всем фронтам — культурно, языково, исторически.

Естественно, такая дерусификация могла быть только борьбой с цивилизацией (борьбой "исконной деревни" с "советским городом" в широком смысле слова). Но мало где это привело к столь печальным последствиям, как на Украине, поскольку ей в ходе отказа от всего общего с Россией пришлось самоотпиливаться от себя самой.

Дело не только в русском языке, на котором говорили (и во многом продолжают говорить, хотя зачастую уже куда безграмотнее) украинские города, — удалять пришлось еще и его понятийную нагрузку, его смысловое содержание. Республику начали постепенно выгонять из ее собственной русской истории, отделять от ее деятелей, гениев, подвигов и базовых понятий. От Гоголя, от Паскевича, от Королева, от Булгакова, а на последних этапах уже и от Великой Отечественной и Победы в ней.

От цивилизации, закрепленной в понятийном языке и повседневной системной практике, — в пользу сверхактивного, чуждого большинству даже по языку и вере "западенского" боевого меньшинства, приватизировавшего на себя национальную идентичность "украинец".

Фактически между чиновно-бизнесовыми кланами и нациками был заключен договор о разделе Украины: кланам досталась экономика, а западенцам гуманитарка (культура, идеология, история, языковая политика). Схема оказалась вполне продуктивной: "бандеровцы" успешно работали на запугивание электората (что западного, что восточного), продавливая свои тезисы в качестве "новой нормы", а кланы пилили огромный ресурс.

Процесс этот, кстати, начался еще в 90-х, продолжился в нулевые — но до поры до времени продвижение и раскрутка этого боевого меньшинства компенсировались огромным запасом стабильности. Из-за этого вопросы, на самом деле бывшие сверхважными, самим украинцам, лишаемым цивилизации понемногу, казались глубоко третьестепенными.

"Ой, да господи, — отмахивались крутые украинские эксперты еще в 2013-м, — ну какая разница, что политик Икс там несет про защиту мовы, крещеную мокшу на востоке и Голодомор. Это ж все риторика, у него самого фабрика в Липецке и куча друзей в Москве, все всё порешают. Важно другое! Важно, что сейчас олигарх Полторашко продвигает через свою карманную прокуратуру дело против олигарха Вайнберга, а тот асимметрично ему отвечает, напустив на него нациков".

Но вот пришел 2014-й — и обветшавший каркас цивилизации вдруг перестал все это сдерживать, и взорвался переворотом и кровавой бойней.

Его обрушило даже не варварство в его классическом смысле — и не нацизм в его классическом виде: его обрушили банальные приватизаторы и банды гопников со знойным этнографическим колоритом.

Внезапно единственная органическая цивилизация Украины ("русская", "советская", "имперская") оказалась в положении, так сказать, белых гетеросексуальных мужчин-христиан в Америке: она стала токсичной, то есть заранее во всем виноватой. И уж конечно, достойной попрания во всех формах.

Практически это попрание выразилось в том, что Украина резко вышла из повиновения собственным скучным формальностям — вроде законов, государственного планирования и любых казенных нормативов, вырабатываемых "для пользы страны", а не только для чьего-то лоббирования. То, что придавало государству форму, за годы истончилось до необязательной обертки — и обертка порвалась.

В итоге почти весь украинский "официоз" сегодня — демонстрационный. Великие планы государства обычно исчерпываются их анонсами. За любыми пафосными ультиматумами и идейными баталиями прячется борьба хозяйствующих субъектов, причем борьба вечная и непрерывная, требующая непрерывного же скандала. Все очень азартно и зачастую очень доходно, но совершенно бессмысленно с точки зрения интересов системы.

Сегодня, в 2021 году, на Украине по-настоящему реальны только эти самые споры хозяйствующих субъектов, а также боевые бригады, аффилированные с их хозяевами, и человеческие жизни, приносимые в жертву их разборкам. Все остальное — понарошку, необязательно и легко отменяется задним числом.

Скажем, президент и министр здравоохранения в октябре 2020-го заявляют об уже-почти-готовой разработке крутой собственной вакцины от коронавируса — и они же в марте 2021 года сообщают, что вакцины никакой нет и не было (речь идет о десятках и сотнях тысяч жизней, подумаешь).

Глава Вооруженных сил 30 марта заявляет, что наступление на Донбасс готово — и он же 9 апреля заявляет, что оно "приведет к гибели большого числа людей и неприемлемо" (мир с легким ужасом смотрит на Донбасс, там уже гибнут люди, ну и что, такая мелочь).

Поэтому если мы узнаем из какого-нибудь очередного инсайда, что вся кровавая история с нынешним обострением вокруг Донбасса во внутренней "политической" реальности самой Украины была просто очередным диким шоу для прикрытия какой-то очередной войны баронских кланов — у нас не будет причин удивляться.

То, что бурлит на Украине, неслучайно производит невыносимо много гвалта и пафоса по поводу и без.

Это не малоросская эмоциональная избыточность — это тупо гопнический надрыв. У этого надрыва теперь есть флаг, герб, посольства в столицах настоящих государств, территория и крыша, но на его территории остается чем дальше, тем меньше того цивилизационного начала, которое делает государство дееспособным, — что во внешнем мире, что внутри себя.

...Отменяет ли эта поп-гоп-шоу-природа нынешнего украинского строя наличие явно нацистских элементов публичной идеологии и нацистских настроений?

Нет, ничуть.

Просто нацистские элементы там — не системообразующие, а служебные. Наци на Украине непрерывно прессуют врагов "национальной идеи" не потому, что в самом деле строят какой-то этнорейх (об этом в стране с катастрофической, но продолжающей падать рождаемостью и зашкаливающей эмиграцией говорить просто неуместно), а потому, что национал-истерика — это главный инструмент политической борьбы, оставшийся после отказа от цивилизации. Национал-истерику можно врубать, когда нужно заткнуть два-три телеканала, или запретить партию, или отжать у кого-нибудь предприятие — а кто будет возмущаться, за тем придут активисты.

Украина, которую мы видим и слышим сегодня со стороны, — есть, конечно, просто имитация политического субъекта. Азартная, местами даже фанатичная и порой очень кровавая — но имитация. Что-то вроде коллектива жуликов, изображающих для внешних и внутренних зрителей государство, идеологию, даже войну — и для убедительности периодически убивающего.

Очень хочется надеяться, что у этого коллектива хватит если не ума, то инстинкта самосохранения, чтобы не переходить красные линии — и не вынуждать настоящую цивилизацию решать его как проблему.

453
Теги:
Украина, Россия
По теме
Власти Украины мечтают захватить Крым и избавиться от россиян
Наталья Поклонская о самом страшном дне, покушении, Украине и прощании с дочерью
Выжить без тепла и света: Зеленский нашел задание Литве и Украине