Жозеп Боррель

Главный дипломат Евросоюза объявил конец века Америки

3086
(обновлено 08:07 28.05.2020)
Евросоюз через своего ведущего дипломата сделал декларацию о суверенитете, выразив нежелание превращаться в пешку в руках Пекина или оставаться пешкой в руках Вашингтона.

Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозепп Боррель максимально наглядным образом проиллюстрировал известную политическую поговорку о том, что вовремя предать означает предвидеть, пишет колумнист Иван Данилов на сайте РИА Новости.

Маститый европейский дипломат, вероятно, пригляделся к ситуации на геополитической арене и решил, что пришло самое время обозначить новый стратегический курс Евросоюза, который, очевидно, будет проходить под девизом "Век Азии начался!"

Собственно, о начавшемся "азиатском веке" и заявил господин Боррель на недавней встрече с немецкими дипломатами. Более того, по версии главы европейской дипломатии, американоцентричный (или находящийся под управлением США) мировой порядок — закончился, как раз в контексте наступления нового этапа исторического развития, в котором Евросоюз уже не готов довольствоваться ролью любимой американской колонии или в лучшем случае младшего партнера Вашингтона, который периодически милостиво разрешал коллективному Старому Свету заниматься неоколониализмом на своих традиционных "охотничьих угодьях" в Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Брюссель хочет большего, и эта смелость объясняется очень просто: Вашингтон ослабел, Евросоюз чувствует, что баланс сил поменялся и что жесточайший конфликт по линии Вашингтон — Пекин открывает для Евросоюза большое окно возможностей, в которое нужно успеть запрыгнуть, несмотря на недовольство всех американских сателлитов, находящихся внутри объединенной Европы.

Британская The Guardian приводит довольно смелые тезисы из выступления господина Борреля.

"Аналитики долго говорили о конце американской системы (международных отношений. — Прим. ред.) и наступлении азиатского века. Это сейчас происходит на наших глазах", — заявил главный европейский дипломат. И дал понять, что на Евросоюз в целом сейчас оказывается колоссальное дипломатическое давление как со стороны Вашингтона, так и со стороны Пекина.

Стоит отметить, что сам факт жалобы ведущего европейского чиновника на то, что на Евросоюз "давят в вопросе выбора стороны (конфликта. — Прим. ред.)", уже является, по сути, скандалом, так как предполагает, во-первых, наличие некой свободной воли у политиков, управляющих европейскими странами, а во-вторых, допускает саму возможность того, что Евросоюз станет в фундаментальном геополитическом конфликте на сторону Китая, оказавшись с Америкой по разную сторону баррикад, несмотря за все заверения о наличии общих ценностей, трансатлантической солидарности и принадлежности к общей системе безопасности в виде НАТО.

Но самое интересное — это то, каким образом главный дипломат Евросоюза предлагает решить проблему выбора. Он предлагает отойти в сторону и дать двум претендентам на статус главной державы планеты выяснить отношения без прямого участия Брюсселя в конфликте на стороне Пекина или Вашингтона.

По большому счету Евросоюз через своего ведущего дипломата сделал декларацию о суверенитете. По версии Борелля, европейцы "должны следовать нашим собственным интересам и ценностям и избегать превращения в инструмент той или иной стороны", очевидно, подразумевая нежелание превращаться в пешку в руках Пекина или оставаться пешкой в руках Вашингтона.

Вряд ли Дональд Трамп будет в восторге от такого дезертирства с поля геополитических баталий в исполнении блока, который (по крайней мере, в теории) должен быть самым преданным вассалом США и поддерживать все американские геополитические авантюры. Как уже неоднократно говорили представители ближнего круга американского президента, защита Pax Americana — "американоцентричного мира" и американской гегемонии — это главный приоритет, по отношению к которому не может быть компромиссов.

В этом контексте заявление Борреля о том, что вообще-то американский век закончился, а прямо сейчас наступает век азиатский, не может быть воспринято иначе как предательство, за которое нужно наказать даже не столько конкретного дипломата (который вряд ли выступал в жанре политической самодеятельности), а вообще весь сегмент европейской политической элиты, который внезапно посчитал, что пришло самое время то ли поискать себе другого хозяина (и заигрывает с Пекином), то ли восстановить былое величие и заявить о Евросоюзе как о независимом "полюсе силы" в новом многополярном мире.

Стоит отметить, что и в отношении Китая Боррель не нашел особо теплых слов, заявив скорее о необходимости конфронтации, чем кооперации. "Нам нужна более твердая стратегия в отношении Китая, которая также требует улучшения отношений с демократической частью Азии", — отметил он.

Вряд ли Пекину понравится ситуация, в которой все соседи Китая, с которыми у него есть определенные трения (или настоящие пограничные горячие точки), вдруг начнут получать дипломатическую, экономическую, а также, возможно, технологическую и военную поддержку со стороны стран Евросоюза.

С учетом того, что главным автором амбициозной стратегии "возвращения Евросоюза в Азию" вообще-то является президент Франции Макрон, может возникнуть обоснованное подозрение в том, что Евросоюз хочет вернуться даже не к "славным денькам" холодной войны XX века, когда Европа пользовалась на международной арене несравненно большим авторитетом и влиянием, чем сейчас, а сразу — в век XIX, когда европейские державы делили азиатские колонии между собой и зарабатывали астрономические прибыли на своих колониальных проектах.

Предложить соседям Китая, у многих из которых могут быть свои сложности в отношениях с Вашингтоном, некую альтернативную "геополитическую крышу" — это ход, который может показаться некоторым европейским политикам буквально гениальным, ведь новый "азиатский век" не обязательно должен быть "китайским". По крайней мере, с точки зрения Евросоюза "азиатский век" вполне может быть периодом, в котором Старый Свет снова как следует заработает в этом регионе, тем более что в современных условиях можно обойтись без применения военной силы.

С одной стороны, такое внезапное пробуждение европейских геополитических амбиций не может не радовать: "коллективный Запад" окончательно распадается, а Евросоюз так и ищет себе приключений сразу на двух геополитических фронтах — в дипломатической борьбе с Китаем и в торговой войне с США.

Но, с другой стороны, становится слегка тревожно за те остатки более-менее стабильной системы международных связей и отношений, которая досталась нам от XX века (и в строительстве которой участвовал наши великие предки) — с учетом желания многих крупных геополитических игроков радикально решить накопившиеся между ними противоречия, есть риск того, что жить ей осталось не очень долго.

3086
Теги:
Жозеп Борелль, Китай, Евросоюз
По теме
Euractiv: Евросоюз хочет преградить Шелковый путь Китаю
Евросоюз хочет подсчитать китайские инвестиции
Время "непослушаек": что ждет мир в 2020 году
Война волков, князь Талейран и китайское обаяние в Европе

НАТО удивятся": чем вооружат новый российский истребитель

106
(обновлено 18:22 05.07.2020)
Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя новейшие авиационные средства поражения

Уничтожение целей на расстоянии нескольких сотен километров, ювелирная точность бомбовых ударов и надежно защищенная аппаратура — вместе с новейшими бомбами и ракетами авиационный комплекс пятого поколения Су-57 получит продвинутую электронику для их наведения. Самолет сможет обходить ловушки противника и прорываться через стену радиолокационных помех. О вооружении перспективной машины — в материале Николая Протопопова для РИА Новости.

"Умные" ракеты

Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя и новейшие авиационные средства поражения. Список оружия засекречен, однако известно, что предприятия оборонно-промышленного комплекса разрабатывают около пятнадцати образцов.

По оценкам специалистов, основой арсенала Су-57 послужат уже имеющиеся у ВКС России ударные средства, однако полностью переработанные и "оцифрованные". Например, новые противокорабельные ракеты с увеличенной в два раза дальностью полета — до 250 километров. Примечательно, что внешне боеприпасы выглядят так же, как предшественники.

Изменения в основном коснулись внутренней начинки — у ракеты теперь более мощные и компактные "мозги", система управления и двигатель обеспечивают сложнейшую траекторию полета. Спрятанное в корпусе электронное оборудование устойчиво к внешним радиоэлектронным помехам, различным ловушкам и не реагирует на ложные цели.

"Раньше целеуказание ракетам "воздух — воздух" или "воздух — земля" передавалось через аналоговые преобразователи, что занимало определенное время, — объясняет РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — На тот момент это удовлетворяло требованиям общевойскового и воздушного боя. Сейчас ситуация иная. В зоне современного воздушного боя работает множество комплексов радиоэлектронной борьбы: как наземных, так и воздушных. В таких условиях оружие должно быть очень надежным. Су-57 создавали с учетом этих факторов, его системы полностью цифровые — передача полетного задания, целеуказания, перераспределение целей занимает считанные доли секунды".

Как и другие многофункциональные истребители, Су-57 сможет нести боеприпасы класса "воздух — воздух", "воздух — поверхность" малой, средней и большой дальности, а также управляемые и корректируемые авиабомбы.

Так, именно для перспективной "сушки" разработали "умную" авиабомбу КАБ-250. После сброса с носителя траектория ее полета корректируется по сигналам спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас боеприпас испытывают на полигонах и даже успели проверить в боевых условиях — бомбардировщики С-34 сбрасывали КАБ-250 на объекты боевиков в Сирии.

Бомба показала высокую эффективность и, самое главное, точность: отклонение от цели — всего плюс-минус два метра независимо от погодных условий и времени суток. Мощность боевой части позволяет летчику поражать не только технику и скопления живой силы на открытом пространстве, но и хорошо укрепленные объекты противника.

Кроме того, как ранее сообщили в Минобороны, истребитель Су-57 возьмет на борт и гиперзвуковое оружие. Ожидается, что новый авиационный комплекс "Кинжал" "пятьдесят седьмые" получат после 2030-го.

С точностью до метра

Заслуженный военный летчик России Владимир Попов уверен: номенклатура оружия для Су-57 в целом останется традиционной для самолетов этого класса, но благодаря усовершенствованным прицельным системам точность существенно увеличится.

Так, ракеты для боя на ближних и средних дистанциях будут автоматически отслеживать цели по тепловому и магнитному следу и наводиться оптико-электронной головкой.

"Точностные характеристики возрастут на 30-40 процентов, — отметил Попов. — Это очень хорошие показатели боевых возможностей по обнаружению и самонаведению. Современные ракеты наносят удары с точностью до метра. То же касается и боеприпасов дальнего действия. Правда, здесь большую роль играют радиолокация и тепловая составляющая".

Миниатюризация электронного оборудования современных ракет позволяет усилить боевую часть боеприпасов за счет увеличения заряда. Вероятность поражения цели и, как следствие, общая эффективность оружия существенно вырастают. Су-57 сможет бороться с любыми объектами и в воздухе, и на земле — динамическими и баллистическими целями, а также малоразмерными, такими как беспилотники.

Управление в бою всеми системами перспективного самолета, применение вооружения, организация обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота завязаны на мощную вычислительную систему.

Компьютер автоматически распознает и определяет наиболее опасные и приоритетные цели, выстраивает оптимальный маршрут полета, подсказывает летчику, когда и каким оружием следует воспользоваться.

Для поиска и обнаружения целей у Су-57 есть несколько радиолокационных станций нового поколения. Помимо РЛС с активной фазированной антенной решеткой в передней части самолета, имеются станции бокового обзора, работающие в разных диапазонах. Су-57 с легкостью найдет в небе за сотни километров любые самолеты, включая построенные по технологии "стелс".

Полная загрузка

Особенность истребителей пятого поколения — внутрифюзеляжное размещение вооружения. Из-за того, что нет бомб и ракет на внешних точках подвески, снижаются эффективная поверхность рассеивания и, соответственно, заметность самолета. В двух вместительных отсеках Су-57 поместится несколько десятков различных боеприпасов.

Ранее так было только на массивных стратегических бомбардировщиках, поэтому разработчикам вооружений пришлось решить непростую задачу: спроектировать ракеты с меньшими габаритами, оснастить их складывающимися крыльями и рулями, которые раскрываются лишь после сброса боеприпаса. Сложности возникли и из-за дополнительных нагрузок на самолет при пуске ракет из замкнутого пространства.

Отношение боевой нагрузки, которую способен взять Су-57, к его массе значительно выше, чем у истребителей прошлых поколений. Этого достигли за счет композиционных материалов.

"В Су-30СМ и Су-35, например, до 25 процентов материалов — не металлы, — говорит Попов. — Композиты, стекловолокно, кевларовые ткани, различные смолы. При этом прочностные характеристики конструкции сохранены. На Су-57 таких примерно 35 процентов. Это очень много, поэтому истребитель получился значительно легче при схожих габаритах. К тому же новый двигатель дает прирост тяговооруженности еще на 15 процентов".

Фирменная "фишка" нового самолета — способность работать в паре с беспилотной системой С-70 "Охотник". Тяжелый беспилотник и истребитель научились летать в связке — в прошлом году Минобороны опубликовало видео, на котором они маневрируют в воздухе на минимальном расстоянии друг от друга.

По оценкам экспертов, в будущем появится возможность создавать целые стаи "Охотников", действующих в автономном режиме или под управлением и контролем всего одного пилота Су-57. Ударный потенциал таких боевых групп увеличится в разы.

106
Теги:
истребитель, Россия, НАТО
По теме
Плоский штопор и нестандартная посадка: Су-57 дважды удивил в первый день МАКС
Первый полет новейшего беспилотника в паре с истребителем Су-57 сняли на видео
Су-57 на предельных режимах: пилоты ВКС РФ показали, на что способны новейшие истребители
Самолет авиакомпании Ryanair взлетает из аэропорта Рига

"Скоропостижные и безвременные". О судьбе главных отраслей экономики Латвии

324
(обновлено 14:26 05.07.2020)
В Латвии наградили предприятия, отличившиеся "устойчивостью" и "жизнеспособностью". Наградили платиновыми, золотыми, серебряными, бронзовыми и алмазными призами. Что это за предприятия, как они себя проявили, и что вообще за всем этим стоит

В Латвии есть так называемый Ilgtspējas indekss, что можно перевести как "индекс устойчивости", "жизнеспособности". И есть даже Институт корпоративной устойчивости и ответственности. Он был учрежден в 2011 году с целью "укрепить и углубить", повысить понимание об ответственной и дальновидной деятельности, а также способствовать развитию гражданского общества. Ну и все в таком духе, так говорят, когда хотят рассказать, куда потратили спонсорские деньги.

И в этом и в прошлом году в когорту номинантов затесались компании, жизнеспособность которых была подвергнута сомнению последними событиями, проблемами в экономике и кризисом, вызванным COVID-19, банкротствами и техногенными катастрофами.

Уходя, гасите свет

Раздача платиновых, золотых, серебряных, бронзовых и алмазных (новинка) призов происходила 11 июня. А ровно за два дня до этого в Риге и окрестностях случился натуральный блэкаут — из-за аварии было обесточено 160 000 домохозяйств и предприятий. Но самый ужас заключается в том, что население осталось как та старуха у разбитого корыта - без интернета, электрики.

Ау! Где ваша гражданская ответственность?

Как бы то ни было, традиционно, в числе самых-самых устойчивых - Latvenergo и ее дочерние, занимающиеся распределением тока Augstsprieguma tīkls и Sadales tīkls. Ладно, блэкаут, с кем не бывает. Но то, что в этих компаниях общество своевременно не проинформировали о причинах и последствиях, многие посчитали образчиком безответственности.

Прачечная на маяке? Оригинально

А вот любопытный пример. Предприятием, которое способствовало долгосрочному укреплению экономики Латвии, стал по итогам 20219 года PNB Banka. Его жизнеспособность после вручения приза длилась два месяца, после чего Европейский центробанк отобрал у него лицензию ввиду "ненадежности и подозрительных сделок".

Кстати, среди румяных победителей регулярно фигурируют латвийские филиалы шведских банков Swedbank и SEB. Они, наряду со всякими другими благородными делами, служат остальному бизнес-сообществу и всем латвийцам "примером ответственного отношения к бизнесу и обществу".

Короче, нравственные маяки. Но еще в прошлом году выяснилось, что балтийские подразделения Swedbank и Danske Bank восемь лет баловались подозрительными переводами на общую сумму 3,8 миллиарда евро. То есть потворствовали отмыванию денег в особо астрономических размерах.

В июне этого года финансовая инспекция Швеции оштрафовала банковскую группу SEB на 1 миллиард шведских крон (95 миллионов евро) за недочеты в соблюдении правил предотвращения отмывания денег в странах Балтии.

Ладно, отмывание денег. С кем не бывает. Однако общие финансовые показатели латвийских банков после того, как из них каленым скребком выскребли деньги нерезидентов, в основном предпринимателей из стран СНГ, заставляют беспокоиться об устойчивости системы.

В первые пять месяцев этого года прибыль банков Латвии рухнула в 4,3 раза, продемонстрировав обидные 28,6 миллиона евро.

Мимо окон не идут поезда

И наконец, некогда флагман и локомотив латвийской экономики, чемпион по числу трудоустроенных и размеру уплачиваемых в казну налогов. Это Latvijas dzelzceļš.

Увы, разворот российского транзита (об этом факторе так же не могли не знать составители индекса устойчивости из одноименного института) в сторону отечественных портов превратил его многомиллионные до сих пор прибыли в убыток в размере 9,328 миллиона евро по итогам прошлого года.

А коронакризис заставил предприятие пойти с протянутой рукой к государству (не хватает денег на обеспечение качества инфраструктуры и безопасных перевозок) и объявить об увольнении 1 500 работников. На предприятии даже придумали сдавать в аренду помещения своих станций — продавцам жвачки, мороженого и лимонадов. Как уже давно делает аэропорт.

Рижский аэропорт и государственный авиаперевозчик airBaltic также вышли из коронакризиса потрепанными, однако второму государство за счет налогоплательщиков увеличило его капитал на 286 миллиона евро. Любопытно, что президент авиакомпании получает в год примерно 1 миллион евро получки, что в 30 раз больше, чем президент Латвии.

В этом году состав номинантов и лауреатов не претерпел больших изменений. Здесь, слава Богу, нет закрытого банка PNB, но есть грузовое подразделение железной дороги LDz Cargo, Rīgas siltums и крупнейшие торговые сети (пока у людей есть деньги они продолжат платить за тепло и еду) Latvenergo и его дочки, SEB, Swedbank, Международный аэропорт Рига.

"Вишенка" на торте — психоневрологическая лечебница "Стренчи". При нынешних политике и экономике предприятия этого профиля действительно могут смотреть в будущее с уверенностью.

Награда нашла героя посмертно

Конечно, к составителям индекса из института есть вопросы. Их индекс напоминает "награду, которая нашла героя посмертно". Но их тоже можно понять. Если убрать из списков все компании, по поводу долговременной устойчивости которых имеются обоснованные сомнения, то никого не останется, кроме упомянутой лечебницы.

Да и потом, что такое "долго"? Понятие это относительное. Для древних греков и прочих ацтеков две тысячи лет — не срок. А для Латвии, вернувшей себе независимость недавно, и 15 лет — срок громадный. И хотелось бы, конечно, чтобы без конфискации имущества. То есть без потери крупнейших предприятий и целых перспективных отраслей, каковыми еще недавно в Латвии были банковская отрасль и транзит.

Через тернии к звездам

Хотя для настоящего бизнеса помехой не являются ни время ни расстояние. На днях Латвия подписала договор с Европейским космическим агентством (ЕКА).

Будем надеяться, нам удастся заработать хотя бы в космосе. Если опять на орбите Латвии не помешают какие-нибудь нерезиденты и поползновения некоторых стран в сторону латвийского мирного космоса.

324
Теги:
экономика, Латвия
По теме
Страутиньш: самые большие потери ждут экономику Латвии этим летом
Зубец рассказал о новом риске в экономике Латвии по окончании пандемии
Латвия заменяет металл спиртом: как пандемия повлияла на экономику