Первый грузовой экспресс-поезд Рига-Минск

Латвия распродает даже рельсы. И снова винит Россию

15850
(обновлено 15:08 20.02.2021)
Латвийская железная дорога (ЛЖД) выставит на аукцион больше четырех тысяч тонн металлолома. Речь идет о рельсах, элементах стрелок, креплениях, узлах и деталях подвижного состава. Начальная цена — 230 евро за тонну

Множество локомотивов, вагонов и объектов недвижимости уже распродали, четверть персонала уволили. При этом власти республики, с одной стороны, просят Москву не выводить транзит, а с другой — делают все возможное, чтобы рассердить россиян, пишет Константин Севастьянов для РИА Новости.

Огромнейшие проблемы

"Латвийская железная дорога" — некогда доходнейшее предприятие — испытывает огромные проблемы. Узнали об этом в стране на исходе 2019 года. Директор Государственной железнодорожной администрации Юрис Иесалниекс заявил в телеэфире: "Судя по неофициальной информации, крупнейшие российские грузоотправители подписали со своим правительством график сокращения грузопотоков через латвийские порты. На этот раз к вопросу подошли очень серьезно. Мы видим это уже сейчас. Объемы грузов, и так низкие, в течение девяти месяцев сократились. Особенно плохо с углем, который был нашим спасителем".

Иесалниекс сообщил, что Латвийская железная дорога получила от министерства сообщения задание пересмотреть расходы. Заодно запросила из госбюджета для обеспечения финансового равновесия 25 миллионов евро — не считая 15,8 миллиона для компенсации трат на обеспечение услуг общественного транспорта. А уже в январе стало известно, что предприятию в ближайшие месяцы придется уволить полторы тысячи работников. Кому укажут на дверь, непонятно, а ведь люди там работали десятилетиями: и отцы и дети.

В начале прошлого года Латвийская железная дорога была вынуждена свернуть проект электрификации, на который выделили крупную дотацию из Фонда сплочения ЕС. Это удар по конкурентоспособности, но иного выхода не видели. Заодно отказались и от плана развития Даугавпилсской сортировочной станции. Однако ситуация ухудшалась. В июле 2020-го обнародовали шокирующие цифры: за первое полугодие объем железнодорожных грузоперевозок в Латвии сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти наполовину и составил 11,563 миллиона тонн. При этом надо понимать, что основную часть грузопотока — 70,4% — формируют партнеры из России.

Пришлось избавляться от ставших ненужными активов. На торгах 13 тепловозов, их общая стартовая цена 878 тысяч евро. В свою очередь, дочернее предприятие Латвийской железной дороги LDz Cargo в середине августа выставило на открытый аукцион 200 грузовых вагонов. Объявили торги, где планировали реализовать 46 автомобилей, принадлежавших ЛЖД. Провели аукцион по продаже дома отдыха бригад железнодорожников города Елгавы и повысили аренду за принадлежащие ЛЖД земли.

Катастрофическое падение

Минувшим летом руководство ЛЖД представило бизнес-модель, которая предусматривает морские и автомобильные экспедиторские услуги, а также сервисы терминалов и складов. Однако, как пишет латвийская пресса, руководство компании, видимо, не учло местных правовых норм, накладывающих ограничения на бизнес-планы госкомпаний — в тех случаях, когда их деятельность может прямо или косвенно повлиять на конкурентоспособность частного сектора. На этот же нюанс обратили внимание и в государственном Совете по конкуренции, рекомендовав ЛЖД заново провести оценку новой стратегии с привлечением экспертов и коммерсантов.

План спасения раскритиковал и бывший вице-президент предприятия Айварс Стракшас, покинувший пост в позапрошлом году. "До сих пор ЛЖД оказывала стивидорам услуги, а теперь сама хочет сделать их работу — будет склока!" — предупредил Стракшас. По его мнению, перевод российского транзита в порты Ленинградской области — экономическое решение. "Россия реализует политику в вопросе экспорта нефтепродуктов, остальные грузоперевозки — чистая коммерция: как выгоднее, так и везут", — объяснил он.

Положение, в котором оказалась отрасль, красноречиво описывают цифры. За девять месяцев 2020-го в латвийских портах перевалено около 33 миллионов тонн грузов — на треть меньше, чем за соответствующий период 2019 года. Интенсивнее всех работает порт Риги — 17,598 миллиона тонн (минус 26,4% по сравнению с тем же периодом 2019-го). Грузооборот порта в Вентспилсе составил 9,639 миллиона тонн (минус 41,9%), гавани в Лиепае — 4,686 миллиона тонн (минус 11,8%). Значительно снизились поставки угля на главный терминал на острове Криеву в Риге, предназначенный специально для этого вида топлива. Там из запланированных 118 вагонов в сутки принимали всего 39.

В республике считают, что существующая ныне процедура таможенного оформления драматически уменьшает объем грузов, идущий через латвийскую границу. Схема такая: клиент размещает заказ, его обрабатывает структура РЖД "Центр корпоративных транспортных услуг", согласовывает Минэкономразвития и Минтранс — а после следует окончательное заключение РЖД. "Так, в октябре российская сторона не согласовала 94% от запрошенного количества угольного груза — клиенты хотели получить в порты Латвии более 4,8 тысячи вагонов, но Россия подтвердила только 279. В ноябре не согласовали 100% запрошенного объема, что означает полное прекращение доставки угольных грузов", — рассказали в латвийской телепередаче канала TV3 Nekā personīga ("Ничего личного").

Правительство Латвии неоднократно требовало от железнодорожников найти новых перевозчиков, не связанных с Россией. Но это сложно — хотя бы в силу географического положения. Как сообщили в Nekā personīga, руководство Латвийской железной дороги недавно встречалось с представителями РЖД — для обсуждения возможного развития нового направления грузовых перевозок из Калининграда в Санкт-Петербург. Латвийцы уже выполнили расчеты по проекту, началось согласование, но потом российская сторона порекомендовала РЖД не участвовать — как считают в Латвии, "по политическим соображениям".

Продажа рельсов по цене металлолома

Латвийский министр сообщения Талис Линкайтс контактов с россиянами не отрицал. "Мы заинтересованы в том, чтобы такие перевозки были, чтобы наша инфраструктура была загружена. Делаем все возможное, привлекая различные каналы, чтобы планы стали реальностью. Это наша общая задача", — пояснил Линкайтс. В его поддержку выступил и министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс. По его словам, надо "отделять политические дискуссии с Россией по вопросам истории, Крыму и Украине от практических вопросов, которые мы должны решать на уровне Министерств сообщения".

Однако 3 декабря последовала серия арестов местных русских журналистов в Риге. Всех задержанных выпустили — предварительно взяв подписку о невыезде. Их обвинили в сотрудничестве с МИА "Россия сегодня". Поскольку организацию возглавляет Дмитрий Киселев — а он как физическое лицо находится под санкциями ЕС, — латвийцы решили, что журналисты нарушили европейские ограничения.

Россия не оставила это без внимания. Официальный представитель МИД Мария Захарова предупредила, что в Москве рассмотрят ответные санкции. Председатель комиссии Совфеда по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков заявил: в этих условиях обращение латвийского Министерства сообщения к российскому Министерству транспорта с просьбой сохранить латвийский транзит выглядит абсурдным.

И вот в конце января стало известно, что Латвийская железная дорога вновь выставляет имущество на аукцион — на сей раз металлолом. Планирует выручить как минимум 989 тысяч евро — для компании в тяжелейшем финансовом положении это солидная сумма. Там, судя по всему, уже не рассчитывают, что поправят дела, занимаясь прямыми обязанностями.

15850
Теги:
Латвийская железная дорога (LDz), Латвия, Россия
По теме
Минфин: госдотация Latvijas dzelzceļš может негативно повлиять на бюджет
Latvijas dzelzceļš готовится уволить еще около сотни сотрудников
Latvijas dzelzceļš: прежние объемы грузов не вернутся никогда, сокращения неизбежны
Эстонский военнослужащий, архивное фото

Русский медведь готов задрать эстонскую корову. Но не сразу, а по частям

119
(обновлено 17:57 11.05.2021)
Россия нашла-таки способ подорвать обороноспособность своего могучего западного соседа ‒ Эстонии. И делает это очень коварно, через пятую колонну, которая, как утверждает один эстонский генерал, пробралась уже на самые верха

Не дай вам бог увидеть, как плачут мужчины, особенно мужчины в эстонской военной форме, отмечает автор радио Sputnik Николай Николаев. Они не просто роняют скупые солдатские слезы, а еще и скрежещут зубами, вздымают кулаки к небу и посылают громогласные проклятия на все стороны света (главным образом, по привычке, все же на восток). А все почему? Потому что правящая коалиция в рамках новой бюджетной стратегии решила сократить государственные расходы, в том числе на оборону.

Это неслыханный скандал, ибо прежде эта статья расходов никогда не уменьшалась, и сама мысль о подобном могла прийти в голову только политическому самоубийце. Но пандемия так больно ударила по финансовым возможностям государства, что деваться некуда: когда карманы пусты, тут, как говорится, не до жиру.

Все, кому приходится ужиматься, принимают это как должное, понимая, что времена тяжелые. Все, кроме военных, которые мгновенно объединились и запели песню о том, что именно им урезать ассигнования никак нельзя. Солирует в этом хоре член фракции Партии реформ в парламенте Эстонии, генерал в отставке Антс Лаанеотс. Основная тема в его эмоциональных высказываниях звучит так: "Оборонные расходы хочет сократить пятая колонна".

Генерал считает, что агенты Кремля, пробравшиеся уже во все сферы жизни прибалтийской республики, теперь окопались и в правительственных органах, и в парламенте. И именно они, получив, вероятно, прямые указания от президента России, режут священную корову военного бюджета.

Корова сопротивляется, жалобно мычит, но злокозненные агенты Москвы отрезают от нее самые лакомые кусочки и бросают их прямо в пасть медведям, притаившимся за российской границей.

Не утешает Лаанеотса и то, что благодаря сэкономленным средствам государство сможет построить дороги, культурные объекты, отреставрировать памятники старины и улучшить медицинское обслуживание населения. Все это, по его мнению, второстепенно, и те, кто принимает подобные решения, не понимают главного – ведь они "хотят заниматься всеми теми вещами, которые не могут быть приоритетными в то время, когда мы не знаем, что сделает восточный сосед".

А этот сосед, по мнению генерала, спит и видит, как бы ему напасть на Эстонию и поработить ее. И необходимо немедленно найти тех, кто, прикидываясь эстонскими гражданами, на самом деле является "агентами влияния" России. Как с ними поступить при поимке, бывший военачальник умалчивает, но суровость и неотвратимость возмездия, безусловно, подразумеваются.

Остается у господина Лаанеотса лишь одна отрада: в Эстонии много американских военных, и они здесь чувствуют себя как дома. И, конечно же, он надеется, что плохие времена пройдут, и военный бюджет крошечного прибалтийского государства вырастет в угоду выжившим из ума "ястребам" до весьма солидных 700 миллионов евро. И плевать на нехватку масла в эстонских семьях, ибо человек-то без масла проживет, а вот пушкам без него никак.

119
Теги:
безопасность, оборона, США, Россия, Эстония
Шотландский замок Дун

Выборы в Шотландии приблизили распад Соединенного Королевства

146
(обновлено 09:06 11.05.2021)
Прошедшие выборы в региональный парламент Шотландии — это новый этап борьбы за обретение независимости

"Сторонники независимости Шотландии одержали историческую победу" — примерно с такими заголовками на первых полосах вышли воскресные газеты этого северного региона Великобритании. Пресса же, издающаяся в Лондоне, предпочла иную тональность, сообщив в первую очередь о том, что Шотландская национальная партия (ШНП), выступающая за отделение от Соединенного Королевства, не смогла получить большинство в региональном парламенте, пишет колумнист Владимир Корнилов на сайте РИА Новости.

Насколько различается оценка итогов выборов! При этом не соврали ни те ни другие.

Само голосование состоялось в четверг, но под предлогом пандемии подсчет бюллетеней начался только в пятницу, а предварительные результаты оглашены и вовсе только в ночь на воскресенье. При этом никакие экзит-поллы даже не предусматривались (это к вопросу о стенаниях российских либералов по поводу того, что у нас якобы долго и непрозрачно устроен процесс подведения итогов выборов, в отличие от ситуации "у них на Западе").

В том, что ШНП займет уверенное первое место, мало кто сомневался изначально. Вопрос заключался в том, сможет ли эта сила получить абсолютное однопартийное большинство. Один раз (в 2011 году) ей это уже удалось сделать, в результате чего спустя три года и состоялся первый референдум о независимости, на котором сторонники сохранения единой Британии получили 55 процентов голосов.

Уже тогда сепаратисты объявили, что оставляют за собой право проведения повторного референдума в случае "существенного изменения политических обстоятельств". И такое изменение, как считают лидеры ШНП, произошло в минувшем году, когда Британия окончательно вышла из Евросоюза (большинство жителей Шотландии голосовало против Брекзита). Поэтому на эти выборы сепаратисты пошли с обещанием после своей победы организовать новый всеобщий опрос по меньшей мере до 2023 года.

В конечном итоге ШНП получила 64 кресла в холируде (неофициальное название тамошнего парламента), недобрав до абсолютного большинства всего одно депутатское место. Однако региональная пресса тут же популярно стала "разоблачать черную магию" своих лондонских коллег, специально поясняя, что попытка скрыть значительную победу сепаратистов является манипуляцией.

И тут они совершенно правы. Дело в том, что в региональный парламент также прошли восемь депутатов от Шотландской партии зеленых (для них это является рекордом), которая также официально выступает за повторный референдум и выход из Британии. Таким образом, сепаратисты получили уверенное большинство: 72 из 129 мест. Если сложить голоса, которые избиратели отдали за сторонников и противников независимой Шотландии, то первые получили более 50 процентов, а вторые — 48.

Экстраполируя этот результат на возможное голосование о выходе из Великобритании, можно предположить, что в случае повторного референдума на этот раз победят сепаратисты. И это совпадает с последними опросами общественного мнения.

Однако получится ли у лидеров ШНП организовать такой референдум — большой вопрос.

Британский премьер-министр Борис Джонсон уже неоднократно заявлял о том, что всеобщий опрос 2014 года был "выбором на целое поколение", и торжественно обещал лечь костьми на пути признания нового. На следующий же день после закрытия избирательных участков в Шотландии он дал большое интервью газете The Daily Telegraph, в котором назвал идею проведения референдума "безответственной и безрассудной".

Ответ Николы Старджен, лидера ШНП и первого министра Шотландии, был жестким и однозначным: референдум состоится "при любой погоде". Комментируя победу своей партии, она предупредила Джонсона о том, что в случае блокирования организации всеобщего опроса он выступит не против ее партии, а "против воли шотландского народа".

Политический эксперт Олаф Стандо, отвечающий в ШНП за цифровую кампанию, напомнил консерваторам, что бывший премьер Британии Дэвид Кэмерон организовал референдум по Брекзиту при доверии в 37 процентов голосов, а нынешний премьер Борис Джонсон посчитал, что имеет мандат на выход из ЕС с результатом чуть более 43 процентов. Соответственно, по мнению эксперта, шотландские сепаратисты имеют теперь гораздо больше прав на организацию своего опроса.

Неслучайно в Британии давно обсуждается возможность повторного референдума о независимости по сценарию Каталонии, где в 2017 году пошли на проведение опроса вопреки прямому запрету, поступившему из Мадрида. Сама Старджен неоднократно заявляла, что не является сторонницей подобного сценария, но допускала любые опции принуждения Лондона к признанию легитимности будущего шотландского голосования. Она же допустила, что в случае блокирования со стороны британских тори спор по этому поводу закончится в суде.

В субботу, когда результаты голосования в Шотландии стали понятны, Джонсон решил предстать в роли миротворца, протягивающего своим оппонентам оливковую ветвь. Он предложил лидерам трех субъектов государства (Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия) собраться с ним на "Саммит единства", который он уже назвал "Командой Соединенного Королевства" (Team UK).

В свойственной ему пафосной манере британский премьер обратился к Старджен с призывом совместно бороться с общими "вызовами, беспрецедентными в нашей истории". И ни слова о том, что одним из таких вызовов является стремление шотландцев к независимости, подтвержденное свежим голосованием.

Судя по последним действиям Джонсона, он, несмотря на категорическое неприятие возможности проведения шотландского референдума, уже начал к нему активно готовиться. В конце концов, даже абсолютное большинство жителей Англии (не говоря уже о других субъектах королевства) накануне региональных выборов признали право шотландцев на повторный референдум в случае победы сепаратистов.

По сведениям ряда британских газет, на минувшей неделе Джонсон совещался с членами своего правительства на предмет вливания бюджетных миллиардов в строительство и ремонт автотрасс и железных дорог в Шотландии с целью продемонстрировать тамошнему населению выгоды от единого государства.

Кроме того, на уровне правительства обсуждается вопрос поддержки студенческих обменов — как зарубежных, так и между регионами Британии. Это важно с точки зрения юнионистов. Главная беда сторонников сохранения единого государства заключается в том, что против независимости Шотландии выступают в основном пожилые люди. Электоральную же основу сепаратистов составляет молодежь. Это и обеспечивает постоянный прирост рейтингов ШНП.

Неслучайно еще после первого референдума о независимости медиамагнат Руперт Мердок, очень хорошо разбирающийся во всех тонкостях политического устройства Британии, предположил, что самоуправление Шотландии "кажется неизбежным в течение следующих нескольких лет".

Свежий опрос, проведенный среди шотландской молодежи от 16 до 35 лет, показал, что уровень поддержки независимости от Британии в этой возрастной категории составляет 62 процента. Но юнионисты обрадованы тем, что эта доля сразу падает до 31 процента в случае, если молодежь убедить в снижении уровня жизни в независимой Шотландии. Из этого становится понятным, какую тактику выберет Лондон с целью изменить тревожные для себя тенденции: молодых шотландцев начнут запугивать перспективой резкого обнищания в случае выхода из Соединенного Королевства.

В этой связи сторонники единства Британии очень внимательно следили за результатами голосования в двух самых отдаленных округах Шотландии — на Шетландских и Оркнейских островах. Дело в том, что все экономические аргументы и расчеты ШНП о грядущем благополучии независимого региона строятся на "шотландской нефти", которую якобы отбирает Лондон (а именно на шельфе этих островов Британия добывает до 90 процентов своих нефти и газа). Но острова как раз меньше всего желают становиться частью независимой Шотландии и предпочитают оставаться в Великобритании.

Вот и сейчас, к радости юнионистов, островитяне проголосовали за представителей Либерально-демократической партии, яростно выступающей за сохранение общебританского государства. Но и здесь проявились опасные для Лондона тенденции.

Если два года назад представительница ЛДП Беатрис Уишард выиграла внеочередные выборы на Шетландских островах с комфортным преимуществом над кандидатом от ШНП (почти 20 процентов), то в этом году шотландские националисты сократили разрыв всего до семи. Если же сравнивать с результатами очередных выборов пятилетней давности, то ШНП нарастила свои показатели почти вдвое. При сохранении таких тенденций сторонники общебританского государства начнут проигрывать и на северных островах, лишив Лондон возможности применения маневра "сепаратизм внутри сепаратизма".

Можно смело утверждать, что прошедшие выборы — это новый этап борьбы Шотландии за обретение независимости. Судя по риторике основных игроков, борьба эта будет жесткой. И вне зависимости от ее финального исхода долгоиграющий конституционный кризис в королевстве, живущем без конституции, обеспечен.

146
Теги:
Шотландия