Сцена из спектакля Письмо к человеку с участием Михаила Барышникова

Барышников сыграл безумие: я не Нижинский, я - другой

1201
На генеральной репетиции в Латвийской Национальной опере Михаил Барышников показал моноспектакль "Письма человеку" друзьям и журналистам. Сегодня спектакль увидят рижские зрители.

РИГА, 3 авг — Sputnik, Инга Берзиня. "Письма человеку" — спектакль, поставленный американским классиком авангарда Робертом Уилсоном по дневникам гения русского балета Вацлава Нижинского. Главный и единственный актер этой постановки – другой великий танцовщик мировой сцены – Михаил Барышников.

Безумие и норма, актерство и расплата за него, порок и добродетель, Нижинский и Дягилев, Христос и антихрист, шутовство и голая правда, прилипшая намертво маска Петрушки и пронзительное одиночество, жизнь и смерть, вера и неверие, а также движение, мимика, музыка, свет, текст и интонации, смех и слезы — все смешалось в этой постановке для того, чтобы поговорить с нами о самом главном.

В зале Латвийской национальной оперы перед спектаклем
Sputnik, Sergey Melkonov
В зале Латвийской национальной оперы перед спектаклем

Танцев не будет — скажем сразу, для тех, кто их ждет. 68-летний танцовщик давно уже не просто великий танцовщик. Не будет ничего похожего и на спектакль Алвиса Херманиса "Бродский/Барышников", в котором артист исповедался нам от своего лица и лица своего друга Иосифа, говорил с нами о старости, смысле, о страхе смерти и жажде жизни, но при всем этом это был он.

На этот раз на сцене будет не он. А человек-маска. Человек-безумие. Завораживающее и испепеляющее существо: то ли Фред Астер, то ли злой мим, то ли Пьеро, скрещенный с Арлекино, то ли реинкарнация Петрушки того самого Вацлава Нижинского, чье безумие он так талантливо играет.

Сыграть безумие

На генеральной репетиции в Латвийской Национальной опере собрались только те, кто был приглашен специально: журналисты, театральные критики и режиссеры, организаторы гастролей, среди которых предприниматель Александр Шенкман, благодаря которому и удалось привезти эту постановку, режиссера Андрейс Жагарс и несколько приятелей мастера. Среди них старый друг Барышникова Андрис Витолиньш и новый приятель — актер Леонид Ярмольник с женой Оксаной, а также актриса Марина Неелова, телеведущий Юрий Николаев. Sputnik также удалось побывать на закрытом мероприятии.

Леонид Ярмольник и актриса Марина Неелова с мужем бурно обсуждают спектакль и роль драматического артиста в искусстве
Sputnik, Sergey Melkonov
Леонид Ярмольник и актриса Марина Неелова с мужем бурно обсуждают спектакль и роль драматического артиста в искусстве

Еще в мае Михаил Барышников охотно рассказывал историю создания спектакля и знакомства с завораживающим авангардистом Робертом Уилсоном (вместе с Уиллемом Дефо Михаил Барышников уже играл в его постановке "Старуха" по Хармсу – ред.). Рассказал он и о том, что получал за свою жизнь и карьеру около 15 предложений сыграть Вацлава Нижинского. Самое заманчивое — от Ингмара Бергмана в 1970-х, но этот проект, увы, тогда не состоялся.

Но даже сейчас, когда "Письмо к человеку" — спектакль, созданный на основе дневников этого гениального человека, находящегося в состоянии безумия, — уже состоялся и был показан в Сполето и Милане, Барышников предупреждает: "Я не играю Нижинского. У нас с ним все разное – и пластика, и физика, и природа движения. Я играю его безумие. То пограничное состояние, в котором он находился в последние годы жизни".

На рижскую репетицию собрались за полчаса до начала. В семь вечера все уже сидели в зале и смиренно ожидали действа. Через семь минут на сцену вышел Михаил Николаевич, в абсолютно белой непроницаемой маске грима и во фраке, и своим уникальным, очень характерным голосом, который завораживает так же, как и его движения, сказал: "Labvakar! Я рад вас всех приветствовать здесь. И благодарен судьбе за то, что оказалась долгой. Надеюсь, вам понравится спектакль".

Сцена из спектакля Письмо к человеку с участием Михаила Барышникова
Sputnik, Sergey Melkonov
Сцена из спектакля "Письмо к человеку" с участием Михаила Барышникова

Он добавил, что в прошлом году было сыграно лишь 20-25 спектаклей.

"Спектакль поставлен не по биографическим данным Нижинского, а по его дневнику, который он написал, уже уходя в полную шизофрению, и было это в 19-м году прошлого столетия. Этот спектакль произвел фурор, и была масса публикаций на разных языках", — сказал Барышников.

Маэстро отметил, что в зале находится и латвийский балет, специально приглашенный на мероприятие, и тепло приветствовал ребят. Ушел со сцены, и действо началось.

Тварь дрожащая

Почти пустая сцена. Герой с выбеленным лицом сидит на стуле в узкой прорези двери. Откуда-то сверху звучит голос: "Я знаю, что такое война. Я воевал с матерью моей жены". И так несколько раз.

Сцена из спектакля Письмо к человеку с участием Михаила Барышникова
Sputnik, Sergey Melkonov
Сцена из спектакля "Письмо к человеку" с участием Михаила Барышникова

Текст звучит на английском — говорит сам Уилсон — и на русском в исполнении Барышникова. Вспышки света вырывают из темноты небытия фигуру героя, который гримасничает, выполняет механические движения и внезапно затихает. А потом произносит один и тот же текст с совершенно разной интонацией, создавая какой-то магический рисунок одной и той же фразы. Встает, убирает стул и исполняет танец безумия.

Режиссура Роберта Уилсона здесь действительно очень сильна. Не зря Барышников отмечал, что режиссер точно знает, чего хочет добиться, он четко выстраивает канву спектакля и требует от актера отдачи точной и филигранной, полностью подчиненной его великому смыслу.

Уилсон разделяет текст на новеллы и прикрепляет к ним визуальный ряд: свет, всполохи, декорации, музыкальное сопровождение и, конечно же, движения великого танцовщика. Барышников и Уилсон рассказывают историю немолодого безумца, живущего в мире грез. И зритель физически ощущает тот морок, в котором находится его сознание.

"Бог не есть тварь в вещах. Я есть тварь. Я есть тварь, но я не вещь. Но я не вещь", — звучит голос на двух языках.

Сцена из спектакля Письмо к человеку с участием Михаила Барышникова
Sputnik, Sergey Melkonov
Сцена из спектакля "Письмо к человеку" с участием Михаила Барышникова

Режиссер фиксирует поток сознания автора – отстраненный самоанализ, откровенное самобичевание в духе героев Достоевского, размышления о даре, взаимоотношениях с Богом и постоянное упоминание Дягилева, фигура которого в этом спектакле кажется угрожающей и почти физически нависающей и подавляющей главного героя, полубезумного Нижинского.

"Я знаю, что Бог хочет этого, а поэтому буду так жить. Я буду так жить до тех пор, пока он меня не остановит. Я человек злой. Я не люблю никого. Я хочу зла всем, а себе добра. Я есть эгоист. Я не Бог. Я зверь, хищник. Я буду заниматься онанизмом и спиритизмом. Я буду любить мать моей жены и моего ребенка. Я буду плакать, но я буду все делать, что мне Бог повелит. Я знаю, что все испугаются меня и заключат в сумасшедший дом, но мне все равно. Я не боюсь ничего", — звучит со сцены.

Три гения и абрис четвертого

О чем вам рассказать? О том, как движется по сцене Барышников, выражая то изломанную пластику безумца, то расслабленную негу. О его холодной и отстраненной манере игры, которая "компенсируется" уникальной выразительностью — буквально на кончиках пальцев или поворотом головы.

Или о минималистичном визуальном театре другого гения — Роберта Уилсона, который оказался идеальной сценической формой для импульсивной исповеди сумасшедшего? А может о самом Вацлаве Нижинском, чьи дневники безумца очень сложны для восприятия, их сложно читать и воспринимать, но, продираясь сквозь морок и оборванные фразы-утверждения, можно обнаружить недюжинную силу духа и волю. И это при всем том, что, по утверждению очевидцев, великий танцовщик и хореограф был робок и скромен в жизни.

Сцена из спектакля Письмо к человеку с участием Михаила Барышникова
Sputnik, Sergey Melkonov
Сцена из спектакля "Письмо к человеку" с участием Михаила Барышникова

Биография, судьба, творчество и бэкграунд каждого из трех персонажей достойны самого тщательного изучения. Но есть еще и зловещий четвертый: Мефистофель во плоти, Дягилев.

"Я не имел пристрастия ни к предметам, ни к славе. Дягилев знал, что я человек скучный, и потому оставил меня. Дягилев научил меня ужасным вещам. Я не люблю кладбище. Дягилев есть кладбище. Ты зверь хищный, который не любит людей. Я люблю людей. Ты хочешь меня загубить, я хочу тебя спасти", — слышится со сцены.

И это все о Дягилеве. Голос звучит в тот момент, когда герой в маске висит вниз головой на стуле. Белая стена, вспышка света, и в безвоздушном пространстве висит безумная фигура…

Петрушка в трехмерном пространстве

К каждой новелле режиссер изобрел свою картинку. Фронтовые фотографии вместе с танцем Барышникова в сопровождении пулеметных очередей становятся обличающим и страшным антивоенным манифестом.

"Я знаю, что такое солдат. Я видел много изображений, и к тому у меня воображение сильное. Я знаю убийства солдат. Я знаю их мучения. Я видел их лица. Я знаю, что профессора немецкие и другие не понимают смерти. Я знаю, что профессора есть глупые животные. У них нет чувств", — слышит зритель.

Зловещие горы Санкт-Морица с накрененным крестом, и тут же освещенная комната-келья за решеткой – то ли сумасшедшего дома, то ли монастыря картонные тени-утки.

Сцена из спектакля Письмо к человеку с участием Михаила Барышникова
Sputnik, Sergey Melkonov
Сцена из спектакля "Письмо к человеку" с участием Михаила Барышникова

Барышников здесь всего лишь часть картинки. Но эта часть разговаривает телом почище нас с вами, рассказывает нам об одиночестве героя то зажатым и уязвимым телом, то пластикой едва научившегося держаться на ногах ребенка.

Но главный здесь все равно не он. Он – ретранслятор воли режиссера, выстраивающей трехмерное кино, с ожившей картинной живописью и яркими цветовыми подложками, ярко-красным, фиолетовым, ярко-лимонным или цвета электрик.

Он Петрушка, он безумие, он маска. Он – игра в Бога с Богом. Он – текст.

Кто-то из современников Нижинского еще в 19-м году предугадал симптомы надвигающей страшной болезни танцовщика по его Петрушке. Кстати, "Петрушка" станет последним спектаклем, на котором Нижинский побывал как зритель. Ведь этот Петрушка и есть застывшая маска безумия, с мимикой и жестами, доведенными до полного автоматизма.

Уилсон очень точен в своих мизансценах. Барышников сидит на стуле и всматривается в зал. Если вы поклонник балетного искусства, вы наверняка помните, что именно так выглядела сцена последнего спектакля полубезумного артиста в швейцарском отеле "Сювретта-хаус", когда он полчаса смотрел на публику без движения, заставив ее нервничать.

И нам, как зрителям, всегда интересно – как, когда и с чего начинается этот морок, где проходит граница безумия и нормальности, с чего начинается падение в пропасть собственных кошмаров?

На этот вопрос — страшный, трагичный и очень непростой — спектакль "Письма человеку" не дает ответа. Но он задает много вопросов.

После спектакля зал аплодировал стоя. Расходились молча — говорить не хотелось. Лишь какое-то время погодя, когда первое впечатление как-то улеглось, начались обсуждения виденного.

"Впечатление от спектакля неповторимое и превосходное, — отметил актер Леонид Ярмольник, выйдя из-за кулис оперы. — И у каждого, кто попадет на этот спектакль, будет превосходное впечатление. Миша Барышников не только выдающийся танцовщик, но еще и чрезвычайно талантливый драматический актер. И в этой постановке все понятно и четко".

"Я ему сказал за кулисами, что языком и словами не смогу выразить то, что он выражает своим телом как инструментом. Как он может высказаться с помощью одного пальца, штриха руки, шага спиной – что-то невероятное. Это как посещение Всевышнего", — добавил Ярмольник.

1201
По теме
Барышников выдвинут на главную театральную награду Латвии
Билеты на новый спектакль Барышникова уже заканчиваются
Барышников станет Нижинским
Андрейс Жагарс заинтриговал новым проектом с участием Барышникова
Главный редактор телеканала RT и МИА Россия сегодня Маргарита Симоньян

Симоньян высмеяла разведку Латвии после запрета телеканала RT

1422
(обновлено 21:16 30.06.2020)
Пресс-служба телеканала RT, в свою очередь, выступила с "поздравлением" в адрес спецслужб и Национального совета по электронным СМИ Латвии

РИГА, 30 июн - Sputnik. Главный редактор RT и МИА "Россия сегодня" Маргарита Симоньян с иронией похвалила разведку Латвии после решения запретить в балтийской республике вещание RT.

Национальный совет по электронным СМИ Латвии объявил сегодня о запрете на распространение в Латвии семи телеканалов RT в связи с тем, что они якобы принадлежат генеральному директору МИА "Россия сегодня" Дмитрию Киселеву, который пребывает под санкциями Евросоюз. В число запрещенных вошли телеканалы RT, RT HD, RT Arabic, RT Spanish, RT Documentary HD, RT Documentary, RT TV.

"Латвийская разведка считает, что RT возглавляет Дмитрий Киселев. Американская разведка считает, что программа на Рен-ТВ, которую я вела в 2011-м году, повлияла на американские выборы. Британская разведка считает, что Скрипалей отравили Боширов и Петров. И это хорошая новость. С такими разведками нам не страшен серый волк", - написала Симоньян в своем канале Telegram.

Симоньян напомнила, что Киселев является гендиректором МИА "Россия сегодня", а она занимает должность главного редактора RT, при этом никакие санкции ЕС на нее не распространяются. Медиаменеджер подчеркнула, что компании представляют собой два отдельных юридических лица, и это давно публично известно.

В свою очередь, пресс-служба телеканала RT выступила с "поздравлением" в адрес спецслужб и совета по СМИ.

"Поздравляем спецслужбы и Нацсовет по СМИ Латвии с тем, что наконец-то смогут защитить все арабоязычное и испаноязычное население страны от "наиболее влиятельного российского пропагандистского канала" RT", - говорится в заявлении пресс-службы.

Киселев ранее назвал решение о запрете вещания RT показателем уровня глупости и неосведомленности латвийских властей, ослепленных русофобией. Он отметил, что указанное ими основание для запрета не имеет никакого юридического смысла, поэтому Латвия должна немедленно вернуть вещание RT в эфир и принести свои извинения.

Глава Союза журналистов России Владимир Соловьев сообщил, что организация уведомит Международную федерацию журналистов о необоснованном запрете вещания RT в Латвии.

"Можно только сожалеть об этом. Это очередной случай нарушения свободы слова и свободы распространения информации. В Прибалтике подобные меры в отношении российских СМИ предпринимаются давно и планомерно. Я думаю, многие зарубежные и всемирные журналистские правозащитные организации должны на это обратить внимание. И мы, конечно, сообщим об этом факте в Международную федерацию журналистов", - сказал Соловьев РИА Новости.

Власти стран Балтии регулярно чинят препятствия работе российских и русскоязычных СМИ. В МИД РФ уже отмечали, что случаи притеснения российских медиа в Балтии "наглядно демонстрируют, чего на практике стоят демагогические заявления о приверженности Вильнюса, Риги и Таллина принципам демократии и свободы слова".

1422
Теги:
телевидение, запрет, Национальный совет по электронным средствам массовой информации (НСЭСМИ), свобода слова, RT, Маргарита Симоньян, Россия, Латвия
Российский режиссер, теле- и радиоведущий, педагог, киножурналист Давид Шнейдеров

Режиссер предупредил о последствиях ограничения русского вещания в Латвии

1013
(обновлено 17:38 24.06.2020)
Люди найдут способ обойти ограничения и будут смотреть любимый телеканал в интернете - подобные запреты только усиливают раскол в латвийском обществе
Шнейдеров о последствиях ограничения русского телевещания в Латвии

Латвийские кабельные операторы обратились к президенту республики Эгилсу Левитсу с просьбой вернуть на доработку в Сейм поправки к закону об электронных СМИ, которыми ограничивается телевещание на русском языке. Такими изменениями информационное пространство Латвии не укрепить, подчеркивают операторы: создается впечатление, что государство подталкивает к "пиратству" зрителей телепередач на русском, украинском, белорусском и других языках, не относящихся к ЕС.

Отношения между постсоветскими государствами сложные и запутанные, но ситуация, когда крохотная республика устраивает гонения на русский язык, просто чудовищна, заявил Sputnik Латвия российский режиссер, теле- и радиоведущий, педагог, киножурналист, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России, член Евразийской академии телевидения и радио Давид Шнейдеров.

"В Швейцарии семь государственных языков, и это никому не мешает. Для всех балтийских стран и для Украины было бы только полезно, если бы второй государственный язык был русским, ведь огромное количество людей в этих странах говорит по-русски", - заявил Шнейдеров.

По словам эксперта, запрет телеканалов приводит к тому, что их начинают смотреть через интернет.

"Этот запрет носит чисто формальный характер. Да, российского телеканала не будет в сетях латвийских операторов, но интернет - это территория свободы, здесь можно смотреть любые телеканалы на любом языке. Просто это ограничение вызывает негативную реакцию части общества и усиливает внутренний раскол в Латвии", - подчеркнул Шнейдеров.

Сейм в начале июня ввел на телевидении языковые квоты, согласно которым с 1 июля будущего года 80% телепрограмм должны будут выходить на языках Евросоюза и европейского экономического пространства. На остальные языки, включая русский, отводится не более 20%. Кроме того, поправками накладывается запрет на ретрансляцию отдельных телеканалов в составе бесплатного базового пакета, в частности канала "Россия-РТР".

Как отметили в МИД РФ, инициаторы внесения изменений не скрывали, что их главной задачей является снижение доли русского языка в эфире латвийского вещания. Сейм существенно ограничил законный доступ жителей Латвии к источникам информации на понятном им языке, подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве.

1013
Теги:
русский язык, запрет, телевидение, Латвия
Вентспилсский свободный порт

Вместо кафеля - сигареты: в порту Вентспилса изъяли контрабанду

0
(обновлено 15:14 02.07.2020)
Крупный груз табачной контрабанды был обнаружен таможенниками в порту Вентспилса - сигареты были спрятаны в тайнике, замаскированном под груз кафеля

РИГА, 2 июл — Sputnik. Сотрудники Службы госдоходов (СГД) в грузе кафеля обнаружили крупную табачную контрабанду. Было конфисковано почти пять миллионов сигарет

По данным СГД, во время контрольных мероприятий в порту Вентспилса внимание таможенников привлекла автомашина, в которой находились коробки с кафелем. Груз предназначался для отправки в Швецию.

​Однако таможенники решили отправить грузовик на углубленную проверку и, как оказалось, не напрасно - в подозрительных коробках вместо кафеля находились пачки с сигаретами.

Всего работниками СГД было изъято 237 000 пачек (или 4 740 000 штук) сигарет марки Winston Blue без акцизных марок, которые находились в 294 коробках с надписью "кафель для ванной комнаты".

По первоначальным подсчетам, в виде неуплаченных налогов государству был нанесен ущерб в размере 888 тысяч евро.

По факту случившегося начат уголовный процесс по части 3 статьи 190 УЗ - "Контрабанда, совершенная в крупных размерах".

0
Теги:
сигареты, контрабанда, Вентспилс
По теме
В Дании задержали двоих латвийцев за контрабанду кокаина
Почетный консул Латвии пытался выехать с Украины в набитой контрабандой машине
Контрабанда или труп? Рижане увидели подозрительный объект в Даугаве