Дело латвийца Веселова: шпион или жертва политических разборок

© Sputnik / Стрингер / Перейти в фотобанкСитуация на линии разграничения в Луганской области
Ситуация на линии разграничения в Луганской области - Sputnik Латвия
Подписаться
Если в деле о шпионаже доказательная база совпадает с открытой информацией из интернета, это настораживает - а в случае осужденного в ЛНР гражданина Латвии Валентина Веселова все обстоит именно так

Полтора месяца назад Верховный суд Луганской народной республики приговорил гражданина Латвии Валентина Веселова к 10,5 года лишения свободы за шпионаж. Из сообщения МГБ ЛНР следует, что Веселов "собирал и передавал сведения военного характера в отношении подразделений Народной милиции, информацию о социально-политической и экономической ситуации в республике, а также иные сведения, которые латвийская разведка планировала использовать в ущерб безопасности Луганской народной республики".

С Веселовым, насколько помню, я никогда не встречался. Пару раз — по-моему, это было в 2011-2012 гг., перед референдумом о статусе русского языка в Латвии — он, работая журналистом в одном из местных изданий, звонил мне, чтобы взять комментарий. Этим наши контакты и ограничились. Подробно о нем как о человеке написал его друг Владимир Дорофеев.

В 2014 году Веселов отправился в Луганск. Служил он в ополчении или в гражданской администрации ЛНР, или работал журналистом — я не знаю (а если бы и знал, то не стал бы распространяться на эту тему: против Веселова в Латвии возбуждено уголовное дело за участие в боевых действиях за пределами страны). Мои знакомые, защищавшие Луганск от ВСУ и добробатов в самой острой фазе конфликта, считают, что Веселов пал жертвой внутренних разборок, поскольку был близок к бывшему главе ЛНР Плотницкому. В шпионаж никто из них не верит.

Разведчики и шпионы

Мне известно слишком мало, чтобы делать выводы. Однако мне в руки попали некоторые фрагменты обвинительного заключения. Опускаю все, что касается деятельности Веселова — реальной или приписываемой ему — в ЛНР. Речь пойдет только о Латвии.

Обвинение утверждает, что примерно в 2004 году Валентин Веселов был завербован сотрудником латвийского Бюро по защите конституции (SAB) Леваном Чарквиани. Далее, в 2008-2009 гг. Веселов был передан на связь другому сотруднику SAB — Индулису Залите. В декабре 2014 года Веселов получил задание от Залите — выехать в Луганск.

Молоток судьи - Sputnik Латвия
Латвийца приговорили к 10 с половиной годам тюрьмы за шпионаж в ЛНР

Кто эти люди, упомянутые следствием в качестве вербовщика и куратора Веселова?

Индулис Залите хорошо известен в Латвии. Он — публичная фигура, в интернете есть десятки его интервью (главным образом о "мешках КГБ"). До конца 2008 года Залите являлся директором Центра документации последствий тоталитаризма. Структурно Центр входит в состав Бюро по защите конституции. Оставив пост директора Центра, Залите продолжил службу в Бюро, причем на высокой должности. В 2013 году его кандидатура рассматривалась среди тех, кто мог заменить Яниса Кажоциньша на посту директора SAB.

Леван Чарквиани — менее публичная персона.

Выпускник Каспийского высшего военно-морского училища имени Кирова (ныне — Азербайджанское высшее военно-морское училище). Год выпуска — 1991. Известно, что, по крайней мере, до апреля 2012 года проживал в Лиепае: имеется запись в социальной сети "ВКонтакте". В 2012 или 2013 году был арестован российской спецслужбой за государственную измену. В 2014 году осужден на длительный срок лишения свободы.

Свою вину в суде Чарквиани признал. Вот что рассказала посещавшая его в тюрьме "Лефортово" российская правозащитница Зоя Светова:

"Был и еще один человек, который говорил, что он настоящий шпион, но я, естественно, подробностей не знаю. Его зовут Леван Чарквиани. Это было дело, связанное с военно-морским флотом. Ему дали довольно много, лет 10 или 12, но его не отправили в колонию — он сидел в "Лефортово". Он все время говорил: да, я работал на ЦРУ, но я жду, что меня поменяют. В конце концов его освободили".

Доказательства из интернета?

На первый взгляд, шпионская история Веселова складывается как пазл. В 2004 году его вербует сотрудник латвийской разведки, впоследствии уличенный в шпионаже. Затем передает его на связь другому сотруднику, чья работа в разведывательной службе не вызывает сомнений.

Но вот что странно. В Бюро по защите конституции работает несколько сотен человек. Имена пары-тройки из них изредка мелькают в СМИ и соцсетях, остальные никогда не светятся. Исключение составляет глава ведомства Янис Майзитис, но это, по сути, политическая должность.

И оказалось, что практически единственная публичная фигура среди сотрудников SAB, чье имя элементарно найти в интернете, — Индулис Залите, он был куратором Веселова. Более того, имя гипотетического вербовщика Веселова тоже легко найти в Сети: многие российские СМИ сообщили о приговоре Чарквиани и его подельникам. Закрадывается подозрение…

Допустим (только допустим!), что перед следователем была поставлена задача сфабриковать против Веселова дело о шпионаже — так, чтобы выглядело правдоподобно.

Что делает следователь? Правильно: заходит в интернет. Поскольку Веселов — гражданин Латвии, первое, что нужно найти — название латвийской спецслужбы, которая занимается внешней разведкой. Вот она — Бюро по защите конституции. Имеется информация на русском языке.

Далее, нужны имя и фамилия какого-нибудь офицера бюро. Тут выбор публично известных сотрудников невелик: Индулис Залите. Наконец, чтобы укрепить конструкцию обвинения, можно ввести выявленного агента ЦРУ Чарквиани, который проживал в Латвии и, значит, мог встречаться с Веселовым.

Я не утверждаю, что дело против Валентина Веселова сфабриковано, для этого у меня нет достаточных оснований. Но мой жизненный опыт позволяет утверждать, что оно могло быть сфабриковано. По крайней мере, такие признаки есть. Если в деле о шпионаже доказательная база совпадает с открытой информацией в интернете, это настораживает.

Еще один подозрительный момент. Леван Чарквиани был осужден в России за государственную измену. Из чего однозначно следует, что он — российский гражданин или являлся таковым, когда совершил преступление. (К иностранцам и лицам без гражданства применяется другая статья Уголовного кодекса РФ — "Шпионаж").

Нереально, чтобы гражданин России в 2004 году был штатным сотрудником латвийской разведслужбы, имеющим полномочия вербовать агентов. Но именно это следует из обвинения, предъявленного Веселову. Что-то тут не стыкуется. Точнее, стыкуется с версией о фабрикации: следователь мог просто не учесть этот юридический нюанс с гражданством.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0