Посол США Джон Лесли Карвайл, министр финансов Латвии Янис Рейрс и глава Службы финансовой разведки Илзе Знотиня на подписании соглашения об оказании технической помощи в борьбе с отмыванием денег, архивное фото

Вопросы философии. Почему в Латвии отнимают деньги из других стран?

6031
Похоже, в лице главного финансового разведчика Илзе Знотини Латвия потеряла выдающегося философа - кто бы еще мог так философски относиться к чужим деньгам?

Каких только эпитетов не удостаиваются наши политики и чиновники в нервное ковидное время. Впору отдельно издавать полное собрание их кличек и обзывательств в восьми томах. И никто из отечественных политтехнологов, публицистов, блогеров и иных доморощенных критиков не смог разглядеть их истинную и тайную природу.

На днях глава службы Финансовой разведки Латвии Илзе Знотиня, которую в Латвии обвиняют в красном терроре из-за "капремонта" финансового сектора, вылившегося в распугивание иностранных инвесторов и уничтожение одного из ведущих банков, дала интервью Neatkariga.

В ходе интервью выяснилось, что она не успела ознакомиться с решением Бюро по профилактике и борьбе с коррупцией, которое не нашло доказательств участия банка ABLV в миллиардной коррупции и финансировании северокорейской ядерной программы. Напомним, что подозрения в этом со стороны американских органов финансового надзора стали причиной ликвидации банка.

Философы нашего двора

Журналист напомнил, что в свое время люди из третьих стран (России и стран СНГ) откликнулись на приглашение правительства Латвии - приходите и вкладывайте деньги в наши банки! Сегодня эти деньги национализированы, так как "неустановленное происхождение" денег в Латвии приравнено к их преступному происхождению.

"На ваш взгляд, это справедливо? - спрашивает журналист. - Мы их приглашали! Мы говорили - приходите, мы у вас ничего не спросим. Теперь мы эти деньги у них отняли".

На этот вопрос главный финансовый разведчик Латвии отвечает так: "Ну, в первую очередь, что значит - справедливо и честно? Мне очень нравится говорить на эти темы, в свое время хотела поступать на философский факультет".

Эврика! Знотиня, как и многие другие высшие должностные лица этой страны, - философ! У них счастливый дар - философски относиться к чужим деньгам!

Глава СФР продолжает философствовать: "Сегодня утром была в ветеринарной клинике, и там тетушка не могла заплатить за лекарство для своей собачки. Ну почему мы живем так плохо? На этот вопрос наверняка есть ответ".

Надо отдать должное, в лице Знотини Латвия потеряла выдающегося философа, быть может даже нашего отечественного Сенеку! Каким образом изгнание капиталов, отпугивание инвесторов, препятствия для работы компаний, заполнение тысячи бумажек в банках, а также угроза изъятия имущества бизнесменов на основании одних лишь подозрений помогут тетушке оплатить лекарства для собаки, глава Службы финансовой разведки объяснить позабыла.

А мне почему-то врезался в память флешмоб работников ликвидируемого ABLV, когда три года назад сотни людей собрались на пустыре для прощального фото. Сколько среди них было тетушек - женщин предпенсионного возраста, хорошо зарабатывавших, с уверенностью смотревших в будущее с хорошей пенсией, возможно, содержавших своих престарелых мам и других родственников. И вот в один миг все это исчезло - как же, они финансировали корейскую ядерную бомбу! Быть может эта "дама с собачкой" из ветеринарной клиники - одна из них. Но "богат, не тот, кто много имеет, а тот, кто мало хочет", как говаривал Сенека.

Работники банка ABLV собрались вместе для прощальной фотографии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Работники банка ABLV собрались вместе для прощальной фотографии

Грабь "награбленное", раскулачивай мироедов!

Латвийская земля богата и другими философами. Правда, не экзистенциализм и не релятивизм они проповедуют и вдохновляются не Кьеркегером или Шопенгауэром. Их философия - марксизм-ленинизм с его ненавистью к классовым врагам - капиталистам. Недавнее откровение премьер-министра Кришьяниса Кариньша подтверждает, что он, как и Знотиня и их общие идейные предшественники - красные латышские стрелки, с подозрением относится к миру капитала.

Он, напомню, сказал, что деньги, которые Латвия получала от финансового посредничества и транзита, только сделали Латвию беднее. Его можно понять, Кариньш относится к разряду стерильно чистых чиновников, которым претит сама идея зарабатывать с помощью коммерции. В конце концов это стыдно - устанавливать наценку на плоды своего труда и зарабатывать за счет добавочной стоимости. Попахивает спекуляцией, с которой нещадно боролись в СССР.

Тем более сейчас, когда, по словам Кариньша, у Латвии так много денег, как никогда, они сыплются золотым дождем из фондов ЕС, направленных на борьбу с последствиями пандемии.

Правда, многие скажут, что деньги Латвии дают не за красивые глазки, а за торговлю своим геополитическим положением. Хорошо ли это? Что ж, это тоже вопрос достаточно философский, но с уклоном уже в восточную философию, которая в будущем обещает последствия в виде кармы за любое совершенное действие.

6031
Теги:
ABLV Bank, Кришьянис Кариньш, отмывание денег, Латвия
Авианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78), архивное фото

Авианосец для Европы: не надорвется ли евроэкономика?

197
(обновлено 14:57 07.05.2021)
Разработка и строительство авианосцев – удовольствие дорогое. Пока все похоже на проект создания единой европейской армии – вроде нужно, но дорого, а тут еще и 2% ВВП на НАТО отчислять. В общем, одни расходы

Американское издание The National Interest возвращается к дискуссии времен до пандемии: быть или не быть совместному европейскому авианосцу? Франция может дать технологии, Германия – деньги, отмечает автор радио Sputnik Кирилл Гришин. Возможна ли такая кооперация?

Франция без сомнения разработает и построит по крайней мере один новый авианосец в следующие два десятилетия. Второй такой корабль страна не потянет. Но учитывая, что Германия и Франция собираются разработать комбинацию "истребитель плюс беспилотник шестого поколения", которую можно было бы использовать на авианосце, эти идеи могут получить осязаемое воплощение.

The National Interest отмечает, что Германия никогда ранее не эксплуатировала авианосец, хотя в первой половине прошлого века вынашивала амбициозные планы: построить или переоборудовать шесть разных таких кораблей, но ничего из этого не вышло.

Теперь вот Берлин вполне мог бы взяться за постройку такого судна. Тем более, что эта несколько подзабытая тема вряд ли ушла из оборонной повестки бундесвера. Германия готова делать подобный проект на паях с соседями по континенту. Заявление Ангелы Меркель о том, что Берлин поддержит создание европейского авианосца двухлетней давности по-прежнему может выступать ярким ориентиром. Даже несмотря на то, что Меркель осенью уходит с должности, этот проект более чем реален.

Ведь в пользу строительства европейского авианосца высказывалась и преемница Меркель на посту ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Она считает, что проект подчеркнул бы "глобальную роль ЕС как гаранта мира и безопасности". В первую очередь, Берлин приглашает присоединиться к нему Париж, у которого, кстати, есть ядерный авианосец "Шарль де Голль".

Кроме того, Франция в конце 2020 года начала строить новый авианосец. Он сможет нести 32 истребителя и три вертолета, будет снабжен современными американскими электромагнитными катапультами. Отмечается, что Франция выбрала систему с одним авианосцем, который не всегда будет доступен, но гарантированно боеспособен. Ожидается, что он поступит на вооружение в 2038 году, он заменит "Де Голля".

Вообще, разработка и строительство авианосцев – удовольствие дорогое. В частности, как напоминает The National Interest, Соединенные Штаты тратят более десяти миллиардов долларов на корабль класса "Джеральд Форд". Поэтому идея получить финансового партнера может быть привлекательной.

И если с коммерческой точки зрения тут все более-менее ясно, то с эксплуатационной – одни вопросы. Как разделять расходы на содержание? Где будет база? Как управлять в совместных военных походах и тактических маневрах? Это же не игра-симулятор.

Центр управления будет в Берлине или в Париже? А может в Брюсселе? Но до всего этого, конечно, нужно еще добраться. Для начала хотя бы начать строить корабль. А то пока все это похоже на проект создания единой европейской армии – вроде нужно, но дорого, а тут еще и 2% ВВП на НАТО отчислять. В общем, одни расходы. Одна головная боль.

 

197
Теги:
оборона, США, корабль, военная техника, Европа
Первый вице-премьер Чехии Ян Гамачек

Гамачек - маленький гамак. Чехи начали искать козлов отпущения у себя

12762
(обновлено 17:28 06.05.2021)
Как видно, вице-премьеру Яну Гамачеку светил неплохой куш на пустом месте - в Чехии ведь сейчас верят всему, грех не воспользоваться

Так вот что значит "чехарда". Это, когда орда чехов пытается подальше оттолкнуться от того, кто совсем прогнулся. И в этой своей забаве они превзошли даже нашу народную мудрость, отмечает автор радио Sputnik Михаил Шейнкман. Не только попали в ту яму, что рыли другому, но уже и закапывать себя начали.

Начали с того самого вице-премьера Яна Гамачека, который, собственно, все это первым и огласил. СМИ тут на днях сообщили, что "операция Врбетице" нужна была ему лишь для того, чтобы появился предмет торга с Россией. Гамачек, дескать, собирался предложить ей замять историю семилетней давности, чтобы она за это пролоббировала Прагу в качестве столицы саммита двух президентов и поставила "Спутник V" бесплатно.

Так-то неплохой куш на пустом месте. И хоть какая-то мотивация во всей этой инсценировке. В середине апреля собрался, было, в Москву, да спецслужбы отговорили. А вот это, по крайней мере, логично. Во-первых, не ради здоровья соотечественников они это все организовали. Во-вторых, так топорно, что сами должны понимать: Россия на такую халтуру не поведется.

На этом логика заканчивается. Вообще, после комикса про Боширова с Петровым большую дичь, казалось, и придумать уже нельзя. Но у них получилось. Ведь что, например, за бред – добиваться права на проведение встречи Байдена и Путина у Путина, если, а) инициатор Байден; б) для Гамачека он еще и гегемон. Кроме того, обязанности принимающей стороны – это же так накладно, дискомфортно и никакой личной жизни.

А ввоз российской вакцины, пусть даже задаром. Чтобы истинный европеец Гамачек отважился на приобретение несертифицированного в ЕС препарата, причем несертифицированного по принципиальным, идеологическим, соображениям. Да ни в жизнь. Тем более в соседней Словакии один премьер из-за этого уже лишился своей должности.

Но в Чехии сейчас верят всему. Охотно и с удовольствием. Может, и не все. Но оппозиция ухватилась. Скоро выборы, а тут такой пассаж с партиями власти. Грех не воспользоваться. В обстановке строжайшей секретности, без камер, гаджетов и телефонов, созывают экстренное заседание парламента с приглашением всех спецслужб. На кону – отставка вице-премьера, а если хорошо пойдет, то и голосование по вотуму недоверия всему кабинету Бабиша.

Ведь никаких дивидендов. Даже благодарность премьеру за проявленное "мужество в смертельной схватке с Россией" выразил не президент США, а всего лишь госсекретарь. Ну, потому что не дожали. Втянуть всю Европу в это грязное дело так и не удалось.

Вот и генпрокурор допускает, что закроет его, если некого будет допрашивать в связи с "вновь открывшимися" обстоятельствами. Подразумевает Боширова и Петрова. То есть показаний Гамачека на Боширова и Петрова ему уже недостаточно. И это для вице-премьера недобрый знак. Хотя Гамачек – это же по-чешски маленький гамак. На нем они за весь этот позор и отоспятся. После того, как подвесят.

Сам он утверждает, что слухи о "торге с Россией" – это грязная ложь и провокация. Да неужели? А опять списать все на русских не пробовал?

12762
Теги:
политики, Россия, Чехия
Заправка автомобиля на автозаправочной станции

Как изменились цены на бензин в Латвии за неделю

0
(обновлено 18:04 08.05.2021)
На минувшей рабочей неделе в Риге топливо подорожало, в Вильнюсе подешевело, а в Таллине цены на топливо не меняются уже четвертую неделю

РИГА, 9 мая - Sputnik. Самая высокая цена на бензин и дизельное топливо в пятницу была в Таллине, самая низкая - в Вильнюсе, пишет Press.lv.

В Риге на АЗС Circle K цена бензина 95-й марки выросла на 0,8 процента до 1,297 евро за литр, дизельное топливо подорожало на 0,6 процента до 1,194 евро за литр.

В Вильнюсе цена бензина 95-й марки снизилась на 2,3 процента до 1,259 евро за литр, дизельного топлива - на 5,8 процента до 1,129 евро за литр.

В Таллине бензин 95-й марки по-прежнему стоил 1,389 евро за литр, дизельное топливо - 1,199 евро за литр.

Цена на автогаз в Риге снизилась на 4,7 процента до 0,615 евро за литр, в Таллине и Вильнюсе цены не изменились, составив соответственно 0,66 и 0,599 евро за литр.

0
Теги:
Таллин, Вильнюс, Рига, цена, бензин
По теме
Бензин и дизельное топливо в Риге начали дорожать
Топливо и продукты в Латвии подорожают
Цены на топливо в странах Балтии выросли, но самый дорогой бензин не в Риге