COVID-19: уравнение со многими неизвестными

© Sputnik / Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкАппарат для искусственной вентиляции легких
Аппарат для искусственной вентиляции легких - Sputnik Латвия
Подписаться
Многие ответы на вопросы о коронавирусе пока что не знают даже ученые; единственное, что можно сделать сейчас, - минимизировать физические контакты между людьми, как эти меры воплощаются на практике - другой вопрос

В связи с эпидемией COVID-19 СМИ и социальные сети переполнены статистикой. Ею активно оперируют как сторонники "генеральной линии" в борьбе с инфекцией, так и коронаскептики. Под последними я имею в виду не только тех, кто помешался на теориях заговора, но и вполне вменяемых людей, считающих, что угроза коронавируса преувеличена, а меры, предпринимаемые против распространения инфекции, неадекватны.

Статистика — не царица доказательств

Статистика важна, кто бы спорил. Но она не дает исчерпывающего знания о реальности. Как и всякая "математика, оторвавшаяся от физики", статистика может искажать реальность. Вот простой пример.

Андрис Вилкс - Sputnik Латвия
Когда Латвия выйдет из кризиса COVID-19: экс-министр не согласен с оценкой МВФ

Вам предложили на выбор провести неделю в одном помещении с одним из трех человек. О первом известно, что он уничтожил сто человек. Второй угробил пятерых. Третий убил одного.

Руководствуясь только статистикой, вы выберете третьего, как наименее опасного. И ни за что не выберете первого.

Но стоит вам отвлечься от статистики, от "магии цифр", и вникнуть в реальные факты, как вы неизбежно поменяете свое решение.

Оказывается, первый кандидат — пилот бомбардировщика, участник боевых действий, под его бомбами погибло сто солдат противника. Второй, напившись, устроил автоаварию, в результате которой погибло пять человек. Третий — убил соседа по дому, расчленил его труп и съел.

Летчик для вас практически неопасен. Пьяного водителя стоит остерегаться лишь когда он в нетрезвом состоянии, и, следовательно, вы сохраняете контроль над ситуацией. Наиболее непредсказуем и опасен — третий, маньяк.

Статистика, в отрыве от фактов, могла привести вас к худшему решению из трех возможных.

Вопросы без ответов

Те, кто, оперируя только статистическими данными, настаивают на незначительной опасности COVID-19 ("обычный грипп", "не страшнее гриппа" и т. п.), впадают в тот же грех отрыва от реальности. А реальность состоит в том, что ни ученые-вирусологи, ни врачи, работающие в зонах поражения, пока не могут дать окончательных ответов ни о свойствах вируса, ни о способах лечения. Под вопросом даже качество диагностики.

Вопросов без ответов очень много. Например: возникает ли иммунитет после перенесенного заболевания? Часть специалистов утверждает, что возникает, но единого мнения нет.

Медицинский работник в реанимационном отделении больницы - Sputnik Латвия
"Там никто не дышит сам": латвийский медик из Лондона разнес сомневающихся в COVID-19

Нет общепризнанного препарата, который бы доказал свою бесспорную эффективность против COVID-19. Это вынуждает врачей экспериментировать, применяя те лекарства или их комбинации, которые показали свою эффективность против других вирусов.

Поможет ли наступление лета справиться с инфекцией? Известно, что оболочка коронавируса нестабильна при высоких температурах. Но и тут у специалистов нет уверенности.

Полной неожиданностью для всех стала необычайно высокая доля заболевших, которым требуется госпитализация. А среди них — большой процент тех, кому необходима интенсивная терапия. Больницы в ряде стран оказались не в состоянии справиться с таким наплывом пациентов. Ничего подобного не было при эпидемиях гриппа. Как не было и такого заметного числа смертей среди медперсонала.

Кстати, почему возник всеобщий дефицит аппаратов для искусственной вентиляции легких (ИВЛ)? Почему их производили меньше, чем сегодня требуется? Видимо, потому что не было спроса со стороны клиник. А спроса не было, потому что предыдущие эпидемии не породили такого числа пациентов с дыхательной недостаточностью.

У части подхвативших COVID-19 зафиксирован необычный симптом: полная потеря обоняния. Значит ли это, что вирус может поражать не только легкие, но и отдел мозга, отвечающий за обоняние?

Есть ли связь между противотуберкулезными прививками (БЦЖ) и заражаемостью коронавирусом? Имеют ли преимущество страны, где такие прививки были массовыми? Похоже на то, но твердых доказательств нет.

Профессионалы наверняка смогут продолжить этот список вопросов, пока остающихся без ответа.

Выбор между плохим и очень плохим

Таким образом, в лице COVID-19 человечество столкнулось с опасным агрессивным противником, о котором располагает минимумом достоверной информации. Да и часть тех сведений, которые считались достоверными вчера, устаревают сегодня. Можно сказать, что человечеству, его интеллектуальным способностям и готовности соблюдать дисциплину, брошен вызов.

Пустая улица в Старой Риге - Sputnik Латвия
Власти Латвии признались в ограничении прав граждан в связи с эпидемией COVID-19

Что в этой ситуации прикажете делать правительствам, лидерам государств? Учитывая, что вирус весьма контагиозен (заразен, попросту говоря) и его бессимптомные носители могут инфицировать других людей?

Единственное, что власти могут сделать сейчас , — сократить, насколько возможно, число физических контактов между людьми. Ввести и поддерживать меры карантинного характера, чтобы помешать вирусу распространяться. И дать возможность ученым и врачам нормально работать, чтобы найти решение проблемы.

Как эти ограничительные меры или полумеры реально воплощаются на практике — другой вопрос. Иногда успешно, иногда бестолково. Но сути дела это не меняет.

Да, это плохой вариант для экономики. Но выбор стоит не между плохим и хорошим вариантами, а между плохим и очень плохим.

В XXI веке огромное число людей, благодаря интернету и социальным сетям, получило возможность высказываться на любую тему и быть услышанными далеко за пределами своей кухни. Это накладывает ответственность. Не жонглируйте цифрами, если не понимаете, не ощущаете, что за ними стоит.

Лента новостей
0