Кинолегенда о древней Латвии: ни слова по-латышски

© пресс-фото Platforma FilmНамейс с кольцом, актер Эдвин Эндре
Намейс с кольцом, актер Эдвин Эндре - Sputnik Латвия
Подписаться
В новом фильме "Кольцо Намейса", приуроченном к столетию Латвии, можно увидеть древних латышских вождей, футбол, плоскогубцы и мифического Пихто

РИГА, 24 янв — Sputnik, Михаил Губин. Новый латвийский художественный фильм "Кольцо Намейса" режиссера Айгарса Граубы вышел на экраны 19 января.

Сама дата выхода представляется довольно странной, так как предыдущие фильмы этого режиссера выходили к государственным праздникам. Картина "Стражи Риги", например, вышла 11 ноября, и на нее торжественно водили школьников.

Нынешняя же картина приурочена к столетию Латвийской Республики. Она представляет собой своего рода латышский ответ если не "Властелину колец", то всяким уж "Коловратам" и "Викингам" наверняка.

© пресс-фото Platforma FilmТак жили древние земгалы
Так жили древние земгалы - Sputnik Латвия
Так жили древние земгалы

Тем более что на роль главного героя прямо из канадско-ирландского сериала про викингов перешел, не снимая амуниции и оружия, актер Эдвин Эндре.

Хотя нет, древний латышский булатный меч, как говорят, ценою в 3 тысячи евро, ему торжественно вручил министр обороны Раймондс Бергманис в Риге.

Фильм совместного латвийско-британского производства обошелся в два миллиона евро и вышел на английском языке. Хотя в кинотеатрах идет и на латышском. Но это даже не дубляж, а просто наложенная сверху озвучка.

Сначала сообщалось, что по-английски фильм будет называться "Кольцо короля", но называется "Король язычников" — Pagan king.

Если кто собирается все-таки этот фильм смотреть, пусть переходит в конец текста, а для остальных я вкратце расскажу.

О чем фильм

Давным-давно, в Средние века, в прекрасной Семигалии жили прекрасные язычники. У них было свое государство с мудрым и сильным королем во главе и своя денежная система.

И всё бы у них было хорошо, если бы не Папа Римский. Совершенно отвратного вида, он жил вроде бы в замке Святого Ангела в Риме, а вроде бы в рижском Домском соборе, если судить по интерьерам.

© пресс-фото Platforma FilmПапа Римский, какой – не ясно (Артурс Скрастиньш)
Папа Римский, какой – не ясно (Артурс Скрастиньш) - Sputnik Латвия
Папа Римский, какой – не ясно (Артурс Скрастиньш)

У Папы этого в жизни была одна цель — завладеть кольцом всевластья над Семигалией, находящимся у семигальского короля. Первого посла, который не смог его добыть, Папа убил прямо в своем кабинете и послал за кольцом следующего — некоего Макса фон Буксгевдена (наверное, родственника основателя Риги Альберта фон Буксгевдена). Да еще дал ему в дорогу сосуды с хитродействующими ядами.

И вот пока посланцы понтифика плывут на корабле, развлекаясь кровавыми драками и убийствами, семигальцы исполняют красивые языческие обряды под руководством жреца с лысиной, татуированной латышским народным орнаментом, массово купаются и играют в семигальскую игру, похожую на американский футбол.

© пресс-фото Platforma FilmСемигальский футбол – древняя латышская забава
Семигальский футбол – древняя латышская забава - Sputnik Латвия
Семигальский футбол – древняя латышская забава

Побеждает молодой Намейс — сын короля Виестурса. Он влюблен в девушку Лаугу и собирается вместе с ней отправиться в дальнее плавание, посмотреть мир. Для чего строит корабль.

В это время хитрый Макс фон Б. прибывает на остров Сааремаа, за кадром — подстраивает убийство тамошнего вождя и вынуждает подчиниться себе его сына — истеричного и безвольного.

Убийство вождя нужно, чтобы на его похороны приехал семигальский король Виестурс. Тот и прибывает, вместе с маленьким наследником. Им дают попить отравленного вина, они приплывают обратно, и тут яд начинает действовать.

Король при смерти, вожди спорят, кто же станет наследником, но заветное кольцо Виестурс слабеющей рукой отдает молодому Намейсу. Он, конечно, в шоке, править не хочет, но лысый жрец его вразумляет и объявляет королем. Не все с этим согласны, одного возражающего приходится убить.

Макс в бешенстве. Это что еще за "ф**инг Намейс", кричит он. Такой план испортил!

А какой? Как Макс собирался завладеть кольцом, неясно.

Теперь он решил приплыть на похороны Виестурса, а с ним кто? Пихто!

Именно так, согласно титрам, зовут сааремского правителя, наконец-то можно увидеть легендарного фольклорного героя. Впрочем, внешне он похож на безумного Денетора Второго из "Властелина колец" и даже ведет себя соответствующе.

Ночью Макс убивает во дворе семигальскую девушку кинжалом этого Пихто, приносит труп с ножиком на всеобщее обозрение и толкает речь, мол, кто Виестурса отравил, тот и девушку убил.

Айда мстить, а я вам помогу, зло должно быть наказано. Все кричат "Ревендж!" и собираются на Сааремаа.

Вместе с Намейсом хочет отправиться и его девушка, но он не пускает, а вместо этого отдает ей королевское кольцо.

Вот два небольших отряда — семигальцы и крестоносцы — приплыли на остров и разделились. Первые пошли атаковать городище спереди, а вторые сзади.

И вот отряд Намейса крадется к воротам, а они приоткрыты. "Что-то тут не так!" — говорит Намейс.

И действительно, во дворе ловушка — там стоят крестоносцы и тот самый Пихто. Нет, семигальцы бы отбились, но попались в следующую ловушку.

И вот Макс победно требует от Намейса отдать кольцо. А кольца-то нет!

© пресс-фото Platforma FilmМакс фон Буксгевден, злобный христианин (Джеймс Блур)
Макс фон Буксгевден, злобный христианин (Джеймс Блур) - Sputnik Латвия
Макс фон Буксгевден, злобный христианин (Джеймс Блур)

Посланник Папы догадывается, где оно, и решает отправить Намейса в Рим, пусть там посмотрят на последнего языческого короля.

Но семигальского вождя не задушишь, не убьешь! Он один убивает всех крестоносцев на корабле, вплавь добирается до Сааремаа и освобождает соратников.

Пихто убит, все плывут домой, но паруса нет, а только весла. Мы что, рабы на галерах, возмущаются воины. Тогда Намейс предлагает перенести ладью к реке. Сказано — сделано, все поднимают корабль и бегут с ним через лес.

Приплывают на родной берег и подземным ходом бегут прямо в свое городище. А там уже крестоносцы подходят к местному дому собраний. Но внутри из стены вылезает Намейс с бойцами, возвращает себе кольцо и дает отпор. К большому удивлению Макса, который еле успел убежать.

Причем убежал он прямо в Рим. Там приставил стилет к горлу Папы и потребовал объявить крестовый поход на Семигалию. Понтифик пытался было отмазаться, дескать, воинов нет, все заняты.

Но Максу воины и не нужны, под папины молитвы из подвала выпускают отъявленных убийц и маньяков.

Тем временем Намейс по древнему обычаю, в костюме участника праздника песни, женится на Лауге. Все очень красиво. Затем проводит собрание семигальских вождей, уговаривая их вместе ударить по крестоносцам, которые скоро вернутся в большом количестве.

Но вожди хотят не воевать, а торговать. Кроме одного, похожего на Андриса Жагарса, хотя никакого Жагарса в списке актеров нет. Он, наоборот, обещает Намейсу поддержку.

© пресс-фото Platforma FilmДревние земгальские вожди
Древние земгальские вожди - Sputnik Латвия
Древние земгальские вожди

А крестоносцы уже высадились на морском берегу и, само собой, установили там крест. Правда, их немного — человек тридцать. Впрочем, и семигальцев примерно столько же, включая женщин.

К Намейсу приходят два вождя — и говорят: мы передумали, давай вместе пойдем на посланцев Папы.

Но это оказалась ловушка. На берегу они предали и примкнули к врагу. Завязалась кровавая битва. Причем одни семигальцы сражались с другими. Там был убит другой вождь, верный Намейсу, и умер со словами "Берегите Семигалию!" Живо напомнив Ельцина.

В общем, намеевцы отступили к своему городищу. "Все в тоннель!" — закричал король. Ну, все и побежали, последний обрушил свод.

Сунувшийся следом Макс фон Б. вынырнул в реке. А семигальцы очутились на кемерских болотах, где находилось их священное место — семигальский Стоунхендж.

Там же хранились все ценности королевства — разные ювелирные изделия. Которые Намейс велел переплавить на кольца, такие же, как у него.

И вот тут-то выяснилось, что древние латыши изобрели не только современный молоток, но и плоскогубцы. В тринадцатом веке! Во всяком случае, они ими пользовались, всю ночь мастеря кольца.

А наутро пришел посол от Макса. Отдайте, говорит, кольцо и власть над Семигалией и живите как жили.

Врал, конечно, Макс фон Б. решил всех убить. Но на некоторых подействовало.

Намейса заинтересовало, кто же их выдал. Оказалось, лысый татуированный жрец. Он поставил на новую силу. Пришлось его изгнать.

© пресс-фото Platforma FilmЯзыческий жрец
Языческий жрец - Sputnik Латвия
Языческий жрец

И вот решающее сражение на кемерских болотах. Макс требует кольцо, Намейс не отдает и грозит асимметричными мерами.

Крестоносцы, конечно, смеются. А зря. К ним в тыл, на горку пробрались семигальские женщины и пустили катиться по ней горящие венки из веток и сена.

В общем, всё в дыму, звон мечей, ничего не видно.

© пресс-фото Platforma FilmБитва на Кемерском болоте
Битва на Кемерском болоте - Sputnik Латвия
Битва на Кемерском болоте

Тут Максу докладывают: нашли кольцо. Он было радуется, однако находят еще одно, потом еще и еще. Макс фон Б. сильно удивляется, тут подкрадывается Намейс и валит крестоносца в болото, где тот и находит бесславный конец.

А тут и Жагарс с бойцами на помощь пришел. Вон он, смешно семеня, сбегает с горки.

Когда о смерти Макса сообщают Папе Римскому, тот говорит: пошлем другого.

Но, как становится ясно из финальных титров, послали только через сто лет. А кольцо Намейса навсегда осталось символом борьбы за свободу.

На самом деле

Латышские зрители в социальных сетях продолжают спорить по поводу этого фильма. Но совершенно ясно, что никакой исторической достоверности не предполагалось изначально. Эпоха слишком далекая, источников информации практически нет, а что есть — придумано позже, в угоду политическим тенденциям. Сами авторы скромно назвали свое детище легендой.

И, конечно же, это кино не имеет никого отношения к роману "Кольцо Намейса" Александрса Гринса, вышедшему в 1931 году. В романе действие происходит в XVII веке.

Однако именно Гринс впервые в литературе описал так называемое кольцо Намейса: "переплетающиеся серебряные ужи с рубиновыми глазами, вокруг голов венок из золотых колосьев, в середине которого изображен ястреб в полете".

Похожие плетеные кольца были найдены латвийским археологами, но атрибутированы как скандинавские, к тому же из эпохи, более ранней, чем правление земгальского вождя. Так что, возможно, сам Намейс таких колец не носил. И даже не видел.

Зато они стали очень популярными в 30-е годы прошлого века, массово изготовлялись ювелирами и сделались символом латышского национального духа. В общем, еще один выдуманный в прошлом веке древний латышский обычай.

Декорации к фильму Кольцо Намейса - Sputnik Латвия
В "латвийском Голливуде" снимают собственного "Властелина кольца"

Роман Гринса тоже был весьма популярен, а его инсценировку в 1935 году посетил и похвалил сам Карлис Улманис. Пропаганда тогда подчеркивала прямую связь между ним и Намейсом как вождями латышского народа. Хотя есть мнение, что Намейс был вождем литовским.

В фильме, впрочем, древних вождей показано много, но система отношений между ними неясна, как и то, почему Намейс их всех главнее.

Никто, конечно же, не ждал, исторического соответствия, но компьютерную графику для увеличения количества сражающихся могли бы использовать. А то небольшие группы бегающих с мечами и щитами напоминают реконструкторов или ролевиков. Все-таки историки утверждают, что войска и земгалов, и крестоносцев, исчислялись тысячами. А не двумя десятками.

Что хорошего

Замечательные виды природы сверху, хорошая музыка (Music by Rihards Zalupe) и великолепная игра Джеймса Блура в роли Макса фон Буксгевдена. Он единственный, на кого стоит посмотреть.

К сожалению, остальные рядом с ним, как из самодеятельности, пучат глаза, трясут приклеенными бородами, натужно орут. Эдвин Эндре, конечно, — красавчик, но это все.

Но самое печальное, впрочем, не это. А то, на что в соцсетях обращают внимание зрители.

Недавно выяснилось, что значки к юбилею Латвии сделаны в Китае. С этим фильмом нечто похожее.

Ни слова по-латышски, вместо Земгале – Semigallia, вместо Намейса – Pagan king, в главных ролях актер из Швеции и актриса из Литвы.

Снято к столетию Латвийского государства.

© Sputnik / Sergey MelkonovРеклама нового фильма "Кольцо Намейса" соседствует рядом с взбирающимся на стену Уралом
Реклама нового фильма Кольцо Намейса соседствует рядом с взбирающимся на стену Уралом - Sputnik Латвия
Реклама нового фильма "Кольцо Намейса" соседствует рядом с взбирающимся на стену Уралом
Лента новостей
0