Фрагмент глобуса

Глобализация умерла от коронавируса

486
(обновлено 08:22 25.05.2020)
Руководство каждой страны мира, начиная от крупнейших геополитических игроков и заканчивая микрогосударствами, должно решить для себя: к какому будущему готовиться и какое пытаться приблизить

Мировое инфполе сейчас — поле кровавой и бескомпромиссной битвы между двумя наднациональными идеологическими течениями: с одной стороны находятся фанатичные сторонники глобализации из самых разных стран, а против них выступают те, кто считают деглобализацию неизбежным элементом будущего и надеются извлечь из этого максимальную выгоду, пишет колумнист Иван Данилов на сайте РИА Новости.

При этом парадоксальным образом даже представители некоторых международных структур, которые являются соавторами нынешней модели глобального мира, такие как Всемирный банк, констатируют, что глобализация уже находится на последнем издыхании.

Например, главный экономист Всемирного банка Кармен Райнхарт заявила в интервью Агентству деловой информации Bloomberg: "Без мелодраматичности: Covid-19 — это последний гвоздь в крышку гроба глобализации. <...> Кризис 2008-2009 годов нанес большой удар глобализации, как и Brexit, как и торговая война между США и Китаем, но Covid поднимает (деглобализацию. — Прим. ред.) на новый уровень".

Ставка в этой борьбе, которая разворачивается как на страницах СМИ, так и в экспертном сообществе и в кулуарных дискуссиях конференций "мозговых центров" планеты, очень высока: руководство каждой страны мира, начиная от крупнейших геополитических игроков и заканчивая микрогосударствами, должно решить для себя: к какому будущему готовиться и какое будущее (в меру возможностей) пытаться приблизить. Бросается в глаза колоссальная разница в риторике глобалистов и антиглобалистов.

Сторонники глобализации (неважно, в ее нынешней форме или в некой "поствирусной") оперируют в основном логикой и образами страха. Они пытаются напугать как политиков, так и рядовых граждан будущим, в котором все будет очень дорого, в котором не будет свободы и в котором будет просто страшно жить в мире, разделенном на "региональные блоки".

Типичный пример попытки именно напугать, закошмарить и довести до истерики политиков и обывателей, которые задумываются о том, не будет ли лучше пожить в мире без "глобализации по-американски", можно прочитать в исполнении аналитиков "Всемирного экономического форума" (WEF) — глобального НКО и мозгового центра, который организует широко известный во всем мире форум в Давосе, где участвуют главные бизнесмены и политики планеты:

"Блокирование импорта может вызвать инфляцию, ограничить потребительский выбор, замедлить темпы инноваций и привести к тому, что другие (страны. — Прим. ред.) ответят собственными ограничениями на импорт. Блокирование идей может подавить творческий потенциал и помешать исправлению ошибок в государственном управлении. А блокирование людей на границе может отнять у общества талантливых и нужных работников, одновременно способствуя страданиям тех, кто вынужден бежать из-за политических или религиозных преследований, войн, бандитизма или голода. <...> Есть лучший способ реагировать на вызовы и угрозы глобализации. Эффективные коллективные действия могут противостоять риску заболеваний, изменению климата, кибератакам, распространению ядерного оружия и терроризму. Ни одна отдельная страна не может обезопасить себя; унилатерализм не является серьезным подходом к государственной политике", — пишут давосские аналитики, раздосадованные тем, что эпидемия обострила процесс распада глобального мира, который (несмотря на все заверения в обратом) работал по глобализационной схеме, придуманной в США, для выгоды США и для максимального ущерба тем, кто не нравится США.

Собственно, американский унилатерализм, то есть стратегия максимальной геополитической эгоцентричности и применения экономического и военного насилия в отношении стран, не согласных во всем подчиняться Госдепу, — это неотъемлемая часть нынешней глобальной конфигурации.

При этом нельзя не отметить, что давосские аналитики не врут, — в том смысле, что деглобализация обойдется довольно дорого в самом прямом инфляционном смысле. Но в основном она обойдется дорого тем странам, которым придется снова научить свою рабочую силу (а она будет сопротивляться) таким навыкам, как работа за фрезерным станком или пошив медицинской маски.

А вот все разговоры о том, что страны, блокирующие иностранные идеи и незаконную миграцию, как-то очень сильно пострадают, стоит отнести просто к типичной американской пропаганде. Хорошие идеи будут переняты в силу их эффективности, и для этого не нужны лезущие во внутреннюю политику американские НКО, да и квалифицированным и законопослушным иностранцам, готовым работать и платить налоги, будут рады в большинстве стран мира.

Страшилка от Давоса не сработает, если попытаться применить ее на европейском, китайском или российском избирателе, что, впрочем, не помешает ее продвижению — деньги на то, чтобы пугать электорат и политическое руководство разных стран перспективой "дорогой и болезненной деглобализации", очевидно, есть.

Впрочем, есть и голоса из глобалистского лагеря, которые стараются утешить всех, кто переживает по поводу конца глобализации. Журнал Time сообщает читателям, что все в любом случае будет хорошо и ни одно государство никуда от глобализации не денется:

"Глобализация все равно останется. Поезд ушел уже 30 лет назад, когда распался Советский Союз, когда свободные рынки труда и капитала стали нормой, а финансовые рынки стали более важными, чем торговля товарами и услугами. Эти тенденции нельзя повернуть вспять, равно как и промышленную революцию или появление компьютеров".

Чем дольше наши заокеанские партнеры будут верить в эту версию реальности, тем лучше. Финансовые рынки, при всей их важности, — всего лишь надстройка (безусловно, значимая) над реальной экономикой: над человеко-часами рабочих, над гигаваттами электроэнергии, тоннами стали, баррелями нефти, тоннами зерна, фабричными линиями и реакторами АЭС.

486
Теги:
глобализация, коронавирус
По теме
Коронавирус заставит Европу заплатить за политический суверенитет
Конец глобальной Европы: кто спасет безработных жителей Балтии
"Выпотрошенная и выброшенная" Латвия интегрируется в единую Евразию: прогноз бизнесмена
Конец глобализма: страны закрывают границы из-за пандемии коронавируса

НАТО удивятся": чем вооружат новый российский истребитель

111
(обновлено 18:22 05.07.2020)
Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя новейшие авиационные средства поражения

Уничтожение целей на расстоянии нескольких сотен километров, ювелирная точность бомбовых ударов и надежно защищенная аппаратура — вместе с новейшими бомбами и ракетами авиационный комплекс пятого поколения Су-57 получит продвинутую электронику для их наведения. Самолет сможет обходить ловушки противника и прорываться через стену радиолокационных помех. О вооружении перспективной машины — в материале Николая Протопопова для РИА Новости.

"Умные" ракеты

Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя и новейшие авиационные средства поражения. Список оружия засекречен, однако известно, что предприятия оборонно-промышленного комплекса разрабатывают около пятнадцати образцов.

По оценкам специалистов, основой арсенала Су-57 послужат уже имеющиеся у ВКС России ударные средства, однако полностью переработанные и "оцифрованные". Например, новые противокорабельные ракеты с увеличенной в два раза дальностью полета — до 250 километров. Примечательно, что внешне боеприпасы выглядят так же, как предшественники.

Изменения в основном коснулись внутренней начинки — у ракеты теперь более мощные и компактные "мозги", система управления и двигатель обеспечивают сложнейшую траекторию полета. Спрятанное в корпусе электронное оборудование устойчиво к внешним радиоэлектронным помехам, различным ловушкам и не реагирует на ложные цели.

"Раньше целеуказание ракетам "воздух — воздух" или "воздух — земля" передавалось через аналоговые преобразователи, что занимало определенное время, — объясняет РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — На тот момент это удовлетворяло требованиям общевойскового и воздушного боя. Сейчас ситуация иная. В зоне современного воздушного боя работает множество комплексов радиоэлектронной борьбы: как наземных, так и воздушных. В таких условиях оружие должно быть очень надежным. Су-57 создавали с учетом этих факторов, его системы полностью цифровые — передача полетного задания, целеуказания, перераспределение целей занимает считанные доли секунды".

Как и другие многофункциональные истребители, Су-57 сможет нести боеприпасы класса "воздух — воздух", "воздух — поверхность" малой, средней и большой дальности, а также управляемые и корректируемые авиабомбы.

Так, именно для перспективной "сушки" разработали "умную" авиабомбу КАБ-250. После сброса с носителя траектория ее полета корректируется по сигналам спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас боеприпас испытывают на полигонах и даже успели проверить в боевых условиях — бомбардировщики С-34 сбрасывали КАБ-250 на объекты боевиков в Сирии.

Бомба показала высокую эффективность и, самое главное, точность: отклонение от цели — всего плюс-минус два метра независимо от погодных условий и времени суток. Мощность боевой части позволяет летчику поражать не только технику и скопления живой силы на открытом пространстве, но и хорошо укрепленные объекты противника.

Кроме того, как ранее сообщили в Минобороны, истребитель Су-57 возьмет на борт и гиперзвуковое оружие. Ожидается, что новый авиационный комплекс "Кинжал" "пятьдесят седьмые" получат после 2030-го.

С точностью до метра

Заслуженный военный летчик России Владимир Попов уверен: номенклатура оружия для Су-57 в целом останется традиционной для самолетов этого класса, но благодаря усовершенствованным прицельным системам точность существенно увеличится.

Так, ракеты для боя на ближних и средних дистанциях будут автоматически отслеживать цели по тепловому и магнитному следу и наводиться оптико-электронной головкой.

"Точностные характеристики возрастут на 30-40 процентов, — отметил Попов. — Это очень хорошие показатели боевых возможностей по обнаружению и самонаведению. Современные ракеты наносят удары с точностью до метра. То же касается и боеприпасов дальнего действия. Правда, здесь большую роль играют радиолокация и тепловая составляющая".

Миниатюризация электронного оборудования современных ракет позволяет усилить боевую часть боеприпасов за счет увеличения заряда. Вероятность поражения цели и, как следствие, общая эффективность оружия существенно вырастают. Су-57 сможет бороться с любыми объектами и в воздухе, и на земле — динамическими и баллистическими целями, а также малоразмерными, такими как беспилотники.

Управление в бою всеми системами перспективного самолета, применение вооружения, организация обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота завязаны на мощную вычислительную систему.

Компьютер автоматически распознает и определяет наиболее опасные и приоритетные цели, выстраивает оптимальный маршрут полета, подсказывает летчику, когда и каким оружием следует воспользоваться.

Для поиска и обнаружения целей у Су-57 есть несколько радиолокационных станций нового поколения. Помимо РЛС с активной фазированной антенной решеткой в передней части самолета, имеются станции бокового обзора, работающие в разных диапазонах. Су-57 с легкостью найдет в небе за сотни километров любые самолеты, включая построенные по технологии "стелс".

Полная загрузка

Особенность истребителей пятого поколения — внутрифюзеляжное размещение вооружения. Из-за того, что нет бомб и ракет на внешних точках подвески, снижаются эффективная поверхность рассеивания и, соответственно, заметность самолета. В двух вместительных отсеках Су-57 поместится несколько десятков различных боеприпасов.

Ранее так было только на массивных стратегических бомбардировщиках, поэтому разработчикам вооружений пришлось решить непростую задачу: спроектировать ракеты с меньшими габаритами, оснастить их складывающимися крыльями и рулями, которые раскрываются лишь после сброса боеприпаса. Сложности возникли и из-за дополнительных нагрузок на самолет при пуске ракет из замкнутого пространства.

Отношение боевой нагрузки, которую способен взять Су-57, к его массе значительно выше, чем у истребителей прошлых поколений. Этого достигли за счет композиционных материалов.

"В Су-30СМ и Су-35, например, до 25 процентов материалов — не металлы, — говорит Попов. — Композиты, стекловолокно, кевларовые ткани, различные смолы. При этом прочностные характеристики конструкции сохранены. На Су-57 таких примерно 35 процентов. Это очень много, поэтому истребитель получился значительно легче при схожих габаритах. К тому же новый двигатель дает прирост тяговооруженности еще на 15 процентов".

Фирменная "фишка" нового самолета — способность работать в паре с беспилотной системой С-70 "Охотник". Тяжелый беспилотник и истребитель научились летать в связке — в прошлом году Минобороны опубликовало видео, на котором они маневрируют в воздухе на минимальном расстоянии друг от друга.

По оценкам экспертов, в будущем появится возможность создавать целые стаи "Охотников", действующих в автономном режиме или под управлением и контролем всего одного пилота Су-57. Ударный потенциал таких боевых групп увеличится в разы.

111
Теги:
истребитель, Россия, НАТО
По теме
Плоский штопор и нестандартная посадка: Су-57 дважды удивил в первый день МАКС
Первый полет новейшего беспилотника в паре с истребителем Су-57 сняли на видео
Су-57 на предельных режимах: пилоты ВКС РФ показали, на что способны новейшие истребители
Самолет авиакомпании Ryanair взлетает из аэропорта Рига

"Скоропостижные и безвременные". О судьбе главных отраслей экономики Латвии

326
(обновлено 14:26 05.07.2020)
В Латвии наградили предприятия, отличившиеся "устойчивостью" и "жизнеспособностью". Наградили платиновыми, золотыми, серебряными, бронзовыми и алмазными призами. Что это за предприятия, как они себя проявили, и что вообще за всем этим стоит

В Латвии есть так называемый Ilgtspējas indekss, что можно перевести как "индекс устойчивости", "жизнеспособности". И есть даже Институт корпоративной устойчивости и ответственности. Он был учрежден в 2011 году с целью "укрепить и углубить", повысить понимание об ответственной и дальновидной деятельности, а также способствовать развитию гражданского общества. Ну и все в таком духе, так говорят, когда хотят рассказать, куда потратили спонсорские деньги.

И в этом и в прошлом году в когорту номинантов затесались компании, жизнеспособность которых была подвергнута сомнению последними событиями, проблемами в экономике и кризисом, вызванным COVID-19, банкротствами и техногенными катастрофами.

Уходя, гасите свет

Раздача платиновых, золотых, серебряных, бронзовых и алмазных (новинка) призов происходила 11 июня. А ровно за два дня до этого в Риге и окрестностях случился натуральный блэкаут — из-за аварии было обесточено 160 000 домохозяйств и предприятий. Но самый ужас заключается в том, что население осталось как та старуха у разбитого корыта - без интернета, электрики.

Ау! Где ваша гражданская ответственность?

Как бы то ни было, традиционно, в числе самых-самых устойчивых - Latvenergo и ее дочерние, занимающиеся распределением тока Augstsprieguma tīkls и Sadales tīkls. Ладно, блэкаут, с кем не бывает. Но то, что в этих компаниях общество своевременно не проинформировали о причинах и последствиях, многие посчитали образчиком безответственности.

Прачечная на маяке? Оригинально

А вот любопытный пример. Предприятием, которое способствовало долгосрочному укреплению экономики Латвии, стал по итогам 20219 года PNB Banka. Его жизнеспособность после вручения приза длилась два месяца, после чего Европейский центробанк отобрал у него лицензию ввиду "ненадежности и подозрительных сделок".

Кстати, среди румяных победителей регулярно фигурируют латвийские филиалы шведских банков Swedbank и SEB. Они, наряду со всякими другими благородными делами, служат остальному бизнес-сообществу и всем латвийцам "примером ответственного отношения к бизнесу и обществу".

Короче, нравственные маяки. Но еще в прошлом году выяснилось, что балтийские подразделения Swedbank и Danske Bank восемь лет баловались подозрительными переводами на общую сумму 3,8 миллиарда евро. То есть потворствовали отмыванию денег в особо астрономических размерах.

В июне этого года финансовая инспекция Швеции оштрафовала банковскую группу SEB на 1 миллиард шведских крон (95 миллионов евро) за недочеты в соблюдении правил предотвращения отмывания денег в странах Балтии.

Ладно, отмывание денег. С кем не бывает. Однако общие финансовые показатели латвийских банков после того, как из них каленым скребком выскребли деньги нерезидентов, в основном предпринимателей из стран СНГ, заставляют беспокоиться об устойчивости системы.

В первые пять месяцев этого года прибыль банков Латвии рухнула в 4,3 раза, продемонстрировав обидные 28,6 миллиона евро.

Мимо окон не идут поезда

И наконец, некогда флагман и локомотив латвийской экономики, чемпион по числу трудоустроенных и размеру уплачиваемых в казну налогов. Это Latvijas dzelzceļš.

Увы, разворот российского транзита (об этом факторе так же не могли не знать составители индекса устойчивости из одноименного института) в сторону отечественных портов превратил его многомиллионные до сих пор прибыли в убыток в размере 9,328 миллиона евро по итогам прошлого года.

А коронакризис заставил предприятие пойти с протянутой рукой к государству (не хватает денег на обеспечение качества инфраструктуры и безопасных перевозок) и объявить об увольнении 1 500 работников. На предприятии даже придумали сдавать в аренду помещения своих станций — продавцам жвачки, мороженого и лимонадов. Как уже давно делает аэропорт.

Рижский аэропорт и государственный авиаперевозчик airBaltic также вышли из коронакризиса потрепанными, однако второму государство за счет налогоплательщиков увеличило его капитал на 286 миллиона евро. Любопытно, что президент авиакомпании получает в год примерно 1 миллион евро получки, что в 30 раз больше, чем президент Латвии.

В этом году состав номинантов и лауреатов не претерпел больших изменений. Здесь, слава Богу, нет закрытого банка PNB, но есть грузовое подразделение железной дороги LDz Cargo, Rīgas siltums и крупнейшие торговые сети (пока у людей есть деньги они продолжат платить за тепло и еду) Latvenergo и его дочки, SEB, Swedbank, Международный аэропорт Рига.

"Вишенка" на торте — психоневрологическая лечебница "Стренчи". При нынешних политике и экономике предприятия этого профиля действительно могут смотреть в будущее с уверенностью.

Награда нашла героя посмертно

Конечно, к составителям индекса из института есть вопросы. Их индекс напоминает "награду, которая нашла героя посмертно". Но их тоже можно понять. Если убрать из списков все компании, по поводу долговременной устойчивости которых имеются обоснованные сомнения, то никого не останется, кроме упомянутой лечебницы.

Да и потом, что такое "долго"? Понятие это относительное. Для древних греков и прочих ацтеков две тысячи лет — не срок. А для Латвии, вернувшей себе независимость недавно, и 15 лет — срок громадный. И хотелось бы, конечно, чтобы без конфискации имущества. То есть без потери крупнейших предприятий и целых перспективных отраслей, каковыми еще недавно в Латвии были банковская отрасль и транзит.

Через тернии к звездам

Хотя для настоящего бизнеса помехой не являются ни время ни расстояние. На днях Латвия подписала договор с Европейским космическим агентством (ЕКА).

Будем надеяться, нам удастся заработать хотя бы в космосе. Если опять на орбите Латвии не помешают какие-нибудь нерезиденты и поползновения некоторых стран в сторону латвийского мирного космоса.

326
Теги:
экономика, Латвия
По теме
Страутиньш: самые большие потери ждут экономику Латвии этим летом
Зубец рассказал о новом риске в экономике Латвии по окончании пандемии
Латвия заменяет металл спиртом: как пандемия повлияла на экономику