Строительство газопровода Северный поток - 2

Пошли считать убытки: строителей "Северного потока - 2" окатили потоком угроз

3651
(обновлено 18:47 29.07.2020)
Госдеп всемогущий провел разъяснительную беседу с немецкими компаниями, которые участвуют в достройке "Северного потока - 2". Немцы в шоке - они не так представляли европейский суверенитет

Вашингтон спешно назначил переговоры – в духе времени, по видеосвязи, отмечает автор радио Sputnik Артур Бобров. С одной стороны – представители американского правительства (Госдеп, Минфин, Минэнерго), с другой – 12 европейских компаний, которые участвуют в строительстве "Северного потока-2".

Сначала все шло чинно: американцы попросили рассказать, что еще нужно достроить, где еще нужно вложить. А затем вежливо стали… нет, уже не уговаривать, а рассказывать европейцам, что им за это будет, как и каким образом.

Пообещали немало. Полностью выкинуть с американского рынка, запретить въезд в страну, отключить банки от всех финансовых инструментов (до которых может дотянуться всемогущий Госдеп) – всего 12 разгневанных пунктов. Все по заветам недавнего визита большого друга и товарища Европы Майка Помпео, который заявил: "уходите сейчас или пеняйте на себя".

Европейцы, конечно, попенять любят, но в основном не на себя. С озабоченными лицами менеджеры выключили компьютеры и пошли шушукаться – видимо, считать возможные убытки. Убытки будут в любом случае – ибо компании всерьез вложились в проект (там суммы до миллиарда евро) и банально не хотят терять деньги. Особенно, когда финиш уже на горизонте. От комментариев отказываются – это же крупный бизнес, самое замороченное по этикету место, здесь все страшно, лучше вообще ничего не говорить.

Политики, конечно, куда словоохотливее, но тоже в шоке – они несколько не так представляли европейский суверенитет. Оказывается, что строить на своей территории для самих же себя, решает не Берлин и даже не Брюссель, а вежливые ребята на видеосвязи.

Издание Die Welt приводит слова руководителя Восточного комитета немецкой экономики Михаэля Хармса:

"Критические заявления, будто Германия покупкой газа финансирует российскую оружейную промышленность, нечестные и граничат с фейковыми новостями. У США намного более высокий торговый дефицит с Россией, чем у Германии… Если речь о том, чтобы ослабить Россию и сократить доходы, у США для этого есть прекрасные возможности в собственной стране. Вместо этого принимаются санкционные законы — практически исключительно за счет Европы".

Немцев по доброй русской традиции хочется пожалеть. Только все время хочется спросить – а это что, только сейчас стало понятно? Только сейчас началось? Задайте себе вопрос: кто больше всего потерял от политических решений по России, инспирированных Вашингтоном? Неужели Вашингтон? Нет? А как так вышло, граждане суверенитетные? Вы же не острова какие-то, а почти центр мира. Что же вы суверенитетом за бананы торгуетесь, как банановая республика?

 

3651
Теги:
газопровод, Германия, США, Северный поток - 2
Тема:
"Северный поток - 2" - труба раздора (403)
Флаг Европейского союза

Европа помогла Украине миллиардами под смешные проценты

38
(обновлено 08:28 06.08.2020)
Меморандум с ЕС, равно как и меморандум с МВФ, является документом, закрепляющим все большую колониальную зависимость Украины

На днях стало известно о новой порции обязательств, которые взяла на себя Украина в рамках получения так называемой макрофинансовой помощи Евросоюза, пишет колумнист Сергей Савчук на сайте РИА Новости.

Информация о том, что министр финансов Украины Сергей Марченко и новый глава Национального банка Кирилл Шевченко от имени украинского правительства подписали в Брюсселе меморандум с Евросоюзом о выделении Украине макрофинансовой помощи в размере 1,2 миллиарда евро, появилась еще в конце июля. Но сам текст меморандума при этом предан огласке не был, соответственно, не были известны условия получения денег.

"Утечка" произошла лишь 3 августа — документ был опубликован в "Украинских новостях".

Предполагается, что кредит будет выдаваться двумя траншами по 600 миллионов евро.

Первый должен поступить сразу после ратификации соглашения украинским парламентом, которая, предположительно, должна произойти в конце августа на внеочередной сессии. Второй — после выполнения условий.

Уборка пшеницы
© Sputnik / Sergey Melkonov

Кредит довольно длинный (на 15 лет) и очень дешевый (под 0,125% годовых).

Но зарабатывать на раздаче кредитов можно не только прямо (через проценты и комиссии), но и косвенно — через продавливание своих интересов. Собственно, суть европейской "макрофинансовой помощи" именно в этом.

От такой помощи в долгосрочной перспективе ее получателю становится только хуже, тогда как "донор" получается профит.

Так будет и в этот раз.

Стоит сказать, что подобную макрофинансовую помощь от Евросоюза Украина ранее уже получала. Последний транш последнего пакета такой помощи был получен буквально в июне — в объеме 500 миллионов евро. А всего с 2014 года по подобным программам Украине было выделено 3,7 миллиарда евро.

Нынешний кредит выделяется Евросоюзом Украине из пакета экстренной помощи для десяти стран в рамках политики соседства и расширения в связи с пандемией. Общий объем пакета был утвержден Советом Евросоюза еще в мае и составит три миллиарда долларов. Доля Украины при этом будет наибольшей. Второе по величине кредитование должен получить Тунис (600 миллионов евро). Остальные получатели (Грузия, Молдавия и все балканские страны, не являющиеся членами ЕС, за исключением Сербии) ограничатся суммами в 100-150 миллионов.

Стоит добавить, что в случае с Украиной переговоры о предоставлении займа начались только после подписания Украиной меморандума с МВФ и получения финансирования по линии Фонда. Что по умолчанию означает: Евросоюз согласен с обязательствами, взятыми на себя Украиной в рамках меморандума с МВФ.

Деньги, выделяемые в рамках кредита, поступят Министерству финансов и пойдут на финансирование дефицита бюджета. То есть речь, разумеется, не идет о финансировании каких-то инвестиционных проектов или о чем-то подобном — речь идет о проедании этих денег.

Ну а теперь, собственно, об условиях, которые Украина должна выполнить за 12 месяцев, чтобы получить второй транш, ибо вся программа финансирования рассчитана на год.

Крайне трогательно выглядит забота Евросоюза о членах наблюдательных советов государственных предприятий, которым на время карантина на уровне закона зарплату ограничили 47 тысячами гривен. А ведь до этого эти уважаемые люди получали до полутора миллионов гривен в месяц.

Некоторых из этих людей — с гражданством Украины и принадлежностью к гнезду Сороса — срочно обеспечили дополнительными грантами. Но идея-то заключается в том, что и за содержание местных соглядатаев-соросят, и за внешних надсмотрщиков должны платить аборигены. Причем сполна. И вот эта идея нашла свое отражение в обязательствах перед ЕС.

Любопытно, что в июле президент Зеленский предпринимал попытку вернуть космические зарплаты членам наблюдательных советов, но выяснилось, что голосов на это в парламенте критически не хватает. Какими обходными путями планируют решать вопрос теперь — непонятно, но как-то будут решать.

Другое показательное условие — указание на то, что лекарства в рамках государственных закупок должны приобретаться через конкретную компанию — государственное предприятие "Медицинские закупки Украины". Разумеется, с "независимым" наблюдательным советом, в который по традиции войдут местные грантоеды из обслуги бывшего министра здравоохранения Ульяны Супрун и представители транснациональных фармацевтических компаний. Эти уж позаботятся о справедливой закупке лекарств и об их потребителях.

Кстати, упоминание в меморандуме конкретной фирмы, через которую должны проходить закупки, выглядит совсем уж диким. Но в отношениях с Украиной европейские чиновники подобными мелочами не брезгуют.

Еще одно условие, отдающее трогательной заботой европейцев о своих меньших украинских братьях, в принципе, продублировано из меморандума с МВФ. Однако это все же не просто дублирование, а указание на его важность для европейцев — без его выполнения второго транша макрофинансовой помощи от Евросоюза не будет. Речь идет об обязательствах украинской власти дать потребителям возможность выбора поставщика газа и ввести рынок газа для населения, а на нем — тарифы, "отражающие расходы" поставщиков. То есть полностью отменить льготные цены.

Интерес европейских компаний к такому рынку газа понятен — газ для промышленных потребителей на украинском рынке уже, как правило, существенно выше, чем, например, на немецком или голландском. Такая же ситуация после выполнения обязательств наверняка сложится и на рынке газа для населения.

Другое дублируемое из меморандума с МВФ обязательство касается реформы судебной системы. В частности, передачи ее под внешнее управление через создание подконтрольной иностранцам комиссии, которая будет проводить отбор судей. Разумеется, совпадение интересов ЕС и МВФ в этом вопросе ничуть не удивляет.

Озабочен Евросоюз и сохранением в руках коллективного Запада инструментов внешнего контроля, внедренных в украинское законодательство под соусом борьбы с коррупцией — Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). В новом меморандуме указано, что Украина обязуется "обеспечивать и укреплять политическую независимость и эффективную работу НАБУ и САП, в том числе путем:

— создания деполитизированной комиссии по отбору нового прокурора САП (полномочия нынешнего прокурора истекают в ноябре 2020 года);

— внедрения автономной системы управления электронными делами НАБУ/САП".

Руководители этих двух органов имеют нулевой результат работы в смысле посадок коррупционеров или взыскания каких-либо средств в бюджет, зато они исправно отчитываются послам G7 и, по сути, им подчиняются. Потому главу НАБУ украинским властям не удалось снять с занимаемой должности даже после подтверждения фактов коррупции с его стороны в соответствии с вступившим в силу судебным решением.

Остальные обязательства взяты Украиной, так сказать, в нагрузку к ключевым для ЕС, но даже они демонстрируют степень внешнего управления государством, это:

— реформа налоговых и таможенных органов, назначение их руководителей;

— уравнивание в правах полномочий государственных и частных судебных исполнителей;

— расширение применения регистраторов расчетных операций;

— приход на смену налоговой милиции Бюро финансовых расследований.

В отличие от предыдущих меморандумов с ЕС, в этом нет обязательства Украины отменить мораторий на вывоз необработанной древесины. Но и этому есть объяснение: в ЕС убедились, что они могут продолжать ее покупать под видом дров, несмотря на мораторий. А проблемы аборигенов с вырубкой лесов или коррупцией в этом процессе европейцев явно волнуют мало.

В целом же меморандум с ЕС, равно как и меморандум с МВФ, является документом, закрепляющим все большую колониальную зависимость Украины — на институциональном, правовом, финансовом и даже персональном уровнях.

38
Теги:
Евросоюз, Украина
Дом на берегу моря в Швеции, архивное фото

Моя страна с краю: хватит ли у шведов сил удержать нейтралитет

116
(обновлено 19:36 05.08.2020)
Шведской политике нейтралитета - больше двух веков, именно ей шведы обязаны нынешним процветанием. Но, похоже, кому-то в Швеции надоела спокойная жизнь – и захотелось приключений

В августе 1780 года возник союз трех держав, известный как "первый вооруженный нейтралитет", отмечает автор радио Sputnik Ольга Гаврилова. Россия, Дания и Швеция закрыли Балтийское море для военных судов воюющих держав. Позже Стокгольм объявил о полном нейтралитете, который спустя 200 лет дал трещину.

Шведский нейтралитет – явление в истории почти уникальное. Лишь двум странам Европы – Швеции и Швейцарии – на протяжении веков удавалось избежать участия в военных действиях на континенте. После перемирия с Норвегией в 1814 году Швеция уже никогда и ни с кем не воевала. Однако сегодня ситуация в мире меняется, в том числе и в сфере безопасности.

И не исключено, что в ближайшие годы Швеция откажется от своего более чем двухсотлетнего нейтрального статуса, отметил в интервью радио Sputnik заведующий сектором отдела европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН имени Примакова, кандидат исторических наук Константин Воронов.

"За все то время, что Швеция держит нейтралитет, он эволюционировал и менялся. В XVIII веке это был вооруженный нейтралитет; в XIX был нейтралитет, связанный с балансированием между великими державами; а в конце XX века, когда Швеция в 1994 году вступила в ЕС, он еще больше трансформировался, хотя шведы утверждают, что у них сохраняется политика неучастия в союзах. Но, тем не менее, это уже далеко не так, поскольку они не только вступили в Евросоюз, но и развивают неформальные отношения с НАТО", - сказал Воронов.

В 2014 году Швеция подписала договор о принимающей стороне, который позволяет иностранным войскам находиться периодически на территории королевства для участия в маневрах, чего раньше не допускалось. Сейчас НАТО пытается включить Швецию в свою орбиту, оказывая на скандинавскую страну сильное давление.

При этом утверждается, что самостоятельно шведы защитить себя не в состоянии. Однако совершенно очевидно, что никто нападать на королевство не собирается. А вот потратиться на оборону от несуществующего противника в случае вступления в НАТО придется.

"В те годы, когда Швеция делала упор на собственные вооруженные силы, чтобы отразить первую начальную атаку внешнего агрессора, страна тратила от 3 до 4 процентов ВВП на военные расходы. Сейчас эта цифра скукожилась до 1,3 процента. И 2 процента ВВП, которые страны НАТО должны вносить в бюджет альянса, Швеция не потянет. Хотя и звучат заверения местных политиков сделать это к середине 20-х годов. То есть для защиты шведам, как говорится, нужна амуниция, и для этого у них есть определенный ВПК, есть достаточно известные шведские фирмы, которые производят стрелковое и артиллерийское оружие и даже авиационную технику. Раньше они выпускали знаменитые "Дракены" и "Грипены", однако их уже сняли с производства, а создать самолет пятого поколения шведы не могут. Поэтому объективно сужается вот этот пазл для политики неприсоединения и военной самостоятельности, что и подталкивает жителей королевства в сторону евроатлантической интеграции", – говорит Константин Воронов.

Солдаты русской и шведской армии сошлись в битве на площади у Военного музея Швеции
© Sputnik / Sergey Melkonov
Реконструкция битвы русской и шведской армии на площади у Военного музея Швеции, 2019

Однако не все шведские политики и эксперты считают правильным сближение с НАТО. Это только приведет к усилению напряженности и росту военных расходов, считает бывший статс-секретарь министерства обороны Швеции, член Королевской академии военных наук Свен Хирдман. Он, кстати, работал послом Швеции в Москве.

Дипломат и военный справедливо замечает, что политику нейтралитета страна вела уже двести лет, и она хорошо шведам послужила. А став членами альянса, они будут автоматически втянуты в военный конфликт между Россией и НАТО, если он произойдет.

Впрочем, похоже, что это мнение разделяет в настоящий момент меньшинство шведских политиков. Все чаще и громче звучат призывы к вступлению в НАТО. Чем это закончится – увидим. А пока отметим для себя, что именно нейтралитет позволил шведам уцелеть в двух мировых войнах и избежать потерь во множестве других – меньшего масштаба. И во многом именно нейтралитету шведы обязаны нынешним процветанием экономики и крепкой социальной сферой.

Но, похоже, кому-то в Швеции надоела спокойная и размеренная жизнь – и захотелось приключений. Их дело, конечно. Но все-таки жаль. Главным образом самих шведов, которым придется платить за чьи-то военные игры.

116
Теги:
геополитика, безопасность, НАТО, Швеция
Даугавпилсская региональная больница

Ставок больше, чем часов в сутках: латвийским больницам не избежать реформы

0
(обновлено 09:39 06.08.2020)
Аудит больниц выявил, например, такие проблемы, как разная нагрузка специалистов в больницах разного уровня при сопоставимых зарплатах, нехватка контроля над интернами, совмещение должностей

РИГА, 5 авг - Sputnik, Дмитрий Олейников. До конца этого года должна быть завершена реформа больничной сети Латвии, начатая в 2018 году. Прошедшие два года выявили проблемы  - с ними столкнулись и медицинские учреждения, и их посетители.

С заявлением, что реформу надо завершать в этом году, на заседании комиссии Сейма по социальным и трудовым делам выступила министр здравоохранения Илзе Винкеле. Она, в частности, отметила, что уже до сентября планируется завершить переговоры с больницами, за которыми последует подготовка соответствующих изменений в правилах кабмина, регулирующих деятельность медучреждений. Новый год больницы начнут с новыми договорами, заключенными с Национальной службой здоровья.

По словам заместителя руководителя Инспекции здоровья Аниты Слокенберги, в Латвии работают 54 больницы. 26 из них разделены на пять уровней. На высшем, 5-м уровне, находятся три университетские клинические больницы в Риге. 4-й уровень – это крупные региональные больницы. Больницы 3-го, 2-го и 1-го уровня – локальные. 28 больниц остаются вне распределения по уровням. В их числе – 14 специализированных медицинских учреждений и столько же – частных клиник.

Оценивая соотношение больниц и численности населения, Инспекция здоровья делает вывод, что пропорция достаточная. На каждые 73 000 жителей приходится по одной больнице. За пределами Риги соотношение еще более благополучное – по одной больнице на 56 000 жителей.

Внешне складывается вполне благоприятная картина. Необходимость проведения реформы никто (в том числе и на заседании комиссии) под сомнение не ставил. До этого, каждая из больниц развивалась самостоятельно, порой закупая неоправданно дорогое оборудование, которым пользовались чрезвычайно редко, а порой – из-за нехватки специалистов – оно и вовсе простаивало. В ходе реформы акцент был сделан на централизацию услуг: в больницах 1-го уровня оказывают лишь терапевтические услуги и обеспечивают уход за больными, самые легкие (и массовые) случаи могут решаться в больницах 2 и 3 уровня, далее – в зависимости от сложности – больных доставляют в региональные больницы 4-го и 5-го уровней, при необходимости или в зависимости от места жительства больного.

При этом исследование, проведенное Инспекцией здоровья, выявило много рисков и минусов.

Во-первых, финансовый аспект: значительная разница в затратах на обслуживание одного пациента. Чем пациентов больше, тем себестоимость лечения каждого – меньше. В 2019 году средние расходы на одного пациента в приемном отделении больницы 4-го уровня составляли 90 евро, в больницах 3 уровня – уже 160 евро, в больницах 2 уровня – 266 евро.

Наблюдается значительная разница в оплате труда врачей в больницах различных уровней, особенно, принимая во внимание среднее количество поступающих больных. Так, в среднем, в больницах 5 уровня 57 специалистов со средней зарплатой 2094 евро принимали по 491 больному в день. На 4 уровне ситуация уже другая – 63 специалиста, 434 случая в день, а средняя зарплата – выше: 2200 евро. В больницах 3 уровня пропорция меняется еще сильнее: 41 специалист, 159 случаев в день, зарплата – 2 171 евро.

Диспропорция отмечается в количестве произведенных хирургических операций. Так, в Лиепайской региональной больнице (4-й уровень) в среднем в день проводится 15,6 хирургических операций, в Даугавпилсской региональной больнице – 10,11 операций. При этом, в такой же по статусу Северо-курземской региональной больнице в день производится лишь 4,93 операции, в Екабпилсской региональной – 4,21. Разница по этому показателю в больницах 2 и 3 уровня еще более значительна. 6,15 операций в день в Мадонской больнице, 3,7 – в Юрмальской, и при этом, у "аутсайдеров" - 0,94 операции в день в больнице Алуксне, 0,65 – в Краславе. Напрашивается очевидный вывод: кому-то из больниц, в ходе реформы, придется усилить мощности, тогда как другим, очевидно, необходимо будет снизить статус до отвечающего действительности.

По такому показателю, как принятые роды, больницы различаются в такой же степени. В 2019 году, говоря о 4 уровне, больше всех – 1122 родов - приняла Видземская больница, на втором месте – 1043 – Лиепайская региональная больница. При этом, в Резекненской больнице количество принятых родов составило 483. Среди больниц 2 и 3 уровня, лидером по родам является Юрмальская больница – 1677, а аутсайдером – объединение Балвской и Гулбенской больниц – 242. При этом, по рекомендациям безопасности Организации экономического сотрудничества и развития, больница ежегодно должна принимать не менее 1000 родов, по стандартам Латвии – не менее 500. Большое количество, в данном случае, означает больший опыт врачей, большую безопасность для пациентов. Разность приведенных цифр говорит о том, что министерству здравоохранения придется принимать непопулярные решения о сокращении спектра услуг для многих больниц 2 и 3 уровня.

Среди выявленных рисков отмечается перегруженность врачей. Стремясь к большей зарплате, врачи нередко работают во время одной смены как терапевты и как педиатры. "Если в больницу одновременно поступит взрослый и ребенок – кому отдадут приоритет в оказании помощи?", - задает риторический вопрос Инспекция здоровья.

Нехватка врачей приводит к тому, что многие работают в нескольких учреждениях одновременно. Что не может приветствоваться. Постоянно работающие вместе коллеги составляют, конечно, гораздо более сильную в профессиональном плане команду, нежели приезжающие на день специалисты. И, наконец, количество набранных ставок порой превышает количество часов в сутках. Даже, при условии, что часть смен дублируются, специалисты не оставляют себе времени ни на отдых, ни на профессиональное совершенствование. В результате опасности подвергаются пациенты: у специалистов возникает риск усталости, выгорания на работе, профессиональных ошибок.

Суммируя сильные и слабые стороны больниц, Инспекция здоровья в результате исследования приходит к следующим выводам. Больницы хорошо оснащены технически, здания их отремонтированы. При этом, в большинстве случаев в больницах отсутствует укомплектованный штат медиков, работающих постоянно в этом учреждении. Зачастую, в больницах не хватает даже пациентов – при норме загруженности коек в 80%, в ряде больниц средняя загруженность составляет 68%, а по некоторым отделениям – и того меньше: 25% - реанимация и анестезиология, 32% - детское отделение, 50% - родильное. Больницы не заинтересованы в развитии менее оплачиваемых услуг, на которые при этом существует повышенный спрос: уход за больными, паллиативный уход, реабилитация. Существуют определенные сложности с перемещением пациентов, как в больницы более высокого ранга, так и – оттуда – в более низкие по статусу. Разница в нагрузке и оплате труда делает почти невозможной реформу зарплат в сфере здравоохранения (о предстоящей реформе недавно объявила министр Илзе Винькеле), в то же время значительные ресурсы государства тратятся на содержание практически бесполезной площади больниц и на услуги, которые больницы не в силах оказать пациентам при существующем штате специалистов.

Министр здравоохранения сформулировала задачу реформы больничной сети так: "Наша цель – помочь больницам развивать свои сильные стороны, свою специализацию. При этом, надо помочь больницам освободиться от услуг, на которые у них не хватает мощностей уже сегодня, и не хватит в будущем. Это творческий, но непростой процесс, который нам придется завершить".

Медиков в связи с предстоящей реформой больничной сети, интересует еще два вопроса. Во-первых, что произойдет с локальными больницами в результате административно-территориальной реформы. Во-вторых, когда ожидать вновь обещанного повышения зарплат? От этого зависит мотивация, с которой молодые специалисты выйдут на работу. Либо в Латвии, либо за ее пределами.

0
Теги:
Илзе Винькеле, здоровье, медицина, Латвия
По теме
Шесть часов в очереди: министр сообщения Латвии провел эксперимент в больнице
Опасная маммография: в больницах Латвии обнаружили устаревшую аппаратуру
В Страупе закрывают единственную в Латвии наркологическую больницу
"Бардак и все признаки воровства": почему сокращение числа больниц не спасет Латвию
В крупнейших больницах Латвии некому работать: открыты почти 400 вакансий