Рижане на месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии

День памяти золитудской трагедии 21.11.2013: шесть лет тишины

1494
(обновлено 11:02 22.11.2019)
Об обрушении супермаркета большинство жителей Риги узнали из сводки новостей. Сначала речь шла о возможных пострадавших, потом появилась информация о первых жертвах, затем число погибших перешагнуло за десяток и стало множиться

Бессмысленная и ненужная трагедия в Золитуде, унесшая 54 жизни, особенно четко осмыслялась в тот вечер. Десятки машин с добровольными спасателями, бросившими все, мчались на улицу Приедайнес, мы были готовы голыми руками разгребать крошево из стекла и бетона в надежде найти и спасти еще живых. Латвия никогда не будет такой, какой была до этого вечера.

Об обрушении супермаркета большинство жителей Риги узнали из сводки новостей - экстренные слайды своим смыслом пробивали пробоины в сознании, вынося на второй план все остальное. Сначала речь шла о возможных пострадавших, потом появилась информация о первых жертвах, затем количество погибших перешагнуло за первый десяток и стало множиться.

Плакат на месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Плакат на месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии

В то, что это действительно случилось, - просто не верилось. Это не была смерть в зоне военного конфликта, война в Сирии тогда шла уже третий год, люди в магазине на Приедайнес даже не находились на месте с повышенными рисками для здоровья. Да черт побери, на проезжей части дороги за рулем машины, пристегнутых ремнем безопасности, нас поджидает намного больше опасностей и угроз, чем у стеллажей магазинов с кондитерскими изделиями, пивом, памперсами и другими товарами повседневного обихода.

Мы стали смотреть на крыши

Кассиры пробивали товары, покупатели считали монеты и банкноты. Скидки, акции, "лудзу", с карты или наличными, "спасибо". Супермаркет в современном обществе, как огромный утилитарный храм-конвейер, пропускал сквозь себя тысячи людей в обычном режиме, пробуждая легкое азартное ощущение включения в коллективный механизм потребления.

Если бы только не нервирующая сирена - но это же сбой какой-то технический. Сирену отключили. Выйти успели единицы. Люди продолжали стоять в очередях к кассам с товарами, не опасаясь ничего, когда прямо на них рухнула крыша - пожалуй, этот момент по-настоящему страшен своей обыденностью. Невыносимая легкость бытия в формуле деньги-товар очень грустно характеризует сегодняшнее общество, в котором условные рефлексы потребления выращены культом ретейла до невероятно гипертрофированных масштабов. На тебя падают строительные конструкции, а ты отмахиваешься, потому что торопишься в соседний отдел за йогуртами и бисквитами - это пугает, правда.

На месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии
© Sputnik / Sergey Melkonov
На месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии

Но колбаса и пиво не заслуживают обвинений, а вот торговец Maxima, проектировщики этого здания на Приедайнес, строители и девелопер соседнего здания - ответственны. Нехватка свай в основании объекта, перегрузка крыши, деформации, некачественные дешевые строительные материалы, включая несущие конструкции, риск локального обрушения соседнего здания, которое сейчас после перепродажи находится в собственности эстонской компании Prana property и является очень сложным по ликвидности объектом - рухнувшее здание, возможно, простояло даже слишком долго для своего отвратительного качества.

В ходе следствия установлено, что как минимум 30 раз можно было приостановить строительство  здания, в котором торговали Maxima и Drogas, там были зафиксированы те или иные нарушения.

День трагедии шесть лет назад разделил Латвию на два отрезка - то, что было до: почти бесконтрольное строительство ангарного типа супермаркетов, складов и даже школ при максимуме снижения себестоимости работ и материалов. И то, что после: премьер Латвии Валдис Домбровскис ответственно подал в отставку (и это оказалось маневром его карьерного роста в Европейской комиссии), а люди, заходя в магазины, смотрели на крыши. Все новостройки бума строительства были заново проинспектированы - найден и устранен ряд нарушений. История на Приедайнес могла в любой момент повториться в одном из магазинов на улице А. Сахарова в микрорайоне Плявниеки.

Свечи на месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Свечи на месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии

Как и все, я смотрел на потолки магазинов в конце того года. А 29 ноября 2013 года меня вместе с работниками офиса и совладельцем строительной компании Re&Re Дидзисом Путниньшем на несколько часов задержала полиция, которая произвела обыски и выемки документов. Утром того дня я пришел в офис брать интервью у Путниньша - из офиса не выпускали никого, даже журналистов. Путниньш успел сказать только слова сожаления, и что это удар по его бизнесу, когда в дверь ворвались бойцы спецподразделения госполиции "Альфа" в масках и следователи криминальной полиции. В переговорной фирмы полиция сложила десятки мешков с документами, которые могли иметь отношение к золитудской трагедии, изъяв также жесткие диски и серверы.

Судебный процесс в резерве

За шесть лет уголовное дело по ч. 2 ст. 239 Уголовного закона Латвии - о нарушении правил строительства, которое повлекло за собой тяжелые последствия - не дошло до решения суда. Хотя из прокуратуры 80 томов дела ушло в суд Земгальского предместья Риги 9 октября 2015 года. По делу привлечены 144 свидетеля, десятки экспертов.

Установлено, что строительными работами, в частности монтажом конструкций крыши, на объекте руководил несертифицированный специалист. Чтобы это скрыть, были подделаны подписи. Мужчина 1952 года рождения с инициалами А. К., якобы заверявший качество работ, даже не присутствовал при строительстве объекта, но его имя значилось в документах. Почти сразу после катастрофы он был по суду оштрафован на сумму в размере шесть минимальных зарплат, это 1920 евро, которые тут же и заплатил. Для ряда других обвиняемых прокуратура требует тюремного заключения на сроки от пяти до семи с половиной лет, а также запрета выполнять конкретные должностные обязанности сроком на пять лет.

Рижане пришли на место обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Рижане пришли на место обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии

Семь лет и шесть месяцев - для инженера-строителя Иварса Сергетса, строительного эксперта Андриса Гулбиса, представителя строительного надзора Мартиньша Драудиньша, автора проекта супермаркета архитектора Андриса Калинки и руководителя строительных работ предприятия Re&Re Станислава Кумпиньша. Прокуратура требует тюремный срок в пять лет - для трех экс-сотрудников Рижского строительного управления: заместителя начальника строительной инспекции Яниса Балодиса, эксперта отдела строительного надзора Марики Трейи и замначальника строительной инспекции Айи Мельниковой. А также для сотрудницы Maxima Latvija Инны Шуваевой, которая отвечала за соблюдение норм охраны труда, в том числе за то, что не отключается сигнализация.

Также обвинение требует оштрафовать спроектировавшую здание Maxima архитектурную фирму Зане Калинки Kubs на сумму 200 минимальных месячных зарплат, предприятие надзора CM Consulting - на сумму 200 минимальных зарплат, Re&Re - на 6000 минимальных зарплат (2,58 миллиона евро), а Maxima Latvija - на сумму 2000 (860 тысяч евро) минимальных зарплат.

Сегодня на улице Приедайнес зажгли свечи с той черной датой - люди, включая родственников погибших, молчали. О своем присутствии их проинформировали только председатель Рижской думы Олег Буров и вице-мэр Анна Владова.

Вице-мэр Риги Анна Владова и председатель Рижской думы Олег Буров (в центре) на месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Вице-мэр Риги Анна Владова и председатель Рижской думы Олег Буров (в центре) на месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии

Представитель объединения "Золитуде. 21.11" Регина Лочмеле-Лунева рассказала Sputnik Латвия, что надежда на завершение судебного разбирательства по этому уголовному делу с 54 погибшими снова отодвинута на неопределенный срок. Следующее заседание назначено на 26 ноября, и это только суд первой инстанции.

"Сегодня суд постановил ввести в процесс резервного судью - присутствовавшего на судебных заседаниях на протяжении четырех лет, так что он хорошо знаком с фабулой. Однако снова суд отложен, а министр юстиции ничего нам не объяснил. Когда закончится этот суд, я не знаю", - говорит Регина.

Из книги памяти "Помни Золитуде"

 Леония Апсите 24.08.1958-21.11.2013

"21 ноября в 18:00 у нее было запланировано занятие в фитнес-центре, находящемся буквально в нескольких метрах от "Максимы". Видимо, она забежала в магазин до тренировки. Я до сих пор не знаю, что она хотела там купить..."

Юлия Бурдукевич  27.11.1975-21.11.2013

"После звонка Юлии прошло 10 минут, как вдруг неожиданно позвонила Диана. Она позвонила вся в истерике, с криками, со словами: "Мама и "Максима" провалились!.."

Рижане пришли на место обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Рижане пришли на место обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии

Виктория Вовк 06.01.1979-21.11.2013

"Вторую половину дня Викуля провела дома, в домашних заботах. В какой-то момент она посмотрела на кактус, который рос на кухне. Он зацвел, и ему стало мало места... Сестра отослала Юрису фото цветка и сообщение о том, что надо растение пересадить. Она пошла в "Максиму" за землей для растения. Ей не нужен был хлеб, молоко, не нужны были продукты... нужно было пересадить кактус!.."

Эдвинс Бонусс 21.03.1961-21.11.2013

"Эдвинс Бонусс работал оператором крана в компании ARSAVA - той самой  компании, которая предоставила все пять кранов, работавших на разборе завалов. Эдвину звонили, чтобы он тоже вышел на работу на месте катастрофы, не зная, что он УЖЕ ТАМ..."

Илья Блинов 07.04.1987-21.11.2013

"Я помню наши бесконечные разговоры, наши совместные планы и жизненные цели, наш первый поцелуй... А как гуляли по ночам! Как смеялись и плакали вместе... Действительно, как одно целое... И ведь только смерть смогла нас разлучить... И то не навсегда, лишь на какое-то время пути наши разошлись... Твоя Вероника".

Рижане возлагают цветы на месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Рижане возлагают цветы на месте обрушения магазина Maxima в шестую годовщину трагедии
1494
Теги:
чрезвычайное происшествие, дань памяти, Латвия, Рига, золитудская трагедия, Золитуде
Тема:
Золитудская трагедия (41)

НАТО удивятся": чем вооружат новый российский истребитель

71
(обновлено 18:22 05.07.2020)
Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя новейшие авиационные средства поражения

Уничтожение целей на расстоянии нескольких сотен километров, ювелирная точность бомбовых ударов и надежно защищенная аппаратура — вместе с новейшими бомбами и ракетами авиационный комплекс пятого поколения Су-57 получит продвинутую электронику для их наведения. Самолет сможет обходить ловушки противника и прорываться через стену радиолокационных помех. О вооружении перспективной машины — в материале Николая Протопопова для РИА Новости.

"Умные" ракеты

Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя и новейшие авиационные средства поражения. Список оружия засекречен, однако известно, что предприятия оборонно-промышленного комплекса разрабатывают около пятнадцати образцов.

По оценкам специалистов, основой арсенала Су-57 послужат уже имеющиеся у ВКС России ударные средства, однако полностью переработанные и "оцифрованные". Например, новые противокорабельные ракеты с увеличенной в два раза дальностью полета — до 250 километров. Примечательно, что внешне боеприпасы выглядят так же, как предшественники.

Изменения в основном коснулись внутренней начинки — у ракеты теперь более мощные и компактные "мозги", система управления и двигатель обеспечивают сложнейшую траекторию полета. Спрятанное в корпусе электронное оборудование устойчиво к внешним радиоэлектронным помехам, различным ловушкам и не реагирует на ложные цели.

"Раньше целеуказание ракетам "воздух — воздух" или "воздух — земля" передавалось через аналоговые преобразователи, что занимало определенное время, — объясняет РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — На тот момент это удовлетворяло требованиям общевойскового и воздушного боя. Сейчас ситуация иная. В зоне современного воздушного боя работает множество комплексов радиоэлектронной борьбы: как наземных, так и воздушных. В таких условиях оружие должно быть очень надежным. Су-57 создавали с учетом этих факторов, его системы полностью цифровые — передача полетного задания, целеуказания, перераспределение целей занимает считанные доли секунды".

Как и другие многофункциональные истребители, Су-57 сможет нести боеприпасы класса "воздух — воздух", "воздух — поверхность" малой, средней и большой дальности, а также управляемые и корректируемые авиабомбы.

Так, именно для перспективной "сушки" разработали "умную" авиабомбу КАБ-250. После сброса с носителя траектория ее полета корректируется по сигналам спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас боеприпас испытывают на полигонах и даже успели проверить в боевых условиях — бомбардировщики С-34 сбрасывали КАБ-250 на объекты боевиков в Сирии.

Бомба показала высокую эффективность и, самое главное, точность: отклонение от цели — всего плюс-минус два метра независимо от погодных условий и времени суток. Мощность боевой части позволяет летчику поражать не только технику и скопления живой силы на открытом пространстве, но и хорошо укрепленные объекты противника.

Кроме того, как ранее сообщили в Минобороны, истребитель Су-57 возьмет на борт и гиперзвуковое оружие. Ожидается, что новый авиационный комплекс "Кинжал" "пятьдесят седьмые" получат после 2030-го.

С точностью до метра

Заслуженный военный летчик России Владимир Попов уверен: номенклатура оружия для Су-57 в целом останется традиционной для самолетов этого класса, но благодаря усовершенствованным прицельным системам точность существенно увеличится.

Так, ракеты для боя на ближних и средних дистанциях будут автоматически отслеживать цели по тепловому и магнитному следу и наводиться оптико-электронной головкой.

"Точностные характеристики возрастут на 30-40 процентов, — отметил Попов. — Это очень хорошие показатели боевых возможностей по обнаружению и самонаведению. Современные ракеты наносят удары с точностью до метра. То же касается и боеприпасов дальнего действия. Правда, здесь большую роль играют радиолокация и тепловая составляющая".

Миниатюризация электронного оборудования современных ракет позволяет усилить боевую часть боеприпасов за счет увеличения заряда. Вероятность поражения цели и, как следствие, общая эффективность оружия существенно вырастают. Су-57 сможет бороться с любыми объектами и в воздухе, и на земле — динамическими и баллистическими целями, а также малоразмерными, такими как беспилотники.

Управление в бою всеми системами перспективного самолета, применение вооружения, организация обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота завязаны на мощную вычислительную систему.

Компьютер автоматически распознает и определяет наиболее опасные и приоритетные цели, выстраивает оптимальный маршрут полета, подсказывает летчику, когда и каким оружием следует воспользоваться.

Для поиска и обнаружения целей у Су-57 есть несколько радиолокационных станций нового поколения. Помимо РЛС с активной фазированной антенной решеткой в передней части самолета, имеются станции бокового обзора, работающие в разных диапазонах. Су-57 с легкостью найдет в небе за сотни километров любые самолеты, включая построенные по технологии "стелс".

Полная загрузка

Особенность истребителей пятого поколения — внутрифюзеляжное размещение вооружения. Из-за того, что нет бомб и ракет на внешних точках подвески, снижаются эффективная поверхность рассеивания и, соответственно, заметность самолета. В двух вместительных отсеках Су-57 поместится несколько десятков различных боеприпасов.

Ранее так было только на массивных стратегических бомбардировщиках, поэтому разработчикам вооружений пришлось решить непростую задачу: спроектировать ракеты с меньшими габаритами, оснастить их складывающимися крыльями и рулями, которые раскрываются лишь после сброса боеприпаса. Сложности возникли и из-за дополнительных нагрузок на самолет при пуске ракет из замкнутого пространства.

Отношение боевой нагрузки, которую способен взять Су-57, к его массе значительно выше, чем у истребителей прошлых поколений. Этого достигли за счет композиционных материалов.

"В Су-30СМ и Су-35, например, до 25 процентов материалов — не металлы, — говорит Попов. — Композиты, стекловолокно, кевларовые ткани, различные смолы. При этом прочностные характеристики конструкции сохранены. На Су-57 таких примерно 35 процентов. Это очень много, поэтому истребитель получился значительно легче при схожих габаритах. К тому же новый двигатель дает прирост тяговооруженности еще на 15 процентов".

Фирменная "фишка" нового самолета — способность работать в паре с беспилотной системой С-70 "Охотник". Тяжелый беспилотник и истребитель научились летать в связке — в прошлом году Минобороны опубликовало видео, на котором они маневрируют в воздухе на минимальном расстоянии друг от друга.

По оценкам экспертов, в будущем появится возможность создавать целые стаи "Охотников", действующих в автономном режиме или под управлением и контролем всего одного пилота Су-57. Ударный потенциал таких боевых групп увеличится в разы.

71
Теги:
истребитель, Россия, НАТО
По теме
Плоский штопор и нестандартная посадка: Су-57 дважды удивил в первый день МАКС
Первый полет новейшего беспилотника в паре с истребителем Су-57 сняли на видео
Су-57 на предельных режимах: пилоты ВКС РФ показали, на что способны новейшие истребители
Самолет авиакомпании Ryanair взлетает из аэропорта Рига

"Скоропостижные и безвременные". О судьбе главных отраслей экономики Латвии

313
(обновлено 14:26 05.07.2020)
В Латвии наградили предприятия, отличившиеся "устойчивостью" и "жизнеспособностью". Наградили платиновыми, золотыми, серебряными, бронзовыми и алмазными призами. Что это за предприятия, как они себя проявили, и что вообще за всем этим стоит

В Латвии есть так называемый Ilgtspējas indekss, что можно перевести как "индекс устойчивости", "жизнеспособности". И есть даже Институт корпоративной устойчивости и ответственности. Он был учрежден в 2011 году с целью "укрепить и углубить", повысить понимание об ответственной и дальновидной деятельности, а также способствовать развитию гражданского общества. Ну и все в таком духе, так говорят, когда хотят рассказать, куда потратили спонсорские деньги.

И в этом и в прошлом году в когорту номинантов затесались компании, жизнеспособность которых была подвергнута сомнению последними событиями, проблемами в экономике и кризисом, вызванным COVID-19, банкротствами и техногенными катастрофами.

Уходя, гасите свет

Раздача платиновых, золотых, серебряных, бронзовых и алмазных (новинка) призов происходила 11 июня. А ровно за два дня до этого в Риге и окрестностях случился натуральный блэкаут — из-за аварии было обесточено 160 000 домохозяйств и предприятий. Но самый ужас заключается в том, что население осталось как та старуха у разбитого корыта - без интернета, электрики.

Ау! Где ваша гражданская ответственность?

Как бы то ни было, традиционно, в числе самых-самых устойчивых - Latvenergo и ее дочерние, занимающиеся распределением тока Augstsprieguma tīkls и Sadales tīkls. Ладно, блэкаут, с кем не бывает. Но то, что в этих компаниях общество своевременно не проинформировали о причинах и последствиях, многие посчитали образчиком безответственности.

Прачечная на маяке? Оригинально

А вот любопытный пример. Предприятием, которое способствовало долгосрочному укреплению экономики Латвии, стал по итогам 20219 года PNB Banka. Его жизнеспособность после вручения приза длилась два месяца, после чего Европейский центробанк отобрал у него лицензию ввиду "ненадежности и подозрительных сделок".

Кстати, среди румяных победителей регулярно фигурируют латвийские филиалы шведских банков Swedbank и SEB. Они, наряду со всякими другими благородными делами, служат остальному бизнес-сообществу и всем латвийцам "примером ответственного отношения к бизнесу и обществу".

Короче, нравственные маяки. Но еще в прошлом году выяснилось, что балтийские подразделения Swedbank и Danske Bank восемь лет баловались подозрительными переводами на общую сумму 3,8 миллиарда евро. То есть потворствовали отмыванию денег в особо астрономических размерах.

В июне этого года финансовая инспекция Швеции оштрафовала банковскую группу SEB на 1 миллиард шведских крон (95 миллионов евро) за недочеты в соблюдении правил предотвращения отмывания денег в странах Балтии.

Ладно, отмывание денег. С кем не бывает. Однако общие финансовые показатели латвийских банков после того, как из них каленым скребком выскребли деньги нерезидентов, в основном предпринимателей из стран СНГ, заставляют беспокоиться об устойчивости системы.

В первые пять месяцев этого года прибыль банков Латвии рухнула в 4,3 раза, продемонстрировав обидные 28,6 миллиона евро.

Мимо окон не идут поезда

И наконец, некогда флагман и локомотив латвийской экономики, чемпион по числу трудоустроенных и размеру уплачиваемых в казну налогов. Это Latvijas dzelzceļš.

Увы, разворот российского транзита (об этом факторе так же не могли не знать составители индекса устойчивости из одноименного института) в сторону отечественных портов превратил его многомиллионные до сих пор прибыли в убыток в размере 9,328 миллиона евро по итогам прошлого года.

А коронакризис заставил предприятие пойти с протянутой рукой к государству (не хватает денег на обеспечение качества инфраструктуры и безопасных перевозок) и объявить об увольнении 1 500 работников. На предприятии даже придумали сдавать в аренду помещения своих станций — продавцам жвачки, мороженого и лимонадов. Как уже давно делает аэропорт.

Рижский аэропорт и государственный авиаперевозчик airBaltic также вышли из коронакризиса потрепанными, однако второму государство за счет налогоплательщиков увеличило его капитал на 286 миллиона евро. Любопытно, что президент авиакомпании получает в год примерно 1 миллион евро получки, что в 30 раз больше, чем президент Латвии.

В этом году состав номинантов и лауреатов не претерпел больших изменений. Здесь, слава Богу, нет закрытого банка PNB, но есть грузовое подразделение железной дороги LDz Cargo, Rīgas siltums и крупнейшие торговые сети (пока у людей есть деньги они продолжат платить за тепло и еду) Latvenergo и его дочки, SEB, Swedbank, Международный аэропорт Рига.

"Вишенка" на торте — психоневрологическая лечебница "Стренчи". При нынешних политике и экономике предприятия этого профиля действительно могут смотреть в будущее с уверенностью.

Награда нашла героя посмертно

Конечно, к составителям индекса из института есть вопросы. Их индекс напоминает "награду, которая нашла героя посмертно". Но их тоже можно понять. Если убрать из списков все компании, по поводу долговременной устойчивости которых имеются обоснованные сомнения, то никого не останется, кроме упомянутой лечебницы.

Да и потом, что такое "долго"? Понятие это относительное. Для древних греков и прочих ацтеков две тысячи лет — не срок. А для Латвии, вернувшей себе независимость недавно, и 15 лет — срок громадный. И хотелось бы, конечно, чтобы без конфискации имущества. То есть без потери крупнейших предприятий и целых перспективных отраслей, каковыми еще недавно в Латвии были банковская отрасль и транзит.

Через тернии к звездам

Хотя для настоящего бизнеса помехой не являются ни время ни расстояние. На днях Латвия подписала договор с Европейским космическим агентством (ЕКА).

Будем надеяться, нам удастся заработать хотя бы в космосе. Если опять на орбите Латвии не помешают какие-нибудь нерезиденты и поползновения некоторых стран в сторону латвийского мирного космоса.

313
Теги:
экономика, Латвия
По теме
Страутиньш: самые большие потери ждут экономику Латвии этим летом
Зубец рассказал о новом риске в экономике Латвии по окончании пандемии
Латвия заменяет металл спиртом: как пандемия повлияла на экономику